Надвратный храм рождества иоанна предтечи. Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)

  • Дата: 11.08.2023
488

В Александро-Невской лавре запускают экспериментальную экскурсию, которая рассказывает о повседневной жизни монахов. В рамках нового экскурсионного маршрута посетителям покажут современную жизнь монастыря, восстановленные храмы и фотовыставку, посвящённую жизни братии.

– Для большинства туристов и паломников посещение лавры ограничивается нашей главной святыней – мощами Александра Нев­ского, вот мы и решили восполнить этот пробел новой уникальной экскурсией, – рассказал Metro руководитель паломнического центра иеродиакон Марк (Бирюков).

Митрополит Варсонофий в сослужении наместника лавры епископа Кронштадтского Назария , секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

За богослужением владыка Варсонофий рукоположил диакона храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово Сергия Чечаничева во пресвитера к тому же храму, иподиакона Антония Марущака во диакона Александро-Невской лавры.

Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная.

В 1924 г. Покровская церковь была закрыта.

В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря.

В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская».

Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов.

В мире больше нет ни одного храма , внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики.

Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.

Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек.

Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт. Однако, вы можете посетить церковь, заказав экскурсию в нашем монастыре.

Надвратная церковь Феодора Стратилата

Над западными святыми вратами обители, со стороны реки Серой, находится церковь святого великомученика Феодора Стратилата.

Храм был освящен в честь небесного покровителя ктитора обители Царя Федора Алексеевича (1676-1682), и построен в последний год его жизни. Об этом свидетельствовала надпись в иконостасе над образом Спасителя: «Небесный Царю, Благоверного царя нашего и Великого князя Федора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани». Первый полотняный антиминс храма, присланный из Москвы, был освящен 15 мая 1682 года уже после кончины Благоверного Государя († 27 апреля 1682). Не дожил до освящения церкви и строитель ее, старец Корнилий († 11 августа 1681 г.). В память о нем на южной диаконской двери был написан образ мученика архидиакона Евпла – святого, в день памяти которого преставился ко Господу отец Корнилий.

Расположенный над святыми воротами храм включен в западное прясло кирпичной ограды монастыря. Центральная часть храма выделена высоким по сравнению с северным и южным притворами объемом, каждый увенчан барабаном с главкой и крестом. Восточный фасад церкви, обращенный к обители, украшен окнами с пламенеющими наличниками и ярусом закомар над его возвышенной частью. Западный фасад со стороны реки совершенно другой: он имеет узкие высокие окна-бойницы и выделен, повторяя декор стен, легким аркатурным поясом, характерным для памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В интерьере каждая из частей храма перекрыта сводами с металлическими связями, центральная часть возвышается на 2 ступени, пол в храме был кирпичный.

С запада у святых врат была устроена белокаменная площадка. В центральной арке – створчатые деревянные ворота, над которыми сделаны росписи: «образ Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечей и апостолы, на вратех росписаны живописью страшной суд, а по правую и по левую стороны стенах написаны архангелы Михаил и Гавриил» (опись 1764 г.). В боковых арках — две проходных калитки. В начале XIX века южную арку, в которой также была расположена лестница, ведущая в храм, заложили, храм с западной стороны укрепили двумя контрфорсами, и, как во всех храмах обители, тесовую крышу заменили железной, а слюдяные окошки — стеклянными.

У входа в храм, в углублении ограды, с XVII века в киоте находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.

В 1923 году надвратный храм был закрыт. При возрождении обители в 1992 году возвращен монастырю. После реставрационных работ и устройства нового иконостаса в 1993 году Феодоровскую церковь заново освятили. Теперь в ней совершаются ночные Литургии, исповеди и пострижения монашествующих.

Рядом со святыми воротами одновременно была построена каменная приворотенная келья, как ее называли – «караульная палатка». Некоторое время в ней жил преподобный Корнилий. А потом, переселившись в дом за стенами монастыря, он приходил сюда выслушивать нужды сестер и для духовной беседы с ними. Позднее в келье этой жили монахини-привратницы. Сейчас памятная келья преподобного Корнилия восстановлена, при входе ее – небольшая экспозиция по истории монастыря.

Материал из Wiki

Троицкая надвратная церковь - православный храм, оформляющий главный вход в Киево-Печерскую лавру . Возведён в начале XII века, после чего неоднократно реконструировался.

История

Построена церковь была в 1106-1108 годах как часть фортификаций Лавры , над главным входом в подземный монастырь. Церковь была основана внуком князя черниговского и великого князя киевского Святослава Ярославича , который отказался от своего княжеского статуса и стал монахом Печерского монастыря 17 ноября 1106 года под именем Николай Святоша . Николай 36 лет был монахом, и основал в Лавре больницу.

После значительного разрушения Успенского собора во время монгольского нашествия в 1240 году, Троицкая надвратная церковь стала главной церковью монастыря

В 1957-1958 годах в церкви проводились реставрационные работы, включая работы по восстановлению утерянных элементов декора, позолоту свода и ретуширование внешних картин.

Архитектура


Церковь расположена над Святыми вратами, которые являются главным входом в монастырь . Возле входа находятся комнаты для караульных . Церковь вклинивается между стенами монастыря, помогая защищать ворота . Наружные поверхности стен монастыря, ведущих к воротам, покрыты фресками. Они были полностью обновлены в 1900-1901 годах Д. Сониным и другими .

Троицкая надвратная церковь разделена на три нефа, каждый из которых содержит сферические апсиды . Внешняя каменная лестница ведёт в церковь .

Троицкая надвратная церковь является типичной каменной церковью времён Киевской Руси . Домонгольскую кладку можно лицезреть на южном фасаде здания. В 17-18 столетиях мастер Стефанович произвёл реконструкцию, и церковь была обновлена в стилистике украинского барокко . Именно во время этой реконструкции на церкви появились грушевидные купола, тогда же было обновлено её художественное убранство.

Сильнейшим акцентом внутреннего убранства Троицкой надвратной церкви является деревянный позолоченный иконостас , выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями Иваном Опанасовым и Яковом Оветко в стиле украинского барокко . Он изготовлен из липы в технике «сквозной резьбы» и расписан мастерами малярни Никольского больничного монастыря . Интерьер церкви дополняет паникадило на 16 свечей, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг.

Стенопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в цветах, в котором православное догматическое учение о церкви изложено художественным языком эпохи барокко , с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с её тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами.

На западной стене центрального нефа находится композиция «Первый Вселенский (Никейский) собор», посвященную новому этапу в развития христианства - церковному съезду в Никее в 325 году. Вдоль этой стены - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-е гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского больничного монастыря.

Пол церкви устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на брянских заводах Демидовых в 1732 году.

Координаты : 50°26′05″ с. ш. 30°33′19″ в. д.  /  50.434715° с. ш. 30.555237° в. д.  / 50.434715; 30.555237 (G) (Я)

Напишите отзыв о статье "Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)"

Примечания

Ссылки

  • (Ukrainian). . Проверено 8 марта 2007. .
  • Kilesso, S.K. Kiev-Pecherskaya Lavra. - Iskusstvo, 1966-1970. - P. 144. - ISBN ISBN.
  • Umantsev, F. Troitska nadbramna tserkva Kyievo-Pecherskoi Lavry. - Mystetstvo, 1970. - P. 144. - ISBN ISBN.

Отрывок, характеризующий Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Беседа с сотрудником Киево-Печерского историко-культурного заповедника кандидатом исторических наук Константином Крайним.

Знакомство с лаврским комплексом традиционно начинается с Троицкой церкви, стоящей над Святыми вратами Лавры.

Троицкая надвратная церковь. Святые врата Киево-Печерской лавры

С этим древним храмом связаны важные исторические события, но в то же время за девять столетий его существования появилось много легенд, не все из которых подтверждаются реальными фактами. Рассказывают, например, что основан он был известным печерским подвижником святым Николой Святошей .
[Никола Святоша, в миру Святослав Давидович († 14.10.1143), сын черниговского князя Давида Святославича, правнук киевского князя Ярослава Мудрого. В 1099–1100 гг. – князь Луцкий. Участвовал в княжеских междоусобных войнах, в результате которых лишился своего удела. Вскоре после этого, к удивлению и некоторому смущению родственников, решил уйти от мирской суеты и в 1107 г. принял постриг в Киево-Печерском монастыре, став первым на Руси князем-иноком. Работал в келарне, был монастырским привратником. Считается, что книги, принадлежавшие Николе Святоше положили начало монастырской библиотеке. Погребен в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, канонизирован в лике преподобных, память отмечается 28 сентября и 14 октября]

– Почему Троицкую церковь так или иначе ассоциируют с прп. Николой?
– Это достаточно давняя традиция. На протяжении ХІХ века лаврская типография издала множество путеводителей, популярных книг, где создание Троицкой церкви безоговорочно приписывалось прп. Николе. При этом для красочного описания образа князя-инока авторы все больше отходили от истины. К примеру, в одном из изданий конца ХІХ века довелось прочитать следующие строки:

Князь Черниговский Никола
Святость духа проявил:
Он отрекся от престола
И в пещере темной жил.

И при оном для больных,
Он врачебницу устроил,
Много дел творил благих,
Вдов и сирот успокоил.

В славу Тройцы Пресвятой,
Храм создал он над вратами
И гнушаясь суетой,
Славил Господа делами...

Приведенное выше стихотворение содержит сразу несколько заблуждений: первое – Святоша не был черниговским князем – этот титул носили его брат и отец, но не он.

Прп. Никола Святоша. старинная гравюра

– То есть он был не правящим князем Черниговского дома?
– Святослав Давыдович был старшим сыном и, возможно со временем занял бы княжеский престол. Но гораздо раньше этого он принял монашеский постриг. Он был наследником, но не князем Черниговским. Далее, не жил Никола Святоша в лаврских пещерах – к моменту его прихода они, в основном, использовались уже как место упокоения братии. Также много неясного в вопросе устройства им больницы – в Печерском Патерике приводятся слова преподобного, что сам он никаких лекарств не принимает и другим, в частности лекарю-сирианину Петру, советует исцеляться молитвой. Святоша, приняв постриг в Киево-Печерской обители, действительно некоторое время исполнял послушание привратника при Святых вратах, но нет ни единого упоминания в летописи или Печерском Патерике о том, что он построил Троицкий надвратный храм. Первое упоминание о церкви и информацию, что ее построил Никола Святоша встречается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского, вышедшей в 1638 году. До этого никакой информации о ней нет. Поэтому некоторые исследователи в ХІХ веке, к примеру, Николай Закревский, утверждали, что храм построен позднее, скорее всего, одним из князей Олельковичей.

– Это уже XV век, то есть никак не время преподобного Николы…
– Да, но хочу обратить внимание на то, что в этом случае укоренившаяся традиция все же не отошла далеко от истины – древность Троицкого храма была подтверждена еще современником Николая Закревского, профессором КДА Петром Лашкарёвым, который еще в 1869 году, на Первом археологическом съезде доказывал, что под позднейшей барочной лепкой храм сохранил древнерусские формы. Сравнивая Троицкую надвратную церковь с суздальскими церквями, строительство которых относилось к XII столетию, он указал на их сходство, при этом все свидетельствовало о том, что именно лаврский храм стал образцом для последних. Действительно, в 1881 году, когда с наружных стен церкви снимали штукатурку, под ней обнаружили древнерусскую кладку. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что строительство этого храма относится ко временам Киевской Руси. Однако точно установить время его строительства достаточно тяжело. Он мог быть возведен как в начале XII века, как считал П. А. Лашкарёв, так и в конце, когда в монастыре проходили большие строительные работы, верхняя территория Лавры была обнесена мощной крепостной стеной, высотой около 6 м и толщиной в 2 м…

– Какова судьба этой стены?
– Она была разрушена во время или сразу после нападения монголов на Киев в 1240 году. После этого более четырехсот лет монастырь окружала лишь деревянная ограда. На рубеже XVII–XVIII веков на средства гетмана Ивана Мазепы были возведены нынешние крепостные стены, которые окружили территорию Верхней Лавры общей площадью около 10 гектаров. Их протяженность – более одного километра…

Храм свт. Николая

Но вернемся на подворье возле входа в Троицкую надвратную церковь. Мы с вами находимся в тихом, тенистом дворике, где традиционно начинаются экскурсии по Лавре. Кроме Троицкой церкви здесь находится еще несколько примечательных памятников, в частности, храм во имя свт. Николая. Некогда вся эта территория была отделена от остальной Лавры и здесь находился отдельный Троицкий Больничный монастырь, со своим игуменом, хотя и подчиненный лаврскому архимандриту. Иногда эту обитель называют Никольской, но до самого конца XVIII века в документах он назывался Троицким, так как главным его храмом был Троицкий надвратный. После проведения секуляризационной реформы 1786 года монастырь был упразднён и преобразован в братскую больницу, главным храмом которой стал Никольский. И уже более по привычке, эту территорию в XIX веке называли Больничным монастырем, только теперь – Никольским…
Как и в вопросе с датировкой строительства Троицкой церкви, много неясного в том, когда был основан Больничный монастырь, возведена первоначальная Никольская церковь. Первое достоверное свидетельство о Больничном монастыре относится к XVI веку. Иногда упоминаемая в литературе дата – 1462 г., как и связь этой обители с написанием второй кассиановской редакцией «Киево-Печерского патерика» не находит подтверждения у современных исследователей. Нынешний Никольский храм возведен в конце XVII века. Его стиль совпадает с так называемым ранним «мазепинским» барокко.
Если говорить об истории Троицкого Больничного монастыря, нельзя не упомянуть о таком примечательном событии, как создании на его территории свт. Петром Могилой в 1631 г. лаврского коллегиума. При этом, скорее всего, основывая свою школу на этом месте святитель в первую очередь обращал внимание на ее обособленность от остальной территории монастыря – учащихся ничего не должно было отвлекать от занятия науками.
– А не мало ли места для коллегиума?
– Для учебного заведения, рассчитанного на несколько десятков человек – вполне достаточно. А монастырь было решено переселить на подворье с южной стороны от Троицкого храма. Однако Лаврский коллегиум просуществовал всего год, а уже в 1632 г. он был объединен с братской школой на Подоле. Братчики и казаки заподозрили в закрытости школы Петра Могилы нечто неладное – его даже обвиняли в желании создать некое подобие иезуитского коллегиума. Дело в том, что многие предметы здесь читались по-латыни, изучались западноевропейские трактаты – Петр Могила понимая, что в борьбе с католиками и униатами православные должны быть вооружены самыми передовыми знаниями. Потому что в этой борьбе главным было перо – хорошо написанный трактат, по своему воздействию, был порой гораздо эффективнее каких-либо насильственных мер. Всё-таки в XVII веке наши земли были достаточно просвещёнными.
***

Троицкая надвратная церковь. Внешнее убранство

Но давайте вернемся к Троицкой церкви. Вот мы находимся перед храмом, украшенным барочной лепниной, роспись на стенах – начала ХХ века, но сами ее стены относятся ко временам Киевской Руси. Это единственный наземный храм Лавры, который за восемь столетий своего существования практически не разрушался – были небольшие достройки, изменился его внешний вид, но в целом его судьба была счастливей, нежели у других древних зданий Лавры. Ни землетрясение 1230 года, ни монгольское нападение, ни более жестокий набег Менгли-Гирея не затронули Троицкий надвратный храм. Даже страшный пожар 1718 г., практически уничтоживший Верхнюю Лавру (от Великой лаврской церкви – Успенского собора остались лишь обгоревшие стены) не затронул ее. Но после этого пожара начинается большое переустройство Лавры. В это время Троицкая церковь получает свое барокковое оформление как снаружи, так и внутри – приглашаю вас заглянуть в храм, чтобы осмотреть интереснейшую живопись периода «украинского барокко», которая некогда украшала интерьеры всех лаврских храмов, а ныне сохранилась лишь здесь.