Музей ржд на павелецкой. Музеи железнодорожной техники в россии В музейных залах

  • Дата: 16.08.2023

Музей РЖД располагается на двух площадках: это и павильон около Павелецкого. Здесь мы расскажем о музее на Павелецкой.

Музейные экспонаты

Главный транспорт экспозиции – старинный паровоз марки «У 127», который официально числится среди памятников техники РФ. Паровоз изумительно сохранился, так как его специально берегли несколько десятилетий. На нем в 1924 году на Павелецкий вокзал было привезено тело Ленина. После ВОВ выстроили павильон, называвшийся «Траурный поезд» – это был филиал музея Ленина. В 2011 году на этом месте и был основан музей Московской железной дороги. Его музейный фонд была увеличен всевозможными экспонатами из истории и интерактивными экранами, на которых замечательно видно, как устроены паровозы.

Самый же старый экспонат имеет более чем вековой возраст – это паровоз ОВ-841. Вся историческая экспозиция занимает более 2 тысяч м 2 , она сформирована в хронологической последовательности по этапам развития отрасли. Сегодня экспонатов насчитывается более шестидесяти. Есть здесь как отечественный транспорт, так и военные трофеи, специальная техника, вагоны разных лет и удивительный экспериментальный электровоз, сделанный в Коломне. Этот замечательный транспорт уникален тем, что работает на переменном токе.

В музейных залах

В музее железнодорожного транспорта на Павелецкой собрано множество материалов, которые посвящены людям, развивавшим это дело в России. Материалы рассказывают не только об организаторах дела, но и об инженерных работниках, новаторах в этой области, мастерах железнодорожных специальностей. Есть здесь интересные документы и уникальные чертежи, старинные рельсы, клейменные первыми производителями, формы железнодорожников былых лет. В одной из витрин на почетном месте хранится экземпляр газеты для железнодорожников под названием «Гудок» от 9.05.1945 года. В газете напечатан Акт о капитуляции Германии.

На нижнем этаже железнодорожного музея на Павелецкой можно побывать в инсталлированном купе николаевских времен и в кабинете управляющего станцией тех лет. Интерьеры поездов и макеты вокзалов интересны людям с техническим уклоном мысли, ценителям с хорошим эстетическим вкусом и просто всем любознательным.

Экспонаты, хранящиеся на Павелецкой, поведают не только о старине, но и об особенностях магистралей современности. Железнодорожники смогли гармонично совместить строгий классический стиль музейной экспозиции с увлекательным, почти художественным по своей подаче, путешествием в железнодорожное прошлое и будущее.

По протяженности электромагистралей железных дорог РФ занимает в мире первое место, а по длине самих железнодорожных путей – второе после США. Посетив музей железнодорожного транспорта на Павелецкой вы сможете по достоинству оценить роль российских железнодорожников в развитии страны с XIX века и по сегодняшний день.

Обычно сюда приходят посмотреть на паровозы, выставленные в тупике на рельсах. Локомотив и вагон первого класса XIX века, паровозы 1920-х - 1950-х годов, советская зеленая электричка с дверями, еще открывавшимися вручную, а также функционирующий переезд, - все это привлекает мальчиков, девочек, их пап и мам. На все экспонаты можно забраться, и никто не будет вас за это ругать. Правда, в вагоны зайти нельзя, а вот кабина машиниста (тогда это называлось «будка») часто бывает открыта для желающих сделать кочегарское селфи. Официально это райское место для любителей паровозов называется «Площадка натурных образцов Музея истории Московской железной дороги». Открыто со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00.

В том же здании Рижского вокзала, только с противоположной его стороны (Рижская площадь, дом 3) располагается мечта важной касты любителей железных дорог - ж/д моделистов. Огромный макет российских железных дорог находится в Выставочном комплексе ОАО «РЖД». Можно часами смотреть, как скорый поезд едет из Москвы на Дальний Восток. Или как работает сортировочная станция. Тут и Сочи, и Красная Поляна, и Ладожский вокзал Санкт-Петербурга, и самый длинный 15-километровый ж/д тоннель в России, и мост через Амур в Хабаровске, и морской порт, и аэропорт. И отовсюду едут поезда с грузами и пассажирами. А если позволят смотрители, то можно нажимать кнопки управления макетом и чувствовать себя креатором этой масштабированной вселенной. Открыто со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00.

Рижский вокзал

100 рублей для взрослых, 50 - для детей

Когда-то этот «Музей железнодорожного транспорта МЖД» назывался «Траурный поезд В. И. Ленина» и сюда в обязательном порядке водили на экскурсии советских школьников. И действительно, главный экспонат музея - это паровоз, который доставил в свое время в Москву тело почившего вождя революции для прощания с народом. Через несколько лет после того, как Ильича поместили в мавзолей, такой же почести решили удостоить и паровоз. Локомотив загнали в тупик на Павелецком вокзале и соорудили над ним что-то вроде саркофага. По внутренней отделке красным мрамором он очень напоминает мавзолей на Красной площади.

В 1990-е музей перестал пользоваться популярностью, но несколько лет назад экспозицию обновили, сделав акцент на истории Московской железной дороги от создания до наших дней. Здесь и дореволюционное купе первого класса, и кабинет начальника станции, и советские рабочие, укладывающие шпалы. Но красавец-паровоз так и остался в центре зала, надраенный и начищенный до блеска. В основном здесь тихо, экскурсии проходят только по предварительному заказу. Только когда в это здание перебирается игротека «Паровозия», музей наполняется детьми и изумленными родителями, которые в свои школьные годы уже не застали обязательных экскурсий в «Последний поезд Ильича».

Павелецкий вокзал

150 рублей - взрослый, 100 рублей - детский

За город ехать не надо. Станция «Подмосковная», она же - «Красный Балтиец», совсем не в Подмосковье и не на Балтии, а почти в центре Москвы - добраться можно от станций метро «Сокол» или «Динамо». Или электричкой с Рижского вокзала, до открытия которого станция «Подмосковная» была главной пассажирской и товарной станцией на пути в Балтийский регион. Поэтому здесь сохранилось большое паровозное депо, водонапорная башня и здание вокзала. Все это было отреставрировано, и получился очень атмосферный музейный комплекс. Здесь можно представить себя пассажиром XIX века: зайти в дом начальника станции (тогда чиновнику предписывалось жить непосредственно на рабочем месте), посетить вокзальное кафе, зал ожидания или сдать вещи в камеру хранения. На территории музея стоят паровозы от самой первой модели, едва достигающей человеку до пояса, до гигантских локомотивов 1950-х годов, на которых приходится почтительно смотреть снизу вверх. Ретропоезда на ходу здесь можно было посмотреть в прошлом году на параде паровозов в честь Дня Железнодорожника.

Территория депо не только музейная. Здесь постоянно идет работа по ремонту и реставрации паровозов. Поэтому если повезёт, можно увидеть, как живет и работает настоящая локомотивная бригада. Например, как настоящий кочегар может приготовить яичницу прямо на лопате в топке паровоза. А еще можно узнать, что для настоящего паровозных дел мастера «Закрой сифон и поддувало» это не просто ругательство, а железнодорожный знак и важное предупреждение по технике безопасности для машинистов. В позапрошлом веке не одна станция сгорела от того, что на деревянный настил попала зола из топки паровоза.

Станция «Подмосковная»

со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:00

Детские железные дороги появились в СССР в 1930-е годы и с тех пор не теряют популярности. Возле Москвы такая дорога появилась в поселке Кратово. И наши бабушки-дедушки, и родители, и мы в детстве ездили покататься на железной дороге с маленькими путями, мини-вагонами и локомотивами, управляемыми детьми. И наши дети тоже могут этим наслаждаться. А заодно посмотреть, как выглядели электрички в недавнем прошлом: вагоны внутри напоминают экспрессы до дальних станций образца 1980-х годов - со столиками и занавесками на окнах.

Но детская железная дорога - это не просто аттракцион, не игровая профориентация вроде Кидзании или Мастерславля и не летний пионерский лагерь. Это самая настоящая подготовка к будущей профессии, с дипломами и аттестацией. А развлекательная возможность для посетителей - это так сказать побочный эффект производственной практики. Обучение длится с осени до лета, принимаются ученики 5-х - 11-х классов. Так что относиться к пассажирам будущие машинисты, путейские рабочие, кондукторы и проводники будут по-деловому и без сюсюкания.

Какого-то музея при Детской Железной дороге нет, но в часы ее работы можно зайти в учебный комплекс, где добрые вахтерши покажут несколько макетов поездов.

Уважаемые посетители! Музей не работает 14 августа, 4, 13 и 20 ноября. Также 31 июля, 31 августа, 29 сентября, 31 октября и 30 ноября в музее санитарный день.

По техническим причинам касса в музейно-производственном комплексе "Паровозное депо" на станции "Подмосковная" не работает с 18 по 31 июля. Приобрести билеты на экспозицию можно по адресу ул. Кожевническая, д. 2 или пл. Рижского вокзала, д. 1.

Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек расположено на двух территориях и представлен историческим и техническим разделами.

Экспозиция открыта с 5 августа 2011 года занимает площадь около 1800 м², располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Центральным экспонатом является паровоз серии У127. Установленный в здании музея, паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.

23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом.

В 1999 году паровоз У127 получил сертификат "Памятник науки и техники Российской Федерации" за № 350.

Экспонаты наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах.

В витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Представлены макеты рельсового автобуса РА-2, скоростной электрички "Спутник". Историю создания интермодальных линий, связывающих вокзалы Белорусский, Павелецкий, Киевский с аэропортами Шереметьево, Домодедово, Внуково соответственно, можно увидеть в действующих макетах. Развитие скоростного движения представлено действующим макетом скоростного поезда "Сапсан", связавшего города Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.

Художественное решение экспозиции построено с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и действующих макетов. В залах представлены: инсталляция купе 1 класса николаевских времен, кабинета начальника станции, развитие пригородного движения во времени, где каждый пассажирский отсек соответствует стилю своей неповторимой эпохи.

В окнах вагонов мелькают кинозарисовки, а в витринах установлены экраны с фрагментами архивной хроники. Это помогает ориентироваться не только на зрительное восприятие, но и предполагает вдумчивое изучение представленных подлинных исторических документов.

Замысел показа экспонатов позволяет сделать экскурсию по экспозиции более живой, интересной и доступной для всех возрастных групп посетителей. В экспозиции проходят научно-практические конференции, круглые столы, деловые встречи.

115114, Россия, Москва,

Кожевническая, д. 2

Справки и заказ экскурсий

Побывали в этом музее 21 апреля 2012 г.
Начну с того, что мой сын (3,5 года) - фанат поездов. Во всех видах. Поэтому сами понимаете - этого мероприятия ждали с нетерпением мы все. Сразу скажу, что нам очень понравилось.
Итак, по порядку. Поход в этот музей может состоять из трех частей:
1) собственно посещение музея (он под открытым небом, билет стоит сущие копейки)
2) поездки на старинном паровозе до станции Красный Балтиец и обратно с посещением старинного депо
3) и посещения выставочного комплекса рядом со входом в музей на Рижском вокзале (там модели поездов и, по слухам, действующая модель железной дороги).
Все это занимает время примерно с 12.00 до 16.00. Мы были в субботу. Первое и третье мероприятие можно посетить, оплатив его на месте, а паровозную прогулку нужно оплачивать заранее либо в офисе компании Ретропоезд, которая это организует (это контора, к РЖД не имеющая отношения), либо в терминалах Миллениум банка.
Все мероприятие - ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМИЦИИ: классные поезда, хороший экскурсовод, ребенку не было скучно - когда надоедало слушать, он лазил по поездам. Муж мой слушал открыв рот и забыв об отцовских обязанностях. Прогулка на поезде - тоже очень впечатляет. В общем, мы в восторге.

Кстати, детей нашего возраста было чуть ли не больше, чем взрослых. Да и погода не подвела - было не холодно и не жарко - апрель - лучшее время для посещения таких мероприятий. Летом по жаре 2 часа ходить невыносимо.

Правда ребенок мой сказал, что в музей еще пойдет, а на паровозе кататься не будет НИКОГДА, потому что паровоз очень сильно гудит. Это правда. Гудит он так, что закладывает уши, и это значительно громче, чем обычная электричка. Зато весело. Маленький еще. Через пару лет запросится.

Что не понравилось:
1) Были странности с оплатой билетов на Ретропоезд (700 р. с взрослого, 500 р. - с ребенка, дети до 7 лет бесплатно). Я заплатила за 3 дня до поездки в терминале Миллениум банка - заранее уточнила в конторе, что у них еще есть свободные места, потом позвонила в контору уточнить, получен ли платеж (в терминале указывается фамилия и контактный телефон) - подтвердили, что все получено, приезжайте. Причем они на сайте пишут, что контактный телефон нужен для того, чтобы позвонить и предупредить, если что-то отменится. Представьте мое удивление, когда приехав на Рижский вокзал я получили от милой девушки предупреждение, что нас в списке нет, и мы может не попасть на поезд сегодня. Тогда нам предложат приехать в следующий раз. На поезд мы, конечно, попали. Сделали морды кирпичем. Но нервы были. Становилось страшно при мысли, как я это буду объяснять маленькому ребенку, который поездки неделю ждал... Сразу вспомнился совок. В общем, советую это поездку оплачивать непосредственно в офисе Ретропезда - вернее будет. И еще потом пару-тройку раз уточнить, все ли в порядке. А то я видела лицо мальчика, который вместе с мамой таки не попал на этот поезд. Ему было лет 13-ть и он ревел.
2) Выставочный комплекс напротив был закрыт по техническим причинам - модель железной дороги нам посмотреть не удалось.

Надесь в ближайшее время мы все-таки дойдем до этого выставочного комплекса и в музей еще раз заглянем.
Это свершилось! 1 июля 2012 г. мы-таки дошли до выставочного комплекса. Он представляет собой одну большую комнату, где представлена огроная действующая модель железной дороги и некоторые экспозиции у стен комнаты (модели поездов, кабина-тренажер машиниста и т.п.). Ребенок был в восторге - бегал вокруг модели за двигающимися поездами... минут сорок... В общем, для мальчиков - самое оно.