Как жить в скучном городе. Можно ли сделать идеальный город удобным для людей? Что можно поделать в городе

  • Дата: 26.06.2023

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Как долго многие из нас ждали лета. И вот наконец оно наступило, и вместе с ним пришла пора осуществить все свои самые заветные планы и мечты.

Чтобы ваше лето запомнилось надолго, сайт составил список идей, которые помогут вам взять от этого прекрасного времени года все.

  • Облиться водой на Ивана Купала и, если повезет, прыгнуть через костер.
  • Устроить летнюю фотосессию. Потом будет приятно пересматривать снимки долгими зимними вечерами.
  • Не заходить в интернет хотя бы два дня в неделю. Летом стоит заблокировать пару своих социальных сетей: нет опаснее ошибки, чем сидеть в интернете даже по 3 часа в день. Надо общаться, надо развлекаться!
  • Устроить с друзьями турнир по бадминтону, теннису, прыжкам на скакалке, да на чем угодно!
  • Исследовать соседний город, пусть даже маленький, можно найти много мест и открыть нечто новое для себя.
  • Научиться кататься на велосипеде. Если нет возможности купить, то взять пару раз напрокат.
  • В особо жаркий день устроить «перестрелку» из водяных пистолетов (или бутылок с дыркой в крышке).
  • Сходить на open-air-концерт. Летом найдется толпа энтузиастов, которые с радостью играют песни под гитару и дают концерты по случаю того или иного события.
  • Слопать килограмм мороженого. Здесь нет места комментариям, ведь даже мороз не останавливает истинных поклонников этого лакомства. Можно даже попробовать .
  • Снять на видео свои летние приключения и смонтировать мини-фильм (заодно научитесь пользоваться программой для обработки видео).
  • Собрать букет полевых цветов. Подарить его маме, девушке, подруге, поставить в комнату, в конце концов.
  • Научиться плавать. Попробовать прыгнуть в воду с небольшой высоты.
  • Загореть. Это обязательная часть программы. Нет возможности поехать на море? Тогда есть различные водоемы, или же можно сходить в солярий, а неравномерно-полосочный загар из-за шорт и маек - это моветон.
  • Позавтракать на балконе или крыше. Утренний ароматный и прохладный ветерок, чашечка кофе или чая - и вы готовы для новых свершений.
  • Сходить в поход. Несмотря на то что для городских жителей слово «поход», к несчастью, вызывает довольно противоречивые эмоции, летом просто необходимо взять друзей, захватить палатки и гитару и переночевать у костра в лесу.
  • Посетить кинотеатр под открытым небом. Незабываемые впечатления от просмотра кино под звездами гарантированы.
  • Поучаствовать во флешмобе. Такие события точно сближают, и вы получите огромную дозу положительных эмоций.
  • Собрать в лесу малину / землянику. Не стоит всегда покупать ягоды у бабушек, стоящих у метро, или на рынках, можно ведь пойти в лес и постараться там найти эту вкуснятину самому.
  • Поесть сладкой ваты. Эта вкусная традиция тоже не выходит из моды. Стоит это удовольствие недорого, но эмоций будет предостаточно.
  • Сменить имидж. Изменить прическу, перекраситься в другой цвет, а почему бы и нет?
  • Искупаться голым в бассейне или озере. «Свобода и раскованность, раскованность и свобода» - повторяйте эту мантру чаще.
  • Влюбиться. Все просто обязаны найти любовь этим летом, потому что без этого и лето не лето.
  • Избавиться от ненужных вещей и людей. Если в шкафах и жизни есть ненужный хлам - избавьтесь от него.
  • Объесться черешней, вишней, арбузом, дыней. Чтобы потом в холодную зиму не жалеть об упущенной возможности.
  • Почитать в парке. Выберите теплый ясный день, уединенную скамейку на хорошем расстоянии от детских площадок, аттракционов и колонок с музыкой. Наслаждайтесь.
  • Покататься на аттракционах. Да, страшно. Да, скрипит. Да, десятый слой краски не делает их краше. Зато и покричать можно, и адреналин получить, и на город посмотреть с высоты. Не успеете сейчас - будете ждать до следующего лета.
  • Пройти босиком по траве. Помните, когда последний раз делали это? Вот и мы не помним, хотя ощущения непередаваемые. Лучше всего делать это где-нибудь за городом.
  • Прокатиться автостопом. Проехаться с ветерком, наперебой рассказывая компанией водителю свои сумасшедшие истории.
  • Начать заниматься спортом на свежем воздухе. У многих есть абонемент в фитнес-клуб, но все же на лето стоит его заморозить, а утром на пробежку выходить в парк или лес вместе с летними музыкальными хитами в вашем плеере.
  • Смотреть на звезды и загадывать желание, чтобы это лето не заканчивалось!

Советская градостроительная школа второй половины 20 века весьма просто относилась к нуждам людей. Ведь советский человек - самый идеальный человек в мире. Он практически робот, которому нужно жильё, место в садике для ребёнка и трамвай для езды на завод. Потребности человека, в большинстве случаев, грубо прикидывались и переносились в квадратные метры панелек, баз отдыха и мест в поликлинике. Удобно, когда всех и каждого можно перенеси в цифры и построить как надо.

Сегодня мы с вами понимаем, что парадигма простых ценностей советского человека и плановая экономика полностью не соответствует современным стандартам. Человек живёт не только рационально, но и эмоционально. Поэтому он нуждается в комфорте и индивидуальности. Поэтому в российских городах так ценится старый центр города, а новые спальные микрорайоны воспринимаются как окраина, недостойная приличного человека. Города же развиваются и живут не из-за одного предприятия, а за счёт всестороннего развития. Поэтому моногорода в большинстве своём сегодня вымирают и разрушаются, а исторические города развиваются и перетягивают к себе людей.

Набережные Челны - хороший показатель идеального города по мнению советского градостроителя. Основная часть города строилась с нуля примерно с 1980ых годов. Тут нет ветхого жилья, коммуникации новые и вообще всё построено по нормам - не город, а мечта! Только из этой мечты хочется сбежать ещё сильнее, чем .

Застройка

Уход советского градостроительства в пользу микрорайонов и панелек решал множество задач с точки зрения государства: быстро и недорого закрывал дефицит жилья, хорошо бился по цифрам, соответствовал политики ухода от излишеств и переходу к новому обществу. Но этот подход совершенно не учитывал влияние среды на человека.


спасибо осени за краски

У всех есть потребности, они разнятся от человека к человеку, но есть первичные (крыша над головой, тепло, вода, канализация) и добавочные. Когда происходит насыщение первичными потребностями, человек начинает хотеть большего. Такого жителя не устраивает однотипные коробки в городе, потому что он хочет жить в индивидуальном доме и районе - иметь ассоциацию я-место. Это как с чехлами и заставками на айфонах - железо общее, но хочется выделяться.

Далее человек начинает понимать, что он хочет где-то проводить время. Сегодня люди работают меньше по часам и могут это делать дистанционно - появляется свободное время и разные потребности в общественных пространствах. В итоге парадигма дом-завод-дом превращается в дом-...-работа-...-дом. У горожан появляется потребность в так называемом «третьем месте», где можно отдохнуть, познакомиться и пообщаться с людьми или поработать.

Подмечали, что кофейни и заведения общепита есть не только в туристических местах, но и у деловых центров? Это как раз свидетельство бизнес активности, дифференцированной экономики и важности общественных пространств. Ведь кофе пьют не из-за норм потребления кофеина на человека в сутки, а чтобы общаться, заводить социальные и деловые связи.

При жёстком разделении города на жилые, рабочие и социальные районы получить смешанные пространство не получится - районы просто будут вымирать. Создавать бизнес в таких условиях бессмысленно - поток клиентов ограничен утром и вечером в жилых районах и обедом в деловых. Поэтому кроме аптек, пятёрочек и наливаек в спальниках никто не выживает. Зато при заводах есть столовые, чтобы закрыть норму по калориям.

Такие города и районы существуют ради одной цели - дать место работяге для сна, а его ребёнку - место в школе, чтобы получился конвейер кадров. Если вдруг с рабочим местом что-то случается, то город этого может не пережить, ведь он построен лишь для этого. Это видно по квартирам - они все унифицированы. Это победа социальной справедливости, но поражение для района - появляется сегрегация. Когда выбор ограничен этажом и количеством комнат, многие предпочтут построить свой дом или переехать в другой район (или даже город) за более подходящим для себя жильём.

Это в старых городах дома индивидуальные и заточены под разные сценарии использования. В доме могут быть (с выходом на крышу, двухуровневые, с интересной планировкой и тд), пространство для работы, бизнеса и так далее. Если надо - весь дом можно переделать под офисы или обратно в квартиры и так далее. Поэтому старые дома существуют по 100-200 лет и прекрасно себя чувствуют, а хрущёвки устарели ещё до окончания запланированного срока капитального ремонта. Аналогично с районами застройки: исторические районы живут и ценятся, а панельные спальные районы обесцениваются и превращаются в трущобы.

Планировка не подразумевает разделения на своё и чужое - всё общее. За счёт этого пустырей со свалками или нелегальной парковкой становится ещё больше, а зона комфорта человека кончается за порогом квартиры. Сложно любить и содержать свой двор, когда не понятно, что он твой.

Понять, что районы построены неправильно просто - абсолютно везде протоптаны тропинки. Люди ходят так, как им удобно, а не по замыслу строителя. Это самый простой и самый наглядный пример потерянной единицы при планировании - человека.

Улицы

Микрорайонный подход создавался как компромисс между всеобщей автомобилизацией и комфортным пространством для жизни. Поэтому внутри мегаквартала сохранялась безопасная для пешехода среда с социальными объектами, а по периметру шли скоростные дороги. Это в старых городах с ослиными тропами улицы - общественное пространство с комфортной средой для жизни и бизнеса, а модернистский подход рассматривал улицу лишь как временное неудобство на пути от точки А до Б.

Превратить такие улицы в комфортное пространство практически невозможно: , фасад оторван от тротуара, высокие скорости, шум и так далее. Ле Корбюзье может быть доволен - он создал действительно нечто новое и отличное от старого. Жалко, что он не изменил людей и не дожил до дней, когда города повсеместно отказались от его идей.

В отличие от США и других западных стран, в СССР эпоха всеобщей автомобилизации пришлась уже на другую страну. Микрорайоны строились исходя из автомобильного масштаба города, но без этих самых автомобилей. Зато был трамвай. Слишком широкие улицы с запасом на десятилетия не дали повода уничтожать этот транспорт в городе. Более того - . Сегодня это один из немногих городов, где такое происходит - это одновременно и хорошо (тут хорошо), и плохо (не тут плохо).

С трамваем, однако, получается такая же история, что и с жильём - по нормам всё ок, но что-то не так. Городская мобильность и организация комфортного общественного транспорта не сводится к укладке рельсов и закупке трамваев. Скажу лишь одно - в Лондоне общественный транспорт уже несколько поколений развивается из принципа «комфортно, как дома». В Набережных Челнах о комфорте говорить бессмысленно - непосвящённый человек даже не узнает, куда он сможет уехать с остановки.

Если же вы отличаетесь от молодого и здорового по нормам ГТО жителя, то вы будете страдать. Страдание начинается с момента выхода из дома с лабиринтом из припаркованных машин, продолжается при переходе улицы по подземному переходу, затем ещё нужно забраться в трамвай и повторить всё в обратном порядке.

Тут даже на новых линиях не сумели построить платформы. Зато ни одно установленное инновационное светодиодное табло не работает.

Развитие общественного транспорта Челнов сегодня всё ещё исходит из потребности отвозить работников на завод, а не развивать город и конкурировать с личным автомобилем. Существуют простые принципы развития пространства вокруг транзитных коридоров: у остановок метро/электричек/трамвая застройка рассчитана на бизнес активность и высокую плотность, а по мере удаления функция перераспределяется на жильё со снижением плотности. Это позволяет сделать город комфортным, окупить общественный транспорт и стимулировать рост экономической активности. В Набережных Челнах же вокруг трамвая может быть поле земли или асфальтовое поле размером с квартал. Ходьба до трамвая превращается в путешествие с километр в итоге.


самый центре Челнов

Что делать

Реально ли сделать из подобного города комфортное место для жизни? Да, ведь не существует ничего невозможного. Даже из ангара для самолётов можно сделать хорошее жильё - важно лишь решить, что нужнее: ангар или жильё. Компромиссы в этом плане сводят весь эффект на нет.

Вопрос в трудности, затратах и желании. Превратить убитые исторические кварталы с человеческими улицами в хорошее место можно оперативно и без серьёзных затрат - с микрорайонами всё гораздо сложнее. Набережным Челнам нужно превратить пустые поля и взлётные полосы в человеческую застройку и улицы в комфортные общественные пространства, избавится от безликости и однотипности, вспомнить, что человек - не робот.

Челны может спасти масштабная реновация. Не покраска фасадов в аляповые цвета или новые колпаки над подземными переходами - город придётся уплотнять и менять функцию районов. За счёт достройки небольших домов получится наполнить город деталями, создать кварталы, улицы, наполнить рынок пространствами для бизнеса и нетипичным жильём. Что-то наверняка придётся сносить. Улицы нужно будет значительно сужать за счёт застройки: не одна монструозная улица в 100 метров, а два квартала с человеческими улицами, магазинами и офисами на первых этажах.

Но это всё пока пустые рассуждения. По городу видно, что развитие всё ещё идёт по какому-то старому плану, который совершенно не отвечает новым потребностям. В городе очень сильный вес «строителей города», возводившие предприятия и квадратные метры жилья - объяснить этим людям, что старый подход не работает и нужно всё исправлять, практически нереально. Видимо, с этим придётся разбираться следующим поколениям, если они не сбегут из города.

Если заглянуть в предыдущий пост о , получается, что я отношусь к типу “туристов-резидентов”. Это такие туристы, которые гоняются не за достопримечательностями, а как бы “примеряют” на себя местную жизнь в разных странах:) Конечно это чуть-чуть напоминает первый этап подготовки к , однако это не совсем так. Я путешествую, чтобы просто получать удовольствие от жизни.

Итак, что я люблю делать в незнакомом городе, путешествуя самостоятельно. На вскидку получился список из 15 пунктов. Думаю у каждого из вас – свой список:)

Уйти наугад в город, вернуться в отель по карте или по навигатору. На фото:

2. Сидеть в баре или в кофейне у окна, наблюдая за уличной суетой. Особенно шикарно, когда снаружи жара, а внутри прохладно и пусто и играет хорошая музыка.


Кофейни – лучшие места для всех путешественников. На фото:

3. Совершать прогулку на речном трамвае по реке. Особенно здорово – когда удается покататься и днем и вечером.

4. Находить в городе или рядом с ним нетуристические высотные обзорные площадки. Например площадка .


Найти нетуристическую обзорную площадку – всегда интересный квест. На фото: Барселона, Испания

5. Останавливаться у витрин риэлторских контор и разбираться с местными предложениями и ценами, представляя будто я готов купить себе здесь жилье.

6. Устроить пробежку в парке вместе с местными жителями. Особенно хорошо в , в парке Ретиро.

7. Нравится ходить на местные рынки, – неважно продовольственные или блошинные. В таких местах всегда есть, что посмотреть, попробовать и сфотографировать.


Утренняя прогулка по местному рынку. На фото: рынок в

8. Прокатиться на местном транспорте, особенно в – это очень познавательное и увлекательное дело. Можно сразу же составить свое первое мнение о городе. В Европе этим можно заниматься везде:)


В европейском городе приятно бывает покататься на местном трамвае. На фото: трамвай в Порту, Португалия

9. В середине дня посидеть в парке, читая хорошую и настоящую (бумажную) книгу:) Для этого нужен тенистый парк, хорошие скамейки и нетуристическая тишина.

10. Люблю открывать для себя новые кафешки или ресторанчики. Блуждая по городу, очень приятно бывает устать, а затем отдохнуть в одной из незнакомых кафешек. Это как игра – нужно по нескольким признакам угадать в каком кафе или баре еда повкуснее.


Отыскивать новые кафешки – настоящий спорт и удовольствие. На фото: кафе с видом в

11. Каждый день узнавать одно-два новых слова на местном языке. Лучше всего тренироваться с продавцами или официантами – они всегда готовы чего-нибудь растолковать смешному иностранцу:) Именно так я и запомнил .

12. Забыть на время про отели и снять местную квартиру. Несколько раз мне удавалось очень необычное жилье, – один раз это был лофт в Валенсии, в другой – небольшой домик с каменными стенами в Дении.


На фото: всегда интересно попробовать необычное жилье

13. Гулять по длинным приморским набережным. Иногда даже город для следующей поездки я выбираю, ориентируясь есть ли в нем хорошая набережная.

Ситуация почти в каждом городе сегодня сложная: дороги плохие, строительство хаотическое, понимания того, что нужно сделать, а что наоборот, запретить – нет. Даже в случае документально принятого генерального плана, город может развиваться далеко не так, как мог бы. Представляем Вам идеи для развития любого города.

Мы решили составить список из идей, которые пригодятся любому городу – и принимали во внимание лучший опыт из реализованных проектов – в России, Европе и США. Мы распределили все идеи на три категории сложности: простые, средние и сложные. Каждая из них требует большего времени/ресурсов/затрат на воплощение.

Однако, не так это уж сложно: единственное, что надо иметь в любом случае – это четкую волю и желание работать. Мы уверены, что воплощение хотя бы одной идеи из этого списка способно изменить жизнь города.

Быстро и недорого

Бесплатная цифровая библиотека

Когда вы последний раз были в библиотеке и брали там бумажную книгу? То-то и оно. Советский тип библиотечного дела отходит в прошлое, и уже даже школьники и студенты – категории населения, которые имели бы регулярно пользоваться библиотеками, не имеют желания туда идти.

В цифровую эпоху, когда у каждого дома есть по крайней мере один гаджет, глупо не использовать этот потенциал. Для начала – в сотрудничестве с компаниями, как это показывает опыт МТС в крупных городах Украины. А дальше уже можно будет подумать о чем-то более современное.

Сервис аренды велосипедов

Возвращаясь к теме велодвижения, невозможно популяризировать его, не дав людям попробовать. Постепенно, но уверенно, точки, где можно взять в аренду на час, два или на целый день велосипед, появляются на территории стран бывшего СССР.

Убрать наружную рекламу из исторического центра города

Пройдите по центральным улицам и площадям своего города, посмотрите вокруг и вверх – много ли вы можете увидеть? Виден, собственно, сам город? Нет, его не видно, ведь прекрасные фасады скрыты за убогой рекламой билл-бордов, которой в последнее время стало так много, что мозг просто не обращает на нее внимания.

Защитники рекламных щитов (а обычно это городские власти и рекламные агентства) скажут: “Как, это невозможно, город потеряет доходы!”. А мы им в ответ покажем нынешний опыт Москвы, который доказывает: снимать рекламные щиты не только стоит, но и полезно. Отныне места на щитах, что остались, продаются по принципу аукциона, и уже принесли городскому бюджету 70 млрд рублей.

Установить правила оформления вывесок магазинов

20 различных шрифтов, 30 разных цветов – и когда прекрасная улица превращается в среднестатистический Шанхай. Вседозволенность и хаос в местном самоуправлении, с одной стороны, и полная безвкусица у владельцев магазинов – с другой, вызвали появление захламленных вывесками фасадов.

Чтобы этого не случилось, достаточно сделать только 2 дела: принять на законодательном уровне правила и требования относительно внешнего вида этих вывесок, и постепенно демонтировать старые и страшные на новые. Думаете, трудно? Опять же – нет. В Москве в этом году приняли дизайн-код улиц, разработкой которого занималась Студия Артемия Лебедева.

Фонари-указатели

Публичный бесплатный wi-fi

Когда турист приезжает в Тбилиси, ему предлагается законектитись к бесплатной wi-fi-сети, что имеет название “Tbilisi loves you ”. Как вы думаете, насколько велики шансы, что человеку это понравится и он захочет вернуться сюда еще раз? Правильно – большие. Поэтому бесплатный вай-фай на центральных улицах и площадях города не такая уж и безнадежная идея.

Единый онлайн-центр для обращений граждан

Интерактивные скульптуры

Рассматривать памятники – это интересно, особенно если они имеют сотни лет. Но теперь мы можем делать интерактивные скульптуры – которые движутся, превращаются, и привлекают внимание тысяч людей. Например, как скульптура влюбленных в Батуми, которая “сходится” и “расходится” каждые 15 минут.

Зеленые насаждения и клумбы

Создать парк – недешевое удовольствие, как и обычная высадка деревьев. Быстрый и дешевый способ озеленения улицы – растительность в специальных бочках/горшках/клумбах. Выглядит не менее круто, ухода требует немного и стоит не так дорого, как казалось бы.

Публичные туалеты

Мало кто любит говорить об этом, но когда вас “зовет” естественная потребность, то наши города оказываются совершенно не приспособленными к этому. Обычно среди публичных туалетов в центре – 1-2 точки советского типа и вида.

Табло с графиком движения

Ожидания общественного транспорта равнозначно гаданню на кофейной гуще: ты никогда не знаешь, когда придет автобус, какого направления он, и придет ли вообще. Однако, идея будет работать только с комплексным улучшением всего транспорта в городе.

Социальные контейнеры

В противовес мусорным бакам есть целесообразность установить по городу несколько точек для сбора ношеной одежды: ведь часто, делая генеральную уборку, мы решаем избавиться от десятков вещей, которые могли бы еще пригодиться людям с плохим социальным статусом.


Разрисованные стены

Значительная часть жилого фонда наших городов построена в советское время, и сейчас наши дома – серые, неприглядные и порой даже жуткие. Исправить ситуацию легко: отдайте стены домов для раскрашивания художникам, и тогда мрачный район получит новую яркую жизнь.

Провоцируйте креативность

Искусство не возникает само по себе, как и остальные культурной жизни в городе. Его надо стимулировать, дать толчок для развития, и самое главное – не мешать.

Стена “Before I Die”

Все началось с китайской девушки Кэнди Чанг, которая установила в своем городе черную стену с трафаретными надписями “Before I Die, I want to…”. Прохожим предлагалось дописать собственные мечты и желания, которые они хотят осуществить при жизни.

Идея стала настолько популярной, что быстро распространилась по всему миру: теперь такие стены можно встретить на фестивалях, на городских улицах и праздниках. Почему бы не узнать, о чем мечтают жители наших городов?

Навигация для автобусов

Транспортная система должна быть жизнеспособной не только для жителей города, но и для его гостей. Когда из-за угла поворачивает неизвестно какой автобус с заляпаним номером и перечнем малоизвестных улиц, набранных Capslock, это не сильно поможет сориентироваться в выборе – садиться вам на него или нет.

Интерактивные музеи

Время скучных выставок и созерцаний кувшинов проходит: в мире активно применяют новые технологии для привлечения посетителей в музеях. Создайте интересный ролик, поставьте проектор, поставьте экраны, пригласите посетителей принять участие, присоединиться к экспозиции – но не заставляйте их быть пассивными зрителей – за такое никто не захочет платить деньги. Это касается и всех “славных и древних” замков на территории России, которые больше напоминают груду камня.

Обмен людьми

Если трезво взглянуть, то мы вообще почти ничего не знаем о тех, с кем живем в одной стране. Но у всех нас – общие проблемы. Почему бы не попытаться развеять стереотипы, обменяться опытом, проблемами и совместно разработать пути их решения? Краткосрочные обмены людей с целью улучшения городов стали бы прекрасным образцом сотрудничества.

Обустройство пустырей

В каждом городе есть незанятые участки, которые годами привлекают бродячих собак, людей, мусора, и фактически не несут никакой пользы. Почему бы не превратить их в нечто более цивилизованное? Пустыри, даже те, которые уже находятся в собственности, можно использовать с благородными намерениями.

Средней продолжительности и стоимости

Создание велодорожек и велопарковок

Для начала – хотя бы в историческом центре, а в перспективе – во всех кварталах. Да, мы в курсе, что у нас еще даже дороги для автомобилей не везде есть, не говоря о велосипедах. Пересаживание на велосипеды – общеевропейский тренд последних лет: это экологично, это дешево и полезно для здоровья.

Без соответствующей инфраструктуры никто не будет вытаскивать велосипед из кладовой, опасаясь, что его переедет автомобиль, а колесо застрянет в открытом канализационном люке.

И, кстати, для тех, кто говорит, что велодорожки – это неприбыльное и никому не нужное занятие, есть железный аргумент: доказано, что они увеличивают прибыльность заведений и стоимость домов, расположенных поблизости.

Создать логотип и бренд города

Конечно, при полном отсутствии стратегии развития города и разбитых дорогах, заниматься разработкой бренда было бы глупостью. Но рано или поздно все поймут, что именно такие визуалы – и является тем языком общения городской среды с его гостями.

То, как город себя позиционирует, зависит его будущее в геосоціальному пространстве. Пока же мы можем изучать негативный опыт – например, фирменный стиль Днепропетровска, за который заплатили 300 тысяч гривен, и который, мягко говоря, не слишком впечатляет.

Система навигации по городу

Каким бы крутым ваш город не было, человеку, который попадает в него впервые, довольно трудно сориентироваться с первого раза. Тем более, если это города средневекового типа (тесный, запутанный центр и большие окрестности). Если вы хотите, чтобы гости вашего города не заблудились, увидели все достопримечательности и остались довольны – создайте систему навигации. Хорошим опытом является львовский и киевский, где для туристов установили многочисленные борды с определением ключевых мест на карте города и как до них добраться.

Ограничение использования МАФов

Малые архитектурные формы или, как их еще называют, МАФы – это беда современной России. Если в 90-х все торговали с однодневных палаток, то сейчас для этого используют пластиковые или деревянные киоски, внешний вид которых далеко не вписывается в архитектурные ансамбли окрестных улиц. Для того, чтобы город снова не превращалось в Шанхай, стоит ограничить использование МАФов – для начала хотя бы установить для них крутой дизайн и разрешенные места.

Упорядочить уличные рынки

Как бы вам не было жалко бабушек, но торговать овощами, фруктами и молочными продуктами с земли – это неправильно. Закон должен быть равным для всех – нельзя позволять стихийным рынкам продуцировать антисанитарию и беспорядок на тротуарах.

Ночные рейсы общественного транспорта

В крупных городах эта проблема не является столь насущной, однако в городах с численностью населения до 500 тысяч позднего вечера или вообще ночью, довольно трудно встретить автобус, который довезет вас домой.

Если этот вопрос является действительно актуальным для вашего города, то возможно стоит запустить ночные рейсы? Которые, например, будут курсировать раз в час по определенному маршруту?

Инвентаризация всего имущества и земель

Кажется, в одном русском городе точно не знают, что, где, и в чьей собственности находится. Земельные участки отчуждаются по несколько раз, государственно имущество незаметно списывается, а дома государственного значения принадлежат неизвестно кому.

Только наличие прозрачной кадастровой системы, которая доступна для просмотра любому, и инвентаризация всего, что есть в городе, позволит увидеть, какими ресурсами оно обладает.

Энергосберегающее освещение

Даже банальные энергосберегающие лампочки еще не получили в России широкого распространения, чтобы можно было говорить об их полной победе. В Европе, напротив, законодательно запретили лампы накаливания, которые не только вредят экологии, но и неэффективно расходуют энергию.

Сортировка мусора

На данный момент от 2% до 3% территории России составляют свалки. Для того, чтобы мусор не скапливался, а перерабатывался, для начала надо его отсортировать. И желательно, чтобы это делали люди самостоятельно. Первые признаки прогресса можно увидеть на улицах некоторых городов: во Львове в течение нескольких последних лет активно внедряют процедуру раздельного сбора мусора возле домов.

Безопасные детские площадки

В десятках городов России до сих пор функционирует старое железо советского образца, которое именуется детскими каруселями, и от неисправности которых ежегодно страдают дети. Такие аварийные площадки надо закрыть и обустроить новые. Пусть это происходит в сотрудничестве с известными брендами и компаниями – лучше такой пиар, чем человеческие жертвы.

Бесплатные спортивные площадки

Если вам не хочется, чтобы молодежь по вечерам играла в алкоголизме и посиделках с “семками”, организуйте дополнительный вариант досуга. В каждом спальном квартале должны быть бесплатные публичные спортивные площадки, на которые может прийти каждый желающий. Не все имеют деньги или желание посещать фитнес-залы, а такие инициативы были бы прекрасным методом стимулировать и развивать здоровый образ жизни.

Свалки

Чем дольше человеку нужно времени, чтобы найти свалку, тем меньше шансов, что мусор попадет к цели, а не мимо нее. В местах массового скопления людей жизненно необходимы свалки – даже у наиболее сознательных граждан не хватит терпения, чтобы не бросить что-то под ближайшее дерево. И еще: желательно ставить эти свалки не возле лавочек, Артемий Лебедев объяснит вам, почему.

Лежачие полицейские

Простой, но крайне эффективный способ защитить пешеходов на загруженных трафиком улицах. Если нет необходимости или возможности организовать светофорное регулирование движения – то лежачие полицейские очень эффективно останавливают водителей, которые любят погонять – тем более, возле учебных и общественных заведений.

Принятие генерального плана города

Никакие реформы невозможны без чего-то основного – дорожной карты, инструкции, правила, которые будут регулировать все. Такой инструкцией для каждого города должен стать генеральный план.

Не сфальсифицированный листок с правками ради временной выгоды местных олигархов, а настоящий план действий на ближайшие годы. Именно от него нужно будет отталкиваться во всех дальнейших реформах.

Камеры видеонаблюдения

Как предотвратить преступления? Как минимум – предупредить. Камеры видеонаблюдения помогут не только зафиксировать возможные преступления, но и уберечь проблемные кварталы: мало кто захочет делать плохие вещи под прицелом камер. Или даже их муляжей: интересно было бы провести эксперимент с такими муляжами, заверив всех, что это настоящие камеры и настоящее видеонаблюдения. Люди поверят и результат будет тот же 🙂

Программа озеленения города

Посадить 100500 кустов амброзии – это не озеленить город, а навредить ему. Программа с грамотного озеленения, создания парков, поддержание существующих насаждений, должна быть составной частью генерального плана. Если вы не хотите превратиться в бездушное и спертый город, заботьтесь о зелени.

Новые общественные пространства

Город – это в первую очередь public space, места, в которых пересекаются события, судьбы и жизни. В первую очередь вы пойдете на площадь, сквер или другой укромный уголок, а не очередной торговый центр. Поэтому надо заботиться о том, чтобы такие места существовали и развивались. Это не так уж и трудно – маленький уголок public space можно сделать и собственными усилиями. [Опыт Львов]

Долго и недешево

Передать старые заводы и помещения под коворкинги и креативные центры

В каждом городе, где бы он не находилось, есть несколько советских зданий с выбитыми окнами, которые уже годами стоят без дела.

Обычно – это остатки старых предприятий или учреждений, которые не пережили распада некогда великой страны. Так почему бы не использовать эти здания на благое дело?

Немало молодых людей имеют достаточно идей относительно того, чем занять себя в жизни. Но им банально не хватает места для воплощения этих идей: стартапы, художники, дизайнеры и другие творческие и молодые люди банально не имеют денег, чтобы оплачивать дорогую аренду и нанимать себе офисы.

Для успеха этого проекта нужно две составляющие: воля городской власти, которой не жалко отдать что-то, и инвестор, который приведет здание в нормальное состояние.

Год-два, и когда страшная и заброшенная территория станет новым городским магнитом, куда будет тянуться молодежь и творческая интеллигенция.

Отдельные полосы движения для общественного транспорта

Нужно понять ключевую идею: город для людей, а не для автомобилей. Именно поэтому десятки пассажиров автобусов и другого наземного общественного транспорта, не должны ждать в пробках столько же, как и владельцы джипов.

Опыт Энрике Пеньялосы – мэра Боготы, который всего за три года превратил город из дебрей в цивилизацию, доказывает, что это правильный путь.

Туристические инфоцентры

Для тех, кому карты города с достопримечательностями будет мало, стоит заглянуть в специальные туристско-информационные центры, которые можно найти с большой буквой “и” в зеленом кружочке. Инициатива создания таких центров, которые, между прочим, уже функционируют во многих городах России, должна идти от местной власти.

В таком центре турист может получить бесплатную карту города, узнать о возможности поселения, приобрести билеты на общественный транспорт, заказать экскурсии, и тому подобное.

Живое общение с обученными специалистами (желательно – еще и теми, которые владеют английским) гораздо приятнее, чем хаотичное спросить у прохожих, как найти вокзал.

Солнечные панели на крыши остановок

Сделать энергетически независимые остановки общественного транспорта, которые бы ночью не пугали бы людей мраком, а наоборот, освещались – с этой задачей вполне справляются солнечные панели, которые можно поместить на крыше остановки.

Снос эстакад в пользу городского транспорта

Проблема пробок не решается строительством новых магистралей и эстакад: это как топливо для автомобилей, больше дорог – больше пробок. В Париже, к счастью, это поняли и решили снести эстакады на пользу трамвая.

Реконструкция улиц для повышения безопасности

Как выглядит идеальная улица? Это не только кусок асфальта, по которому может проехать автомобиль, это и велодорожка, тротуар, отделения, канализационные системы, разметка, островки безопасности для пешеходов, доступность для людей с ограниченными возможностями.

Идеальность складывается из мелочей: опыт Орландо и опыт Парижа.

Ликвидация потерь тепла

Однажды кто-то догадался зимой надеть тепловизоры и взглянуть на наши с вами улицы. Результат был невероятный: значительное количество тепла, которое призвано обогревать дома, просто теряется по дороге, прогревая асфальт и воздух. Одна из задач модернизации коммунальных служб – это ликвидация таких потерь.

Подземные паркинги

Вместо того, чтобы отводить такие нужные и дорогие земельные участки под паркинги, лучше использовать подземное пространство.

На поверхность понадобится всего обустроить заезд и выезд для автомобилей, в то время как пространство над паркингом можно задействовать гораздо эффективнее. Если вы не хотите, чтобы обочину ваших улиц были зажаты автомобилями, стройте паркинги. И прячьте их под землю.

Выведение бизнес-центров в отдельные кварталы

Общеевропейская тенденция – это вывод крупных бизнес-центров за пределы исторического центра. Это позволяет разгрузить транспортные узлы и сконцентрировать деловую деятельность города в определенном месте. Один из самых ярких примеров такого процесса – район Де Фанс в Париже.

Реконструкция систем водоснабжения

Кажется, мы не в пустыне живем, но с водой у нас крайне сложно. Не все города способны похвастаться круглосуточным водоснабжением, и это в основном зависит от настойчивости местных администраций и коммунальных служб. Сделать круглосуточное водоснабжение и наладить фильтрацию стоков – это банальное, но до сих пор актуален для украинских городов задачи.

Реставрация фасадов

Если вы не хотите, чтобы дома в центре города упали прохожим на голову, а туристы до сих пор было что фотографировать – нужно заняться сохранением исторических фасадов. Печальная ситуация: кафе на первом этаже нашло финансы и желание отреставрировать свой кусок фасада, а остальные здания скоро рухнет.

Надо очертить границы исторического центра, паспортизировать каждый фасад, и на основе раздельного финансирования (50% – власть, 50% – владелец) отреставрировать их.

Полностью пешеходные улицы

Что за наглость – запретить автомобилям въезд и превратить улицу в полностью пешеходную? Оказывается, в этом есть своя польза – это не только еще один public space, но и конкретная выгода для всего, что расположено на этой улице. Пешеходные улицы делают город более привлекательным.

Имеете собственные идеи, которые могли бы дополнить этот материал? Хотите что-то возразить/добавить/покритиковать? Будем рады вашим мнениям в комментариях. А еще лучше – ссылкой на практический – реальный, а не виртуальный – способ решения проблем. Можете считать этот пост теоретическим началом, с которого мы начнем больше рассказывать о полезных вещах, которые могут изменить жизнь наших городов.

Далеко не каждый человек может себе позволить проводить летний отпуск на местных курортах и тем более за границей, поэтому отдыхать приходится в городских условиях. Возможно, такой домашний отдых кажется вам скучным и унылым, но это до тех пор, пока вы не увидите его преимуществ. Главная возможность, которую открывает отпуск в городе летом, - это масса свободного времени, которого так не хватало в рабочие дни для выполнения важных дел. Далее мы напомним лучшие варианты того, что делать летом в городе, чтобы отдых прошел и приятно, и продуктивно.

Проводите время на природе

Даже если возможности полюбоваться заграничными красотами нет, милые сердцу пейзажи всегда можно найти и в вашем родном городе. Исследуйте его, найдите красивые и незнакомые места. Пользуйтесь преимуществами такого прекрасного времени года и обязательно выходите на улицу, когда имеется свободное время.

У вас есть такой большой выбор того, что делать летом в городе на природе: кормите уток в городском водоеме, играйте в спортивные игры на свежем воздухе с вашей семьей или друзьями, устраивайте пикники прямо на лужайке и просто гуляйте по зеленому парку. Главное, будьте ближе к природе, наслаждайтесь теплом, разнотравьем и ясными деньками.

Ухаживайте за собой

Возможно, фраза «нужно похудеть к лету» вам больше не кажется актуальной, но на самом деле начинать приводить себя в порядок не поздно в любое время года. Отпуск дома - не повод себя запускать, наоборот, вы можете использовать нерабочее летнее время и делать все, чтобы стать еще прекраснее: сходить в салон красоты, поменять стрижку либо цвет волос, записаться в тренажерный зал, на йогу, пилатес.

Садиться на диету во время отпуска тоже проще, поскольку появляется больше времени на то, чтобы спланировать свой рацион и полноценно готовить дома, да и пропадает риск сорваться и начать заедать чем-нибудь вредным рабочие стрессы. И, конечно же, теперь появляется возможность хорошенько высыпаться каждый день!

Расширяйте свой культурный кругозор

В мире есть столько хороших книг, которые вы еще не читали, фильмов, которые вы не смотрели, и песен, которые вы не слушали, - почему бы не потратить часть отпуска летом на эти новые открытия? Возможно, у вас даже есть свой список литературных произведений и шедевров кинематографа, которые вы дали себе слово прочесть и посмотреть, но не могли найти для них времени в рабочие будни.

Узнавайте что-то новое

Можно подумать, что делать летом в городе больше нечего, кроме как отдыхать, но это не так - нужно ведь еще и заниматься саморазвитием. Если уж вам приходится проводить летний отпуск дома в городе, то он идеально подходит, чтобы научиться чему-то новому, начать то, что вы давно мечтали делать, но боялись не успеть.

Не умеете плавать или плохо готовите? Пора это исправить! А может быть, вы хотите играть на музыкальном инструменте, выучить новый иностранный язык или изучать программирование, подготовиться к вступительному экзамену в вуз и получить второе высшее образование? Выбор за вами!

Делайте то, что требует много времени

Что еще можно делать летом в городе, так это, наконец, успеть сделать все скучные, но важные дела. Нужно собрать документы для визы или ипотеки? Планировали сделать в квартире ремонт, избавиться от старого хлама и провести генеральную уборку? Почему бы не использовать для этого свой отпуск в городе?

Кстати, параллельно с отпуском стоит заняться и поиском новой работы, спокойно ходить на все собеседования, если нынешнее рабочее место вас не устраивает, а также найти новое жилье и собрать вещи, если вам нужно переезжать.

Другие идеи для летнего отдыха ждут вас в этом видеоролике:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще