Монте альбан мексика. Археологическая зона Монте-Альбан. Схема Монте Альбан

  • Дата: 17.08.2022

Продолжаю писать о путешествии по Мексике . Сегодня мы отправимся к руинам города Монте-Альбан - древней столицы индейской цивилизации сапотекас и первого города всей Месоамерики. Кто соскучился по пирамидам, а их в блоге не было уже очень давно, велкам!

Название города Монте-Альбан (Monte Albán ) в переводе означает «белая гора». На счет «белой» меня по-прежнему терзают смутные сомнения, а вот про «гору» мексиканцы не обманули: Монте-Альбан находится на высоком холме, с которого открываются красивые виды на окружающие горы и лежащий у их подножия современный город .

Наверное, только самый ленивый читатель этого блога не знает, что в Мексике меня укусила не то пчела, не то оса, но и в этом посте не упомянуть об этом не получится. В нашем маршруте Оахака была следующим пунктом после , в которой тот самый пчело-ос нанес мне вероломное членовредительство, и на всем протяжении пребывания здесь я принимала антигистамины, от которых мне постоянно хотелось спать. Именно в таком состоянии, когда готовность уснуть под каждым встречным кустом была во мне более чем решительна, мы и отправились смотреть на древний город Монте-Альбан .

На входе в археологический комплекс туристов встречает дядька в смешных очках. При более детальном изучении вопроса дядька оказался археологом Альфонсо Казо, который в 1931 году обнаружил заброшенный древний город, а также разработал проект его раскопок и реставрации.

Начало истории города Монте-Альбан датируется 500 годом до н.э., и спустя 400 лет это был уже не просто город, а огромная столица государства индейского племени сапотекас. Начиная с 500 года н.э. цивилизация начала утрачивать свое величие, и спустя еще 500 лет его столица была полностью заброшена.

На сегодняшний день раскопана лишь небольшая часть города, по некоторым оценкам — около 10%. Тем не менее, археологическая зона, открытая для туристов, выглядит внушительно и городом именуется по праву. Тут есть все — и солидные постройки, и фундаменты второстепенных зданий, и площади, и даже обсерватория! Застывшие в вечности камни красуются на потрясающем фоне гор — таких же синих, как и на в окрестностях Оахаки.

Главная площадь города — Gran Plaza — окружена пирамидами, каждая из которых несет в себе какой-нибудь особый функционал. Например, первый по левую сторону фотографии ряд ступенек — это обратная сторона трибун поля для игры в мяч, которое не попало в кадр, а в пирамиде, находящейся через два ряда ступенек по ту же сторону улицы, имеется внутренняя комната, которая в дни солнцестояний освещается солнцем так, что в ней не образуется ни малейшей тени. Случается это всего два раза в год.

Одно из самых монументальных зданий — Дворец танцоров (Edificio de los Danzantes ), название которого идет, очевидно, от изображенных на его стенах фигур танцующих людей. На поверку же оказывается, что товарищи эти вовсе не танцуют, а корчатся от физических увечий, нанесенных им в качестве наказания за совершение преступления. Кому-то отрубали пальцы, руки, ноги, а кого-то и вовсе кастрировали — за измену!

Ну, из матчасти, я думаю, достаточно — сама не люблю длинные тексты с описание архитектурных нюансов пусть даже самого интересного археологического объекта, и вас утомлять не стану. Точно также и на месте я избегаю беготни по указателям — наблюдаю лишь за тем, что встречается мне на пути, который выбираю интуитивно, без каких-либо на то соображений. В случае же мексиканских городов моим главным увлечением было забраться на одну из самых высоких пирамид, раскинуть по его поверхности бренное тело и лежать без движения, пытаясь поймать какие-нибудь сакральные энергетические вибрации. Честно говоря, никаких вибраций обнаружить мне так и не удалось, но теперь те самые минуты покоя — мои самые лучшие воспоминания о мексиканских пирамидах. Именно так, без лишней, присущей особо интересующимся туристам, суеты, мне удалось прочувствовать эти места лучше, чем если бы я делала это, уткнувшись в карту и интенсивно перебирая ногами. Вот один из тех моментов, когда мечта уснуть под кустом в тот день почти что осуществилась, и, как вы догадываетесь, рос тот куст на вершине одной из пирамид.

Сейчас задумалась — странное место этот Монте-Альбан… жутко расслабляющее! Ладно я — спящая на ходу, но здесь даже Лев, который держится исключительно бодро в любой жизненной ситуации, отказался делать лишние движения. Пока я, превозмогая сон, пыталась сделать фотографии для блога, он — мелкая фигурка слева на фото — едва держался в вертикальном положении, ну прям как только что научившийся сидеть младенец. Нет, все-таки есть энергетические вибрации в Монте-Альбане , точно вам говорю.

А вот и я — повелительница мексиканских туч. Обратите внимание — на территории всего археологического комплекса мы были почти одни! Монте-Альбан — не самый популярный туристический объект в Мексике. По этой причине здесь почти никогда не бывает людно, и, наверное, поэтому он как-то по-особенному хорош.

Завидев редкого туриста, к нему торопливым шагом подбираются добродушные торговцы в ковбойских шляпах. Без излишней навязчивости они предлагают купить фигурки сапотекас, подобные тем, что мы видели в Антропологическом музее в Мехико — одном из самых стоящих музеев мира. Таких выручек, как в или того пуще — Чичен-Ице, оахакским торговцам и не снилось, и ведут они себя гораздо скромнее — так, что даже возникает желание купить у них этих их сапотекасов.

Ну и напоследок монте-альбанские кузнечики, занимающиеся любовью

Как добраться до пирамид Монте-Альбан, Мексика

Археологический комплекс Монте-Альбан находится в 9 км от города Оахака-де-Хуарес. Добраться из Оахака-де-Хуарес до Монтe-Альбан можно двумя способами:

Приобрести трансфер на комфортный туристический автобус в отеле Rivera de Angel по адресу Calle de Mina 518. Автобусы отправляются каждый час начиная с 8.30 и до 15.30, и обратно в город - каждый час с 12.00 до 15.00. Стоимость билета в обе стороны составляет 40 мексиканских песо.

Сесть в общественный автобус, отправляющийся с условной автобусной остановки, расположенной на пересечении улиц Calle de Mina и Calle de Mier y Teran, и за 6 мексиканских песо с человека доехать до конечной остановки, от которой придется пройтись около 3 км в не очень крутую гору. Обратно — точно также, автобусы ходят часто.

Мы выбрали второй вариант более дешевого автобуса, по выходу из которого не успели пройти даже одного километра — нас тут же подобрала попутка, которая совершенно бесплатно довезла нас до археологического комплекса. Обратно мы с удовольствием протопали 3 км пешком — вдоль дороги открывались отличные виды на горы (несколько первых фото в этом посте сняты именно оттуда).

Стоимость входного билета в археологический комплекс Монте-Альбан — 57 мексиканских песо. Карта археологической зоны в хорошем разрешении .

Джойс Маркус, Кент Фланнери::: Сапотекская цивилизация. История развития урбанистического общества в мексиканской долине Оахака

К концу шестого века до н. э. долина Оахака стояла на пороге великого преобразования. Она должна была вот-вот стать свидетельницей рождения урбанистического общества, одного из самых ранних в Новом Свете. Это общество появится с потрясающей скоростью, и его появление будет беспрецедентным, поскольку прежде не было городских обществ, которые могли бы быть для него образцом.

Settlement Pattern Project обеспечил нас приблизительной схемой того, что произошло. К концу фазы Росарио население долины, очевидно, было разделено на три вождеских сообщества неодинакового размера: более крупная полития в субдолине Этла (2000 человек), и две политии меньшего размера в Валье-Гранде (700-1000 человек) и субдолине Тлаколула (700-1000 человек). Эти политии были разделены 80 км 2 ничейной земли, наиболее заметной деталью ландшафта которой была неровная горная гряда площадью 6 км 2 . Непропорционально большой размер главного центра каждой политии – Сан-Хосе-Моготе, Сан-Мартин-Тилькахете и Йегуих – наводят на мысль, что каждый центр прилагал усилия к тому, чтобы привлечь и сконцентрировать столько людских ресурсов, сколько мог. Археологические свидетельства в виде сожженных храмов и принесенных в жертву пленников показывают, что некоторые или же все эти политии соперничали между собой.

В конце фазы Росарио происходит неожиданный феномен: Сан-Хосе-Моготе, крупнейшее сообщество долины на протяжении более 800 лет, неожиданно теряет большую часть своего населения. Хотя на отрогах предгорий по соседству еще можно обнаружить отдельные «пригородные» кварталы, населенные земледельцами, целое 40-га церемониальное и заселенное знатью ядро деревни оказалось покинуто. И Сан-Хосе-Моготе был не единственной деревней фазы Росарио, которая потеряла население; к нему вскоре присоединились Тьеррас-Ларгас, Фабрика-Сан-Хосе, и другие сообщества. Съемка поверхности обнаруживает, что в южной части субдолины Этла добрая половина деревень фазы Росарио оказывается незаселенной в последующий период .

Одновременно с этим широко распространившимся оставлением деревень Этлы отмечается стремительный и неожиданный всплеск численности населения на бывшей ничейной земле в центре долины Оахака. Наиболее впечатляющим примером этого всплеска было внезапное и крупное поселение на вершине уже упоминавшейся неровной священной горы площадью 6 км 2 . Эта гора, сегодня известная как Монте-Альбан, возвышается на 400 м над равниной реки Атойяк.

Примерно в 600 г. до н. э., в позднюю фазу Росарио, Монте-Альбан кажется необитаемым. Примерно к 400 г. до н. э., в фазу, известную как Ранний Монте-Альбан I, в нем было, по расчетам, 5280 обитателей. Примерно к 200 г. до н. э., во время фазы Поздний Монте-Альбан I, его население, согласно расчетам, достигало 17 242 человека, что делало его одним из крупнейших городов Нового Света того времени. К тому времени велось строительство 3 км защитной стены вдоль западных склонов горы, на которые легче всего вскарабкаться, а вершину увенчивал акрополь из общественных зданий .

Эти изменения означают, что во время перехода от фазы Росарио к фазе Монте-Альбан I, тысячи индейцев со дна долины оставили свои деревни, чтобы переместиться на вершину скалистой, ранее не заселенной, фактически безводной горы, сформировав самое крупное единичное сообщество, какое долина когда-либо видела. К периоду Поздний Монте-Альбан I, приблизительно треть населения долины жила в этом единственном укрепленном городе. Термин «урбанистическая революция» может быть преувеличением для некоторых доисторических ситуаций, но в случае Монте-Альбана он кажется подходящим.

Как мы должны объяснять эту внезапную трансформацию? Был ли Монте-Альбан уникален, или подобные прецеденты были и в других частях света? Существовали ли другие древние общества, в которых происходило аналогичное тому, что случилось в Оахаке? Оказывается, их было не так уж мало.

Перемещение городов в Древней Греции

Документы архаической и классической Греции показывают, что здесь были основаны или перемещены дюжины древних городов, обычно с целью противостояния внешней угрозе. Наиболее значимым, с точки зрения данной главы, был процесс, называемый синойкизм (от греч. ойкос – «дом», и «син» - вместе), во время которого жители целых групп деревень покидали свои сельские окрестности и собирались вместе, чтобы сформировать город там, где раньше его не было. Эти заново созданные города, часто расположенные в удобных для защиты или стратегически выгодных местах, выживали, поскольку их лидеры были способны управлять отдаленными землевладениями и интегрировать изначально автономные группы населения в один мегалополис или «агглютинированный город».

Недавнее исследование Нэнси Деманд (Nancy Demand) проясняет, что основные причины для такого перемещения городов не носили экологический, сельскохозяйственный или экономический характер . Сообщества перемещались «только перед лицом чрезвычайной внешней угрозы, ставившей под вопрос продолжение их существования в качестве автономных политических организаций», и жители деревень собирались вместе, чтобы «сформировать большой и сильный город, который сможет противостоять угрозе» .

Процесс синойкизма, целью которого было защитить независимость полиса путем превращения его в мегалополис, «по иронии судьбы при этом внес свой вклад в упадок самого полиса как фундаментальной автономной политической единицы греческого мира» . Это пример того, что приверженцы теории действия называют «непреднамеренные последствия». Создавая более крупное политическое объединение из всех ранее существовавших, греческие акторы изменили «систему» и все течение греческой истории. Рассмотрим теперь два примера.

Пелопонесский синойкизм

В течение трех лет после того, как Спарта потерпела поражение в битве при городе Левктры (Leuctra), на Пелопонессе возникло несколько новых городов, которые были основаны именно для того, чтобы контролировать Спарту . В 369 г. до н. э., город Мессена переместился на гору Итома, наиболее мощное естественное укрепление в регионе. Новая Мессена была построена на западном склоне горы, а над ней находился ее акрополь, который в случае нужды мог служить убежищем. Земля была распределена между новыми горожанами; стоимость строительства защитных стен, вероятно, была оплачена из военных трофеев.

В 368 г. до н. э., вдоль главной дороги, ведущей из Спарты в Аркадию, был создан окруженный стенами город Мегалополис, который обеспечивал безопасность местному населению, и препятствовал экспансии Спарты. Как показано на рис. 156, Мегалополис является примером истинного синойкизма, при котором (согласно Павсанию и другим историкам) объединились где-то от 20 до 39 сельских общин Аркадии, и сформировали один большой город. Расположенный так, чтобы использовать преимущества холмов возле важной реки, Мегалополис занимал 324 га и имел стены длиной более 8 км в окружности.

Большая часть деревень, пока идентифицированных как ойкисты, или участники синойкизма Мегалополиса, лежат в пределах 10-15 км от города. Некоторые люди, однако, были приведены с расстояния 30-65 км. О четырех общинах известно, что они сопротивлялись объединению. Многие из этих несогласных были попросту приведены в Мегалополис силой. В 362 г. до н. э. имела место более поздняя попытка некоторых жителей вернуться в родные деревни, но их также силой вернули назад. Предположительно, эти более поздние бунтари были из областей, отдаленных на 30-65 км.

Правители Мегалополиса прилагали все усилия, чтобы их насильно интегрированное население чувствовало себя счастливым. Они привезли статуи старых богов из покинутых районов Аркадии и разместили их в Акрополе, доказывая, что у них имеет место «синойкизм богов», подобный синойкизму людей; они устраивали в городе выделенные территории, так что каждая группа могла иметь собственные храмы; и они изобрели новый культ, чтобы объединить разношерстных ойкистов Мегалополиса.

Синойкизм Сиракуз

Проведенный Деманд анализ синойкизма Сиракуз, греческого города на Сицилии, показывает, что это скорее был случай «укрепления власти», а не оборона . История началась в 491 г. до н. э. со смертью Гиппократа, сильного тирана (или наследственного правителя) Гелы. Узурпатор по имени Гелон захватил власть, обосновывая свои претензии на нее тем, что его род имел наследственное право на исполнение жреческого культа Деметры и Коры. В 485 г. до н. э. Гелон с помощью военных союзов захватил контроль над Сиракузами. Он немедленно переехал туда, сделав Сиракузы своей новой столицей и оставив своего брата Гиерона ответственным за Гелу. Половина населения Гелы – главным образом рабочие и крестьяне – затем также переселились за 140 км в Сиракузы, чтобы усилить этот город за счет увеличения численности населения.

Подобно многим мезоамериканским правителям шестнадцатого века, Гелон сам подбирал администраторов городских поселений в сельской местности под Сиракузами. Когда восстал город Камарина, он разрушил его до основания и переселил жителей за 110 км в Сиракузы. Когда восстала богатая элита Мегары Гиблайской, он насильно переселил элиту в Сиракузы, а их соотечественников из низших классов продал в рабство; эти рабы затем были вынуждены работать, чтобы обеспечить продовольствием более многочисленное население Сиракуз.

Подобно правителям Мегалополиса, Гелон использовал общественные работы, чтобы представить себя человеком, наводящим ужас на людей, но благочестивым по отношению к богам. Он построил изощренную систему водоснабжения, воздвиг храмы в честь Деметры и Коры и построил храм Афины на вершине в зоне предгорной равнины. Деманд описывает тактику Гелона как типичную для греческого тирана, но она также была типичной и для мезоамериканских правителей, описанных в документах шестнадцатого века. Последние также захватывали власть силой, переселяли крестьян, назначали членов собственных семей контролировать вторичные сообщества, и привлекали своих подданных к общественным работам, демонстрируя благочестие и пиетет по отношению к богам.

Археологические свидетельства синойкизма

Мы обсудили синойкизм с упоминанием некоторых деталей, поскольку, как мы думаем, он представляет наилучшую аналогию для урбанистической революции в Оахаке. Монте-Альбан не рос медленно от деревни к городу. Он возник на незаселенном естественном укреплении, похожем на гору Итома, и разросся до города площадью 365 га, подобно Мегалополису, за очень короткий промежуток времени. Его основание сопровождалось уходом населения из ряда деревень на дне долины, и многие из этих деревень находились в пределах 10-15 км от города. На раннем этапе его истории, в то время, как основная масса населения жила на склонах горы, правители Монте-Альбана организовали строительство главных общественных зданий на ее вершине и руководили возведением 3-км защитной стены вдоль наиболее доступного и уязвимого склона.

Прежде, чем мы детально ознакомимся с Монте-Альбаном, давайте рассмотрим некоторые характеристики синойкизма, которые могут быть важны для нашего случая.

Во-первых, синойкизм не был редким событием. Он относился к числу многократно повторяющихся явлений, и был одним из самых обычных процессов образования городов в Древней Греции. В то же время, этот процесс запускали отдельные человеческие деятели, акторы. Мы видели, что аристократ по имени Гелон стоял за разрастанием Сиракуз; считается, что фиванский аристократ по имени Эпаминондас стоял за синойкизмом Мегалополиса. Это должно напоминать нам, что важные лидеры – чьих имен мы, к несчастью, никогда не узнаем – должны были стоять и за синойкизмом Монте-Альбана.

Во-вторых, мы помним, что Деманд не нашла свидетельств, что греческие города меняли свое местоположение по экологическим, сельскохозяйственным или экономическим причинам . Перемещение такого количества людей обходится очень дорого, и первичной мотивацией в каждом случае, по-видимому, были политические соображения. Правители занимались синойкизмом, чтобы укрепить власть, или чтобы создать достаточно сильный город, который сможет защитить свою независимость перед лицом внешней угрозы.

В-третьих, Деманд указывает на то, что хотя мотивы и могли быть политическими, возникали непреднамеренные экономические последствия. Переселение обходилось дорого. Многие переселенные люди, оказавшись далеко от родных земель, навсегда бросали крестьянский труд и становились городскими рабочими. Этих рабочих, а также представителей знати, на которых они работали, надо было кормить. В Древней Греции проблема решалась путем интенсификации земледелия вблизи города, импортирования продовольствия из более отдаленных областей, взимания дани с завоеванного населения и использования труда рабов (сервов). Мы представим факты, говорящие о том, что правители Монте-Альбана также использовали многие из этих методов.

157. Двадцать пять важных поселений фазы Ранний Монте-Альбан I, наложенные на карту классов с/х земель долины Оахака. (Более 200 поселений меньшего размера пропущено).

Схема поселений во время фазы Монте-Альбан I

В своем первоначальном определении периода Монте-Альбан I, выдающийся мексиканский археолог Игнасио Берналь выделил три горизонта керамики, которые он назвал Ia, Ib и Ic . Settlement Pattern Project обнаружил, что на поверхности поселений можно выделить только Iа («Ранний Монте-Альбан I») и Iс («Поздний Монте-Альбан I»). Мы, вслед за ними, будем рассматривать Iа и Iс как дискретные фазы, переходом между которыми служит Ib.

Во время фазы Монте-Альбан Iа, которая, вероятно, началась в 500 г. до н. э. и закончилась к 300 г. до н. э., в долине Оахака находилось 261 поселение. Где-то 192 из них, включая сам Монте-Альбан, были качественно новыми поселениями. Несмотря на это беспрецедентное перераспределение населения долины, стойкая непрерывность в керамике и архитектуре от фазы Росарио к фазе Монте-Альбан Iа показывает, что мы имеем дело с той же самой этнической группой. Мы полагаем, что примерно 96 процентов новых поселений были деревнями с населением менее 100 человек. В противоположность им, население Монте-Альбана, согласно расчетам, превышало 5 000 человек . Это был очень большой процент населения долины, величина которого, по нашим оценкам, составляла от 8 000 до 10 000 человек .

158-160. Сообщества центральной части долины Оахака. (Вверху) фаза Росарио. (В центре) Монте-Альбан Ia. (Внизу) Монте-Альбан Ic.

161. Поселение 2-6-136 возле Сан-Агустин-де-лас-Хунтас, важный административный центр фазы Монте-Альбан Ic в предгорьях центральной части долины Оахака.

Дополнительные доказательства того, что Монте-Альбан был основан путем синойкизма, можно найти, исследовав 65 га города, где поверхностная плотность керамики Периода Iа наиболее высокая. Эти 65 га делятся на три дискретных кластера с высокой плотностью населения, которые разделены областями, где черепки Iа встречаются менее часто. Ричард Блантон, который руководил составлением плана Монте-Альбана, видит в этом доказательство, что Монте-Альбан был основан, по крайней мере, тремя группами колонистов, которые установили отдельные жилые зоны .

Основание Монте-Альбана также изменило демографию центральной части долины Оахака, включая 80-км 2 зону, которая была ничейной землей во время фазы Росарио. В центральной долине находилось только пять маленьких деревень фазы Росарио. В период Монте-Альбан Iа, это число выросло до 38 деревень, а в Монте-Альбан Iс произошло взрывное увеличение до 155 деревень и маленьких городков. В сущности, целый демографический центр притяжения долины переместился из Этлы в регион, окружающий Монте-Альбан. Сообщества-сателлиты – несомненно, производившие основную часть маиса, употребляемого в городе – теперь группировались вокруг Монте-Альбана, что очень напоминает то, как они группировались вокруг Сан-Хосе-Моготе столетиями раньше.

Во время фазы Монте-Альбан Iс, которая, вероятно, началась в 300 г. до н. э. и закончилась к 150 – 100 г. до н. э., население долины достигло величины 50 000, по оценкам Settlement Pattern Project. Треть этого населения (по подсчетам, 17 242 человека) проживала в Монте-Альбане; кроме того, три четверти прироста населения между фазами Монте-Альбан Iа и Iс пришлось на область в пределах 20 км от города. Монте-Альбану подчинялись 744 сообщества. Некоторые из них были городками с численностью населения 1000-2000 человек, но подавляющее большинство поселений – это деревеньки, население которых, согласно подсчетам, составляло менее 150 человек.

162. Сорок важных поселений фазы Поздний Монте-Альбан I, наложенные на карту классов с/х земель долины Оахака. (Более 700 меньших поселений пропущено).

163. Комаль, или керамическая сковорода для приготовления тортилий, в первый раз появляется в фазу Ранний Монте-Альбан I.

Данные по распределению сельского населения для фаз Монте-Альбан Iа – Iс позволяют увидеть три четких тенденции. Первая – это уже упомянутая тенденция новых поселений группироваться вокруг самого Монте-Альбана. Вторая – это удвоение численности поселений в области предгорий долины; 30 процентов поселений фазы Монте-Альбан Iс расположены наверху в области подножия гор, по сравнению со всего 16 процентами фазы Монте-Альбан Iа. Третья тенденция – это впечатляющий рост числа поселений, расположенных в удобных для обороны местах. Примерно 39 процентов населения фазы Монте-Альбан Iс проживало в 13 поселениях, которые либо находились на вершинах холмов, либо имели защитные стены, либо и то, и другое. Это значительно больше, чем в фазу Монте-Альбан Iа, когда подобных поселений было только три .

Эти тенденции не являются неожиданными, учитывая наше предыдущее обсуждение синойкизма. Участившийся выбор мест, удобных для обороны, строительство укреплений в Монте-Альбане, и некоторые другие признаки милитаризма, которые будут обсуждаться ниже, напоминают нам, что синойкизм часто планировался как ответ на внешнюю угрозу. Продвижение поселений в область подножия гор, которое Settlement Pattern Project назвал «стратегией предгорий», напоминает нам, что новосозданные города надо было кормить. Подножие гор было ближайшей незанятой землей, к которой мог обратиться Монте-Альбан с целью интенсификации сельскохозяйственной продуктивности.

Еще одна тенденция Монте-Альбана I заслуживает упоминания. Большие керамические сковороды, известные в Мексике под названием комаль , в первый раз появляются в Период Iа. Такие сковороды используют, чтобы готовить тортильи, пресные маисовые лепешки, которые можно массово производить тысячами. Внезапное появление и быстрый рост числа комалей в Период I мог означать, что теперь большие команды рабочих получали вознаграждение за свой труд в виде порций тортилий.

Канальная ирригация и «стратегия предгорий»

Канальная ирригация имеет долгую историю в долине Оахака, но ее использование значительно возросло в фазу Монте-Альбан Iс. Почти наверняка этот стремительный рост вытекал из потребности города Монте-Альбана в провизии. Для канальной ирригации в древней Оахаке использовалась не столько река Атойяк, сколько ее меньшего размера притоки в области предгорий . Многие из этих потоков можно было, при относительно небольших затратах трудовых ресурсов, использовать для орошения, направив часть воды в небольшие каналы с помощью дамб из валунов и веток. Все подобные системы были небольшими, и обычно обслуживали земли одной или двух общин.

Долина Оахака, таким образом, является скорее регионом многочисленных мелких канальных систем, чем одной большой системы. В противоположность регионам, подобным южной Месопотамии, северному побережью Перу, или даже близлежащей долине Теуакан, центральная Оахака не являлась областью, пригодной для моделей «деспотического контроля» политий, лежащих выше по течению, над политиями, лежащими ниже по течению . Река Атойяк, крупнейший поток в долине, создает полосу периодически затопляемого yuh kohp , для которого канальная ирригация обычно не имеет смысла.

В силу малого размера потоков, канальная ирригация сегодня обслуживает только 9 процентов возделываемых земель в долине Оахака. Существенно, что большая часть этих земель находится в субдолине Этла. 25 процентов региона Этла орошается с помощью каналов, в то время как в Валье-Гранде – 7 процентов, а в регионе Тлаколула – 3 процента. Это может объяснить, почему субдолина Этла испытала столь высокий прирост населения во время фазы Монте-Альбан Iс, особенно с учетом основания новых деревень в области предгорий .

Небольшие каналы впервые появляются, по крайней мере, в фазу Сан-Хосе, когда они использовались для отведения стока дождевых вод от домов . Эта простая технология в конечном итоге позволила сельскому хозяйству выйти за пределы влажных низинных земель в область предгорий, где небольшие канавы могли использоваться для направления водных потоков на земли, которые в противном случае были бы убыточными. Мы подозреваем, что ранние деревни в области предгорий, такие, как Фабрика-Сан-Хосе и Томальтепек, уже прибегали к какой-то канальной ирригации. Однако, только в фазу Монте-Альбан Iс эта практика распространилась так широко, что древние канальные системы остались далеко позади.

Канальная система под Монте-Альбаном

Команда под руководством Майкла Дж. О’Брайена (Michael J. O’Brien) обнаружила маленькую ирригационную систему на юго-восточной стороне горы, на которой лежит Монте-Альбан . Система состоит из дамбы и канала длиной 2 км. Дамба, приблизительно 10 м высотой в центральной части, и длиной в общей сложности 80 м, тянется на всю ширину естественного ущелья и состоит из валунов, с облицовкой из блоков известняка. Канал начинается на южном конце дамбы и повторяет контуры горы вдоль южного конца ущелья, а дальше тянется вниз по горному отрогу в направлении дна долины. С другого конца канала расположены террасные поля для земледелия.

167. Эта канальная и террасная система на склонах под Монте-Альбаном орошала примерно 50 га во время фазы Монте-Альбан I.

Эта канальная система снабжала водой поселение, которое было основано в фазу Монте-Альбан Iа, достигло расцвета в Период Iс, и пришло в упадок во время фазы Монте-Альбан II. Возделываемая площадь, по оценкам, составляла 50 га и, вероятно, не могла поддерживать существование больше 250 человек. Таким образом, она давала очень малый вклад в снабжение продовольствием всего Монте-Альбана. Мы должны предположить, что это была лишь одна из многих малых канальных систем этого периода – одна из немногих сохранившихся.

Другие малые системы

Settlement Pattern Project обнаружил, по крайней мере, еще две ирригационные системы фазы Монте-Альбан I. Одна, состоящая из земляной дамбы длиной 35 м, лежит в ущелье возле Лома Ларга, примерно в 5 км к западу от Митлы в восточной части субдолины Тлаколула . Вторая лежит у подножия горы в 10-12 км к востоку от Монте-Альбана .

Йерве-эль-Агуа

Вероятно, наиболее впечатляющая доиспанская система по управлению водными ресурсами в регионе лежит в горах к востоку от Митлы. Это система Йерве-эль-Агуа (Hierve el Agua), питаемая ручьями и небольшими потоками, которая недавно была подвергнута детальному анализу археологом Джеймсом Нили (James Neely), гидрохимиком Кристофером Караном (Christopher Caran), и специалистом по диатомовым (кремневым) водорослям Барбарой Винсбаре (Barbara Winsborough) .

Йерве-эль-Агуа производит сильное впечатление, поскольку минеральные соли в питавших ее артезианских источниках буквально превратили древние каналы в известковый туф. Ниже источников, остатки окаменевших каналов и выложенных камнями террас занимают более 1 квадратного километра, причем 2 верхних гектара включают наиболее сложную часть комплекса. Главные каналы извиваются вниз по склонам, периодически давая начало вторичным каналам, которые тянутся вдоль стен каждой террасы. Раскопки Нили внутри земляного наполнения террас показывают, что их сооружение началось в фазу Монте-Альбан Iс, хотя система явно достигла наивысшей точки развития в более поздние доиспанские времена (300-1300 гг. н. э.).

Поскольку содержание минералов в источниках Йерве-эль-Агуа сегодня весьма высоко, Нили изначально предполагал, что данное место скорее использовалось не для земледелия, а для получения соли . Однако, ни одна из террас не напоминает мелкий резервуар для выпаривания воды. В большинстве своем они узкие и глубокие, и, судя по всему, плодородие многих из них искусственно повышалось путем добавления древних органических останков. Более того, компьютерные модели, спроектированные Каран, показывают, что если воде из источников позволить испаряться, первыми появятся совершенно не те соли, которые мы считаем съедобными (такие, как хлорид натрия), а напротив, ряд очень плохих на вкус осадков.

Возможно, конечно, что древние строители Йерве-эль-Агуа считали такие загрязненные соли целебными, и верили, что вода с ними полезна для здоровья. В самом деле, возле источников существуют древние структуры, которые могли быть бассейнами для купания. В этом отношении Йерве-эль-Агуа напоминает известные ацтекские «бани царя Несауалькойотля» в долине Мехико . Считается, что там правитель города Тескоко принимал ванны в целебных водах, после чего эти воды стекали вниз на ряды ирригационных террас, более протяженных, чем террасы Йерве-эль-Агуа.

Независимо от того, являлась ли Йерве-эль-Агуа комбинацией системы спа и ирригационной системы, или нет, ее строители, по-видимому, достаточно хорошо знали, как удалять вредные соли из минеральной воды. Во-первых, добавление органических останков на террасы должно было вытягивать бор – потенциально самый опасный из содержащихся в воде химикатов – и не давать ему поступать к каким-либо сельскохозяйственным растениям. Во-вторых, стены террас, по-видимому, были снабжены «отверстиями для протечки», чтобы максимизировать дренаж и не позволить натрию внедряться в грунтовую поддержку. В-третьих, поскольку террасы лежат в области, где годовое количество осадков составляет 600-700 мм, канальная ирригация могла быть не более чем дополнением, снабжавшим с/х растения водой на протяжении периодов между дождями – некоторые из которых могли быть достаточно сильными, чтобы вымывать большое количество солей из террас. Нили, Каран и Винсбаре отмечают, что воды в точности с тем же минеральным составом, что и в Йерве-эль-Агуа, «регулярно используются для ирригации в долине реки Пекос и прилегающих областях Нью-Мексико и Техаса» .

Ключевые точки «стратегии предгорий»

К несчастью, лишь немногие из каналов, спроектированных во время фазы Монте-Альбан I, дожили до момента, когда их смогли изучить археологи. Мы должны, таким образом, обратиться к данным Settlement Pattern Project, чтобы узнать, какие из пригодных для ирригации регионов в предгорьях испытали наиболее высокий рост населения в фазу Монте-Альбан Iс – первую фазу, на протяжении которой «стратегия предгорий» ясно обозначилась.

Нет ничего удивительного в том, что один такой регион расположен в холмистых предгорьях непосредственно к югу и юго-западу от Монте-Альбана. Это главным образом земля Класса III, но ее небольшие и прерывистые потоки могли быть перегорожены в целях ирригации, чтобы помочь прокормить растущее население города.

Однако, еще большую важность, по-видимому, представляла субдолина Этла, в которой четверть возделываемых земель пригодна для канальной ирригации. Новые поселения выросли в предгорьях к северу и востоку от Монте-Альбана, дотянувшись аж до Сан-Луис-Бельтрана в западной части субдолины Тлаколула . Хотя большая часть предгорий – это земля Класса III, значительная ее часть так и не была расчищена, и изначально могла быть более плодородной, чем сегодня.

Как мы видели, синойкизм всегда создает проблему обеспечения большого нового города пропитанием. В случае Монте-Альбана, совершенно определенно можно сказать, что стратегия предгорий была направлена на решение этой проблемы. Settlement Pattern Project обозначил 19 мест, где увеличение количества новых поселений в области предгорий на протяжении фазы Монте-Альбан Iс было выше, чем стандартное отклонение от средней величины для долины в целом. 15 из этих мест расположены в Этле или центральных регионах долины; десять лежит в пределах 15 км от Монте-Альбана . Пятнадцать км – это меньше одного дневного перехода для человека, несущего в Монте-Альбан груз маиса.

Используя данные по урожаю с/х культур для различных классов почвы, Линда Николас подсчитала, что потребность Монте-Альбана в маисе в нормальный год могла быть удовлетворена за счет региона, состоящего из субдолины Этла, северной части Валье-Гранде, и центральной долины возле самого Монте-Альбана . В частности, ее расчеты подразумевают, что регион Этла мог производить достаточно для себя, плюс еще для 10 600 человек; центральный регион мог производить достаточно для себя, плюс еще для 5000 человек; и северная часть Валье-Гранде могла производить достаточно для себя, плюс еще для 9000 человек. Такие цифры подразумевают, что в хороший год 17 242 (согласно оценке) жителям Монте-Альбана едва ли нужно было самим заниматься сельским хозяйством. В любом случае, им было бы затруднительно это сделать, поскольку земли, прилегающие к Монте-Альбану, были так плотно заселены на протяжении Периода Iс. Остается открытым вопрос, что происходило в засушливые годы, когда дождь был недостаточным, и многие потоки в предгорьях пересыхали. В такие годы могла понадобиться дань в виде маиса с более отдаленных полей.

Была ли «внешняя угроза»?

Мы видели исторические факты, согласно которым греческий синойкизм часто был ответом на внешнюю угрозу. У нас нет сравнимых исторических данных для Монте-Альбана, но его резные каменные монументы и оборонительные работы свидетельствуют о такой угрозе.

Вдоль западной и северной границы раннего города вьется трехкилометровая стена из земли и камня шириной где-то 15-20 м. Вдоль отрезка, называемого Каньяда Норте, уцелевшая стена достигает высоты 4-5 м; к югу от этой точки есть места, где стена все еще достигает высоты 9 м. Северный сектор составляет двойная стена, причем внешняя структура сохранилась лучше, а внутренняя стена сильно разрушена эрозией, «что, вероятно, является признаком более старой конструкции, которая была позднее присоединена к внешней стене» . Нет ничего удивительного в том, что строительство более старой стены началось тогда, когда был основан город. До сих пор была раскопана только одна маленькая секция более молодой стены, и ее датируют фазой Монте-Альбан Iс или ранним периодом Монте-Альбан II .

170. Пенья де лос Корралес, возле Магдалена-Апаско в субдолине Этла, представляет типичный пример расположения на удобной для обороны вершине холма. Такое расположение выбирали многие сообщества фазы Монте-Альбан Iс.

Монте-Альбан был не единственным поселением в долине, защищенным стенами или естественным рельефом; к концу фазы Монте-Альбан I более трети населения долины жило в таких поселениях. Эта тенденция началась в фазу Монте-Альбан Iа с двух защищенных стенами поселений в западных предгорьях субдолины Этла. К фазе Монте-Альбан Iс число поселений, расположенных на удобных для защиты вершинах холмов, достигло тринадцати, и, по меньшей мере, у шести из них на поверхности видны следы стен . Присутствие столь многих сообществ в укрепленных или удобных для обороны местах представляет разительный контраст с предшествующими периодами.

Данные о расположении поселений для фазы Монте-Альбан I, наводящие на мысль, что потребность в обороне стала важным фактором, влияющим на расположение сообществ, дополняются резными каменными монументами того же периода. Более 300 из числа самых ранних монументов Монте-Альбана изображают убитых или принесенных в жертву врагов, подобно тому монументу, который мы видели в Сан-Хосе-Моготе. Есть основания верить, что во время фазы Монте-Альбан Iа все эти резные камни были частью одной громадной композиции на передней части общественного здания в городском акрополе. К несчастью, со временем это здание было погребено под более крупными сооружениями; и сотни резных камней были повторно использованы в более поздних постройках, иногда в качестве составных частей ступеней.

L в Монте-Альбане.

174. Резные камни с изображением убитых пленных, повторно использованные в качестве ступеней в более поздней лестнице Здания L в Монте-Альбане. Размеры нижней резной ступеньки 88 на 35 см.

Остатки этой ранней композиции, теперь частично погребенные под Зданием L в Монте-Альбане, сохранили четыре ряда резных камней в их первоначальных позициях. На каждом камне изображена единственная фигура жертвы мужского пола, обнаженная, с закрытыми глазами, обычно с открытым ртом, иногда с завитками крови, изображающими отсечение гениталий. Большая часть распростерта в гротескных, нелепых позах, как они выглядели бы для наблюдателя, стоящего над ними, в то время как они лежат на земле. Будь эти резные изображения расположены горизонтально, как принесенный в жертву пленник на Монументе 3 в Сан-Хосе-Моготе, их истинный смысл был бы ясен даже исследователям девятнадцатого века, которые первыми нашли их . Однако тот факт, что большая их часть была вертикально встроена в стену, привел некоторых наблюдателей к ложной интерпретации их как «танцоров».

Тела в самом нижнем ряду расположены вертикально, головы повернуты в левую сторону. Поскольку этот ряд был бы лучше всего виден с близкого расстояния, он содержит более искусно вырезанные фигуры, некоторые из которых имеют ожерелья, ушные серьги, сложные прически и глифы, которые, видимо, являются иероглифическими личными именами. Один часто встречающийся глиф, напоминающий часть копьеметалки, может обозначать, что этот человек был захвачен в бою.

Второй ряд резных камней, которые расположены горизонтально, изображает простые распростертые фигуры с головами, повернутыми к северу. Третий ряд, расположенный вертикально, напоминает самый нижний ряд, за тем исключением, что все тела теперь смотрят вправо; у них также нет иероглифических названий, как в первом ряду. Четвертый ряд, считая снизу, подобно второму, изображает горизонтальные распростертые фигуры. Вероятно, некогда такие фигуры тянулись на всю длину здания с севера на юг, и существовали другие ряды резных изображений, расположенные еще выше. Некоторые из горизонтальных изображений в Рядах 2 и 4 были повторно использованы в качестве ступеней в более поздней лестнице Здания L, где обнаженные тела убитых врагов Монте-Альбана попирались бы ногами любого, кто поднимался по лестнице. Это «наступание на тела пленных» было сильной метафорой завоевания, часто используемой более поздними майя .

Когда все резные изображения пленных, числом более 300, все еще находились на своих местах в исходной платформе Здания L, это, должно быть, было одно из самых устрашающих изображений военной пропаганды во всей Мексике . Что побуждало самых ранних лидеров Монте-Альбана запугивать своих врагов этой композицией? Примем во внимание, что эти резные изображения составляли до 80 процентов от числа монументов, известных для всего 1200-летнего периода расцвета города. Прибавьте сюда тот факт, что более трети населения долины проживало в удобных для защиты или укрепленных местах, и есть основания верить, что синойкизм Монте-Альбана действительно был ответом на внешнюю угрозу. Но кто представлял эту угрозу? Была ли это полития, образовывавшаяся в какой-то другой части Мексики, или соперничающая полития внутри долины Оахака?

Если мы взглянем за пределы долины Оахака в конце фазы Росарио, в непосредственной близости мы не увидим никакой угрозы. Долины Тамасулапан и Ночиштлан на северо-западе, Куикатлан-Каньяда на севере, долины Эхутла и Миауатлан на юге – все они были изучены, и ни одна, по-видимому, не располагала людскими ресурсами или политическим влиянием, чтобы бросить вызов долине Оахака .

В более отдаленных областях, на конец шестого века до н. э. существовало несколько важных центров: Куикуилько в долине Мехико, Ла-Вента в южной части Мексиканского Залива, Чьяпа-де-Корсо в центральном Чьяпасе. Какими бы впечатляющими не казались эти центры, нам трудно поверить, что они представляли угрозу для долины Оахака. В конце концов, они были отделены сотнями километров труднопроходимых горных троп, и некоторые из них, по всей вероятности, еще не обрели полного контроля над собственными прилегающими регионами. С другой стороны, долина Оахака лежала вдоль главного доиспанского пути из долины Мехико через Куикатлан-Каньяда и дальше к побережью Тихого океана, что, видимо, делало ее желанной целью.

По ряду причин, мы не думаем, что убитые враги на Здании L в Монте-Альбане пришли из долины Мехико, с побережья Мексиканского Залива или Центральной Впадины Чьяпаса. В более поздние периоды в Монте-Альбане (Главы 14 и 15), мы увидим, что сапотеки использовали два соглашения для изображения завоеванных чужестранцев. Одно из них состояло в ассоциировании их с иероглифическим названием соответствующей чужеземной провинции; в действительности, первоначальное появление сапотекского «глифа места» имело целью обозначить завоеванное чужеземное место. Другое соглашение состояло в изображении чужестранцев с не-сапотекскими головными уборами или костюмами.

Ни одно из этих художественных соглашений не было использовано на Здании L. Основываясь на наших исследованиях статуэток и изображений фазы Росарио и Монте-Альбан I, ни стили причесок, ни украшения, изображенные на убитых пленниках, не выглядят чужими для Оахаки. А иероглифические названия, сопровождающие нижний ряд резных изображений, указывают не места, а личные имена , как у «1 Землетрясение» на Монументе 3 в Сан-Хосе-Моготе. Мы сильно подозреваем, что когда пленный идентифицировался по личному имени, а не по глифу, обозначающему место, он принадлежал к числу соперников из той же самой этнической группы.

Таким образом, хотя мы и не можем исключить внешней угрозы от одного из отдаленных регионов, упомянутых выше, мы находим вероятным, что угроза исходила от других районов в пределах долины Оахака. В действительности, мы видим два возможных сценария. (1) В первом сценарии, население районов Тлаколула и Валье-Гранде могло основать Монте-Альбан, чтобы блокировать экспансию Сан-Хосе-Моготе. (2) Во втором сценарии, Сан-Хосе-Моготе мог сам подготовиться к экспансии против своих соперников из Тлаколулы и Валье-Гранде, создавая сильную конфедерацию из деревень в регионе Этлы и центральной долины. Столица этой конфедерации – вместе со многими другими деревнями-участниками – могла затем быть перенесена на удобную для защиты вершину горы на бывшей ничейной земле.

Второй сценарий мы находим более убедительным. Он лучше согласуется с большим числом покинутых в конце фазы Росарио деревень в южной части субдолины Этла, а также с удивительным расцветом канальной ирригации в области подножия гор Этлы и центральных регионов. Как и всякий синойкизм, основание Монте-Альбана поставило задачу, как прокормить многочисленное городское население. Как нам кажется, это задача легла на Этлу и центральные регионы, что подразумевает их главную роль в основании Монте-Альбана.

Все мы любим мистику, секреты и загадочные места, не правда ли? Часто любопытство даже берет верх над здравым смыслом. Ну как не посмотреть на место, где некогда совершались мистические культы предков или индейцы приносили жертвы своим богам?

Уж где-где, а в Мексике таких мест предостаточно! Взять, например, поселение Монте-Альбан, что неподалеку от городка Оахака . Да к тому же здесь еще и пирамиды!

Несомненно, мексиканские пирамиды входят в число достопримечательностей, ради которых путешественники нашей родины готовы провести 14 часов в самолете. Практически уверена, ни один турист в уме и добром здравии не проедет мимо Монте-Альбана.

Мы точно не из числа безумцев, поэтому выбрали один из погожих деньков, на которые нам в Оахаке не очень-то везло, и отправились знакомиться с древним городом сапотеков.

Достопримечательности комплекса Монте-Альбан

Основатели города решили, что он должен занять место на одном из хребтов долины Оахака. Видимо, они знали толк в прекрасном, потому что виды с холма открываются захватывающие.

Ключевое место в комплексе занимает Центральная площадь (Gran Plaza), на которой рассыпаны строения. После Теотиукана кажется, что пирамиды совсем маленькие и плоские. По сути, они и есть плоские, потому что сверху накрыты плитами.

Мы сразу же забрались на Северную платформу (Plataforma Norte), с которой открывался панорамный вид на город и долину. Кстати, здесь можно сделать отличные снимки на фоне Монте-Альбана.

С этой же платформа отлично видно Затонувший патио (Patio Hundido) и колоннаду . Да и вообще весь Монте-Альбан как на ладони. Скорее всего, патио некогда выполнял роль бассейна с водой, может, для красоты, а может для водоснабжения. Как выглядели колонны изначально, даже не представляю, сейчас от них остались только огрызки

Нам как-то очень понравилось наверху, уходить совсем не хотелось. Здесь можно долго стоять, любоваться, вдыхать флюиды древности и чувствовать себя свободным.

Множество строений вообще не имеет названий, просто «здания» (Edificio): здание 4 или здание G. Видимо, ученые, так и не сошлись во мнении об их предназначении.

Помимо центральной площади есть еще всякие тропинки, закоулки, террасы - гулять, не перегулять. Мы, к сожалению, были ограничены во времени, поэтому взглянули на все это богатство мельком.

Побрели к противоположному концу площади. Шли и любовались, как здорово сочетается камень пирамид с зеленью деревьев. Сейчас это просто камни, хоть и весьма впечатляющие. Даже не верится, что когда-то в этих местах кипела жизнь, торговля, совершались религиозные действа.

Попутно отбивались от продавцов сувениров, хотя, справедливости ради замечу, что они совсем не приставучие, а точнее быстро отставучие. Некоторые и вовсе разомлев на солнце, лениво предлагают свой товар, примостившись под деревом.

Заглянули в Галерею Танцоров (Galeria de los Danzantes), серия барельефов которой якобы изображает танцующих мужчин. Оказывается, это всего лишь одна из версий трактовки загадочных силуэтов. Некоторые ученые считают, что это вовсе не танцоры, а убитые враги или те, кого приносили в жертву. Другие утверждают, что это люди с различными физическими отклонениями, а здание, где были найдены барельефы - больница. Вот такие древние медицинские карточки.

Ну да, видимо, всем приятнее думать, что это исполняющие танцевальные па древние сапотеки. На том и порешили.

Вообще, изображения, встречающиеся в Монте-Альбане, кажутся современному человеку крайне примитивными, но в свое время здесь жил очень развитый народ. В течение тысячи лет город был столицей могущественного государства, с которым считался даже Теотиуакан. А вот причины упадка и запустения ученым не известны. Знают лишь то, что пришедшие сюда позднее миштеки стали использовать территорию для захоронений. Правильно, не пропадать же добру.

Незаметно дошли до Южной платформы (Plataforma Sur), забрались на нее, преодолев более сорока ступенек и увидели ту же панораму, но с другой стороны.

Разница все-таки есть: с Южной платформы видно одно загадочное здание, внешне не слишком-то и симпатичное, зато это самая настоящая Обсерватория (Observatorio).

Кроме того, познакомились с одним милым существом - мексиканской цикадой (la cigarra), если вам не повезет ее увидеть, то услышите, несомненно. Не обратить внимание на этот душераздирающий вопль невозможно.

Одно из интересных сооружений Монте-Альбана - Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota). Здесь нет каменных колец, встречающихся на других пирамидах и наводящих хоть на какие-то догадки о правилах игры. Глядя на эти ступенчатые своды, совершенно не понятно, что должны были делать игроки.

Чуть не забыла рассказать про коллег)) Туристы были, но совсем не много. К обеду их количество резко увеличилось, отсюда делаем вывод, что приезжать лучше с утра пораньше, если любите уединение и покой. Кстати, большую часть посетителей составляли местные любители приключений.

Отведенное нам время подходило к концу и мы пошли к выходу. Буквально на пять минут заскочили в Музей (Museo de Sitio). Толком ничего посмотреть не успели. Вниманию представлены трофеи, добытые при раскопках, проводимых на территории, а также богатства из гробниц. После пирамид и природных красот все это кажется скучным и унылым.

На территории Музея есть книжно-сувенирный магазин и кафешка, где можно перекусить. Также полно сувенирных палаток перед входом на территорию музея: тут и маски, и околосапотекские керамические фигурки, и бусы-браслеты, а также целый ворох шляп.

Если говорить о впечатлениях, то мне место очень пришлось по душе. Если честно, ждала от него почему-то меньшего. Например, для нас с Андрюсиксом этот комплекс даже стал одним из самых запоминающихся мест в Мексике.

Находясь в Монте-Альбане, физически ощущаешь спокойствие, словно время замедляет ход и становится густым и тягучим. Красивая природа, древние камни, мексиканское солнце, которое так же светило древним жителям города. Если вдуматься, Монте-Альбан - это связь между далеким прошлым и настоящим. Может, в этом и заключается вся мистика этого места?

Приятных вам прогулок по Монте-Альбану, дорогие читатели!

Как добраться до Монте-Альбана из Оахаки

Оказалось, что общественный транспорт в те края не ходит, зато активно курсируют между Оахакой и Монте-Альбаном туристические газельки (шаттлы). Например, от отеля Rivera del Ángel (Calle Arista 116), хотя, есть и другие подобные варианты. Уехать можно в любое время с 8:30 до 15:30. Единственное, что стоит учитывать - возвращаться придется в фиксированное время, на прогулку по комплексу отводится 3 часа. Сначала мы расстроились, так как подумали, что не уложимся в это время, но как оказалось, его достаточно (хотя и впритык). Кстати, можно вернуться и позже обозначенного в билете времени, но об этом надо заранее сказать при покупке посадочного талона, тогда вам напишут то время возврата, которое вы пожелаете. В противном случае, могут просто не посадить в газель ввиду нехватки мест.

Билет туда-обратно стоит 60 песо, что немного, на мой взгляд, дороговато, ибо ехать всего 9 км (20-25 минут).

Еще один нюанс: так как комплекс Монте-Альбан закрывается для посетителей в 17:00, учитывайте, что уехав из Оахаки на шаттле в 14:30 и 15:30 времени на полноценный осмотр может не хватить.

Такси туда-обратно, по некоторым данным, стоит 200-300 песо.

Цены, график работы

Сколько стоит входной билет в комплекс Монте-Альбан: 59 песо

Время работы парка: c 8:00 до 17:00

Сколько нужно времени на осмотр: мы гуляли по Монте-Альбану 3 часа, все успели посмотреть.

Монте - Альбан большой доколумбовой археологических раскопок в Xoxocotlan Santa Cruz муниципалитета в южной части мексиканского штата Оахака (17,043 ° N, 96,767 ° W). Сайт находится на низкий горный диапазоне, возвышающийся над равниной в центральной части долины Оахака , где северный последний ETLA , восточная Tlacolula и южная Zimatlán и Ocotlan (или Valle Grande) ветви встречаются. Государственный капитал сегодняшний день Оахака Город расположен примерно в 9 км (6 миль) к востоку от Монте - Альбан.

Частично раскопан гражданско-церемониальный центр площадки Монте - Альбана расположен на вершине искусственно выровненного хребта, который с высоты около 1940 м (6,400 футов) над уровнем моря поднимается около 400 м (1300 футов) от дна долины, в легко оправданном месте. В дополнении к монументальному ядру, сайт характеризуются несколько сот искусственных террас, и десяток кластеров mounded архитектуры охватывают весь Ridgeline и окружающий боковые поверхности. Археологические руины на близлежащем Atzompa и Эль Галло холмов к северу традиционно считается неотъемлемой частью древнего города, а также.

Помимо того, что один из первых городов Месоамерики , важность Монте - Альбан проистекает также из его роли как выдающегося сапотекского социально-политического и экономического центра около тысячи лет. Основанный в конце Среднего формирующего периода около 500 г. до н.э., в Терминале Формирующая (ca.100 BC-AD 200) Монте - Альбан стал столицей крупного экспансионистской государственного устройства , который доминировал большую часть Oaxacan нагорья и взаимодействовали с другие Мезоамерики региональные государства, такие как Теотиуакан на север (Загон 1983; Marcus 1983). Город утратил свое политическое главенство в конце позднего Классический (около 500-750 н.э.) , и вскоре после этого был в основном отказались. Мелкая реоккупация, оппортунистическое повторное использование прежних структур и гробниц, и ритуальных посещений отмечена археологическая история сайта в колониальный период.

Этимология названия современного сайта неясна, и предварительные предложения относительно ассортимента происхождения от предполагаемой коррупции нативного сапотекского имени в ссылки колониальной эпохи до испанского солдата по имени Montalbán или к Alban Hills Италии. Древнее Zapotec название городов не известно, как и отказ произошел за столетие до написания самых ранних доступных этноисторических источников.

История исследований

План сайта в Монте-Альбан.

Будучи виден из любой точки в центральной части долины Оахака, впечатляющие руины Монте - Альбан привлекает посетителей и исследователей по всей колониальной и современной эпохи. Среди прочего, Гильермо Dupaix исследовал место в начале 19 - го века н.э., JM Гарсиа опубликовал описание сайта в 1859 году, и А. Ф. Бандельер посетил и опубликовал дополнительные описания в 1890 - х годах. Первый интенсивный археологическое исследование участка было проведено в 1902 году Леопольдо Батрс , то Генеральный инспектор по охране памятников для мексиканского правительства под Порфирио Диаса . Это было, однако, только в 1931 году, что крупномасштабные научные раскопки были проведены под руководством мексиканского археолога Альфонсо Caso . В 1933 году Eulalia Гусман помощь при раскопках гробницы 7. В течение следующих восемнадцати лет Caso и его коллеги Игнасио Берналь и Хорхе Acosta раскопаны большие участки в монументальной ядро сайта, и многое из того, что видно сегодня в районах, открытых для общественность была реконструирована в то время. Кроме того, в результате раскопок большого количества жилых и гражданских-обрядовых структур и сот могил и захоронений, один продолжительное достижение проекта по Caso и его коллегам было созданием керамической хронологии (фазы Монт - Альбан I через V) для период между основанием сайта в ок 500 г. до н.э. до конца в постклассический период в CE 1521.

Исследование периодов, предшествовавших основания Монте - Альбан был одним из основных направлений предыстории и Проекта по экологии человека начато Кент Флэннери из Мичиганского университета в конце 1960 - х годов. В течение следующих двух десятилетий этот проект документально развитие социально-политической сложности в долине с самого раннего архаического периода (около 8000-2000 г. до н.э.) в фазе Розарио (700-500 г. до н.э.) , непосредственно предшествующий Монте - Альбан, тем самым заводя для понимания основания последнего и траектории развития. В связи с этим, одним из главных достижений работы Flannery в Оахака являются его обширные раскопки на важном формирующем центре Сан - Хосе Моготе в отрасли ETLA долины, проект сотрудничества, направленного с Джойс Маркус из Университета Мичигана.

Еще один важный шаг в понимании истории оккупации сайта Монте-Альбан был достигнут с доисторических расселении в долине Оахака проекта, начатого Ричардом Blanton и несколькими коллегами в начале 1970-х годов. Только с их интенсивного обследования и картографирования всего сайта, что реальное расширение и размер Монте-Альбан за ограниченной площади исследованной по Caso стали известны. Последующие сезоны одного и того же проекта под руководством Blanton, Гэри Фейнман, Стив Ковалевски, Линда Николас, и другие расширили охват обследования на практически всю долину, производя неоценимый количество данных об изменении структур поселений региона с древнейших времен до прибытие испанцев в CE 1521.

История сайта

Как показали обследования Blanton о месте, холмы Монте - Альбан, по всей видимости, были необитаемы до 500 г. до н.э. (конец керамической фазы Росарио). В то время, Сан - Хосе Могота была главный центр населения в долине и главе вождества , что, вероятно, контролировал большую часть северной ETLA отрасли. Может быть, больше, чем три или четыре других небольших главным образом центров контролируется других субрегионов долины, в том числе Tilcajete в южной ветви Валле Гранде и Yegüih в Tlacolula руку на восток. Конкуренция и война, кажется, характеризуют фазу Росарио, и региональные данные обследования предполагает наличие незанятой буферной зоны между вождеством Сана - Хосе Моготой и те, на юг и восток. Он находится в земле этого не-человека, что в конце периода Розарио Монте - Альбан был основан, быстро достигая оценку населения около +5200 к концу следующей фазы Монте - Альбан Ia (ca.300 BCE). Это значительное увеличение населения сопровождалось столь же быстрым падением в Сан - Хосе Моготе и соседних спутниковых сайтов, что делает вероятным, что ее главным образом элиты были непосредственно вовлечены в создании будущего сапотекского капитала. Это быстрое изменение численности населения и населенный пункт, из рассредоточенных локализованных поселений в центральную городской территории в ранее неисполненной области, было названо как «Монт - Альбан Synoikism» Маркус и Flannery по отношению к аналогичным зарегистрированным случаям в средиземноморской зоне в древности, Несмотря на то, что ранее считалось, что подобный процесс широкомасштабного отказа, и, таким образом, участие в создании Монте - Альбан, произошло в других крупных, главным образом центров, таких как Yegüih и Tilcajete, по крайней мере, в случае последнего это сейчас кажется маловероятным. Недавний проект режиссера Чарльза Спенсера и Эльза Редмонд из Американского музея естественной истории в Нью - Йорке показал, что вместо того, чтобы заброшенный сайт действительно значительно вырос в популяции в период Монте - Альбан I Early и Late I (около 500-300 BCE и 300-100 г. до н.э., соответственно) и, возможно, активно выступали против включения в более мощного государства Монте - Альбан.

Аэрофотосъемка Монте-Альбан

К началу терминала формирующего (II фаза Монте - Альбан, примерно в 100 г. до н.э.-CE 200) Монте - Альбан, по оценкам, население 17200, что делает его одним из крупнейших городов Мезоамерики в то время. Как его политическая сила росла, Монт - Альбан расширен в военном отношении, через кооптацию, а также через прямую колонизацию в нескольких районов за пределами долины Оахака, в том числе Каньяда де Cuicatlán на север и на юг Ejutla и Sola де Вега долины. (Фейнман и Николас 1990) в течение этого периода и в последующем раннеклассического (Монте Альбан IIIA фазы, около CE 200-500) Монте - Альбан был столицей крупного регионального государственного устройства , которые оказали доминирующее влияние на долину Оахака и через большую часть Oaxacan горной местности, Как уже упоминалось ранее, доказательства в Монте - Альбан наводит на мысль о контактах на высоком уровне между элитами сайта и тех, на мощном центральном мексиканском городе Теотиуакан , где археологи определили окрестность населенную этническими сапотеков из долины Оахака (Загон 1983). К позднему Classic (Monte Alban IIIB / IV, около CE 500-1000) влияние сайта снаружи и внутри долины снизилась, и элиты в ряде других центров, как только со стороны государства Монте - Альбан, стали утверждать свою автономию, в том числе сайты, такие как Cuilapan и Zaachila в Валье - Гранде и Ламбитьека , Митла и Эль Palmillo в восточном Tlacolula руки. Последний находится в центре внимания текущего проекта Гари Фейнман и Линда Николая Чикаго «s Полевого музея (Фейнман и Николай 2002). К концу того же периода (около 900-1000 н.э.) древняя столица была в значительной степени отказались, и некогда мощное государство Монте - Альбан был заменен на десятки конкурирующих мелких политии, ситуация, которая продолжалась вплоть до испанского завоевания.

памятники

Вид главной площади с Северной платформы. Южная платформу можно увидеть на расстоянии.

Монументальный центр Монте - Альбан является Main Plaza, который измеряет приблизительно 300 метров от 200 метров. Основные гражданско-церемониальный и элитный жилой структуры сайта расположены вокруг него или в непосредственной близости от него, и большинство из них были изучены и восстановлены Альфонсо Caso и его коллег. К северу и к югу Main Plaza ограничен большими платформы, доступным с площади через монументальные лестницы. На восточной и западной стороне Площадь аналогично ограничена числом меньших курганов платформы, на которой стояли храмы и элитные жилые дома, а также один из два ballcourts известного существовали на месте. Север-Юг хребет насыпей занимает центр площади и так же служил в качестве платформы для церемониальных структур.

Впечатляющая лестница, ведущая к южному платформе.

Одной из характерных черт Монте-Альбан, является большое количество резных каменных памятников встречаются на всей площади. Самые ранние примеры являются так называемым «Danzantes» (буквально, танцоры), в основном в непосредственной близости от здания L и которые представляют собой обнаженные мужчина в искаженных и скрученных позах, некоторые из них гениталии изуродованы. Цифры говорят, представляют жертвенные, что объясняет болезненные характеристики фигур. В Danzantes имеет физические черты, характерные для культуры ольмеков. Понятие 19-го века, что они изображают танцоров в настоящее время в значительной степени дискредитирован, и эти памятники, начиная с самого раннего периода оккупации на месте (Монте-Альбан I), в настоящее время рассматриваются четко представляют пытают, принесена в жертву военнопленных, некоторые идентифицируются по имени, и может изображать лидер конкурирующих центров и деревень, захваченных Монт-Альбан. (Blanton и др., 1996) более 300 камней «Danzantes» были записаны на сегодняшний день, и некоторые из них лучше сохранившихся можно просматривать в музее сайта. Существует несколько признаков того, что сапотеки были писать и календарные обозначения.

Другой тип резных камней находится на соседнем здании J в центре главной площади, здание характеризуется необычной стрелкой-образная формой и ориентация, которая отличается от большинства других структур на месте. Поставлен в стены здания более 40 резных плит, датируемых Монте-Альбан II и изображающие топонимику, иногда сопровождаемых дополнительной письменной форме и во многих случаях, характеризующихся перевернутых головами. Альфонсо Caso был первым, чтобы идентифицировать эти камни, как «завоевание плит», скорее всего, список мест элиты Монте Альбан утверждали, покорили и / или контролировать. Некоторые из мест, перечисленных на здание J плитах были предварительно определены, и в одном случае (Каньяд де Cuicatlán регион на севере Оахака) Zapotec завоевание было подтвержден путем археологических изысканий и раскопок.

Сайт Монте-Альбан содержит несколько частей доказательств через архитектуру сайта, чтобы предположить, что существует социальное расслоение в населенном пункте. Стены, которые были больше, девять метров в высоту и двадцать метров в ширину были построены вокруг поселения и были бы использованы не только создать границу между Монте-Альбан и близлежащих населенных пунктов, но и доказать власть элит в рамках сообщества. В анализе Скотта Хутсон о взаимоотношениях между простолюдинами и элиты в Монте-Альбан, он отмечает, что монументальные курганы, которые были найдены в месте, казалось, равномерно по всему участку, так что каждый дом будет достаточно близко к насыпи, что он мог легко держать под наблюдением. Хутсон также делает примечание, что с течением времени стиль дома, кажется, изменился и стал более закрытым для тех, кто живет в зданиях, что делает его более трудным для информации, которая будет получена посторонними. Эти изменения в способность элиты, чтобы получить информацию о частной жизни граждан играли бы ключевую роль во внутренней политической структуре поселения.

Многие из артефактов, раскопанных в Монте - Альбан в течение столетия археологических исследований можно увидеть в Национальный музей антропологии в Мехико и в Региональный музей Оахаки в экс-конвент - де - Санто - Доминго - де - Гусман в городе Оахака. Последний музей, среди прочих, многие из объектов, обнаруженных в 1932 годе Альфонсо Касо в Монте - Альбане в Могиле 7 , в классический период сапотекского гробе, который был оппортунистический повторно использовать в постклассический раз для захоронения миштекских элитных особей. Их захоронение сопровождалось некоторыми из самых захватывающих погребальных приношений любого сайта в Америке.

Монт-Альбан является популярным туристическим местом для посетителей Оахака и имеет небольшой сайт музей в основном отображающий оригинальные резные камни с сайта. Сайт получил 429,702 посетителей в 2017 году.

Панорама Монте-Альбан от Южной платформы.

Угрозы

Основная угроза для этого археологических раскопок является рост городов, который посягает и «угрожает выйти на территориях, которые имеют потенциальную археологическую ценность.» Для того, чтобы осложнить ситуацию, администрация сайта разделена между четырьмя различными муниципалитетами, делая объединенные усилия, чтобы остановить вторжение городского вызова.

Галерея

    Вид главной площади с южной платформы, с Building J на ​​переднем плане.

  • Одна из стел, известных как танцы на неортодоксальных позициях персонажей, представленных.

    Просмотр по главной площади от Южной платформы, с Building J на ​​переднем плане.

    Здание М, как видно из Южной платформы.

    Камни танцующих, на площади танцующих, рядом со зданием L.

    Tomb к северу от Северной платформы

    Создание X на Северной платформе

    Нераскопанное здание на Северной платформе

    Резьба по камню, L

    Вид главной площади с Северной платформы

Монте Альбан (Monte Alban) – это гражданский церемониальный центр древнего поселения сапотеков в регионе Оахака в Мексике. До Монте Альбан можно добраться несколькими способами. Один из них – это покупка туристической экскурсии в одном из агентств Оахаки.

Когда это возможно, мы предпочитаем самостоятельно добираться до исторических мест и самостоятельно же их исследовать , без профессиональных гидов, которые зачастую несут всякую ерунду. Как правило, добраться самостоятельно и без лишних посредников до Монте Альбана, как и до любого другого места на планете, вполне реально.

Итак, вычитав в путеводителе определенную информацию, мы отправились на поиск компании, автобусы которой курсируют между Оахакой и Монте Альбаном в течение дня.

Найти ее не составило труда. Туристические автобусы компании Autobuses Touristicos отправляются от дома 501 по улице Calle Mina . Тут же, в офисе автобусной компании, приобретаются либо экскурсии, либо просто билет на автобус за 25 MNX в одну сторону.

Автобусы с конечных станций отправляются каждый час. Из Оахаки – в 8:30 ч. и т.д., из Монте Альбана – в 13:00 ч. и т.д. Заранее билеты можно не покупать, достаточно лишь прийти на этот пункт отправления за 20 минут до рейса. Утром, как правило, на этих рейсах едут сотрудники парка Монте Альбан, но в автобусе места есть. Мы были единственными иностранцами в салоне автобуса на этом утреннем рейсе в Монте Альбан. Европейцы после своих баров отсыпаются до полудня, а потом толпами едут осматривать достопримечательности, заполняя их в хаотичном порядке.

Дорога на вершину горы, где расположен археологический комплекс Монте Альбан, пролегает по пригороду, плавно превращающемуся в поселок. Дорога серпантином идет по склону горы, с одной стороны дома местных жителей, с другой – обрыв. Водитель, видимо не первый год работающий на рейсе, лихо вертел баранкой – 9 км в одну сторону, 9 км – обратно, несколько раз в день, и так на протяжении нескольких лет.

Автобус остановился рядом с входом в археологическую зону Монте Альбан и весь народ, ехавший с нами, неспешно направился чуть вверх по дороге, огибая деревянную перекладину, и совершенно беспрепятственно проходя на территорию комплекса. Так как указателя мы не заметили, то двинулись вместе с местными, которые, по всей вероятности, просто служащие заповедника. Одна женщина, следующая за нами, окликнула «белых гринго» и указала путь, куда нам следует идти – не так-то легко белым затесаться в косяк мексиканских работяг. Не искушая судьбу и не выискивая приключений, мы прошли в кассу и купили билеты на посещение Монте Альбан (60 MNX ).

На входе в археологическую зону Монте Альбан установлен монумент, информирующий о том, что данная зона находится под охраной ЮНЕСКО. Чуть в стороне находится памятник археологу Alfonso Caso , который и открыл этот древний город сапотеков.

Примечательно то, что Монте Альбан находится на выровненной вершине горы , с которой открываются красивые панорамные виды на город Оахака и долину с одноименным названием. Сам город был построен в 500 г. до н.э. , он долгое время являлся экономическим и политическим центром Сапотекской цивилизации. Примерно в 600 г. н.э. Монте Альбан был покинут и заброшен.

Мы приехали сюда одними из первых, поэтому древний город сапотеков оставался пустынным и ласкаемым первыми лучами восходящего солнца.

Схема Монте Альбан

«Monte Alban archaeological site ». Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Wikimedia Commons .

Вход в археологическую зону расположен со стороны Северной Платформы (North Platform) , поэтому исследование руин мы начали со строений в этой части – с комплекса руин под названием Conjunto del Vertice Geodesico (VG Complex) . Вообще, в Монте Альбан большинство зданий вместо названия имеет буквенное обозначение.

Кое-где сохранились старинные рисунки на камнях . Вообще, резьба по камню характерна для Монте Альбан.

Если взобраться на одну из пирамид в VG Complex, весь город Монте Альбан как на ладони, предстает во всем своем величии и горделивом молчании.

Я слышал, что где-то на вершине одной из пирамид в Монте Альбане есть очень сильные энергетические зоны , встав на которые можно почувствовать невесомость.

Не могу сказать наверняка, но, кажется, одну такую зону мы нашли – поток энергии настолько сильный, что при правильном балансе человек может воспарить над твердой поверхностью верхней платформы пирамиды.

У меня почти получилось. Если бы не лишние пара кг…

Наверное, мы слишком увлеклись энергетическими зонами, так как не заметили, как на территории археологической зоны произошло пополнение. На спуске с пирамиды нас уже поджидал местный торговец сувенирами.

Пока мы проходили мимо группы строений B, повстречали следующего торговца.

К тому времени, когда мы спустились вниз с Северной Платформы, заметили, что начали прибывать и туристы, поэтому решили двигаться чуть быстрее, чтобы быть на некоторое время впереди шумных групп.

Мимо здания Sistema IV (System IV) мы пошли в сторону Южной платформы (South Platform) .

Большинство строений в Монте Альбане закрыто для посещения – ни внутрь войти, ни наверх взобраться.

Сразу за Sistema IV находится еще несколько строений, в том числе Edificio de los Danzantes , рядом с которым выставлена галерея Galeria de los Danzantes . Эта галерея из каменных блоков, на которых изображены танцующие мужчины, – лишь копии, а оригиналы находятся в национальном археологическом музее города Мехиико-Сити.

Галерею Galeria de los Danzantes называют галереей обнаженных танцоров. Если присмотреться, то можно заметить, что некоторые из танцоров наносят увечья своим половым органам.

Среди зданий, расположенных по периметру главной площади Монте Альбан, находятся дома знати. Сама же площадь имеет размеры 300 на 200 метров.

Панорамы Монте Альбан

https://www.google.com/maps/@17.0422487,-96.7679338,3a,75y,5.02h,93.68t/data=!3m5!1e1!3m3!1szLsjTlE1752yejUlJYf4uQ!2e0!3e5?hl=ru

На Южной Платформе находится большая площадка с пирамидой, к которой ведет крутая лестница. К тому времени, как мы взобрались на Южную Платформу, по территории Монте Альбана уже начал разносится гул от прибывающих туристов.

Пирамида на Южной Платформе представляет собой поросший травой холм.

Зато виды на долину отличные.

Отсюда сверху хорошо видны строения, находящиеся в центре площади древнего города.

Рядом со зданием Edificio J лежат камни с нанесенными на них рисунками, датированными I веком до н.э.

Это вид на фасад дворца El Palacio , а точнее – то, что от него осталось.

И, конечно, мое любимое строение во всех этих древних городах (майя и сапотеков) – это поле для игры в пелота .

В общем, если особо не зависать, то на осмотр Монте Альбана можно запланировать 2-3 часа . Однако всегда что-то привлекает внимание и не замечаешь, что стрелки часов стремительно бегут вперед.

Уже на пути к выходу, навстречу нам шли несколько больших групп детей под патронажем учителей-гидов. Мы подумали, что правильно сделали, решив посвятить этому древнему городу время с самого утра.