Корабль зенобия. «MS Zenobia» уносит жизни дайверов. Ориентировочные цены на дайвинг на Кипре

  • Дата: 17.08.2022

В субботу, 15 декабря, группа дайверов прикрепит рождественские украшения к затонувшему в 1980 году у берегов Ларнаки шведскому парому «Зенобия». Аксессуары и игрушки выполнены из нетоксичных нерастворимых материалов. После Рождества они будут сняты с находящегося на глубине 42 метра судна. Начало акции запланировано на 10 утра. Ее окончание дайверы намерены отпраздновать.

ПЕРВЫЙ РЕЙС ШВЕДСКОГО ПАРОМА

Напомним, что причины крушения «Зенобии» до сих пор остаются предметом споров. Построенный в 1979 году в Мальмё паром водоизмещением 12 тысяч тонн вышел в первый рейс (из Швеции в Сирию) 4 мая 1980 года. На борту «Зенобии» находились 108 грузовиков, а также оборудование и продовольствие, предназначенные для реализации в странах Восточного Средиземноморья.

«Зенобия» благополучно прошла через Гибралтар, сделала заход в порт Ираклион на Крите, а затем отправилась в греческий порт Пирей, чтобы устранить неполадки в системе водных балластов. После ремонта в Пирее корабль взял курс на сирийский порт Латакия, однако вскоре выяснилось, что повреждения не устранены и «Зенобия» отправилась в ближайший порт - Ларнаку.

Компьютерная система балансировки парома дала сбой и «Зенобия» сильно накренилась на левый борт. Команда механиков выровняла крен до 5 градусов, после чего капитан отдал приказ покинуть корабль. Перед этим по просьбе кипрских властей капитан отвел «Зенобию» на две мили от берега. В течение трех дней судно погружалось в Средиземное море и 7 июня 1980 года окончательно ушло под воду.

А ВЫ КАТАЛИСЬ НА РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКЕ?

В нулевых годах опуститься к «Зенобии» - в зеленовато-синий хаос покореженного металла, мимо огромных лопастей кормовых винтов, застывших навсегда - можно было на российской подводной лодке «Садко», построенной в 1997 году в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро «Рубин».

Из бездны постепенно появлялись очертания 172-метрового монстра. Затонувший корабль оброс похожими на вату зелеными водорослями, из которых выступает в изумрудном полумраке россыпь каркасов, трапов и автомобилей. 108 грузовиков лежат на боку штабелями, свисают с палубы на цепях, разбросаны по дну.

Грузовики и рефрижераторы выглядят как детские игрушки, хаотично раскиданные капризным хозяином, а носовая часть «Зенобии» напоминает космический корабль инопланетян. На палубе - относительный порядок, если, конечно, не обращать внимания на то, что судно лежит на левом борту.

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ ПОДВОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Поднимать «Зенобию» нет никакого смысла. Лежа на дне, она приносит гораздо больше прибыли. Уже 38 лет и зимой, и летом к парому погружаются сотни любителей подводного плавания, многие из которых прилетают на Кипр только ради «Зенобии». Затонувший паром, переходы и коридоры которого сплелись в невероятный лабиринт - идеальный полигон для совершенствования навыков аквалангистов.

!!! - Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в

Очень часто паром Зенобия - называют Титаником средиземноморья. Этот паром имеет действительно потрясающие размеры 172 метра в длину и 23 метра в ширину. Кроме того судно повторило печальную судьбу Титаника - затонуло в свой первый рейс.

Зенобия является одним из первых сайтов по популярности среди всех дайв-сайтов Кипра. Кроме того входит в пятерку самых интересных и почитаемых сайтов среди дайверов планеты.

Завораживает картина огромного судна, опрокинутого на борт, вокруг которого подобно игрушкам разбросаны грузовые машины. Подобная картина впечатляет уже при первом приближении, кроме того существует возможность пробраться во все внутренние помещения парома.

История парома Зенобия

Паром «Зенобия » был построен в Швеции в 1979 году, был оборудован первоклассной техникой своего времени. После спуска на воду в июне 80-го года, отправился в свой первый переход из Сирии в Грецию. При входе в гавань города Ларнаки, судно по неизвестным причинам начало крениться на левый борт. На текущий момент существует несколько версий гибели парома. Одной из называемых причин называется неисправность в компьютерных системах судна, в результате которой была нарушена работа балластов парома, он получил большой крен на левый борт. Другая версия - намеренное затопление парома с целью получения страховки. Радует во всей этой истории, что обошлось без человеческих жертв - экипаж успели во время эвакуировать.

Позже, чтобы паром не мешал движению судов - было принято решение отбуксировать его на более глубокое место, где он сейчас и находится на глубине 42 метра.

Описание дайв-сайта

Находится сайт на расстоянии 1500 метров от берега в гавани города Ларнаки (добраться можно на лодке за 10 минут). Длина парома 170 метра, ширина 23 метра, осадка 13 метров, водоизмещение 12 тыс.тонн, макс., скорость 12,5 узлов.

Лежит паром на левом борту на морском дне на глубине 42 метра, самая верхняя точка находится от поверхности на глубине 16-18 метров. Такой разброс глубин позволяет проводить осмотр парома дайверам разного уровня сертификации.

Палуба парома располагается практически перпендикулярно плоскости грунта. На палубе можно увидеть потрясающую картину - грузовики, прикованные к палубе цепями. Машины очень хорошо сохранились, отлично виден перевозимый этим транспортом груз - спальники, медицинские препараты.

Положение парома Зенобия на морском дне

Очень интересны внутренние помещения парома. Есть возможность пробраться на капитанский мостик, осмотреть ресторан (хорошо сохранились: кофейная машина, посуда, бутылки), верхнияя и нижняя грузовые палубы, самые смелые могут пробраться в машинное отделение. Интересно дно вокруг корабля - на большом расстоянии разбросан всевозможный груз.

Для проведения осмотра со средних глубин рекомендуется использовать смеси нитрокс - это позволит Вам продлить время нахождения под водой.

Паром огромен по своим размерам, поэтому многие дайверы совершают на него огромное количество погружений, при этом открывая для себя постоянно что-то новое. Судно обладает многочисленным количеством помещений, коридоров, отсеков.

Дополнительная информация

Необходимо соблюдать осторожность при нахождении рядом с грузовиками, висящими на цепях на основной палубе. Цепи со временем в морской воде теряют свою прочность и могут не выдержать вес автомобиля. Кроме того, любое проникновение во внутренние отсеки парома должно быть тщательно спланировано.

В акватории Ларнаки находится затонувшее судно «MS Zenobia» – ради того, чтобы попасть на судно, осмотреть его изнутри и проплыть по его корридорам, на Кипр едут дайверы с других континентов. «MS Zenobia» лежит на глубине 42 метров (138 футов).

Судно сошло с верфи Kockums Varv AB в Швеции в конце 1979 года и затонуло неподалеку от Ларнаки в июне 1980 года - примечательно, что это был первый рейс «Зенобии ». Грузовое судно водоизмещением 10 000 тонн, длиной 178 метров и шириной 28 метров в конце мая 1980 года вышло в свой первый рейс из шведского порта Мальме , куда ему не суждено было вернуться. Судно направлялось в сирийский порт Тартус . Неполадки с герметичностью нижней палубы обнаружились уже в пути и 5 июня судно пришвартовалось в порту Ларнаки. Через день судно вышло из порта и встало на якорь в 1,5-2 км от берега. Ранним утром 7 июня около 2.30 судно затонуло. На борту находились новые грузовые и легковые автомобили, которые «Зенобия» увлекла с собой на дно моря. Стоимость груза составляла около £200 млн. К счастью, члены экипажа успешно эвакуировались заранее и никто не пострадал.


Через некоторое время после этого инцидента затонувшее судно стало излюбленным местом для погружения у дайверов и в настоящее время входит в десятку лучших мест для дайвинга во всем мире.

В четверг, 13 марта 2014 произошел третий по счету несчастный случай, связанный с «Зенобией» – погиб 57-летний турист из Великобритании . Как стало известно, мужчина лишился чувств во время погружения. Друзья доставили его на берег, но им не удалось привести его в сознание. Тело дайвера было транспортировано в госпиталь Ларнаки, где врачи констатировали смерть. Морская полиция провела осмотр места происшествия – возможно, смерть наступила в результате несчастного случая. Точная причина смерти будет установлена в ходе патологоанатомического вскрытия, но, согласно предварительному заключению, смерть наступила в результате асфиксии из-за произошедшего на глубине сердечного приступа.

Предыдущая жертва «Зенобии» - Катерин Викар, тоже являвшаяся гражданкой Великобритании. Она совершала погружения у места затопления «Зенобии» с группой дайверов летом 2010 года, это было ее третье погружение.

В 2003 году еще один британец, Дин Эндрю Херне, утонул в этом же самом месте. Он, как и Катерин Викар, потерял ориентир, оказавшись внутри затонувшего судна, запаниковал, и снял кислородную маску и прочее снаряжение, пытаясь выбраться из чрева «Зенобии».


Погружения на «Зенобию» являются существенной статьей доходов многочисленных дайвинг-центров, организующих экскурсии дайверов, приезжающих на Кипр со всего мира. Затонувшее судно является интереснейшим объектом для погружений для дайверов всех уровней. Одна сторона «Зенобии» находится сравнительно неглубоко – до нее около 16 метров от поверхности воды, и она подходит для погружений начинающих дайверов. Внутренняя палуба судна, а также жилые помещения для экипажа и грузовой отсек – крайне интересные, но в то же время исключительно опасные места, требующие внимания, опыта и большой сноровки. Удовольствие от пребывания там доступно лишь очень опытным дайверам под контролем инструкторов. Но даже это, как известно, не может гарантировать безопасность погружения. Человек, рискующий бросить вызов стихии и забраться внутрь затонувшего корабля, лежащего на большой глубине, должен отдавать себе отчет в риске и рассчитывать на свои силы и знания: в случае непредвиденных обстоятельств помощь может просто не успеть, ведь в случае проблем с кислородом счет идет на минуты и даже секунды.

Тем не менее, «MS Zenobia» продолжает магнитом притягивать любителей приключений со всего мира.

Либо на подводной лодке, либо с аквалангистами вы обязательно попадете на Паром Зенобия:
местонахождение: 10 минут на лодке из гавани г. Ларнаки
регистрационный номер: 7806087
построен: в 1979 году, компанией Kockums, Швеция
общая длина: 172,02 метра
ширина: 23.04 метра
осадка: 13.01 метр
водоизмещение: 12 000 тонн
максимальная скорость: 21.5 узлов

Зенобию часто называют Титаником Средиземноморья - как из-за ее размеров, так и потому, что, так же как и Титаник, она затонула в свой первый рейс.

Абсолютный лидер среди всех дайв-сайтов Кипра, Зенобия также входит в четверку самых почитаемых подводных объектов у дайверов всего мира. Зрелище 172-метрового гиганта, опрокинутого на бок, вокруг которого как детские игрушки разбросаны многотонные грузовики, впечатляет уже при первом приближении, а возможность проникнуть во все отсеки, внутренние помещения и таинственные переходы корабля, заставляет учащенно биться сердце не одного дайвера.

Шведский грузовой паром Зенобия, только что сошедший с верфи, оснащенный по последнему слову техники, отправился в свой первый рейс из Сирии в Грецию в июне 1980 года. На борту и в трюмах судна было около сотни 40-тонных грузовиков-автопоездов с грузом. Неизвестно по какой причине, по заходу в гавань Ларнаки, корабль начал крениться на левый борт. Ходят разные версии причин гибели Зенобии, среди которых называют неполадки в компьютерной системе корабля, намеренное вредительство с целью получения страховки, не исключают и причастность к катастрофе службы безопасности Ближнего Востока. Все же наиболее вероятной причиной специалисты называют сбой в компьютерной системе балансировки корабля, в результате которого он получил крен и пошел ко дну вместе со всем своим грузом. К счастью, при этом не погиб ни один человек, так как экипаж к тому моменту эвакуировали.

Чтобы паром не блокировал акваторию порта, его отбуксировали на полтора километра от берега, где он сейчас и покоится. В ясную погоду темный силуэт Зенобии, проступающий сквозь толщу воды, можно видеть даже с борта самолета.

Паром лег левым бортом на дно на глубину 42 метра, правый борт не доходит до поверхности 16-18 метров, позволяя совершать осмотр дайверам самых разных уровней. Палуба судна стоит почти вертикально к морскому дну, некоторые из грузовиков до сих пор прикованы к ней цепями и представляют собой незабываемое зрелище. Грузовики хорошо сохранились, в кабинах некоторых из них можно даже посидеть, в каких-то хорошо сохранился груз: спальные мешки, медицинские ампулы и прочее.

Для осмотра парома, начиная со средних глубин лучше использовать нитроксные смеси, позволяющие продлить пребывание под водой. Для технически подготовленных дайверов наибольший интерес представляют внутренние отсеки Зенобии, а наиболее смелые рискуют проникать даже в сердце корабля - машинное отделение. Интересно осмотреть ресторанный зал, где сохранились машины для варки кофе, различная посуда, бутылки пива и кока-колы, а так же грузовую палубу (верхнюю и нижнюю) и дно вокруг корабля, где раскидан самый разнообразный груз. Возможно также проникнуть на капитанский мостик, навигационную и радиорубку.

Корабль настолько большой и обладает таким количеством переходов, коридоров, отсеков, что каждое новое погружение на него не похоже на предыдущее. Дайверы ныряют туда раз за разом, оттачивая свое техническое мастерство: зрелище масштабной катастрофы, победы стихии над творением человеческих рук всегда завораживает.
Палуба "Зенобии"


Риск: следует держаться подальше от 40-тонных грузовиков, висящих на цепях, так как цепи постепенно теряют прочность. Любое проникновение внутрь судна требует величайшей осторожности и должно быть тщательно спланировано.

Морские обитатели: косяки барракуд, желтохвостов и груперов. Иногда встречаются дельфины

Лучшее время для погружения: с мая по октябрь, но в принципе паром доступен в любое время года.

Максимальная глубина погружения: 42 метра

Видимость: 35 метров

Температура воды:
Январь - 17,7
Февраль - 16,6
Март - 16,4
Апрель - 17,6
Май - 19,2
Июнь - 23
Июль - 25,5
Август - 25,5
Сентябрь - 28,8
Октябрь - 24,2
Ноябрь - 22
Декабрь - 19,5

Требования по сертификации: начиная от Advanced Open Water Diver с как минимум 30 погружениями. Для различных уровней сертификации устанавливаются соответствующие пределы глубины.

К декомпрессионным погружениям допускаются только аквалангисты уровня от IANTD Advanced Nitrox / TDI Deco Procedures с соответствующим снаряжением, опытом и уровнем сертификации.

The Wealth of Larnaka’s Underwater World
By Nana Asmeni Pavlou (Senior Officer, Larnaka Regional Tourism Body)
Diving in Larnaka

With the beautiful Mediterranean sea surrounding its coast, Larnaka is an ideal diving destination for both beginner and experienced scuba divers.

The climate is good all year round, the water temperature is high, there are no strong currents and the sea is very safe.

Apart from its tranquil and clear waters, Larnaka has some unusual and quite surprising treasures for adventure seekers.

The sunken wrecks of HMS Cricket, a British helicopter, and the magnificent aweinspiring site of the Zenobia ferry are sights to behold.

Additionally, other diving sites to explore include the enigmatic "Octopus Reef" and the "Sheep Dip", the meaning of which will reveal itself to visiting adventurers.

The Zenobia - one of the top 10 wreck dive sites worldwide

The Zenobia, a Swedish roll-on-roll-off ferry, was fully loaded with 104 trailers and trucks when she sunk on her maiden voyage to Cyprus in June 1980, off Larnaka’s fishing harbour.

The wreck of The Zenobia is now lying on her port side at 42 meters, 1.5 kms from the shore.

The sea bed in at a depth on 42m and the top of the wreck is 16m below the water surface.

The water visibility is up to 50m, with the temperature ranging from 16o C in the winter to 27o C in summer.

The Zenobia wreck has now become a protected artificial reef, with many species of fish making it their home, including Dusky and Striped Groupers, Sea Bass, Amberjacks, Barracuda, Parrotfish, a variety of Bream and Wrasse, to name but a few.

In fact, the marine life in and around the wreck is unique, and the dive site is currently rated amongst the top ten wreck dive sites of the world.

The Zenobia wreck dive is an absolute must, for all serious divers, visiting Cyprus.

A luxury photographic tribute to the Zenobia ferry wreck has just been produced by the Larnaka Regional Tourism Body with the winning photographs of an underwater photo competition and is available for a limited time only.

The book is a visually stunning time capsule of this world famous undersea paradise and is a must for serious divers.

For more information, or to obtain a copy, please contact the Larnaka Regional Tourism Body (Tel: 00357 24657070).

Затонувший на Кипре паром Зенобия (Zenobia) - идеальный рэк для рекреационных и технических дайверов.

Корабль погрузился на дно в результате проблем с бортовым компьютером управления балластом. Когда были исчерпаны все меры по приведению его в вертикальное положение было принято решение отбуксировать медленно заполнявшийся водой корабль подальше от берега (примерно на 1.5 км) в бухту, где не мешая судоходству, спустя некоторое время он и затонул. При затоплении парома никто не пострадал, оставшаяся на борту команда благополучно сошла на берег.

Для дайверов основным преимуществом Зенобии является рекреационная глубина, наличие большого количества "достопримечательностей", и отличное состояние сохранности!

На палубах парома в момент затопления находилось, и пошло вместе с ним ко дну более сотни большегрузных грузовиков фур с оставшимся на прицепах грузом: электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки "LEGO", спирт денатурат, дерево ценных пород, строительное оборудование, продукты питания...

Для детального осмотра всех элементов корабля мы рекомендуем дайверам воспользоваться нитроксными смесями, увеличив время экспозиции на глубине.

Паром лежит на левом борту. Минимальная глубина (по правому борту) - 16,5 метра. Максимальная глубина (по левому борту) - 42 метра.

Название: Zenobia
Постройщик: Kockums Varv AB, Sweden
Построен: 1979
Тип: Challenger-class "roll-on/roll-off ferry"
Длина: 172 m (584 ft)
Ширина: 28 m (92 ft)
Затонул: June 7th 1980

Наши 12 основных маршрутов дайвинга на Зенобии - это только верхушка айсберга!

  1. Ориентировочное-винты, грузовики снаружи, спасательные шлюпки. Целующиеся грузовики, куриные яйца на дне.
  2. Якорь, проникновение в кафетерий и рубку.
  3. Проникновение в первую палубу через большой вход, грузовиек с костями (рефрижиратор вез говядину), выход через небольшое окно, либо через лифтовую шахту.
  4. Проникновение в кают компании, воздушный карман, выход по лестнице у шлюпок либо через кафетерий.
  5. Проникновение во второй трюм, грузовики, спальные мешки, пуховики, древесина и на закуску автопогрузчик (forklift).
  6. Проникновение во второй трюм-возможность увидеть единственный автомобиль Жигули первой модели, «копейку», по одной из версий-машина принадлежала капитану.
  7. Проникновение в отсек для якорной цепи, выход на 36 м, прооникновение в рубку и из рубу и далее в прачечную.
  8. Проникновение в медпункт, возможность увидеть картину с березами (!), телефон, выход на 30 м через офицерскую кают-компанию.
  9. Проникновение в машинное отделение, надголовная среда 40 м, «тур» по машинному отделению. Выход через первый трюм. Погружение декомпрессионное.
  10. Проникновение в машинное отделение. Выход через второй трюм. Погружение декомпрессионное.
  11. Проникновение во второй трюм. «Тур» по второму трюму. Выход через вентиляционные трубы, либо через отсек с самым большим на рэке воздушным карманом. Погружение декомпрессионное.
  12. Проникновение в ‘control room’.