Турист в пролете: кризис чартеров или элементарная жадность? Хронические задержки рейсов или почему пассажиры страдают в аэропорту Заказчик освобождает перевозчика от претензий

  • Дата: 21.02.2023

Мы с семьей купили тур в Турцию. Но при вылете нам за держали рейс на 12 часов, покормили, в гостиницу отвезли вопросов нет. Но на отдых мы прилетели на день позже, вместо 30-го 31-го... то есть день, оплаченный в отеле, потеряли. Есть ли шанс получить компенсацию?

На что рассчитывать?
В вопросе вы пишете про потерянный день. За рубежом размещение в отеле считается не по дням, а по ночам. В ваучере указано 8 ночей, и вы провели в отеле ровно 8 ночей, значит, компенсировать день вам не будут.
Если же количество ночей сократилось, можно потребовать компенсировать вам стоимость ночи, которую вы потеряли. Туроператор должен предоставить расценки: сколько стоят сутки проживания в определенном отеле. Компенсацию выплатят в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании. Если самолет не вылетел вовремя из-за погодных условий, технической неисправности или любых других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика, то материальная компенсация не положена.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
Обращаться по поводу компенсации нужно к туроператору и к перевозчику. Туроператор несет ответственность за действия поставщиков услуг, входящих в путевку.
Вместе с тем туроператор не несет ответственности за действия поставщиков услуг, если есть специальные нормы, прямо предусматривающие их ответственность. Такие нормы есть: Воздушный кодекс и авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за вред, причиненный пассажиру, несет перевозчик, независимо оттого, чартерный рейс или регулярный, купили вы его отдельно или в составе путевки.

  • § Ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности»

Туроператор может на это сослаться, желая от вас отмахнуться. Будьте к этому морально готовы. Напишите ему претензию. Потребуйте соразмерного снижения стоимости и возврата средств. В идеале он должен выплатить вам стоимость ночи в отеле, а потом взыскать ее с перевозчика. Подать претензию вы имеете право в течение 20 дней с момента окончания действия договора, то есть окончания поездки. Так что поторопитесь.
К претензии нужно приложить доказательства задержки: копию ваших билетов с отметкой времени задержки от представителя авиакомпании в аэропорту (отметку могут поставить куда угодно, в том числе выдать специальный бланк). Также вам нужно было взять в отеле бумагу о том, что вы действительно заселились туда не в первый день тура, а во второй (ее копия также прикладывается). Заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом, желательно с полной описью приложенных документов.

Если результат будет отрицательный, напишите претензию перевозчику. Здесь запас времени больше.
Вы имеете право на предъявление претензии к авиакомпании в период, равный шести месяцам с момента прилета в пункт назначения. В вашем случае срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для жалобы.

  • § От. 126 Воздушного кодекса РФ?

Если дело дойдет до суда, то ответчиков будет двое: туроператор и перевозчик. Вы вправе потребовать не только возмещения реального ущерба, но и возмещения морального вреда. В случае удовлетворения ваших требований суд взыщет с виновников ваших проблем штраф 50% от суммы, присужденной судом в вашу пользу. Госпошлину по делам, связанным с защитой прав потребителя, платить не надо.

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.


В этом году авиапассажирам пришлось изрядно понервничать. Вспомните: в апреле был вулкан. Исландский огнедышащий монстр с именем-скороговоркой Эйяфьяллайокудль на неделю парализовал небо над всей Европой. Еще были дикие пробки по дороге "Шереметьево", забастовки авиадиспетчеров - испанских, английских и греческих...

Но под занавес года погода прямо-таки измывается над путешественниками. Перед католическим Рождеством сотни тысяч человек застряли в аэропортах Европы: из-за сильных снегопадов и гололеда не работали аэропорта Парижа, Брюсселя, Франкфурта, Лондона и других европейских городов.

В воскресенье, 26 декабря, коллапс случился уже в аэропортах российской столицы. Больше всего проблем испытали пассажиры, которые должны были вылетать из "Домодедово": крупнейшая воздушная гавань Москвы осталась без электричества и перестала принимать и отправлять самолеты (свет отключили из-за того, что оборвались обледеневшие провода). Вовремя не улетели как минимум сто самолетов. В "Шереметьево" были задержаны не меньше 60 рейсов. Подробнее читайте здесь.

С перебоями ходили "Аэроэкспрессы" в "Домодедово", которые всегда были спасением от пробок.

А ведь как раз в эти выходные многие россияне улетали на новогодние каникулы - на курорты или в гости к родственникам. Во время предпраздничного ажиотажа аэропорты и так работают с повышенной нагрузкой - только из московского авиаузла на Новый год организована 1000 специальных чартерных рейсов. А тут еще и погода подкузьмила...

Но даже если в понедельник погода будет идеальной (прогноз читайте здесь), на восстановление нормальной работы аэропортов столицы потребуется время. Ведь надо отправить и те рейсы, что должны были вылететь в воскресенье, и работать по расписанию. В таких ситуациях приоритет у регулярных рейсов. Если летите на отдых чартером, шансов застрять в зале ожидания больше.

А под самый Новый год, 30 декабря, синоптики обещают сильный снегопад... В общем, собираться в "елочный" отпуск стоит, вооружившись инструкцией на случай погодного форс-мажора.

1. Перед тем как выезжать в аэропорт, проверьте информацию о вылете вашего рейса на онлайн-табло аэропорта. Табло всех воздушных гаваней столицы и многих зарубежных городов есть на сайте "Комсомолки". Правда, во время отключения электроэнергии в "Домодедово" не работал ни сайт аэропорта, ни онлайн-табло. Но такое все же случается редко.

2. Сделайте все, чтобы избежать пробок (я понимаю, в Москве это звучит чуть ли не как издевка, особенно перед Новым годом, да еще при гололеде и снегопаде. Но поэтому и важно). Езжайте не на автомобиле, а на метро и "Аэроэкспрессе". Опять же бывают исключения: летом были случаи, когда застревали скоростные поезда по дороге в "Шереметьево", в воскресенье с большими опозданиями шли экспрессы в "Домодедово". Но в большинстве случаев железная дорога все-таки надежнее.

3. Зарегистрируйтесь на рейс на сайте авиакомпании. Так вы получите запас по времени на случай задержки по дороге в аэропорт. Ведь для регистрации надо быть в аэропорту минимум за полтора часа до вылета. А если у вас уже распечатан посадочный талон, вы и за 40 минут до отправления имеете шанс успеть на свой самолет.

Мы собрали типичные ситуации, с которыми, увы, нередко сталкиваются авиапассажиры - и в России, и за границей. Советами помогают юристы, специализирующиеся на правде в области туризма: директор юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов и директор юридической консультации "Визит" Анна Гладун.

Опоздали на рейс: застряли в пробке, из-за снега не ходили автобусы или что-то из этой "оперы"...

Увы, ни пробке, ни снегу претензию не напишешь, в суд на них не подашь. Согласно пункту 80 Федеральных авиационных правил пассажир должен не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Опоздание будет рассматриваться как добровольный отказ пассажира воздушного судна от полета позднее чем за 24 часа до вылета. По закону в этом случае вам должны вернуть деньги за билет. Правда, за вычетом сбора, размер которого не может превышать 25% (согласно ст. 108 Воздушного Кодекса РФ).

С требованием о возврате денег надо обращаться непосредственно в авиакомпанию. В аэропорту ищите стойку перевозчика или его представителя. Чтобы претендовать на возврат денег, отказ от перелета надо оформить в письменном виде, иначе получится, что вы не уведомили авиакомпанию о своем отказе.

Рейс задержан, вы кукуете в зале ожидания.

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", авиакомпания обязана за свой счёт и вне зависимости от причин задержки рейса организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет.

Ждете больше 2 часов - вам должны дать прохладительные напитки и предоставить возможность сделать два бесплатных телефонных звонка или послать два сообщения по электронной почте. А это полезнее, чем напитки - особенно если сидите в заграничном аэропорту, а в роуминге проговорили кучу денег.

Опоздание на 4 часа - горячий обед или ужин. Обычно кормят в кафе аэропорта. Если застрянете дольше, потом кормить должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Задержка рейса на 6 часов в ночное время и на 8 часов днем - вас обязаны разместить в гостинице и довезти до нее, а также обратно в аэропорт.

Правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки. Куда за всем этим обращаться? К представителю авиакомпании. Если не нашли или зависли в маленьком аэропорту, обратитесь на стойку информации аэропорта.

Если что-то из этого списка не было оказано и пассажиру пришлось получать эти блага за собственные деньги, авиакомпании придется по чеку возместить все расходы.

Кроме того, авиаперевозчик должен выплатить штраф каждому пассажиру в размере 25% МРОТ (проще говоря, 25 рублей) за каждый час просрочки, но не больше 50% стоимости билета (ст. 120 Воздушного кодекса). Правда, штраф нельзя взыскать, если просрочка произошла вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В самолет посадили, а он не взлетает: катают по полю, или лайнер просто стоит на месте. Такое часто бывает в сложных погодных условиях, или когда в аэропорту "пробка", или при неисправности самолета.

Это та же задержка рейса. Вам должны предоставить напитки и еду, исходя из тех же норм.

Вы летите со стыковкой. Первый рейс задержался, в итоге опоздали на второй.

В аэропорту вылета надо получить отметку в билете (распечатке электронного билета), что ваш самолет не смог вылететь вовремя по такой-то причине, был задержан на такое-то время.

В аэропорту пересадки обратиться к представителю авиакомпании с просьбой перебронировать билет на другой рейс. Здесь-то и потребуется отметка в билете, подтверждающая вашу невиновность в опоздании.

Обычно билет меняют без проволочек. Тем более что чаще всего оба рейса выполняет одна авиакомпания или перевозчики, входящие в один авиационный альянс (крупных альянсов в мире три: Sky Team - в него входит "Аэрофлот", Star Alliance, One World).

Но может оказаться, что ближайший борт лишь завтра. Компенсировать траты на гостиницу и питание должна авиакомпания - виновник опоздания. Собирайте чеки, квитанции и прочие подтверждения расходов. И по возвращении пишите претензию с требованием возместить убытки, причиненные некачественным исполнением услуги по авиаперевозке.

Если вас заставят покупать новый билет за свои кровные, то его стоимость (вместе с неустойками и компенсациями) вы также вправе будете требовать с авиакомпании, чей рейс задержался. Для этого сначала передайте письменную претензию о компенсации убытков, а в случае отказа либо если вам не ответили в течение 10 дней, можете идти в суд.

Из-за задержки рейса пропали день или два отдыха.

Как правило, добиться компенсации реально уже после возвращения. Вы можете потребовать у авиакомпании компенсировать стоимость потерянных из-за опоздания услуг: суток проживания в гостинице, питания, если оно было оплачено, экскурсии и т. д. В гостинице требовать деньги за "прогулянный" день не имеет смысла, она ни при чем.

Виновата ли компания, если рейс задержан из-за нелетной погоды? Тут все дело в нюансах: если вдобавок к ненастью были какие-то проколы в работе авиаторов (к примеру, вовремя не провели антиобледенительную обработку самолета) - тогда да. И вы можете требовать от нее компенсации своих расходов (за оплату гостиницы в ожидании следующего рейса, "пропавший" день отдыха в отеле, деньги за те дни, что вам не выплатили зарплату, и т. д.). Если перевозчик действовал безукоризненно - нет.

Но! Горячее питание, размещение в гостинице и все, что положено при долгой задержке рейса, авиакомпания должна предоставить в любом случае.

Наслушались вы ужасов про транспортный коллапс в Москве и Европе, и решили вернуть уже купленный тур.

Вопрос в том, получите ли вы деньги назад. В случае с нынешней непогодой - нет. Требовать стопроцентного возврата денег можно в том случае, если путешественник сможет доказать, что существовала реальная угроза его жизни и здоровью.

Доказать это на практике трудно. Веским аргументом для суда может быть заключение МИД России, что в период начала тура в стране или регионе сложилась неблагоприятная или опасная обстановка и россиянам не рекомендовано посещать эту страну. Такие документы МИД выпускает редко.

Общее правило возврата денег за купленные туры таково: туроператор должен вернуть вам все, за исключением фактически понесенных им расходов. Если до вылета остается, скажем, неделя, эти расходы уже составляют большую часть стоимости путевки.

По большей части задержки чартеров на теплые зарубежные моря происходили и происходят не из-за погодных условий, а из-за технических неисправностей лайнеров, которые приходится чинить чуть ли не “на лету”. Поскольку резервных бортов у авиакомпаний либо нет, либо они попросту жадничают отправлять их.

Дешевле заплатить штраф за задержку рейса, который составляет для компании просто “каплю в капле моря”. Так, например, 20 августа РИА Новости сообщает, что суд оштрафовал “ ” после задержки еще в мае двух рейсов ( и ).

В прокуратуре отметили, что вопреки требованиям закона авиакомпания не предоставила для перевозки пассажиров резервные воздушные суда.

Сумма штрафа, который должна заплатить авиакомпания, составляет… 200 тысяч рублей. За задержку двух рейсов на зарубежные курорты. За мучения сотен пассажиров. За их испорченный отдых.

Немало нервов потрепала в этом сезоне (и особенно в первой половине сентября) туристам и авиакомпания “ “. В частности, ее рейсы из Москвы на Корфу и обратно отправлялись с задержками от 6 часов и более.

Можно только представить, что почувствовали пассажиры рейса этой авиакомпании, направлявшегося 6 сентября (Корфу), когда им уже объявили о подготовке к взлету. Пассажиры пристегнули ремни, просмотрели “мультик” о безопасности, но вдруг их попросили выйти из самолета из-за возникших технических неисправностей.

В итоге измученные пассажиры, которым пришлось дважды пересекать границу России (проходить паспортный контроль в аэропорту), потеряв день отдыха, вылетели на Корфу с семичасовой задержкой и мыслью: долетит ли этот самолет в принципе?

Поскольку, как сообщили пассажирам, причина была в отказе тормозной системы. Узнав об этом, некоторые пассажиры хотели и вовсе отказаться от полета, но все же рискнули.

Уже на Корфу туристы, прибывшие туда авиакомпанией “Якутия”, делились друг с другом информацией, и выяснялось: всем в разные дни сентября пришлось просидеть в аэропорту от шести и более часов.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с обратным вылетом. Например, рейс из Киркиры во Внуково от 13 сентября вылетел с 9-часовым опозданием.

Одно утешало: некоторые туркомпании, зная о существующих проблемах, не вывозили туристов из отелей до тех пор, пока борт не вылетел из Москвы, и им не приходилось сидеть в аэропорту.

Правда, эта система дала сбой при вылете 16 сентября все той же авиакомпанией “Якутия”. Борт прилетел в Киркиру на удивление вовремя, туркомпания вывезла туристов в аэропорт, но когда они, пройдя паспортный контроль, оказались в “свободной зоне”, информация о рейсе попросту пропала с табло.

Пару часов пассажиры “Якутии” не могли добиться ни того, чтобы к ним вышел представитель авиакомпании и объяснил ситуацию, ни добиться объяснений от своих туркомпаний.

Так, например, представитель “Тез тура”, которая отвезла туристов в аэропорт, ответила по телефону, что она уже везет других туристов из аэропорта, и “застрявшим” в накопителе ничем помочь не может.

Что же касается центрального офиса туроператора, то звонить по этому номеру – только тратить нервы и деньги.

Поскольку приходится выслушивать, находясь в международном роуминге, бодрый механический голос, который в течение нескольких минут вещает: “Ваш звонок очень важен для нас! Спасибо, что выбрали нашу компанию! Если вам надо соединиться…” (далее следуют перечисления цифр от нуля до 9), и когда оператор, наконец, отвечает, то остаются только нецензурные выражения.

Многострадальных пассажиров “Якутии”, после почти трех часов неведения в “свободной зоне” аэропорта Киркиры, все-таки пригласили на посадку. Возмущенные люди пытались выяснить, в чем была причина на сей раз? И тут выяснилось, что “все хороши”.

В данном случае, по информации анонимного источника, которую впоследствии косвенно подтвердили Вестям.Ru в туротрасли, причиной задержки борта стала неоплата услуг аэропорта принимающей на Корфу туркомпанией.

Как выяснилось позднее, задолженность перед аэропортом Киркиры образовалась у обанкротившейся недавно компании Ted Travel, которой еще в августе занялись правоохранительные органы России.

И трудно представить, что работавшие с ней крупнейшие российские туроператоры не знали о существующей задолженности перед аэропортом Корфу.

В комментарии Вестям.Ru источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности рассказал, что задолженность эта была давней, греки ждали оплаты, но именно 16 сентября их терпение лопнуло, и они арестовали российское воздушное судно.

И только после того, как это произошло и начались гневные звонки туристов в офисы, работающие на Корфу туркомпании “скинулись” и быстро оплатили задолженность обанкротившейся Ted Travel.

Источник также сообщил, что аналогичная ситуация не исключена вскоре и в Анталье, просто турки пока ждут оплаты за услуги аэропорта. Но однажды и у них, как у греков, терпение может лопнуть, и до получения оплаты турки возьмут “в заложники” какой-нибудь российский борт, а туристы будут вынуждены “куковать” в аэропорту.

Впрочем, официального подтверждения этой информации у Вестей.Ru нет. Да ее никто по доброй воле и не даст. Так что узнать, соответствует ли она действительности, можно будет только когда из аэропорта Антальи донесутся крики о помощи застрявших пассажиров.

“Пилот устал и идет спать”

В самом начале сентября “ославилась” и авиакомпания “Россия”. Ее рейс из Ларнаки (Кипр) в Москву задержали на 16 часов. Причем, несколько часов люди были вынуждены провести в душном салоне. Многим стало плохо.

Оказалось, по техническим причинам пилот не смог завести двигатели, а потом, как объяснили пассажирам, он “устал и пошел спать”.

Можно представить, какие чувства испытывали туристы, которым пришлось сидеть все время отдыха экипажа в аэропорту. Разумеется, резервный борт за ними не высылали.

Источник в авиационных кругах пояснил Вестям.Ru, что такая практика не просто нормальна, а определена законодательством. Пилот и экипаж не имеют право превышать определенное количество часов, проведенных в рейсе. Поэтому если что-то пошло не так, и экипаж не успевает в срок долететь до родной гавани, то его отправляют в гостиницу на отдых на 10 часов.

Еще пара часов задержки, и экипаж авиакомпании “Якутия” тоже пошел бы спать на 10 часов. При этом пассажиры (многие – с маленькими детьми) были бы вынуждены спать на полу или на лавках в “свободной зоне” аэропорта.

Потому что у многих Шенгенские визы - исключительно на срок поездки, и пересечь границу ЕС вновь они не смогли бы даже при наличии доброй воли туроператора отвезти их обратно в гостиницу.
Разумеется, как и в прочих случаях, мечтать о том, что из Москвы за туристами выслали бы резервный борт, не приходилось. Потому что его у авиакомпании на данные цели просто не предусмотрено: летает на Корфу один и тот же самолет, который, если выходит из строя, и сбивает весь график полетов.

Собеседник Вестей.Ru говорит, что авиакомпании, которые “просели” со своим то и дело ломающимся единственным (на данном направлении) бортом могли бы решить вопрос в пользу туристов. Например, отправив все-таки за ними резервный борт (если “пилот устал и пошел спать”). Или же поделившись на время своими чартерами с другими авиакомпаниями, у которых таких проблем нет.

Однако и тот, и другой вариант означали бы потерю авиакомпаниями значительных средств: либо пришлось бы делиться с конкурентами, либо тратиться на дополнительный рейс.

В такой ситуации, как показывает практика, авиакомпании делают выбор в пользу своей выгоды. А пассажиры? А пассажиры ничего, подождут.

АТОР: это не кризис, а бардак

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, комментируя Вестям.Ru ситуацию в сфере туризма в целом и с авиаперевозками в частности, отметила, что решить ее можно только одним образом: должна быть ответственность и туроператоров, и авиаперевозчиков, с которыми они заключают договоры на перевозку туристов.

Однако этой ответственности у авиаперевозчиков действительно на данный момент нет. Они набирают чартерные программы, при этом должного контроля за ними нет и со стороны Росавиации. В частности, это касается резервных бортов, которые должны иметься в распоряжении авиакомпании, а по факту они отсутствуют.

В результате возникают ситуации, заложниками которых становятся тысячи туристов, которые вынуждены сидеть в аэропортах и ждать рейсов, отложенных из-за технических неполадок лайнеров по 10, а иногда и более часов.

Кроме того, по мнению Ломидзе, в данном случае должны быть законодательно введены существенные штрафы за задержки.

Возможно, по цене стоимости рейса, а не те суммы, которые для авиакомпаний являются каплей в море, так что даже при наличии резервного борта им проще оплатить мизерную сумму за задержку, чем высылать за застрявшими туристами резервный борт (разумеется, если таковой имеется).

При этом именно со стороны государственных органов должен быть контроль за тем, сможет ли та или иная компания обслужить в течение туристического сезона заявленные чартерные рейсы, а не верить им на слово.

И если, говорит Ломидзе, по факту проверки государственного контролирующего органа выясняется, что авиакомпания реально может работать только на двух, а не 30 туристических направлениях (как она заявляет), то информация об этом должна быть доведена до туроператоров, которые собираются заключать с ней договор на перевозку туристов.

Причем, решать данные вопросы надо за несколько месяцев до начала сезона (максимум в марте), а не по факту, когда застрявшие в аэропортах туристы начинают бить тревогу через соцсети и СМИ.

Что же касается непосредственно туроператоров, то на этом рынке обвал начался с 2014 года. Это вопрос конкуренции, когда идет “естественный отбор” и “вымирают” слабейшие, отмечает Майя Ломидзе.

Хотя, несмотря на существующее законодательство и необходимость регистрироваться в Едином реестре туроператоров, появляются и турфирмы, финансовые возможности которых из-за непрозрачности взаиморасчетов точно проверить невозможно. И в таких ситуациях возникает “пирамида”, результатом которой раньше или позже становятся ситуации с непроплаченными гостиницами или услугами зарубежных аэропортов (как было в случае на Корфу 16 сентября с обанкротившейся Ted Travel).

Решением вопроса, считает руководитель АТОР, мог бы стать опыт европейских стран, где существует строгий контроль, предусмотрены жесткие меры к нарушителям прав туристов, в том числе и огромные штрафы.

При этом единого органа, который одновременно мог бы курировать и авиаперевозчиков, и туроператоров не может быть. Но для того, чтобы системно решить существующую проблему, необходима Межведомственная комиссия с привлечением и сотрудников Росавиации, и Ростуризма, и общественных организаций, объединяющих туроператоров, и фискальных органов, которые системно занимались бы проверками как авиакомпаний, так и реальных финансовых дел в той или иной туркомпании.

При этом, считает Майя Ломидзе, системного кризиса в туротрасли нет, но есть бардак в целом: отсутствие контроля и как следствие – проблемы для людей, которым таким образом портят, а иногда и вовсе срывают заслуженный отдых.

Они будут сопротивляться

20 сентября в Росавиации должно состояться совещание, на котором санкции за задержку чартеров обсудят с авиакомпаниями и туроператорами. Эксперт АТОР говорит, что туроператоры готовы информировать о том, какое количество программ они заказывают перевозчикам.

При этом Росавиация должна иметь возможность проверить, сможет этот перевозчик выполнить все эти программы, или нет. “Если он заявляет, что может, а потом срывает программы, то он должен за это отвечать”, - отмечает эксперт.

В Минтрансе разработаны предложения, которые направлены на повышение ответственности чартерных авиаперевозчиков - вплоть до запрета совершать рейсы за границу.
Кроме того, предлагается проводить анализ графика оборота воздушных судов на предмет его соответствия парку перевозчиков с учетом провозных емкостей, а также проверять наличие необходимого количества летно-технического персонала у авиакомпании.

Эксперты в туротрасли рассказали, что, узнав об этом, авиакомпании уже выразили свое неудовольствие подобными возможными жесткими санкциями. Однако если их не принять, подобные ситуации с чудовищными задержками то и дело ломающихся бортов чартерных рейсов продолжатся и в следующем туристическом сезоне.

Путешествие это здорово и интересно, но оно не всегда начинается так, как планируешь. Сорванные планы, обманутые ожидания и потеря денег, всем этим чревата задержка рейса самолета. Разберем на что можно рассчитывать в подобной ситуации и какие уловки применяют авиакомпании, чтобы избежать ответственности. Что делать если задержали рейс самолета разберемся вместе с порталом “Разумный туризм”.

Итак, вы приехали в аэропорт с вещами и горящими глазами, в предвкушении предстоящего отдыха, но с удивлением узнали, что ваш вылет задерживается. Неприятно, но не смертельно. Если знаете свои права вы сможете минимизировать неприятные ощущения от задержки рейса.

Обязанности авиакомпании в случае задержки рейса:

Время задержки рейса Предоставляемые услуги
1 До 2 часов Хранение багажа и комната матери и ребенка за счет авиакомпании
2 Свыше 2 часов Прохладительные напитки (чаще всего это обычная минеральная вода); два бесплатных телефонных звонка либо два сообщения на электронную почту
3 Свыше 4 часов Горячий обед, либо ужин за счет авиакомпании (в дальнейшем вы имеете право на горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью)
4 Свыше 6 часов днем или 8 часов ночью Трансфер до гостиницы и обратно плюс проживание в гостинице за счет авиакомпании

К сожалению не все авиаперевозчики добросовестно относятся к выполнению данных пунктов, поэтому, если ваш рейс задержали, мы советуем отслеживать время задержки самостоятельно и обращаться за теми или иными услугами к представителю авиакомпании, если таковые отсутствуют в здании аэропорта, смело отправляйтесь на стойку информации, они найдут вам сотрудников, ведь не в интересах администрации наличие недовольных и озлобленных пассажиров в здании аэропорта.

Нелетная погода не освобождает от ответственности

Если с услугами, предоставляемыми в здании аэропорта все понятно, то кто заплатит за потраченные нервы, опоздание на стыковочный рейс или пропавшие 2-3 дня оплаченного отдыха? Авиакомпания, но, к сожалению не всегда.

За задержку ответите!

Часто случается, что вы летите с пересадками, и задержка одного рейса неминуемо приведет к опозданию на второй. Не стоит раньше времени бить тревогу.

Итак, если задержали рейс самолета с пересадкой, вам необходимо взять у сотрудника авиакомпании (желательно в аэропорту, где произошла задержка рейса) справку о том, что рейс был задержан. По прибытии в аэропорт стыковки, если будут какие-то сложности с посадкой вас на другой рейс, вы предъявите ее и проблема отпадет самостоятельно. А если рейс на следующее утро? В действие вступает пункт №4, приведенный в таблице. Смело требуйте от перевозчика трансфер и гостиницу, это их вина и они обязаны оплатить ваше проживание.

Пропавшие дни, как и нервы не восстанавливаются но оплачиваются…

В случае если задержка была настолько большой, что вы потеряли 2-3 дня своего отпуска, не стоит требовать от владельца гостиницы возврата проплаченного проживания, он не виноват, что авиакомпания не смогла выполнить своих обязательств. Возьмите чек, справку от гостиницы и по возвращению обратитесь с письменным требованием возместить вам понесенные расходы.

Да, и не забудьте, что пассажир имеет право получить денежную компенсацию в размере 25% от установленного МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости перевозки.

Авиакомпании тоже это знают, но расчет на российский менталитет. Все уверены, что русский турист не будет тратить свое время на выяснение отношений.

Наш совет, после того, как произошла задержка собирайте все чеки, после возвращения домой большинство из них вы сможете компенсировать.

Форс-мажор или уловки авиаперевозчиков

Естественно никто не хочет платить деньги, тем более за возмещение морального вреда. А так как в правилах об организации воздушных перевозок четко прописано, что компенсация (в размере 25% за каждый час задержки) положена в случае нахождения пассажира в здании аэропорта, а если вас заперли в самолете то увы… Недобросовестные перевозчики грешат подобным, и если у вас есть подозрения, что с вами поступили подобным образом, можете обратиться в суд после прибытия из отпуска.

Кстати, если вас держат в салоне самолета. Это не означает, что вам не положены напитки и питание – смело требуйте это у персонала.

Есть еще один пункт, применительно к которому вы не сможете получить денежную компенсацию – это форс-мажор. К форс-мажорам относится забастовки персонала и нелетная погода. Если по поводу второго пункта еще можно поспорить, то насчет первого даже и не пытайтесь добиться своей правоты, закон в этой ситуации на стороне авиаперевозчика.

Опоздание – это не приговор

Случается, что пассажир в силу различных причин опаздывает на рейс. Пробки, сломанный будильник или медленный таксист – все эти причины не являются уважительными. По правилам перевозок, неявка пассажира к установленному сроку является добровольным отказом от перелета. И в этой ситуации вы сможете вернуть деньги, за вычетом 25%. Но куда же без подводных камней?

Если вы опоздали, и хотите вернуть деньги обязательно напишите письменный отказ от вылета, таким образом вы уведомите авиакомпанию о своем намерении отказаться от вылета.

В последнее время опоздание на регистрацию не является чем то смертельным и сотрудники идут на встречу пассажирам, не редки случаи посадки их в бизнес-класс, при наличии билетов в эконом. Так что наш вам совет, не старайтесь моментально обвинить во всех смертных грехах персонал, а просто мило улыбнитесь, извинитесь за опоздание и попросите решить вашу проблему с вылетом. Мы вас уверяем, если самолет еще не улетел, вы попадете на его борт.

Надеемся после прочтения данной статьи у вас не осталось вопросов относительно того, что делать если задержали рейс. Мягкой вам посадки и отличного отдыха!!!