Замок кастелло сфорцеско. Россия и Италия: сходства и различия (Кремль, замок Сфорца, керамика). Французский и испанский периоды

  • Дата: 17.08.2022

Привет, друзья. Наш сегодняшний герой стал свидетелем революций и восстаний, взлетов и падений ни одной династии. Еще бы. Ведь замок Сфорца живет уже более семи столетий. А еще он вам, наверняка, напомнит Кремль, ведь именно его облик итальянские архитекторы взяли за основу при строительстве главной московской достопримечательности.

Италия. Регион Ломбардия. Город . Castello Sforzesco — Кастелло-Сфорцеско или просто: замок Сфорца.

Красивое место с парком. В парке Семпионе приятно погулять, особенно утром. В замке расположились экспозиции 7 музеев на осмотр которых у вас уйдёт примерно 2 часа.

История

Когда-то миланский замок, который сейчас мы знаем как замок Сфорца, был возведён и служил резиденцией правящей династии Милана – герцогов Висконти. Кстати, знаменитый итальянский режиссёр Лукино Висконти — потомок этого аристократического рода.

Но этот первый замок был частично разнесён взбунтовавшейся толпой. На смену роду Висконти пришли Сфорца.

В XV веке Франческо Сфорца отстроил замок заново, придав ему больше великолепия и красоты. Примечательно, что к его украшению имел отношение сам Леонардо да Винчи.

Вообще же, каждый правитель, живший здесь, старался приложить руку к украшению замка. Так, к примеру, Галеаццо Сфорца, славившийся расточительностью, приобрёл дорогую мебель и не пожалел казны на роскошную отделку.

При нем во дворце появился Бальный зал, где проводились приемы.

Как только начались Итальянские войны, Людовико Сфорца покинул Милан, а под крышей замка поселился король Франции Людовик XII.

После него миланский замок не мог похвастаться хорошим состоянием. А в 1521 году произошло вот что: в башню Филарета ударила молния. А поскольку там был склад, где хранились запасы пороха, башня взорвалась.

В 1799 году Кастелло чуть было ни постигла судьба Бастилии. Тогда на территории города находился Наполеон. Ему была вручена петиция о том, что здание должно быть разрушено. Но вместо этого тщеславный император повелел разбить перед ним площадь.

К середине XIX века здание было отреставрировано, заново отстроили и ту самую взорвавшуюся башню.

Современная жизнь

Сейчас здесь уютно расположилась целая группа музеев. Пройти в них можно по единому билету.

К сожалению, от фресок Леонардо да Винчи ничего не осталось.

  • Зато в неплохом состоянии до нас дошли зал для игры в мяч и Слоновий портик.
  • Также здесь можно увидеть незаконченную скульптуру Микеланджело «Пьету Ронданини».
  • Еще здесь есть небольшая картинная галерея, порядка 230 работ великих итальянских мастеров, среди которых работы Беллини и Ф. Липпи.
  • Здесь же находится собрание музыкальных инструментов.
  • В музейные залы можно попасть из внутреннего дворика Рочетта, который в свою очередь соединен с парадным входом внутренним двором.

Окна замка выходят на парк Семпионе.

Он знаменит Аркой мира, памятником архитектуры XIX века.

По идее Наполеона, она должна была стать триумфальной аркой и одновременно с этим 14- ми воротами Милана.

Есть мнение, что эта арка находится на прямой линии с Триумфальной аркой Парижа и аркой Каррузель.

Многие туристы не идут внутрь замка, ограничившись прогулкой по парку. Парк очень приятный особенно утром.

Время работы парка

  • С 7:00 до 19:00 летом
  • С 7:00 до 18:00 зимой
  • Вход в парк бесплатный.

Музеи замка

  • Открыты каждый день со вторника по воскресенье.
  • Понедельник – выходной. Замок закрыт.
  • Время работы: с 9:00 до 17:30

Сколько стоит

  • Стандартный билет, позволяющий пройти на все выставки музеев внутри замка 5 евро.
  • Льготный билет 3 евро.
  • Каждую пятницу во второй половине дня вход в замок и его музеи бесплатный.

В замке проходят музыкальные концерты.

Подробности узнавайте на официальном сайте: www.milanocastello.it

Где остановиться в Милане

Сейчас много вариантов жилья в Милане появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы останавливались в отеле Siena Milan , он находится в 10-ти минутах пешком от главного ж/д вокзала. Неплохие номера, Рекомендуем.

Предлагаем неплохие варианты отелей и хостелов в центре Милана

Как добраться

  • На метро по ветке ММ1 Кайроли или ветке ММ2 Кадорна-Ланца.
  • На автобусе №№ 37, 50, 58
  • Еще вариант на трамвае №№ 2, 4, 12, 14

Замок на карте

А чтобы не упустить ничего важного и нужного просто подпишитесь на обновления нашего блога. До свидания.

Замок Сфорца вольготно раскинулся на живописных просторах в парке Семпионе, в самом центре Милана. В настоящее время, это гигантское сооружение известно во всем мире. Многие российские туристы при первом же ознакомлении с ним замечают его поразительное сходство с московским Кремлем. И это неудивительно, ведь проект был создан известными архитекторами из Милана, а они естественно сделали чертежи, взяв за основу замок Сфорца. Внимательно присмотритесь к форме башен и окантовке стен в виде короны, и вы тоже обязательно заметите это сходство.

Замок предназначался для резиденции герцогов из знаменитой династии Сфорца и в течение нескольких столетий он представлял собой символ герцогской власти. Нужно сказать, что веками миланцы считали его эмблемой тирании и иностранного господства. Много раз за долгую историю местные жители пытались атаковать и снести это ненавистное здание. И только с объединением Италии, став центром культуры, замок стал дорог для миланцев, как настоящий символ города. В начале ХХ столетия он стал историческим памятником и знаменитой достопримечательностью Италии, притягивающим миллионы туристов со всех уголков планеты.

Если немного вспомнить его историю, то башня Филарете была построена по проекту известного итальянского зодчего Антонио Филарете. Это многоярусная величественная постройка, высота которой достигает около 70 метров. Ее украшает барельеф с изображением короля Умберто, рядом можно увидеть старинные часы «Солнце правосудия» и другие геральдические фрески. Башни, расположенные по бокам от башни Филарете, носят название Фалконьера и Кастеллана. Их украшением послужили боевые щиты с родовыми гербами старинных родов Висконти и Сфорца.

Фото: Alessandro Franceschi / Wikimedia Commons

Над глубоким рвом построен мост, соединяющий все сооружения с лоджией, где располагались покои Лодовико Моро. Нужно сказать, что закладка первого камня в основание фундамента произошла еще во II половине XIII века, при герцоге Джане Галеаццо II Висконти. Он был известен своей расточительностью далеко за пределами Милана, и распорядился приобрести роскошную мебель, и казна порядком опустела после трат на отделку внутренних покоев. Но зато появился Бальный зал, где часто принимали иноземных послов и именитых гостей города. Через короткое время замок был признан современниками самым величественным на севере Италии. Значительное и роскошное оформление внутренних интерьеров произошло при герцоге Лодовико Моро.

Именно по его повелению в Милан были приглашены выдающиеся мастера той эпохи – да Винчи и Браманте. В этих старинных стенах были созданы бессмертные шедевры живописи: «Дама с горностаем», где художник изобразил любовницу герцога Цецилию Галлерани, и «Прекрасная ферроньера», когда мастеру позировала Лукреция Кривелли. К сожалению, фрески на потолке, принадлежащие руке да Винчи, утрачены полностью. О них можно узнать, лишь листая пожелтевшие от времени документы в архивах. Во время так называемых итальянских войн, Лодовико Моро покинул Милан, а в замке обосновался король Франции Людовик XII, провозгласивший себя герцогом Милана.


Фото: RoseHAN / Wikimedia Commons

После того, как его преемником стал Франциск, дворец постепенно стал приходить в запустение, а потом и вовсе стал обычной военной крепостью. После того, как в башню Филарете угодила молния и в ней взорвался склад с порохом, она была разобрана. Нужно сказать, что замок Сфорца оставался крепостью и во время захвата города испанцами и здесь обосновался наместник Испании Ферранте Гонзага.

Замок окружили фортификационными сооружениями и огромными валами. Архивные документы указывают на то, что на территории действовал военный госпиталь, таверна, склады продуктов и небольшие церквушки для военных, которых здесь было размещено более двух тысяч человек. Залы, которые были расписаны да Винчи и Браманте, командование крепости превратило в подсобные сооружения.


Фото: Naval S / flickr.com

Замок, особенно в отдалении, выглядит величественным и торжественным. Это готический стиль, получивший большую популярность в Средневековье. Стены сложены из обожженного кирпича, а проемы окон имеют достаточно внушительные кирпичные карнизы. Без всякого преувеличения, его древняя история полна трагических событий. Он был свидетелем революции и народных бунтов, а также пережил не одну правящую династию. За прошедшие семь веков замок Сфорца неоднократно был полностью реставрирован. Но в 1799 г. замку грозила печальная участь парижской Бастилии.

В Милан вступили войска Наполеона и ему вручили просьбу активной части горожан о том, что здание необходимо разрушить, как память о тирании правления герцогов. Но тщеславный император приказал разбить перед дворцом площадь, восстановить часть замка, где и разместил свою армию. Возведенные испанцами сооружения были снесены. В 1815 г. в город вошли австрийцы и сделали Милан столицей Ломбардии и Венеции.


Фото: IgorSaveliev / pixabay.com

В 1833 г. правительство обратило внимание на комплекс, как на историческую ценность и приняло решение провести масштабное восстановление этого шедевра архитектуры Средневековья. Руководил работами местный талантливый архитектор Лука Бельтрами. Он предложил восстановить детали дворца по сохранившимся историческим источникам. Нужно сказать, что это было дорогостоящее мероприятие, но многие итальянцы приняли участие в сборе пожертвований.

Проводились всевозможные выставки, устраивались лотереи и в конце концов было собрано 4 000 300 лир. Восстановление комплекса длилось два года. Революция 1848 г., когда жители Милана единодушно вступили в борьбу за независимость от Австрии, также негативно отразилась на сооружениях. Весной 1900 г. здесь открылись два публичных музея: археологический и музей искусства. В это же время были разрешены экскурсии по залам.


Фото: dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com

В 1943 г. он был подвергнут бомбардировке с воздуха и многие строения получили серьезные повреждения. Через несколько лет прошел капитальный ремонт и сейчас замок Сфорца или Castello Sforzesco является центром искусства. Кроме экскурсий по роскошным залам замка, посетите Слоновий портик. Любители музейных экспозиций могут выбрать поход в один из многочисленных музеев. В музеи можно приобрести единый билет. В одном из залов располагается галерея, где выставлено для всеобщего обозрения более 230 полотен знаменитых живописцев Италии разных эпох.

Большой интерес у посетителей вызывает неоконченная статуя «Пьета Ронданини» – шедевр гениального Микеланджело. А рядом разнообразные виды музыкальных инструментов, на которых когда-то играли итальянцы и сочиняли свои великолепные произведения. Отметим, что вход до 18 лет в музеи бесплатный, остальные цены вы можете посмотреть на официальном сайте этого комплекса.

  • Часы работы: замок работает ежедневно с 7 до 19.30.
  • Адрес: Piazza Castello, 20121 Milano MI, Италия.

Но это еще не все. Как мы уже отметили ранее, замок Сфорца окружает уютный парк Семпионе, где можно насладиться утренней прогулкой или пробежкой. Этот парк прославился знаменитой Аркой мира, созданной в XIX в по инициативе Наполеона. Согласно легенде, если провести прямую линию от Арки мира в Милане, то она пройдет через парижскую триумфальную арку и арку Каррузель. Те, кто посещает Милан не впервые, то часто приходят на прогулку в парк, так как вход сюда свободный и здесь довольно приятно находится. В следующем нашем материале мы расскажем вам , где вы узнаете его историю создания, часы работы билетных касс и сможете посмотреть предстоящую афишу.

Одним из символов Милана считается Замок Сфорца. Горожане гордятся этим строением и тем, что оно размещено именно здесь, в историческом центре этого красивого и древнего города. Однако с виду Замок Сфорца не производит должного впечатления – огромный, но достаточно невзрачный. Так отчего же он является одной из главных достопримечательностей Милана для туристов и почему так любим самими миланцами?

Многовековая история

Весь секрет популярности замка кроется в его многовековой истории. Чего только не пережил он за время своего существования: разрушения, войны, бунты и революции – все эти исторические события оставили свой отпечаток на внешнем виде замка. Ему досталось ото всех – и от неприятелей, и от самих горожан.

Изначально замок Сфорца предполагался как оборонительная крепость для Милана. Герцог Галеаццо II Висконти принял решение возвести некий замок-крепость еще в 1368 году. Однако в 1447 году народ Милана ополчился против жестокого и воинственного правителя. Была создана протестантская Амброзианская республика, в которой приняли решение свергнуть Висконти с поста правителя и полностью уничтожить замок Сфорца. Собранные на руинах замка камни захватчики использовали в целях восстановления городских стен города.

Реконструкция замка

Позже, при Франческо Сфорца, началась реконструкция замка. После смерти Франческо в 1466 году его наследники, а также архитектор Браманте и Леонардо да Винчи (чей Музей науки и техники так же присутствует в городе) перестроили замок в герцогскую резиденцию. В то же время были созданы те роскошные интерьеры замка, сохранившуюся часть которых и сегодня можно наблюдать внутри здания. Появились внутренние дворики и изящная площадь, по краям которой выстроились аркадами работы Филарете и Браманте. Дворец превратился в резиденцию миланских герцогов, и вскоре в него переехал Галеаццо и его жена Бона Савойская.

В течение последующих десятков лет замок Сфорца претерпевал еще множество драматических событий. К примеру, в 1521 году удар молнии взорвал склад пороха в башне Филарете, и она была разобрана.

Замок Сфорца в наши дни

На сегодняшний день замок Сфорца включает в себя несколько музеев:

  • Доисторический;
  • Музей древнего Египта;
  • Музыкальных инструментов;
  • Музей посуды и еще ряд других.

Для многих ценителей искусства в этой удивительной достопримечательности Италии найдутся работы по вкусу. К примеру, здесь представлены работы таких художников как Джованни Беллини и Филиппино Липпи, а также последняя работа Микеланджело – незаконченная скульптура «Пьета Ронданини».

Информация для туристов

Адрес замка Сфорца : Piazza Castello, Милан.

Вход на территорию замка свободный.

Часы посещения замка Сфорца : 7:00 - 19:30.

Музеи замка Сфорца : 9:00 - 17:30 - со вторника по воскресенье.

Бесплатный вход в музеи : каждый первый и третий вторник месяца с 14.00.

Для удобства осмотра музеев, есть смысл подобрать отель в Милане в шаговой доступности от таких популярных достопримечательностей.

Друзья, всем привет!

Если в городе есть замок, то его обязательно нужно посетить. Тем более, как многие утверждают, у него есть сходство с Московским кремлем. Есть они или нет мы разберемся позже, а пока прищурим глаз в заданном направление, чтобы спланировать посещение.

Замок – это всегда интересно, особенно, когда в нем расположен с десяток музеев. Но вынужден предупредить заранее. Если вы также как и мы собрались осматривать Милан за 1 день , то сильно разгуляться на территории замка у вас не получится.

Так что либо выделяйте как минимум полдня на визит , либо сделайте пару фоток для Инстаграма на входе.

Ну а я накидаю вам немного фактов и фотографий, чтобы замок Сфорца в Милане стал к вам чуточку доступнее.

Прежде всего, давайте разберемся с чем мы здесь имеем дело. Перед вами великолепный пример оборонительной архитектуры образца 15-го века.

Нельзя сказать, что то, что мы видим сегодня – оригинал. Уж больно много рук итальянских, испанских, французских и снова итальянских успели его перестроить. Но об этом ниже.

На сегодня замок представляет огромную территорию интересную? как в плане погружения в прошлое, так и для прогулок на свежем воздухе. Сюда можно попасть для того, чтобы пройтись по местным музеям, а можно просто погулять вдоль его внушительных стен и почувствовать веяние истории.

Концепция «аттракциона», чем-то напоминает в Санкт-Петербурге. Вход на территорию замка бесплатный, а вот посещение внутренних помещений уже за деньги.

Но, в отличие от Петербурга, здесь единый билет стоит всего 5 евро . После чего вам понадобится как минимум полдня, чтобы выжать из него все соки.

Готовьтесь вкушать искусство массово. А мы пока перейдем к истории создания замка.

История замка Сфорца

Мы не будем долго тянуть родословную герцогов и правителей замка от давних пор до наших дней, а просто обозначим основные вехи истории.

Итак, задумал строительство замка герцог Милана Галеаццо II Висконти из правящей династии Милана в конце 14-го века. Пока стройка тянулась к логическому концу, Висконти потеряли свое влияние и в город пришли белые сторонники Амброзианской республики.

Перехватить бразды правления у республики и вернуть власть герцогам смог Франческо Сфорца. Он та и придал замку вид похожий на сегодняшний. После него Галеаццо и Людовико Сфорцо обустроили замок как следует, а внутреннюю роспись поручили известным мастерам. Среди них был и знаменитый Леонардо да Винчи .

Кстати, обратите внимание на кровожадный герб герцогов. Глотали детишек на раз.

После падения власти Сфорца, в замке обосновала сначала французский король Людовик XII , а за ним и испанские наместники. Придавая замку оборонительное значение испанцы, увлекшись сооружением пороховых хранилищ, способствовали частичному разрушению крепости при ударе молнии в 1521 году.

Но испанцев это не смутило и они продолжали использовать замок в качестве военной крепости.

Во время 2-й мировой войны после бомбардировки пострадали внутренний дворик и часть крепостных стен.

Только к 1956 году замок не только отстроили, но и придали ему исторический облик. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Милана и один из самых посещаемых туристических объектов города.

Вот если, вдруг, вы подумали, что из меня рассказчик не фонтан или каких-то фактов вам не хватило, то разъяснениями обращайтесь к Веронике. У нее самая недорогая экскурсия в Милане по основным достопримечательностям.

Кастелло Сфорцеско и Московский Кремль

В туристическом сообществе поговаривают, что замок Сфорца был прообразом при строительстве Московского Кремля. Особое сходство было достигнуто при проектировании форм башен и венчающих стены зубцов.

Хотя лично мне сходство в глаза не бросается, для подобных разговоров есть веские факты.

Супруга Ивана III, который Васильевич , София Палеолог, племянница Византийского императора, лично упрашивает семью Сфорца отпустить в Москву талантливого архитектора Аристотеля Фиораванти.

Аристотель вместе с другими итальянскими мастерами и занимается приданием облику Московского Кремля итальянских мотивов.

Кстати, ни он, ни его сотрудники на родину вернуться так и не смогли. А сам Аристотель так и скончался в Москве.

Территория замка и внутренние дворики

У замка есть 2 полюса, относительно которых проходит его осевая линия. С востока – это фонтан на площади Кастелло , а с западной — Арка мира , созданная по приказу Наполеона и являющаяся аналогом Триумфальной арки в Париже.

Между ними расположен сам замок и великолепный парк Семпионе .

Кстати маршрут трамвая номер 1, о котором я упоминал , останавливается как у главного входа у фонтана, так и возле арки. Так что можете смело проходить замок и парк насквозь.

Сам замок состоит из внутренней площади Piazza delle Armi , попасть куда можно через главные крепостные ворота под башней Филарета и двух внутренних двориков поменьше: Корте Дукале и Роччета .

Дворик Корте Дукале еще называют Герцегским, так как здесь находились палаты герцогские.

По всей территории раскидан с десяток музеев, но самый главный дворцовый музей в несколько этажей, расположен во дворике Корте Дукале.

Кстати, он то и займет у вас больше всего времени, так как посмотреть здесь есть что: скульптуры, картины, мебель, оружие и многое-многое другое.

Музеи в замке

Зайдя в один из музеев, вам выдадут подробную карту местности для осмотра музеев. Но рекомендую заранее продумать свой визит. Итак, скорее всего, меньше, чем за 3 часа не управитесь , а если еще будите мух ловить, то пиши пропало.

Давайте слегка сориентируемся на местности. Я буду использовать одну из карт, которую мне дали в самом замке.

Подробно расписывать не буду. Иначе одной статьей мы не обойдемся:

  1. Музей Микеланджело – здесь можно посмотреть на последнюю работу гения, которая так и осталась незаконченной: Мадонна, держащая в руках тело своего мертвого сына Иисуса. Интересно почитать про идеи самого скульптора и интерпретацию скульптуры Pieta Rondanini за годы его становления.
  2. Музей античного искусства – около 2000 предметов важной коллекции из античности и средневековья
  3. Залы с фресками самого Леонардо да Винчи – некогда эти фрески украшали многие комнаты замка.
  4. Музей оружия – коллекция оружия от средних веков до 18-го века
  5. Музей мебели и деревянных скульптур – 6 веков истории мебели от 15-го века до сегодняшних дней
  6. Картинная галерея – одна из главных коллекций города, насчитывающая порядка 1500 полотен
  7. Музей декоративного искусства – керамика, скульптуры, золотые и серебряные предметы.
  8. Музей музыкальных инструментов – вторая по значению коллекция в Италии
  9. Археологический музей
  10. Египетский музей – фундаментальные аспекты египетской цивилизации: искусство и артефакты.
  11. Временные выставки : испанский госпиталь.

Входные билеты в замок

Изначально я думал, что для посещения замка и его музеев мне придется не переставая доставать из карманов хрустящие евро. Поэтому стучаться в музейные двери мы не собирались. Но ситуацию упростил один из сотрудников музея.

Дойдя до входных дверей с ключевым словом «Микеланджело» , мы решили хоть одним глазком взглянуть на его последний шедевр. Но все оказалось намного проще.

Учтивый джентльмен предложил нам не мяться в сувенирном отделе, а оплатить какие-то 5 евро и пройти к объекту. Увидев мое смятение, он заявил, что за эти же самые 5 евро меня ждут еще порядка 10 музеев.

Вот тут то я и распустил крылья, а также собрал пачку брошюр из просветительского уголка выставки. Видимо, на территории замка нам придется задержаться. Не пропадать же 5 евро, которые мы отдали за билеты?

Сколько стоит посещение музеев замка

Итак, после моего монолога вы уже поняли, что:

  • Взрослый билет во все музеи сразу стоит – 5 евро
  • Детский билет детям до 18 лет стоит – 0 евро

Если и вы не хотите платить за билет, то приходите в 1-й и 3-й вторник месяца или в первое воскресение. Тогда и вам не будет нужды нести с собой бумажник.

Как еще можно попасть в музеи? Купить себе Tourist Museum Card за 12 евро. Действует она 3 дня и дает право на бесплатный вход во все городские музеи Милана. Какие именно?

А вот, запоминайте:

  • Musei del Castello Sforzesco
  • Museo del Novecento
  • Galleria d’Arte Moderna
  • Museo Archeologico
  • Acquario Civico
  • Museo di Storia Naturale

По-моему, не плохо. Будь у нас еще пару дней в запасе, то я бы обязательно такую карту приобрел.

Официальный сайт, часы работы

Пробить нужную и полезную для себя информацию о музее можно на сайте milanocastello.it/en .

Часы работы музея и замка в целом отличаются.

  • Замок открыт: 07.00 – 19.30
  • Музеи открыты: 09.00 – 17.30

В отличие от замка, в понедельник у музеев в крепости (как и у большинства других музеев Милана) выходной.

Где находится замок и как к нему добраться

Замок находится в центре города и дойти к нему пешком от того же Дуомо или театра Ла Скала труда не составит. 10 минут ходу по четкому ориентиру – виднеющееся башни Филарета.

От центрального ж.д. вокзала сюда можно добраться на трамвае номер 1 (отличный выбор) или приехать на метро. Вам будет нужна зеленая ветка метро М2 и остановка Lanzo или следующая Cadorna .

Ну а если вы на прогулке, то главное прибудьте в центр, тут уже до всех главных достопримечательностей будет рукой подать.

Вот замок на картах Google maps для ориентира:

Полезно знать

Уже дома я вычитал, что, оказывается, в крепости есть подземный тоннель , открытый для посещения. То, что подземные тоннели там есть вообще, это понятно. Каждый герцог мечтает в случае какого шухера быстро ретироваться на волю по средствам подземных ходов.

Но то, что они открыты к посещению – это круто, тем более, что этот тоннель ведет не абы куда, а к церкви Мария делле Грацие. Той самой, где храниться бесценное полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Так что если в вас живет авантюра и вы хотели бы побродить по подземельями, а того и гляди, чего доброго, замыслить похищение шедевра, то вам нужно обязательно попасть на экскурсию в тоннель. Проводится эта экстрим-экскурсия по субботам.

К сожалению, у меня нет конкретных данных по этой экскурсии. Но думаю, что гиды Милана вот здесь , смогут ответить на ваши вопросы.

Имя архитектора, создавшего этот грандиозный комплекс, неизвестно. Но начало строительства, по всей вероятности, относится к 1368 г., когда Галеаццо II Висконти приказал воздвигнуть здесь замок рядом с городскими стенами, недалеко от ворот Джовия. Первоначально замок представлял собой четырехугольное строение с большим двором и внутренними постройками.

В течение всего своего существования этот замок пережил много горя и радостей: здесь находился в заключении в 1385 г. Бернабо Висконти, здесь появился па свет в 1392 г. родоначальник известной миланской династии Филиппо Мария. Вскоре в замке поселились Висконти. Последний из них, Филиппо Мария, вызвал в Милан великого архитектора Брунеллески для украшения своего жилища.

Во время беспорядков, последовавших после смерти Филиппо Мария, власти новорожденной Амброзийской Республики приказали разрушить крепость, но, к счастью, приказ был выполнен только частично. Новый Синьор города, Франческо Сфорца не принял во внимание все соглашения, подписанные с миланцами в 1450 г. насчет разрушения замка Висконти: наоборот, оп поручил архитектору Джовании да Милано восстановить то, что было разрушено раньше. Этого архитектора сменил Филарет, по проекту которого была построена средняя башня; за ним последовал Гадио да Кремона, при котором работы быстро продвинулись вперед, и, наконец, в год смерти Франческо Сфорца (1466 г.), замок был почти готов.

Одновременно со строительными работами велось и украшение интерьера замка. Постепенно он становился одним из самых роскошных замков всей северной Италии. Своего наивысшего великолепия он достиг при Людовико иль Моро, который вызвал для архитектурных работ Браманте и Леонардо. Вскоре в замке состоялись две пышные свадьбы: первая между Джаном Галеаццо и Изабеллой д’Арагона в декабре 1488 г.,

Вторая - между Людовико и Беатриче д’Эсте в январе 1491 г..

Красота и великолепие этого замка не помогли ему противостоять нашествию французов в 1499 г.: без всякого сопротивления замок сдался в руки врага. Затем в 1513 г. он был отвоеван Массимильяно Сфорца, но ненадолго: будучи остановлен французским войском Франциско I, Массимильяно Сфорца был вынужден отступить и оставить замок. В 1525 г. замок был снова осажден по причине нахождения там герцога Франческо II Сфорца. Мощные фортификационные работы, начатые в 1565 г. по проекту Винченцо Серени, укрепили замок.

К концу века крепость была окружена шестью валами, расположенными в форме звезды. В дальнейшем был вырыт оборонительный ров и построены шесть отдельных равелинов. Таким образом, вся крепость приобрела форму огромной двенадцатиконечной звезды. Хотя в дальнейшем здесь и не произошло никаких великих исторических событий, тем не менее, история самого замка достаточно богата происшествиями. Завоеванный в 1733 г. Карло Эмануеле III ди Савойя, замок попал затем в руки испанцев; в 1796 г. его хозяевами стали французы, потом австрийцы, которые покинули замок 17 июня 1800 г.. Наполеон приказал немедленно разрушить крепость: была снесена цитадель, и таким образом замок принял свой первоначальный вид.

Спустя 14 лет, замок снова стал австрийской казармой, и отсюда во время известного восстания 1848 г. Радецки приказал обстрелять город из пушек. Один из австрийских маршалов дал приказ разрушить четыре угловые башни;

К 1880 г. крепость дошла до такого состояния, что стали серьезно подумывать о полном ее сносе. К счастью, Историческое Общество Ломбардии запретило трогать знаменитый старинный замок без особого на то разрешения.

После утверждения проекта полного восстановления замка (автор Лука Белтрами) в 1893 г. начались строительные работы. К сожалению, как и большая часть миланских памятников, замок пострадал от августовских бомбардировок 1943 г.. Сильные разрушения были отремонтированы во время восстановительных работ в последующие годы.

Кастелло Сфорцеско можно назвать сердцем Милана не только из-за топографического расположения замка, но и за значение, которое он приобрел у жителей города. Все строение величественно и торжественно. Фасад, в центре которого возвышается башня Филарета, закапчивается по бокам двумя цилиндрическими зубчатыми башнями с рустованным фортом, украшенными щитами с гербом Висконти и Сфорца. Те же самые мотивы повторены по боковым сторонам и на заднем фасаде. Так же здесь ряд больших готических окон с кирпичными карнизами украшает кирпичную кладку стен. Из обожженного кирпича сделаны и боковые башни, называемые Фалконьера и Кастеллана или дель Тезоро, в форме квадрата с проемами окон. Справа находится мостик Людовико иль Моро, перекинутый через широкий ров и заканчивающийся в лоджии с архитравами. В эту лоджию, сделанную Браманте, выходят комнаты Людовико иль Моро. По подъемным мостам, перекинутым через рвы можно пройти во внутренний двор. Посещение этого замка оставляет после себя неизгладимое впечатление, и не только потому, что там находятся прекрасные произведения искусства.

Башни Филарета - Когда в 1452 г. миланским двором Сфорца был вызван флорентийский архитектор Антонио Пьетро Аверулино, называемый также Филаретом, замок уже был сильно поврежден и его готовились разрушить. Филарет, решивший взять на себя труднейшую задачу по реставрации замка, предложил построить башню в середине фасада.

Башня была построена, однако, после окончания строительных работ 23 июня 1521 г. взорвался порох, хранившийся под башней и полностью разрушил ее. В конце прошлого века архитектор Лука Белтрами представил проект полного восстановления башнии, и вскоре начались строительные работы. Причем предполагалось сохранить первоначальную форму башни, построенную Филаретом. Таким образом, башня была воздвигнута второй раз 24 сентября 1904 г.. Эта четырехугольная башня имеет высоту 70 метров и разные входящие уровни. Барельеф над воротами (скульптор Секки) изображает короля Умберто I и сделан в память о его убийстве. Прямо под первым зубчатым орнаментом стоит статуя Савт’ Амброджио между двумя большими гербами, выше находятся башенные часы. По сторонам башни тянутся мощные кирпичные стены, украшенные окнами, разделенными между собой колонками. Эта стена является образцом архитектурного стиля эпохи Реставрации. Этот стиль характерен тем, что имитирует античные строения. Башня органично вписывается в весь архитектурный ансамбль, состоящий из стен и двух цилиндрических боковых башен, и властвует над всей окружающей ее зоной.

Подъемный мост и площадь Пьяцца д’Арми - Перейдя через подъемный мост и пройдя под воротами башни Филарета, попадаешь в большой двор, называемый Пьяцца д’Арми. Сегодня он кажется мирным и хорошо ухоженным садом, но в свое время здесь проходили учения солдат войска Сфорца. В современных зданиях, встроенных в стены, размещаются Музеи Чивичи, Библиотека д’Арте и собрание делле Стампе «Бертарелли». Сегодня можно еще видеть некоторые элементы, оставшееся от древних строений: часть двора в стиле Возрождения, следы декорации, куски фресок и т.д..

Напротив башни Филарета в 1729 г. один из Висконти приказал поставить памятник в честь Сан Джованни Непомучено, покровителя мостов. Памятник был создан скульптором Джованни Дуньяни. За оборонительным рвом возвышается башня Бона ди Савойя, которую велела построить вдова Галеаццо Сфорца в 1477 г., страшась коварных козней Людовико иль Моро.

Музей Кастелло - Музей Кастелло - это гордость не только самого замка, но и всего города. Собрание художественных произведений замка было систематизировано и выставлено в залах в 50-е годы архитекторами Роджерс Натаном, Барбиано ди Белджойозо и Перессутти.

Среди многочисленных шедевров, находящихся в музее, самым известным является последнее произведение Микельанджело, над которым он работал до самой смерти. Это скульптура Пиета Ронданини. Она явно не закончена, как видно из части руки, висящей в пустоте. Эта скульптура была задумана мастером иначе, чем остальные Пиета. Различие наблюдается в позиции Христа и даже в чертах его лица. Пиета стоит на надгробной стелле позднеримской эпохи. Скульптура была приобретена в 1952 г. Муниципалитетом города из частной коллекции маркизов Ронданини. Средневековые элементы и формы используются великим скульптором для выражения идеи духа и сильно отличают эту скульптуру от других произведений искусства эпохи Возрождения. Две изможденные фигуры слились почти в одну в последнем отчаянном объятии.

Среди других экспонатов следует отметить надгробный памятник Бернабо Висконти, выполненный в 1357 г. скульптором Бонино да Кампионе. Эта скульптура выделяется своей особой пластичностью, которую придал луганский мастер фигурам копя и всадника. Как конь, так и всадник пугают заключающейся в них мощью и силой. Этот монумент находился раньше в крипте церкви Сан Джованни- ин -Конка.

В одном из следующим залов хранятся три важнейшие фрески ломбардской школы. Самая красивая из них рассказывает историю Гризельды, одной из героинь новелл Боккаччьо. Фрески, привезенные из Кастелло ди Роккабианка (между Пармой и Фиденцой) были написаны между 1446 и 1460 гг. неизвестным художником из школы Никколо да Варалло. Роспись, написанная в основном в различных оттенках зеленого цвета, быта сделана для кондотьера Висконти Пьер Мария Росси, друга Лоренцо Великолепного и Синьора города Пармы, в честь любимой женщины прекрасной Бьянки Пеллегрино д’Арлуно. Фрески, состоящие из 24 сцен, написаны в стиле интернациональной готики: реальность здесь рассматривается с внимательным любопытством, каждая деталь в ней спроектирована в ирреальный мир.

Корте Дукале и Корте делла Роккетта - Через дверь с большим гербом рода Сфорца можно войти в Герцогский двор, где находятся здания музеев Кастелло. Пересекая вестибюль, расположенный перед входом во двор, можно полюбоваться скульптурами и деталью фрески конца XV века неизвестного ломбардского мастера. Она изображает Распятие среди святых и Амброзио да Лонгиньяно: последний был управляющим сначала у Галеаццо Мария Сфорца а затем у Бона ди Савойя. Вся фреска хранится в запасниках музея.

Двор Корте Дукале окружен с трех сторон зданиями с двумя рядами стрельчатых окон, обрамленными карнизами из обожженного кирпича. Двор устроен в стиле итальянских садов с архитектурными добавлениями, размещенными среди дерна.

В моменты особой опасности Сфорца обычно укрывались в Роккетта, так как это место считалось самым надежным. Также в Кортиле делла Роккетта находятся дворцы с двумя рядами стрельчатых окон, но строения кажутся более легкими благодаря арочным пролетам, открывающимся внизу.

Авторами арочной галереи были три архитектора:
флорентиец Бенедетто Ферини, построивший центральную часть,
Филарете - автор аркады фасада
и Бернардино да Корте, исполнивший левую аркаду, которая однако была завершена Браманте.

Материал взят отсюда:

Иллюстрации собраны в сети.