Река иордан карта. Иордан. Центр проведения обряда

  • Дата: 17.08.2022

Река Иордан - восточная граница Святой Земли - не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада , Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ , созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15) . И поясняет Раши : это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад - область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена - в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3 ).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14 ). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1 ).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена , которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам , вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15 ).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11 ).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19 ). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем - спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество - совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, - глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12 ). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте» .

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них - место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» - Иеошуа 3:16 ).

А также - место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним .

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду .

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона .

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом , они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

    Дубин Полина

    Очень рада, что случайно нашла в поисковике на просторах Интернета эту компанию. Трансферы были организованы точно и комфортно, по демократичной цене. Персональная сердечная благодарность Дмитрию! За отзывчивость и помощь с экскурсиями. Хорошо прошла групповая экскурсия на Мёртвое море с сопровождающим Славой. И чудесная индивидуальная экскурсия в Иерихон. Очень благодушный и... Открыть Очень рада, что случайно нашла в поисковике на просторах Интернета эту компанию. Трансферы были организованы точно и комфортно, по демократичной цене. Персональная сердечная благодарность Дмитрию! За отзывчивость и помощь с экскурсиями. Хорошо прошла групповая экскурсия на Мёртвое море с сопровождающим Славой. И чудесная индивидуальная экскурсия в Иерихон. Очень благодушный и при этом знающий местный палестинский гид Халид, насыщенная программа, удобство и доброе отношение. Огромное спасибо ИзраЛэнд.Трэвел за профессионализм, высокий уровень сервиса и прекрасное отношение к клиентам. Удачи и процветания!!!

    Nadezhda Zubakova

    Ребята молодцы! Организовали трансфер на всю нашу семью, помогли с экскурсиями. Постоянно были на связи в Вотсапе, даже поздно вечером и рано утром отвечали на все возникающие вопросы. Огромное спасибо за все! Однозначно, рекомендую всем кто соберётся в Израиль 🤗

    Анна Прокопьева

    Нина Ванд

    Сказать СПАСИБО или БЛАГОДАРЮ,значит- не сказать ничего! Слов нет,чтобы выразить свою благодарность! Начну с того,что туристы были капризные и при получении визы им потрепали нервы...IsraLand несколько раз переделывали программу,подгоняли,переносили даты и брони..в общем замучились с нами))) По прилету и во время тура IsraLand проявили себя как высокопрофессиональные партнеры.Особое спасибо Дмитрию!... Открыть Сказать СПАСИБО или БЛАГОДАРЮ,значит- не сказать ничего! Слов нет,чтобы выразить свою благодарность! Начну с того,что туристы были капризные и при получении визы им потрепали нервы...IsraLand несколько раз переделывали программу,подгоняли,переносили даты и брони..в общем замучились с нами))) По прилету и во время тура IsraLand проявили себя как высокопрофессиональные партнеры.Особое спасибо Дмитрию! Сделали много приятных сюрпризов туристам,все организовали на ВЫСШЕМ УРОВНЕ!!! Туристы остались довольны как удавы,визжали в восторге))) РЕКОМЕНДУЮ ОДНОЗНАЧНО IsraLand-не прогадаете!!!

    Ольга Туризм

    Была с подругой на экскурсии в Тель Авиве, посетили алмазную биржу и старый Яффо. Замечательно провели день 👍👍. Отдельное спасибо Максиму, который забрал нас с вокзала и привез к месту сбора, а так же экскурсоводу Маше за интересную информацию. Всем рекомендую сайт

    Светлана Коган

    Хочу поблагодарить Israland Travel и, в первую очередь, Дмитрия и Елену за помощь и поддержку в моей поездке. Путешествовала по Израилю впервые и одна, поэтому вопросов и непредвиденных ситуаций возникало не мало. Но ребята чуть ли не круглосуточно были со мной на связи и все мои «трудности» разрешали полезными советами... Открыть Хочу поблагодарить Israland Travel и, в первую очередь, Дмитрия и Елену за помощь и поддержку в моей поездке. Путешествовала по Израилю впервые и одна, поэтому вопросов и непредвиденных ситуаций возникало не мало. Но ребята чуть ли не круглосуточно были со мной на связи и все мои «трудности» разрешали полезными советами или своими оперативными действиями. Еще до въезда в страну ребята запланировали мои трансферы и экскурсии именно в нужное для меня время и так, что всего за 8 дней я смогла чудесно отдохнуть на Красном море и побывать во многих достопримечательных местах и городах центра и севера Израиля. Спасибо, Israland Travel! Всем рекомендую - желаете, что бы в поездке вас сопровождали надежные друзья, - путешествуйте с Israland Travel!

    Елена, г. Новосибирск


    Наш выбор... Открыть Просмотровая в интернете экскурсионные предложения из Эйлата в Иерусалим наткнулись на "IsraLand.Travel" и это оказался очень хороший выбор. Прекрасное отношение к клиентам, большой выбор экскурсий, профессиональные советы при выборе экскурсии. Здесь особое благодарность Дмитрию - он не только помог с выбором экскурсии, но и всё время был на связи!
    Наш выбор пал на экскурсию "Иерусалим из Эйлата". Хотели 2-х дневной тур, но оказалось не сезон. Но Дмитрий помог решить нам эту проблему - остановились на выборе где первый день как у экскурсии "Иерусалим из Эйлата", второй день мы сами гуляли по городу а вечером вернулись обратно в Эйлат на автобусе, который привозил туристов на другой однодневный тур.
    Первый день нашей экскурсии начался в 5 утра когда нас забрали из отеля. Первая остановка - Мертвое море, потом Река Иордан, Паломнический центр, обед, Храм Рождества Христова, Храм Гроба Господня и Стена Плача. Особо надо отметить очень хорошую экскурсию по Иерусалиму - за это огромное благодарность гиду Эдуарду - можно сказать это была идеальная экскурсия - интересно и информативно! Большое спасибо! Нам очень понравилось! После экскурсии по Иерусалиму нас на такси отправили в отель а для других туристов начался путь обратно. Отель был хороший - всё чисто, персонал отзывчивый, кровати удобные и завтрак вкусный. Нам понравился район - не далеко от Дамасских ворот. На второй день мы самостоятельно гуляли по городу. А вечером присоединились к другой группе туристов и вернулись обратно в Эйлат.
    Всё понравилось! И когда опять соберёмся в Израиль - уже будим знать к кому обратится планируя отдых)) Ещё раз спасибо!!!)))

18.01.2017

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» – поем мы в праздник Богоявления, предначинание которого отмечается 18 декабря. А что мы знаем об этой библейской реке?

Немного географии

Каждый читатель Священного Писания знаком с рекой Иордан. Она упоминается много раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Упоминание Иордана в ветхозаветных книгах связано, в основном, с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. В современной карте мира река Иордан является границей между странами Израилем и Иорданией.

Иордан берет начало в четырнадцати километрах севернее озера Хула, недалеко от поселения Сде-Нехемия. Его исток представляет собой три небольших реки, берущие начало у подножия горы Хермон на высоте около 520 метров над уровнем моря, которые затем сливаются вместе и образуют единое течение Иордана.


Длина реки Иордан – 252 км, она не очень широкая, и судоходства по ней нет. Река течет в направлении с севера на юг до самого устья. Около Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты в 50-х годах XX века в рамках проекта по осушению долины озера Хула. От места их соединения идет канал до Моста дочерей Иакова. Отсюда Иордан течет в своем естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Тивериадское озеро, которое иногда называется еще Галилейским морем. По пути следования по базальтовому ущелью река Иордан имеет наибольший уклон – 17,6 м/км.

Тивериадское озеро – самое большое естественное водохранилище Израиля, его площадь составляет 167 км². На иврите оно называется Кинарет. По берегам озера находится множество минеральных источников, поэтому вода немного солоновата на вкус. Но все равно она пригодна для питья. Вода из озера по водопроводу поступает в густонаселенную центральную и безводную южную части страны. Озеро Кинерет является самым низко расположенным пресным озером в мире – 213 метров ниже уровня моря. Считается, что воды Иордана не смешиваются с водами озера: несмотря на то, что воды озера слегка солоноваты, Иордан, вытекающий из Кинерета, абсолютно пресноводен.

В Новом завете Тивериадское озеро связывается со многими рассказами о земной жизни Иисуса Христа. На берегах озера и в прибрежных городах Иисус провел большую часть Своего земного служения. Именно здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение.


После Тивериадского озера река течет по Иорданской долине до Мертвого моря, – это примерно 100 километров. Здесь русло реки становится очень извилистым, берега на этом участке высокие и в некоторых местах даже отвесные, ширина Иордана доходит до сорока метров. Во время половодья река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьезные препятствия для водотока.

Мертвое море, где заканчивается Иордан, является наиболее соленым озером в мире. Оно находится на самом низком участке земной поверхности – 420 метров ниже уровня моря. Принято географическое разделение Иордана на верхний – от истоков до Тивериадского озера и нижний – от Тивериадского озера до Мертвого моря.

Ветхий Завет

Название «Иордан» не имеет убедительной этимологии. Чаще всего его связывают с еврейским глаголом «спускаться». По одной версии Иордан значит «спускается от Дана», по другой версии – «спускаться к воде» и «водопой». Если исходить из хурритского происхождения слова, то Иордан истолковывается как «вода Дана», а если опираться на древнеперсидский язык, то получается «река, текущая весь год».

Наиболее раннее упоминание о реке Иордан связано с рассказом о Лоте, который выбрал «окрестность Иорданскую» как пастбища для своих стад, потому что она вся орошалась водою (Быт. 13. 10). После исхода из Египта израильский народ под руководством Иисуса Навина подошел с востока к границам Земли обетованной и пересек Иордан напротив города Иерихон. Сам переход был осуществлен при чудесной помощи Божией. События перехода евреев через Иордан описываются следующим образом: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав. 3. 16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока. Взятые из Иордана двенадцать больших камней – по числу колен израильского народа – были установлены как один памятник в Галгале.


После того, как еврейский народ поселился на территории Палестины, река Иордан оказалась где-то внутри, а где-то – на границе областей, которыми владели евреи. В Книге Судей берега Иордана – это место постоянных сражений с моавитянами, мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами. Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул. Давид неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений.

Пророк Илия своей милотью (одеждой из овечьих шкур) ударил по воде и остановил Иордан. Он же с берегов реки вознесся на огненной колеснице на небо. Его ученик, пророк Елисей, получивший дар чудотворения после вознесения пророка Илии, также перешел Иордан по дну, воды которого расступились перед ним. После семикратного омовения в водах Иордана по повелению пророка Елисея исцелился от проказы сирийский военачальник Нееман.

Новый Завет

Постоянное присутствие реки Иордан на страницах Священного Писания неудивительно, так как она находится недалеко от того региона, где происходят основные события библейской истории. Но, несомненно, самое важное предназначение этой реки, самое значимое действие, которое происходит в водах Иордана, описывается у четырех евангелистов. Это Крещение, которое Иисус Христос принял от рук святого праведного Иоанна Предтечи. С момента Крещения начинается мессианское служение Господа.


В текстах службы на праздник Крещения Господня многие песнопения говорят об Иордане, воспевают Иордан именно из-за того, что эта река невольно удостоилась такой высокой чести – своими водами послужить самому Спасителю мира. Церковные песнотворцы наделяют Иордан человеческими чертами: он трепещет, видя Господа, приходящего к нему, чтобы креститься от Иоанна, и в страхе поворачивает свое русло вспять. Иисус Христос, погружаясь в воды Иордана, одевается в них, как в одежду, и тем самым Он облачает Церковь «в одежду нетления».


В иорданских водах происходят важные в сотериологическом смысле события: Своим Крещением Христос восставляет падшего Адама и сокрушает «главы змиев». От события Крещения Иисуса Христа берет свое начало Таинство Крещения в Православной Церкви. И во все века христианства это Таинство вводит человека в Церковь, делает его чадом Христовым, дает возможность принимать другие важные Церковные Таинства, такие как исповедь, причащение, соборование, открывает путь ко спасению, потому что без жизни в Церкви нет активной принадлежности к ней. Во время Крещения Иисуса Христа на Иордане происходит явление Пресвятой Троицы, Богоявление: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1. 10-11).

Наши дни

После создания государства Израиль в 1948 году верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. Верхнее течение Иордана и его истоки также были захвачены Израилем. После окончании войны по Иордану от реки Ярмук до Мертвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые постоянно конфликтуют – каждая из стран старается забрать себе как можно больше воды. Если так будет продолжаться и далее, то река Иордан исчезнет.

На Ближнем Востоке расположена река Иордан. Ее почитают во всем мире, ведь с ней связано немало важных исторических событий. Сама река Иордан начинается у горы Хермон, которая разместилась в северной части сирийских Голанских высот. Благодаря обильному количеству осадков, обеспечивается полноводность водоема.

Дождь и снег выпадают регулярно на склонах Хермон, а сквозь ее трещины талые и дождевые воды находят выход наружу в виде родников.

Немного из истории названия

Река Иордан получила свое название много столетий назад. Большинство историков и ученых и сейчас спорят о том, почему именно так назвали ее. Основные мнения сводятся к тому, что название происходит от еврейского слова «йеред». В переводе на русский оно обозначает «спуск», «падение». Об этом упоминается в источнике Дан.

В целом этимология предлагает достаточно вариантов перевода названия реки. Все они происходят из семитских языков. Большинство вариаций обозначают собой «канаву» или «шум». Некоторые ученые убеждены, что название имеет индоевропейские корни. Такого мнения придерживается и В. В. Иванов. Его сторонники убеждены, что назвали реку индоиранцы, которые когда-то побывали у ее истоков.

Цифры и река

Река Иордан имеет длину в 252 км, а площадь ее бассейна превышает восемнадцать тысяч квадратных километров. Считается, что она несудоходная.

Исток и русло

Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, в первую очередь имеют в виду расположение ее истока. Он разместился на Голанских высотах, там, где сейчас территория Сирии. Можно выделить три основных истока: Хермон, или Баниас, Леджан, или Дан, и Нахр Хасбани, или Снир.

Самым внушительным источником именуют Дан. Считается, что именно он в основном наполняет реку. Территория, где он размещен, сейчас является Национальным парком Тель Дан. Свое название он получил во многом благодаря этому роднику. А сам источник стал называться так в честь одного из 12 колен Израиля.

Как только в реке Иордан соединяются три родника, образуя русло, она впадает в озеро Хуле. Очень часто можно встретить и другие его названия, к примеру Меером или Хула. Протекая дальше, река впадает в Генисаретское озеро. Его также иногда именуют Киннереф, Киннеретское или Тивериадское озеро.

Его площадь достигает 167 квадратных километров, а объем превышает четыре миллиарда метров кубических. Само озеро является достаточно интересным. Вода его считается пригодной для питья, однако ее вкус несколько солоноватый. Само озеро разместилось примерно на 213 м ниже уровня моря.

Следующим водным пространством на пути реки является Мертвое море.

Притоки

Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, часто имеется в виду и многообразие ее притоков. Самыми крупными из них называют Яббок и Ярмук, которые втекают с восточного берега, а также Харод - с западного.

Река Иордан Израиль кормит и поит. Всегда она была основной артерией страны. Когда-то ее бассейн отличался внушительной растительностью, а также был богат на фауну. Сейчас, к сожалению, Восток стал пустыней. Некогда богатая территория бассейна включает в себя исключительно рощи тростника, реже встречаются эвкалипты и финиковые пальмы.

В самые жаркие вся растительность высыхает под палящими лучами солнца. Однако, несмотря ни на что, река Иордан необычайно важна для всего Ближнего Востока.

Священная река

Для каждого верующего человека является священным то место, где несет свои воды река Иордан. Крещение Иисуса Христа, по легенде, произошло именно здесь, хотя далеко не все исторические источники согласны с этим утверждением.

Сама река регулярно упоминается в Ветхом и В Торе часто является чудодейственным местом то, где протекает река Иордан. Крещение Иисуса произошло на ее берегу, а история говорит о том, что крестителем выступал Иоанн Креститель. Само событие случилось вблизи города Иерихон.

Там, где протекает река Иордан, можно постоянно встретить многочисленных паломников. Люди верят, что воды таят в себе чудодейственную силу, поэтому приезжают со всего мира. Здесь осуществляют процедуру омовения.

История и политика

Следует понимать, что река Иордан, фото которой можно найти ниже, играет важную роль на Ближнем Востоке. Ее ценность заключается также в историческом и геополитическом смыслах. Именно поэтому стремление завладеть правом на обладание ее водами часто приводило к многочисленным конфликтам, которые иногда перерастали в полноценные войны.

Первые упоминания о реке Иордан были зафиксированы еще в тринадцатом столетии Этим документом являлся папирус Анастаси. Также особое внимание уделил ей древнеримский историк Тацит. Он уточнил, что река Иордан необычайно важна, а ее отцом является гора Хермон.

В древних временах река часто представляла собой своеобразную естественную границу Ханаана на востоке. Несколько позже образовались такие государства царя Васанского, как царства Ога и Сигона. И тогда река стала представлять собой своеобразную границу между ними. Спустя некоторое время территория была отдана колену Менаше, Реувена и Гада. Таким образом, река стала представлять собой не только межгосударственную, но и племенную границу.

История гласит, что израильские колена получили территорию с обеих сторон реки. Однако все мосты и возможные переправы через нее представляли собой важные места, которые зачастую имели военное значение. Их захват часто становился решающим в битве. Именно таким способом Гидон одержал победу над мидианитами, Эхуд - над царем Моава, Ифтах - над коленом Эфраима.

До наших дней дошло немало источников, в которых упоминается Иордан. Одним из таких стала Мозаичная карта. Она была создана в далеком шестом веке. Она представляет собой изображение самой реки, паромной переправы, города и многочисленных подробностей. Сейчас увидеть ее можно в Мадабе.

Археология

Интересно, что река Иордан не всегда считалась местом крещения Иисуса Христа. Ранее таковой являлась Эйзария, которая расположена поблизости. Однако археологические источники опровергли это. Уточняется, что через Эйзарию Иисус перешел и отправился к месту, где и прошел обряд крещения.

О нем упоминали также и в многочисленных сочинениях, которые писали паломники, путешествующие по Святым местам. Это было далекое время, когда Византийская империя была в самом расцвете. Во всех источниках упоминается греческая колонна и крест на ее вершине. Именно она обозначает собой место, где был Этот символ был установлен во время раннего христианства.

Однако само место было обнаружено далеко не сразу. Для этого понадобились многочисленные археологические исследования. Следует помнить о том, что река Иордан в пятом веке несколько изменила свое русло. Произошло это при впадении в Мертвое море. Ученые обнаружили место крещения спустя много лет.

Основание колонны также было найдено. Оно располагалось вблизи восточного берега реки на расстоянии примерно в 40 метров, что полностью соответствует историческим источникам и сочинениям паломников.

Также здесь были обнаружены остатки трех церквей. Все они были возведены на месте крещения Иисуса Христа в пятом и шестом веках. Простроил их император по имени Анастаси. Все церкви получили свое название в честь Иоанна Крестителя.

Туристы приезжают на реку Иордан не только в паломнических целях. Очень часто ими руководит простой интерес. При желании можно прокатиться на каяках по бурной реке. Это развлечение нельзя назвать самым дешевым, зато оно подарит массу ярких эмоций.

На Иордане можно встретить диких уток и утонченных лебедей. Они совершенно не боятся людей, поэтому можно покормить их или сфотографировать на память. Помимо этого, если посетить берега Иордана, можно насладиться удивительными живописными видами, а также многообразием кипарисовых рощ. Исключение составляют самые жаркие месяцы в году.

Следующий пункт маршута - православный монастырь святого Герасима Иорданского, расположенный в пяти километрах от Мёртвого моря, в километре от реки Иордан и предполагаемого места крещения Иисуса Христа. Герасим (в миру Григорий) был родом из Малой Азии (район нынешней турецкой Антальи), из богатой семьи. Уйдя от мира и приняв монашество, он удалился в пустыню Фиваиды в Египте, а потом примерно в 450 году пришёл в Палестину, где невдалеке от реки Иордан основал монастырь.

1. Монастырь со всех сторон окружён раскалённой пустыней, но на территории лавры зелено и уютно.

2. Внутренний дворик.

3. Панно с изображением Купола Скалы. Интересно, почему это панно, изображающее мусульманскую святыню Иерусалима, находится в православном монастыре?

5. Горделивый петух во дворике.

Оставив монастырь, направляемся непосредственно к реке Иордан, по которой проходит граница Израиля и Иордании. Предполагаемое место крещения Иисуса Христа находилось в местности Вифавара, в нижнем течении Иордана, примерно в 10 километрах от впадения его в Мёртвое море. Сегодня это место известно под именем Каср-Эль-Яхуд. Оно находится в пограничной военной зоне между Израилем и Иорданией и долгое время было закрыто для широкого посещения - доступ сюда был возможен только паломникам раз в год в праздник Крещения. Поэтому для массового посещения паломниками и туристами в 1981 году правительством Израиля было выбрано другое, "символическое" место, полностью на израильской территории, в 50 километрах отсюда выше по реке - в том месте, где Иордан вытекает из Генисаретского озера на территории киббуца Киннерет. Это место называется Ярденит.

А в 2011 году было открыто для массового посещения и историческое место крещения - Каср-Эль-Яхуд. Так что сегодня окунуться в реке Иордан можно сразу в двух местах - "символическом" Ярденит (полностью на территории Израиля) и "историческом" - Каср-Эль-Яхуд (причём туда можно попасть как со стороны Израиля, так и со стороны Иордании). Мы направляемся в то самое "историческое" место - на границу Израиля и Иордании.

6. Каср-Эль-Яхуд - это строго охраняемая приграничная территория, окружённая колючей проволокой - прежде чем попасть к реке Иордан туристы проезжают КПП с досмотром. Приграничная к Иордану территория за забором во многих местах заминирована - ещё со времен Шестидневной войны 1967 года (в результате которой Западный берег от Иордании перешёл под контроль Израиля). Кругом пустыня - в зелёной долине внизу протекает Иордан, а дальние горы - это уже территория Иордании.

7. Оба берега Иордана в месте предполагаемого крещения Христа сегодня доступны для посещения - со стороны Иордании к воде спускается небольшая купель, а на израильском берегу всё гораздо более масштабно. Граница проходит посередине небольшой реки шириной едва достигающей десяти метров. Зоны купания с каждого берега ограничены поплавками, за которые нельзя заходить, чтобы не пересечь границу. О проходящей здесь границе Израиля и Иордании предупреждают и многочисленные таблички. Интересно также, что с людьми на противоположном берегу нельзя контактировать - кричать им, махать руками. За этим следят военные. Особенно это забавно смотрится, когда с каждого берега в Каср-Эль-Яхуд прибывают русские группы.

8. Впереди - государственная граница.

9. На израильском берегу.

10. На противоположном иорданском берегу находится греческая православная церковь.

11. Флаг Иордании.

12. Иордан, извиваясь по долине, нередко меняет русло. Исследования показали, что, по-видимому, 2000 лет назад русло реки проходило восточнее, на территории современной Иордании. И соответственно точное место крещения Христа расположено сегодня на иорданской земле. Если посетить Каср-Эль-Яхуд не с израильской, а с иорданской стороны границы, то в нескольких сотнях метрах от реки можно посмотреть места археологических раскопок предполагаемого старого русла. Впрочем, на 100% точно сегодня определить место крещения едва ли возможно.

13. Русло Иордана вне туристической зоны. Ширина - метра три-четыре, течение довольно слабое, берега заболоченные. В верховье вода Иордана широко используется для орошения, построено несколько плотин. Много столетий назад река была, по-видимому, гораздо мощнее. Впрочем иногда и в наши дни, в период зимних дождей, на Иордане случаются значительные подъёмы воды и даже наводнения.

14. Фото с видом на Иорданию.

15. Паломники окунаются в воды Иордана с противоположного берега.

16. Посетив берег реки Иордан в местечке Каср-Эль-Яхуд, продолжаем маршрут по Палестине: следующая остановка - древний Иерихон. Этот город считается одним из древнейших городов Земли из числа постоянно заселённых - его история насчитывает около 10 тысяч лет.

Разумеется, за этот период существовавшее здесь поселение неоднократно разрушалось, перестраивалось и переходило из рук в руки разных властителей. Самое известное разрушение Иерихона получило отражение в библейском предании - согласно которому в XIII веке до нашей эры стены города пали от громкого звука труб во время осады армией Иисуса Навина. А выражение "Иерихонская труба" давно стало нарицательным.

Сегодня Иерихон - крупный город Западного берега, полностью подконтрольный Палестинской автономии ("Зона А" - ). Граждане Израиля не могут посещать эти районы Палестины, а обладатели палестинских паспортов, наоборот - посещать Израиль без специальных разрешений. В новейшей истории так было не всегда - в 90-е годы израильтяне любили отдыхать в Иерихоне: здесь было дёшево, плюс работали несколько казино и игорных зон. Но после арабо-израильского конфликта 2000-2005 годов ("Вторая палестинская интифада") всё изменилось - ужесточились взаимные правила перемещений израильтян и палестинцев, появились разделительные барьеры и пр. Сегодня здесь снова относительно спокойно, опять начал развиваться туризм, но живут в Иерихоне очень бедно. И это очень сильно бросается в глаза на контрасте с израильскики городами.

17. В оазисах Иудейской пустыни в районе Мёртвого моря и низовьев реки Иордан очень много плантаций финиковых пальм. Финики - однин из важнейших продуктов сельского хозяйства Израиля, в том числе и на экспорт.

18. Вот так они растут.

19. В Иерихоне действует канатная дорога, которая доставляет туристов из центра города на гору Каранталь (или гора Искушения), где, по преданию, дьявол искушал Иисуса, когда он постился 40 дней. Во время путешествия по канатной дороге открываются очень красивые виды города, оазиса, Иудейской пустыни и долины реки Иордан.

21. Археологические раскопки древнего Иерихона.

22. Мечеть.

23. Многие дома стоят заброшенные. На улицах пустынно, почти нет людей.

25. За городом проходит долина реки Иордан, по которой проходит граница с Иорданией. Неподалёку отсюда действует контролируемый израильскими властями пограничный переход.

27. Гора Каранталь.

28. На скалах этой горы расположен православный греческий монастырь Искушения (или Каранталь), основанный ещё в IV веке.

29. Постройки монастыря выстроены прямо на отвесных уступах горы.

32. Монастырские улочки на отвесном скальном выступе.

33. В одной из таких пещер на горе, по преданию, и постился 40 дней Христос.

36. Виды с одного из балконов.

39. Садимся в канатную дорогу - и возвращаемся вниз. Туристам хорошо - есть фуникулёр. А вот паломникам приходится подниматься на гору Искушения пешком, что по сорокаградусной жаре весьма непросто.

На этом однодневная поездка по Палестине закончилась - от Иерихона до Иерусалима всего 30 километров, совсем недалеко. В заключение традиционно скажу, что с удовольствием вернусь в эти края: было бы интересно ещё поездить по Палестине, посмотреть Наблус, Рамаллу, другие города... Вифлеем, естественно. Но это в другой раз. А у нас далее по плану - снова Израиль: крепость Масада, Мёртвое море и потом - север страны, город Хайфа и окрестности.