Кто ходит в мечеть. Правила поведения в мечети. Вам может понравится

  • Дата: 29.07.2023

Пятница — день обязательного посещения мечети

Пятница – день мусульман. Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи ).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд ). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим ).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара , и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘ , который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара .

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйки семейного очага, является ее дом, а не мечеть, в отличие от мужчин. В тех или иных регионах встречаются обычаи, традиции («адабы», «адаты»), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл, польза.

Но (!) канонически женщина может молиться в мечети. К тому же сегодня, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо коллективные молитвы, прослушивание пятничных проповедей, разъяснений имама по различным вопросам, царящая в мечети атмосфера духовности и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека, способствуют получению новых знаний и положительных впечатлений. А вот одиночество и ежедневные бытовые проблемы ослабляют духовную резистентность , усиливая депрессионное воздействие на человека, порой приводя к небрежности в соблюдении религиозных канонов, предписанных Господом. Например, велика вероятность того, что двадцати (или восьми) ракяатам молитвы «Таравих» в домашних условиях уделить должное внимание и проявить необходимое терпение будет сложно.

Что касается возможного запрета на посещение мечети со стороны супруга, то ученые-богословы утверждают, что такая безапелляционность со стороны мужа не соответствует духу веры. Исключением могут быть ситуации, когда присутствие в доме супруги крайне важно (болезнь мужа и необходимость постоянного ухода за ним, наличие маленьких детей, отсутствие возможности оставить их с кем-либо и т.п.). Заключительный посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), предвидя условия жизни мусульман во все последующие века, говорил:

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]» ;

– «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них» ;

– «Если супруга [кого-либо из вас] захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей» ;

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая излишнего внимания]» ;

Супруга Ибн Мас‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями» .

Важно помнить, что Божественная религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать и всесторонне обогащать ее.

Ритуальная практика женщины

и физиология

Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:

1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится» .

2. Соблюдение поста.

3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества). Пророк сказал: «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва (намаз, салят). Однако Аллах разрешил разговаривать во время него. Если будете говорить, то говорите только благое» ; «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва. Поэтому [во время обхода] меньше говорите» . В хадисах явно указывается на то, что обхождение Каабы подобно молитве (намазу), следовательно, предполагает необходимость ритуальной чистоты.

Но нужно знать, что во время регул женщина может совершать все действия хаджа, за исключением обхождения Каабы (таваф), которое она совершит по завершении менструального кровотечения и после очищения . Подобного рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)» .

4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке). О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в аяте сказано так: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана .

6. Запрещается посещение мечети. Однако при использовании женщинами современных форм гигиены (прокладки, например) им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость .

Хайд и истихада

Также важно различать понятия «хайд» и «истихада».

Истихада – кровотечение у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду .

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, наличие которого необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия.

Во-первых , между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода .

Во-вторых , для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов – трое суток, по мнению богословов-шафиитов – одни сутки.

В-третьих , у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например – кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада .

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных .

Каждая религиозно-практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур) .

В конце темы полезно привести хадис со слов ‘Аиши: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут он охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)» .

Миф о менструации

Мы живем в новом, постиндустриальном веке точных наук, высоких технологий и повсеместной образованности, мы величаемся мусульманами, то есть определенным социумом людей с огромным историческим и культурно-духовным наследием, но в нас по-прежнему коренятся стереотипы и сильны путы догматизма. Одним из примеров подобного является мифический запрет на приготовление пищи женщиной в период регул.

Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно говорящие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то «нечистым».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных» . Там же есть слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни» . Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные» .

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота женщины никак не нарушается в период месячных . Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине якобы нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев., 15:19–25, 28).

Данное библейское положение не получило подтверждения в Наследии заключительного Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Этот домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами» .

Резистентный – обладающий хорошей сопротивляемостью, устойчивостью к чему-либо.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 583, хадис № 9869, «сахих».

Св. х. Ахмада и Ибн Маджа. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

Св. х. Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани, Абу На‘има, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5346, «хасан».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5347, «хасан».

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 536, 537, хадис № 305.

См. также главу данной книги «О ритуальной чистоте».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 386.

Менструация [лат. menstruus – ежемесячный] – ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.

Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а также при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.–Минск: Аст-Харвест, 2002. С. 516.

Регулы [лат. regula – правило] – менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.

Обильные и длительные выделения (меноррагия – усиление и удлинение менструальных кровотечений – признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. М.: Анс, 1996. Т. 3. С.71.

Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.

Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26-30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.

Подробнее об этом см. в материале данной книги «Молитва оправдываемого».

См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкямиль-кур’ан [Сборник положений Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 529, хадис № 297; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 161.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528-530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.

См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.

Посланник Аллаhа сказал: «Лучшие места на земле — это мечети» 1 . В День Суда они будут вознесены в Рай. Аллаh Всевышний дал нам знать о том, что мечети имеют особое величие, почетность и достоинство, так как являются одним из религиозных символов мусульман. Об этом сказано в Священном Кур’ане 2: «Проявление уважения, почтения и особой любви к религиозным ритуалам и символам Ислама является признаком богобоязненности и благочестия».

При посещении мечети следует проявлять к ней особое почтение и соблюдать определенные правила.

Культура посещения мечети

  • Идя в мечеть, сделайте намерение ради Аллаhа, и тогда за каждый ваш шаг будет вознаграждение.
  • Перед посещением мечети не употребляйте лук или чеснок, так как это является причиной неприятного запаха изо рта.
  • При входе в мечеть рекомендуется прочитать салауат Пророку Мухаммаду и такое ду‘а означающее: “Начинаю с Именем Аллаhа. О, Аллаh Открой мне врата Твоей милости”.
  • Входить в мечеть рекомендуется с правой ноги, а выходить – слевой.
  • После входа в мечеть рекомендуется выполнить Намаз «тахиятуль-масджид» («приветствие мечети»), состоящий из двух рак‘атов, так как это — сунна-муаккада 3 . Пророк Мухаммад сказал означающее: «Зайдя в мечеть, прежде чем сесть, сделайте Намаз-сунну из двух рак’атов» 4 .

Внимание! Намаз-сунна выполняется только в том случае, если нет долгов по обязательным Намазам.

  • Ведите себя так, чтобы не мешать другим — не шумите, не кричите, не разговаривайте слишком громко, а также желательно выключить мобильный телефон.
  • Нежелательно (макруh) в мечети покупать и продавать 5 , хотя такие торговые сделки и являются действительными. Пророк Мухаммад говорил означающее: «Если увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллаh не даст тебе благословения в этом!»».
  • Выходя из мечети, произнесите означающее: “О, Аллаh! Прошу благословения и удачи», чтобы Аллаh дал благословение вашим делам.

Особенности выполнения ритуалов в мечети

  • Мужчине обязательный Намаз лучше совершать в мечети — за это будет больше вознаграждения. А Намаз-сунну предпочтительней 6 совершать дома.
  • В мечети ограждением («сутрой 7 ») для Намаза является стена перед молящимся, предыдущий ряд молящихся, а также столб. Ставить перед собой стол, табуретку, сумку или другой предмет следует только в том случае, если все вышеперечисленное занято.

Мечеть — это место совершения особого ритуала — И‘тикяф (пребывание в мечети ради Аллаhа). За этот ритуал есть большое вознаграждение, даже если он длился недолго. Минимальное время И‘тикяф — хотя бы немного больше, чем время, достаточное для того, чтобы произнести «Субханаллаh». Для И’тикяф необходимо сделать намерение 8 в сердце (не обязательно произносить его вслух). Вознаграждение за И’тикяф есть даже в том случае, если человек просто находился в мечети и не выполнял при этом никаких других ритуалов 9 . Однако вознаграждение будет намного больше, если он читает зикр или Кур’ан. И’тикяф можно делать в любое время, но больше вознаграждения за него — в последние 10 дней Рамадана.

Этот ритуал выполняли и мусульмане общин предыдущих Пророков, как, например, Пророка Ибраhима.

Что запрещено делать в мечети

  • Загрязнять мечеть наджасой 10 или мустакзаром 11 .
  • Мусорить, если это мешает находящимся в мечети. Запрещено стряхивать на пол даже крошки хлеба, кусочки сиуака или шелуху семечек, так как они могут прилипать ко лбу или ногам молящихся.
  • Находиться в мечети в состоянии джунуб 12 , а также женщинам в период менструации и послеродовых выделений.
  • Разговаривать настолько громко, что это мешает другим (молиться, слушать урок и т.д.).

Некоторые ошибочные мнения о том, что нельзя делать в мечети

  • Невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя разговаривать на мирские темы. При этом они ссылаются на ложные хадисы, что разговоры в мечети уничтожают вознаграждение подобно тому, как огонь сжигает дрова, или что из-за разговоров в мечети пропадает вознаграждение за благие деяния, совершенные в течение сорока лет. На самом деле Пророк никогда такого не говорил! В мечети можно разговаривать на любые темы, если в них нет греха (злословия, лицемерия, обмана и т.п.) и если эти разговоры не мешают другим.

Известен рассказ, который передал имам Ат-Тирмизий, о том, как однажды Пророк Мухаммад с некоторыми сподвижниками находился в мечети. Сподвижники вспоминали о жизни во времена невежества 13 . Они рассказывали друг другу о разных людях и их поступках и смеялись. И Пророк, мир Ему, улыбался, слушая эту беседу. Эта история — доказательство того, что разговаривать в мечети не запрещено и не макруh.

  • Некоторые невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя (грех) сидеть, вытянув ноги в направлении кыблы 14 . На самом деле в мечети можно сидеть в разных позах и даже лежать, и нет запрета вытягивать ноги в направлении кыблы 15 .

Уход за мечетью

Забота о чистоте мечети — это одно из хороших дел, за которое есть вознаграждение. А также является сунной воскуривание 16 в мечети приятных благовоний, таких, как бахур и т.д, которые использовал Пророк Мухаммад. В мечети Пророка в Медине традиция воскуривать благовония каждую пятницу непрерывно соблюдается со времен ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. К сожалению, в наше время во многих мечетях эта сунна не выполняется. Поэтому будет большое благо тому, кто ее возобновит, как и сказано об этом в хадисе Пророка Мухаммада: «Тот, кто возобновит сунну, которая была забыта, получит большое вознаграждение, и, кроме того, он удостоится вознаграждения каждого, кто будет ее соблюдать, и вознаграждение их не уменьшится» 17 .

____________________________________________________

1 передал имам Муслим
2 значение аята 32 суры «Аль-Хадж
3 это сунна, которую Пророк выполнял всегда
4 макруh (нежелательно) садиться, не прочитав перед этим Намаз-Сунну «приветствие мечети». А если у человека есть долги по Намазам, то пусть вместо этой сунны выполняет Намаз-долг.
5 кроме некоторых случаев, когда это действительно необходимо
6 вознаграждение за него будет больше
7 это преграда перед молящимся во время выполнения Намаза высотой не менее 2/3 локтя (около 32 см) и находящаяся на расстоянии не более 3 локтей (примерно 144 см) от кончиков пальцев ног.
8 например: (“Я намерился находиться в мечети ради Аллаhа”)
9 но недостаточно просто пройти через мечеть
10 нечистотами: калом, мочой, рвотой, кровью, спиртом и т. д.
11 веществом, не являющимся наджасой, но вызывающим отвращение: плевок, слизь из носа
12 после полового акта или выделения маний до выполнения гусля
13 до того, как они приняли Ислам
14 направление на Ка‘бу
15 запрещено вытягивать ноги в сторону Мусхафа и других религиозных книг, находящихся вблизи на уровне ног
16 поджигание благовоний для получения ароматного дыма
17 хадис передал Ибн Маджаh

Вам может понравится

Все мы прекрасно знаем, что человеку свойственна забывчивость. Ведь даже само слово «человек» в арабском языке إنسان (инсан) происходит от глагола «забывать» نسي (насия).

Конечно, каждый хочет быстро запоминать и долго хранить в памяти как можно больше информации, особенно религиозных знаний. По на практике многих из нас она часто «подводит», поэтому люди ищут способы ее укрепить.

Современная медицина считает причинами ухудшения памяти такие факторы, как неправильное питание, вредные привычки (например, употребление алкоголя), малоподвижный образ жизни, депрессии, стресс, а также некоторые заболевания (рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера). Поэтому все свои рекомендации по улучшению памяти они связывают с материальными причинами: разнообразное питание, физическая активность, различные упражнения и «системы» для лучшего запоминания информации.

Для улучшения памяти они рекомендуют употреблять продукты, содержащие витамины группы В, витамины О, Е, С, Р, а также жирные кислоты Омега-3 и цинк: орехи (особенно грецкие), черника и черная смородина, сухофрукты (изюм, курага), тыквенные и льняные семечки, цельнозерновые продукты, гречка, мед, свежие овощи в виде салата с оливковым маслом, жирная рыба, говядина, картофель, бобовые, бананы, помидоры, белокочанная капуста, ламинария (морская капуста), брокколи. Кроме этого, они советуют выполнять специальные упражнения для тренировки сложных. Простые — это заучивание наизусть стихов или любых других текстов, упражнения с цифрами, словами и образами. Также считается, что улучшают память любые занятия, активизирующие мыслительную деятельность: устный счет, чтение литературы, разгадывание кроссвордов, решение головоломок, интеллектуальные игры.

Исламе вопросам, связанным с улучшением памяти, уделяется особое внимание, ведь получение религиозных знаний — одно из самых приоритетных занятий в жизни мусульманина. И даже есть такие знания, которые верующий обязан помнить.

Сам Пророк Мухаммад, а также мусульманские ученые давали рекомендации, как лучше запоминать информацию и не забывать выученное.

  • Ежедневно натощак съедать ровно 7 изюминок. Другой вариант - съедать по утрам натощак 7 или больше изюминок черного кишмиша с чайной ложкой меда.
  • Ежедневно употреблять маленький кусочек любана (ладана)1 — его можно жевать или растворять в горячей воде или чае и выпивать.
  • Кушать фундук
  • Вдыхать запах тмина, лаванды
  • Втирать в голову тыквенное масло.
  • На протяжении 41 дня ежедневно по утрам 7 раз читать на воду 6-7 аяты суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ ۚ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَىٰ
    и затем выпивать эту воду натощак.
  • После каждого намаза класть правую руку на голову и читать 7 раз 6-й аят суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ
  • Память лучше, если у человека чистое тело и одежда. Желательно всегда быть в состоянии таhарат.
  • Имам Аш-Шафи‘ий говорил, что использование духов проясняет разум.
  • Память можно натренировать подобно мышцам. Для этого рекомендуется постоянно учить что-то новое и повторять то, что уже знаешь.

Что ухудшает память

  • Совершение грехов. Некоторые ученые говорили, что память в значительной степени ухудшается, когда человек смотрит на запретное.
  • Некоторые продукты, если употреблять их в больших количествах: лук, чеснок, лимон, кислые яблоки, кинза.
  • Ученые говорили, что если много кушать, то умственные способности ухудшаются, а малое количество еды улучшает память.
  • Перед уроком сделайте намерение ради Аллаhа.
  • После урока читайте такое ду‘а:

    اللهم إني أَستَودِعُكَ ما علَّمتَنيهِ فارْدُدْهُ علَيَّ عند حاجتي إليه يا ربَّ العالمين، اللهم أخرِجْنا من ظُلُماتِ الوهمِ وأكرِمنا بِنورِ الوهم وافتحْ علينا بِمعرِفةِ العِلم وحسِّن أخلاقَنا بالحِلم، وسهِّل لنا أبواب فضلِك وانشُر علينا من خزائِنِ رحمتِكَ يا أرحمَ الراحمين

    «О, Аллаh, прошу Тебя сохранить то, что Ты даровал мне знать, и даруй мне вспомнить это в нужный момент. О, Господь всех миров! О, Аллаh, даруй нам выйти из тьмы иллюзий. И даруй нам свет понимания, знания, прекрасную нравственность и мудрость с терпением. Облегчи нам вход во «Врата блага». И даруй нам еще больше милости, о, Всемилостивый!»

  • Перед тем, как учить текст наизусть, произносите саляуат нашему господину Мухаммаду — Посланнику Аллаhа, а также читайте ду‘а и зикр.
  • Лучшее время для заучивания наизусть — ранее утро, то есть сразу после рассвета.
  • Для облегчения запоминания рекомендуется учить тексты по такому принципу: выучите первую строку, затем вторую, а потом повторите с самого начала. И так каждый раз: выучив новую строчку, повторяйте все с начала.
  • Передача знаний другим людям позволяет не забыть то, что знаешь.
  • Сдача экзамена позволяет дольше помнить пройденный материал.

Заходя в кабинет, читайте 23 аят суры «Аль-Маида»:

قَالَ رَجُلَانِ مِنَ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمَا ادْخُلُوا عَلَيْهِمُ الْبَابَ فَإِذَا دَخَلْتُمُوهُ فَإِنَّكُمْ غَالِبُونَ ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

Перед началом экзамена читайте:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي

После этого скажите:

بسم الله الرحمن الرحيم توكَّلتُ على الله

и приступайте к сдаче экзамена.

Если во время экзамена не можете вспомнить ответ, то читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:

إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ

Одно из благих дел, к которому стремятся мусульмане — это выучить наизусть Священный Кур’ан. Учить наизусть Кур’ан помогает чтение некоторых аятов и ду‘а. Это испробовали на себе многие теологи и их ученики. Вот некоторые из этих рекомендаций:

  • Ежедневно 10 раз читать 79-й аят суры «Аль-Анбия»:

    فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ ۚ وَكُنَّا فَاعِلِينَ

يا حَيُّ يا قَيُّومُ يا رَبَّ مُوسَى و هارونَ و ربَّ إِبْرَاهِيمَ، و يا ربَّ مهمدٍ صلى الله عليه و سلم أَجمعين، ارْزُقْني الفَهْمَ و ارزقني العِلْمَ و الحِكْمَةَ و العَقْلَ برَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِين

это означает: «О, Живой, Не нуждающийся ни в чем! О, Господь Мусы и hаруна! О, Господь Ибраhима! О, Господь Мухаммада! О, Аллаh, даруй им всем еще больше величия и почета. Даруй мне понимание и даруй мне знания, и мудрость, и разум по Твоей милости, о, Всемилостивый!»

  • Ибн Мас‘уд, да будет ему милость Аллаhа, передал хадис Пророка о том, что если кто-то боится, что забудет Кур’ан после того, как он его выучил, или забудет выученный урок, пусть скажет:

    اللهم نَوِّرْ بالكتابِ بَصَري واشْرَحْ به صَدْري واسْتَعْمِلْ به بَدَنِي وأَطْلِقْ بِهِ لِسانِي وَ قُوِّ به جَنانِي واشْرحْ به فَهْمِي وَ قُوِّ به عَزْمِي بِحَوْلِكَ وَ قَوَّتِكَ فإِنَّهُ لا حول ولاقُوَّةَ إِلَّا بِكَ يا أَرْحَمَ الراحمين

  • Чтобы лучше помнить выученные аяты Кур ана, читайте ду‘а:

    اللهم افتح عليَّ فُتُوحَ العارِفين بحِكمَتك ، وانْشُرْ عَليَّ رَحْمتَكَ ، وذَكِّرْني ما نَسِيتُ يا ذا الجلال والإكرام

Советы тем, кто хочет найти то, что потерял или забыл, куда положил

  • Читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:
    إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ
  • Читайте ду‘а:

    يا جامِعَ النَّاسِ لِيَومٍ لا رَيْبَ فيه إجْمَعْ عليَّ ضالَّتِي

Для того, чтобы ваша память была крепкой, соблюдайте шари’ат. Знания — это особый свет, и этот свет не дается грешникам.

Проверьте свою память: помните ли вы, с чего началась эта статья?

Как получить желаемое?

Бог даровал нам особое благо — возможность просить у Него то, что мы хотим для себя из добра. Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур’ане (Сура «Гафир», Аят 60) означающее:

«И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»».

Обращение к Всевышнему с просьбой — это один из видов поклонения Творцу, ведь, обращаясь к Богу в своих молитвах, мы тем самым признаем Его Единственность и Всемогущество. Мы знаем, что только Он — Создатель и пользы, и вреда, поэтому и просим у Него в надежде, что наши молитвы исполнятся. Обращаясь к Аллаhу, мы верим без сомнения, что только Он создает здоровье, счастье, удачу в совершении добра, защиту, сохранность от грехов и все другие блага.

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал нас больше читать ду’а. Он сказал: «Мольба – это поклонение Аллаhу». И после этого произнес Аят из Курана что означает: «И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»». Этот Хадис передали Ибн Хиббан и другие имамы.

Внимание! Обращение к Аллаhу с просьбой не меняет судьбу. Если человек получил то, что просил, значит, это было предопределено ему еще до его рождения, как и его ду’а. В любом случае от чтения ду’а есть огромная польза.

Польза от дуа

Создатель обещал, что будет ответ на просьбу молящегося, и руки просящего «не останутся пустыми»:

  • человек получит то, что он просил;
  • даже если человек не получил желаемое, то его дуа может стать причиной того, что Аллаh защитит его от неприятностей;
  • за обращение к Аллаhу верующий получит вознаграждение на Том Свете.

Кроме этого, чтение дуа освобождает сердце от волнения, тяжести, грусти, и человеку становится легче.

Вероятность исполнения просьбы молящегося больше, если он будет следовать таким рекомендациям:

  • во время дуа рекомендуется приподнять руки и повернуть ладони вверх, так как с Небес спускается милость и благодать;
  • желательно быть в состоянии таhарат и повернуться в направлении Кыблы;
  • рекомендуется начинать чтение дуа с восхваления Аллаhа, например, словами «Альхамдулилляh»;
  • в особо важных случаях перед чтением дуа рекомендуется -сунну из двух рак’атов;
  • есть особые времена, 8 которые больше вероятность исполнения просьбы. Например: «последняя треть ночи; «последний час пятницы; «между двумя проповедями во время джуму’а 1 ; «дни праздников»; «ночь Предопределения; «день ‘Арафат; «день ‘Ашура»; «ночь середины месяца Ша’бан; «между Азаном и Икаматом; «когда имам поднимается на минбар для чтения проповеди»; «при разговении после Поста»; «когда начинается дождь»; «в суджуде 2» ; «во время выполнения некоторых ритуалов Хаджа»; «когда пьют воду «зам-зам»; «при первом взгляде на Ка’бу»; «в путешествии»; «в некоторых местах дуа исполняется с большей вероятностью, например, у могил Пророков и СВЯТЫХ»;
  • рекомендуется читать именно те тексты дуа, которые переданы в Кур’ане и Хадисах. Однако при этом надо быть внимательным и не допускать ошибок ни в тексте, ни в произношении;
  • рекомендуется просить читать для вас дуа святого или благочестивого человека, а также того, кто только что вернулся из Хаджа;
  • вероятность исполнения дуа больше при упоминании особых Имен Аллаhа;
  • рекомендуется обращаться с мольбой к Аллаhу через Пророков и святых, так как они — почетные создания Бога.

Чтобы ду’а было принято, также важно обратить внимание на следующие вопросы:

  • чем богобоязненней человек, тем выше вероятность, что его просьба будет исполнена;
  • еда и одежда просящего должны быть халяль;
  • в сердце должно быть смирение перед Всевышним, ведь все происходит по Воле Аллаhа.

Ду’а, которое чаще всего читал Пророк Мухаммад:

Это означает: «О, Аллаh! Даруй нам благополучие в этом мире и счастье на Том Свете, и спаси нас от мучений ада».

_________________________________

1 В то время, когда имам сидит между чтением двух проповедей

2 Если слова этого ду’а, произнесенные вслух, прекращают Намаз, то пусть читает их в сердце.

7 причин чаще улыбаться в Исламе

В Исламе хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и прежде всего над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.

Если вы хотите завоевать любовь окружающих, то сделайте первый шаг сами. Будьте приветливы, вежливы и скромны, говорите людям приятные слова, то есть ведите себя с другими так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. И это легко, если вы всем сердцем стремитесь делать добрые дела, надеясь на вознаграждение Всевышнего. Если вы будете искренними в своем намерении, то никакие жизненные неурядицы не собьют вас с толку и не выведут из себя, учитесь быть приятными в общении, поднимайте людям настроение добрыми шутками 1 и искренней улыбкой.

  1. Улыбка — это легкий способ получить вознаграждение.

Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал означающее: «Не пренебрегайте никаким добрым делом, даже улыбкой брату-мусульманину» 2 .

И действительно, улыбнуться легко, для этого не требуется особых усилий и затрат, но даже за такое простое доброе дело есть вознаграждение, если оно сделано искренне ради Аллаhа.

А также Пророк говорил означающее: «Улыбнуться брату-мусульманину – это милостыня» 3

Сподвижник Посланника Аллаhа Джурайдж ибн Абдуллаh говорил 4 , что когда бы он ни встретил Пророка, мир ему, Посланник Аллаhа всегда улыбался ему.

  1. Искренняя улыбка это путь к успеху во взаимоотношениях с людьми.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Вы не расположите к себе своим богатством столько людей, сколько можете привлечь улыбкой и хорошим нравом» 5 .

Улыбка делает счастливыми окружающих людей. Радостное сияющее лицо, открытый взгляд и добрая улыбка помогают быстрее найти общий язык и зарождают любовь в сердцах других людей. С улыбчивым человеком приятно общаться, от него легче принять совет, и ему хочется помочь и поддержать, если он нуждается в помощи.

Люди хотят знать, что в вашем сердце, но понять это они могут только по косвенным признакам — глядя на ваше лицо, слушая ваши слова, видя ваши поступки. И если на вашем лице искренняя улыбка, то им хочется быть с вами рядом, слушать вас и поддерживать.

Чтобы ваша улыбка была искренней и шла из самого сердца, хорошо думайте о людях. Даже если с вами поступили не лучшим образом, найдите оправдание и не держите зла на других. Прощайте и желайте всем добра.

Улыбка заразительна. Давно замечено, что улыбающийся человек вызывает улыбку у других и поднимает им настроение.

  1. Улыбка делает нас счастливыми.

Улыбайтесь, даже если в душе вы чем-то расстроены или вас мучает боль. Никто не знает, что в вашем сердце, поэтому, глядя на вас, пусть все думают, что у вас все в порядке, и радуются за вас. Если вы улыбаетесь даже в трудной ситуации, то в этом есть польза и для вас самих — так намного легче переносить неприятности, ведь по воле Аллаhа улыбка дает спокойствие и облегчение. А также это — проявление терпения и покорности, за которые будет вознаграждение.

Как показывает практика, улыбаясь, человек на самом деле становится счастливее, а нахмурившись — несчастнее.

  1. Улыбка делает нас более привлекательными.

Давно замечено, что угрюмость и хмурое выражение лица отталкивают людей, а улыбка притягивает. Если мы видим, что кто-то улыбается, то хотим знать почему.

Любовь, искренность и улыбка украшают человека намного больше, чем дорогая и красивая одежда. Поэтому уделяйте больше внимания своему внутреннему миру, чем внешности. Не тратьте свое время на постоянные поиски новых нарядов и украшений. Достаточно того, что у вас уже есть — главное, чтобы одежда была чистой, а внешний вид опрятным. Один из признаков успешности — быть довольным тем, что дал Аллаh, а не гнаться за богатством и статусом. Истинное богатство вовсе не в деньгах и не в количестве красивых и дорогих вещей. Один мудрый человек сказал: «Если у вас есть вторая половинка, которая поддерживает вас, ребенок, который относится к вам с почтением, и друг, который любит вас искренне ради Алла hа, то вы богатый человек».

  1. Улыбка — признак успешного человека.

Приятное выражение лица, доброжелательность и искренняя улыбка — это признаки по-настоящему успешного человека. Он спокоен, терпелив, уверен в себе и делает добрые дела вне зависимости от того, как поступают с ним другие. Он великодушен и вежлив даже с теми, кто ему вредит или противоречит. И именно таким было поведение лучшего создания Аллаhа — Пророка Мухаммада, мир Ему.

  1. Улыбка помогает произвести хорошее впечатление при знакомстве.

Как известно, первое впечатление остается надолго и порой бывает очень трудно его исправить, успешные люди знают, что улыбка — это один из простых и легких способов расположить человека и оставить о себе приятное мнение.

  1. Улыбка помогает сгладить конфликтные ситуации.

Один из способов уладить конфликт – это улыбка. Терпение, доброжелательность и приветливое выражение лица помогут погасить гнев и агрессию и не дадут развиться ссоре. А если ссора уже произошла, то улыбка поможет вновь восстановить добрые отношения.

___________________________________________

1 в шутках не должно быть запрещенного по Шари’ату, то есть хитрости, обмана, унижения достоинства человека, и они не должны причинять вред другим

2 передал этот хадис Абу Зарр Аль-Гыфарий

3 передал этот хадис Ибн Хиббан в своем сборнике

4 это передал имам Аль-Бухарий в своем сборнике

5 это изречение передал имам Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак»

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа)

3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 - дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

- Получение большей награды - за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

- Единение уммы - посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

- Посещающие мечети - гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

- Получение знаний - верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

СНИМИТЕ ОБУВЬ. Перед входом в мусульманский храм нужно обязательно снять обувь. У туристов это не должно вызвать неудобства - в мечетях всегда соблюдают чистоту. Можете позаботиться о гигиене заранее - взять лишнюю пару носков. В некоторых мечетях на входе продают бахилы, например в Кул Шариф. ОДЕНЬТЕСЬ. В мечеть не пустят женщин без платка и в открытой одежде. Необходимо покрыть не только голову, но и все тело. Желательно, чтобы одежда не была облегающей. В больших мечетях, которые постоянно посещают туристы, обычно на входе предлагают платки и халаты. Мужчинам тоже не стоит расслабляться: в шортах или майках туда могут не пустить. НЕ МЕШАЙТЕ МОЛЯЩИМСЯ. Если женщины попали на одну из пятикратных молитв, действует еще одно правило: не заходите в мужскую зону. Дело в том, что во время молитвы мужчины садятся спереди, женщины располагаются за ширмой, на втором этаже или просто сзади мужчин. Деление вполне оправданно: представители сильной половины человечества вряд ли смогут сосредоточиться на молитве, глядя на то, как впереди молятся женщины. Если вы попали на время молитвы, старайтесь обойти верующих сзади. НАБЛЮДАЙТЕ СО СТОРОНЫ. В больших мечетях зачастую есть обзорные площадки, поинтересуйтесь на входе, как туда пройти. В главной мечети Татарстана, например, с нее открывается прекрасный вид на внутреннее убранство. ФОТОГРАФИРУЙТЕ С ЧУВСТВОМ МЕРЫ. В храмах, где нередки визиты туристов, эта услуга может быть платной. Но помните: не все верующие мусульмане относятся лояльно к идее фотографирования в мечети. Снимайте интерьеры, стараясь не мешать прихожанам. НЕ ШУМИТЕ. Не разговаривайте и не смейтесь слишком громко. УВАЖАЙТЕ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ. Не торопитесь, не создавайте суматоху вокруг себя - от посетителей мечети требуют спокойного и уважительного поведения.АРХИТЕКТУРА ХРАМА зависит от местных традиций. Мечеть может быть одно- или многоминаретной, центрально-купольной или колонной, с внутренним двориком и без него. Многие казанские мечети очень интересны в архитектурном плане. Например, минарет красивейшей Азимовской возвышается не из крыши храма, а стоит рядом. Рядом с мусульманским храмом или внутри него обязательно имеются раковины - перед намазом верующие совершают ритуальное омовение. Есть мечети, расположенные в котельных или подвалах домов. Даже такие неприспособленные помещения могут стать мусульманскими храмами. УБРАНСТВО МЕЧЕТИ. В основном зале не бывает стульев или лавочек. Верующие молятся на полу, в основном на коврах. Отличительная особенность мечети - отсутствие мебели. Зачастую это компенсируется красочными коврами, великолепными сводами или, например, витражами. Азан, или призыв к молитве, обычно совершается с минарета. В мусульманских странах, а также в некоторых светских государствах, где религия занимает первостепенную роль в жизни людей (например, в Турции), азан можно услышать пять раз в сутки. Правда, сегодня не все муэдзины призывают верующих на намаз вживую - за них это делает запись. Внутри мечети есть михраб - стена или ниша, обращенная на киблу. Это своеобразный ориентир для верующих - во время намаза они должны быть направлены в сторону киблы. Последняя в свою очередь указывает на Каабу - мусульманскую святыню в Мекке. Еще один важный элемент мечети - минбар. Это кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. Оформление михраба или минбара может быть изысканным и интересным.КСТАТИ. «Мечеть» - слово арабское, оно означает место поклонения. Количество мечетей в нашей республике постоянно увеличивается. Обычно возводить новые мечети помогают меценаты.