Кайлас — священная гора Тибета. Что скрывает гора кайлас Состав горы кайлас

  • Дата: 10.02.2023

Идет набор в первую группу к Кайласу в 2020 году: кроме коры вокруг Кайласа вы увидите Северное Лицо Эвереста, красивейшие озера, Древнее Царство Гуге, долину Гаруды и редко посещаемые древние пещерные комплексы в Западном Тибете – Дунгкар и Пиянг. Маршрут . Заезд в Лхасу 26 апреля 2020 года. Уникальный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

В Азии распространен миф о священной горе, центре мира, на склонах которой берут начало четыре великих реки, дающих жизнь землям, по которым они протекают. Источник этого мифа находится в индийском эпосе, рассказывающем о Горе Меру, обители богов. Её высота неизмерима, вершина упирается в небеса, склоны искрятся золотом, рубинами, хрусталём и лазуритом. Согласно индийским источникам эта гора расположена где-то в Гималаях, но, со временем, сказание о мифической Горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлас.


На закрытой для иностранцев до середины прошлого века территории когда-то, согласно легендам, жили святые, обладавшие способностью летать и находиться в нескольких местах одновременно, не говоря уже о ясновидении, невосприимчивости к холоду и умении материализовать предметы буквально из воздуха.

Где-то в горах Тибета незримые силы охраняют вход в Шамбалу - таинственную страну, где хранится Истинное Знание и где сосредоточены святые Силы Земли.

Гору Кайлас в Западном Тибете называют «пупом Земли». Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, бонпо и джайнизма, а это - около половины населения планеты) она является центром Земли и Вселенной.

На западе Тибетского нагорья в 200км от границы с Непалом расположена гора Кайлас (Kailash) . Ни географически, ни геологически она не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, она поднялась вместе с плато со дна океана, а затем вода и ветер отточили ее грани, придав ей пирамидальную форму.

Гора Кайлас, высота которого составляет 6714 метров над уровнем моря, не является самой высокой в регионе, однако, благодаря её выдающейся форме и расположению, множеству легенд, связанных с ней, она имеет огромное значение в мировоззрении тибетцев. Четыре ребра горы Кайлас почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику, буддистский символ духовной силы. На тибетском языке Кайлас известен как Канг Ринпоче, то есть «Драгоценный Камень Снегов».

Согласно тибетскому тантрическому буддизму, на Кайласе живет Демчок - гневная составляющая Будды Шакьямуни. Индусы верят, что Кайлас - это проявление духовного центра Вселенной, вокруг которого вращается мир, и что это место обитания Шивы-разрушителя (об этом писалось в древнеиндийских Ведах еще несколько тысячелетий назад). Кроме того, считается, что Кайлас - одно из 32 главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами. Этот энергетический центр нашей планеты, несмотря на труднодоступность, тысячелетиями притягивал искателей истины.

Никто из людей никогда не поднимался на заповедную гору - обитель богов. Паломники обходят ее по кругу. 4 дороги с разных сторон света ведут к самой священной горе на Земле. Древнейший и кратчайший путь к удивительным по красоте и духовной силе местам вновь открыт для пилигримов лишь несколько лет назад.

Удалённость горы Кайлас от населённой центральной части Тибета, большая высота и плохие дороги, оставляют Кайлас по прежнему труднодоступным для туристов.

Рядом с Кайласем расположено священное озеро Маносаровар - источник 4 величайших рек Азии (Ганга, Инда, Брахмапутры и Сутледжа). Тибетцы считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. Индуисты уверены, что озеро - это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Озеро глубиной более 70 метров по форме напоминает восьмилепестковый лотос и лежит в долине на высоте 4600м над уровнем моря.

Кoра (ударение на первый слог) – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.

В отличие от западных путешественников, тибетцы, как правило, проходят кору за один день. Говорят, что в результате одной коры вокруг Кайласа стираются грехи, накопленные в течение настоящей жизни, в то время как 108 кругов обеспечивают полное просветление.

Что касается посещения святых мест во время прохождения коры, то, пожалуй, каждый сантиметр пути, каждый элемент окружающего ландшафта, является священным и полон философского и религиозного смысла. Вообще, сам маршрут обхода горы является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового перерождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Специальный обряд почитания – нендра – призван особо глубоко очистить карму молящегося. В этот обряд входит начитывание мантр (один круг – 108 раз) и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения. Некоторые ламы совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев такое паломничество длится 800 дней.

Кора, протяженностью 53 км, обычно продолжается 3 дня. Тибетцы, чаще всего спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в приютах (гэст хаусах), где матрасы кладутся прямо на каменный пол или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки. Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, а те, кто совершает простирание – за 15-20 дней. Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки. Как утверждают ламы Бон, это отличие не принципиально, все зависит откуда смотреть на процесс: изнутри или снаружи.

Утром, совершив поклонение белоснежной вершине в Дарчене, паломники начинают Кору. Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами – кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами.

Для туристов обход самой священной на Земле горы занимает 5 дней. Трек проходит на высоте от 4500м до 5100м. Для прохождения маршрута не требуется специальной подготовки и альпинистского снаряжения. Нужны лишь хорошая физическая форма и, главное, решимость. Вам встретятся индийские и тибетские пилигримы, прошедшие многие сотни километров пешком, чтобы достичь здесь заветной цели.

Карта горы Кайлас

Для просмотра карты в большем размере, нажмите на нее.


Для Тибета характерна большая разница в климате различных районов, уникальные явления природы, связанные с действием ветра, облаков, дождя, инея и тумана, а также необыкновенно примечательные восходы и закаты солнца.

Особый климат Тибета обусловлен особенностями его рельефа и атмосферной циркуляции. Общей тенденцией является сухой, холодный климат в северо-западной части края и влажный, теплый в юго-восточной его части. Кроме того, явно дает о себе знать закономерность в смене климатических поясов по высоте рельефа.

Как добраться

Общая длина пути до горы 53 км (2-4 дня). Трек к Кайласу требует подготовки и снаряжения. Добраться до горы Кайлас можно из Лхасы на джипе с опытными сопровождающими в течение недели, посещая по дороге монастыри и живописные места. Поездка на Кайлас носит паломнический характер, поэтому просто для любопытства не подходит, так как это место очень сильное по энергетике.

Краткий видео обзор

Гора Кайлас в Западном Тибете является одним из самых почитаемых религиозных объектов в мире. Четыре религии считают гору святой, поэтому неудивительно, что она ежегодно принимает тысячи паломников и просто любопытных альпинистов. Вероятно, это число было бы еще больше, если бы не было так трудно получить разрешение на посещение закрытого Тибета. Кайлас рассматривается в индуистско-буддийском мировоззрении как центр мира. Существует множество теорий относительно сверхъестественной силы горы. Причем некоторые даже утверждают, что это пирамида, построенная инопланетянами. Независимо от того, верим ли мы в ее мистическую силу или нет, на Кайлас стоит обратить внимание, поскольку, помимо сакральной истории, она знаменита множеством интересных фактов.

Высота и другие характеристики горы Кайлас

Гора Кайлас может похвастаться высотой 6 638 м, или 21 778 футов, что делает ее пусть и не самой высокой в Тибете, однако высочайшей на территории округа Нгари Тибетского автономного района КНР. Строго говоря, споры о высоте пика ведутся до сих пор. Разные ученые придерживаются, хоть и близких, но все же различающихся цифр. Наиболее авторитетные источники определяют вершину на высоте от 6 638 м до 6 890 м над уровнем моря. Ну а религиозные адепты и приверженцы мифических теорий не устают утверждать, что этот показатель составляет 6 666 м. Также высоту нельзя считать окончательной и по вполне научным причинам. Поскольку Гималаи являются довольно молодыми горами, процесс выветривания в них все еще активно идет. Это приводит к изменению высот. Кайлас увеличивается примерно 5-6 мм в год: совсем немного, но все же.

Относительно высоты священной горы до сих пор ведутся споры

С высотой порядка 6 700 м гора Кайлас не может конкурировать с пиками близлежащего Гималайского хребта, включая гору Эверест. Впрочем, ее величие, сделавшее возвышенность знаменитым местом, заставившим обратить на себя внимание представителей сразу 4 религий, заключается не в ее высоте, а в четкой форме. Отроги гор представляют собой четыре чистых грани, соответствующие сторонам света. Кроме того, благодаря довольно ровной и плоской поверхности склонов и их правильной форме, возвышенность напоминает пирамиду и с некоторых ракурсов может даже показаться рукотворным сооружением. Еще одна ее особенность состоит в уединенном расположении: поблизости нет сколько-нибудь высоких пиков, которые могут затмить или затенить гору.

Происхождение названия священной горы

В большинстве стран мира гора известна как «Кайлас»: Kailāśa कैलाश на санскрите. Название могло быть получено из слова kelāsa (केलास), что означает «кристалл». В своем тибетско-английском словаре Л. Чандра впервые записал это слово как «кай ла ша» (kai la sha), позаимствовав из санскрита.

Название горы связано не только с географией, но и религиозными мотивами

Одно из тибетских названий - «Канг Ринпоче» (тибетский - གངས་ རིན་པོ་ཆེ་; упрощенный китайский - 冈仁波齐峰; традиционный китайский - =岡仁波齊峰). Gangs, или Kang - это тибетское название снежного пика. Слово ринпоче означает «драгоценный», поэтому объединенный термин можно перевести как «драгоценный снежный камень», или «драгоценная снежная гора». Существуют и другие варианты названия этой возвышенности:

  • бонские тексты имеют много названий: Цветок Воды, Гора Морской Воды, Гора Девятиугольных солнц;
  • джайны называют гору Астапада и верят, что это то место, где Ришаба, первый из 24 тиртханкаров, достиг просветления;
  • одно из местных ее названий - гора Тисе, происходящее от слова «титзе» на языке чжан-чжунг, означающего «пик воды» или «пик реки». На самом деле эта версия имеет под собой реальную основу, поскольку истоки рек Инд, Сатледж, Брахмапутра и Гхагхара начинаются в районе озера Манасаровар вблизи горы - тоже, кстати, священного.
  • Также китайцы называют возвышенность - Ганжэньбоци (冈仁波齐), или же Гандисышань (冈底斯山).

Где находится одна из самых главных священных гор мира

Где находится эта неоднозначная гора, и какую роль играет в географическом и мировом положении, сразу сказать не удастся. Впрочем, лишь по философским причинам. Дело в том, что, если рассматривать этот вопрос с религиозной точки зрения, ответов может быть много. Так, для индусы это место считали домом бога Шивы, для джайнов это место, где достиг просветления их первый лидер. Буддисты же пошли еще дальше, считая, что Кайлас находится в центре мира и является пупом Вселенной.

Расположение горы Кайлас на карте

Гора Кайлас находится в Западном Тибете недалеко от «живого» пресноводного озера Манасаровар и «мертвого» соленого озера Ракшастал, а также вблизи истоков одних из самых длинных и значимых азиатских рек:

  1. Сатледжа
  2. Брахмапутры
  3. Гхагхары


Расположение горы Кайлас на карте мира

Точные координаты священной горы

Точными координатами возвышенности являются следующие точки на карте:

  • 31 ° 4"0 "N
  • 81 ° 18"45" E

Особенности географического положения горы Кайлас

Гора Кайлас расположена в округе Пуран, в юго-восточной части Тибетского автономного района в Китае. Она находится недалеко от границ с Непалом и Индией и входит в горную систему Гангдисе, которая располагается между хребтом Брахмапутра и высоким тибетским плато Чангтан.


Географическое положение в западной части Тибета определяет мягкий климат

Гангдисе простирается примерно на 2000 км в направлении восток-запад и охватывает около 200 км в направлении юг-север. Из-за расположения горного хребта «позади» Гималайского хребта, разделенного долиной Цангпо, он также известен в некоторых языках, как Трансгималайский. К югу хребет Гангдисе имеет крутые склоны, однако постепенно выравнивается к северу.

Климат горы Кайлас: мягкий по меркам гор

Гора Кайлас характеризуется холодным и сухим климатом, типичным для этого региона Тибета. Лето здесь длится с мая по август и является наиболее приятным временем года, по сравнению с другими сезонами. Климат умеренный, средняя годовая температура составляет порядка 15°C. Муссоны начинаются в первой половине сентября и продолжаются до ноября. Они сопровождаются выпадением осадков и понижением температуры до 10°C. Зима начинается в декабре и продолжаются до апреля. В течение этого сезона дни холодные, со средней температурой около 5°C. Однако минимальная температура во время бурь может достигать -15°C и сопровождаться сильным снегопадом. Гора Кайлас всегда покрыта снегом, а озеро Манасаровар часто замерзает зимой.


Климат горы Кайлас относительно мягкий, однако планировать восхождение лучше на весну или осень

Основные характеристики климата этой местности:

  • среднегодовая температура: -0,7 по Цельсию;
  • 553 мм осадков в год;
  • минимальное количество осадков в ноябре: 7 мм;
  • большая часть осадков в августе: в среднем 125 мм;
  • самый жаркий месяц - июль: средняя температура 8,3 по Цельсию;
  • самый холодный месяц - январь: средняя температура -9,7 по Цельсию.

Погоду в районе этого горного массива в западной части Тибета предсказать очень сложно: она быстро меняется. Никто из живущих в этой местности не уверен в том, сможет ли завтра увидеть вершину пирамиды, на которую так похож Кайлас. Однако даже сильные погодные колебания не являются с точки зрения туризма критичными, поскольку восхождение на гору запрещено на законодательном уровне. Ну а традиционное паломничество вокруг святыни теоретически возможно в любую погоду.

Флора и фауна: кто живет и что растет на отрогах и вершине

Эта необычная вершина также предлагает интересный досуг для любителей природы, так как здесь можно встретить большое количество необычных видов птиц, диких растений и представителей животного мира.
Цветы, в основном разные вариации незабудок, растут на склонах горы вдоль маршрутных троп, поэтому часто выступают в качестве пищи для яков - основного вида транспорта здесь. Также склоны покрыты соссюреей, более известной у нас как горькуша. Вблизи горных ручьев трава имеет более сочный оттенок, также часто встречается дикий лук аллиум, который при цветении превращает склоны в сиреневые покрывала.


Флора горы Кайлас разнообразна, встречаются даже привычные в России растения

Горный массив располагается на юге префектуры Нгари, известной как рай для диких животных, благодаря мягкому климату, удаленности от цивилизации и отсутствию производств. Сама гора Кайлас также является местом обитания десятков видов животных и птиц. Так, например, она выступает пристанищем для диких ослов, тибетских антилоп, яков, лебедей, журавлей с черной шеей многих других видов.
Среди всех диких ослов животное породы кианг является самым крупным со средней высотой плеч 140 см. Это «местный житель» Тибетского нагорья и населяет альпийские луга на высоте от 3 600 до 5 400 метров над уровнем моря. Поскольку внешне он выглядит скорее как мул, то есть смотрится намного более крупным, чем домашние ослы, местные тибетцы часто называют его «дикой лошадью».

А вот тибетских антилоп называют «священными единорогами крыши мира». Живя на горных лугах и в альпийских пустынях на высоте более 4000 метров, они имеют густой подшерсток и плотную шерсть, поскольку температура здесь часто опускается ниже нуля. В настоящее время тибетские антилопы принадлежат к охраняемым животным в Китае. Для их защиты были созданы природные заповедники, такие как и Национальный заповедник Саньцзянъюань.


Традиционный представитель фауны - тибетская антилопа

Люди, которые хотя бы раз путешествовали в Тибет, непременно видели яков, которых здесь можно встретить буквально на каждом шагу. Перевозя тяжелые грузы и поставляя молоко и мясо, яки играют важную роль в повседневной жизни тибетцев. Однако дикий як немного отличается от упомянутого выше домашнего яка, используемого местными жителями в хозяйстве. При средней высоте до 2 метров, что практически вдвое выше, чем у домашних, дикие яки всегда коричневого или черного цвета. Они также относятся к исчезающим и уязвимым видам животных, поэтому охраняются законом

Дикие яки, обитающие на горных хребтах и в альпийских степях, где редко появляются даже ученые и куда не доходят туристы, могут мигрировать в более высокогорные районы на высоту более 5000–6000 метров, которые располагаются прямо под краем снежной линии. Будучи хорошо адаптированными к суровым условиям альпийских степей, дикие яки могут добираться до угодий кустарниковых растений и на территории горных лугов, к которым трудно получить доступ другим диким копытным животным.


Дикий як от одомашненных животных отличается размерами

Будучи единственным видом журавлей, живущим и размножающимся здесь, журавли с черной шеей также считаются довольно редкими птицами, обитающими в пресноводных заболоченных районах горной местности. Журавлей с черной шеей также называют святыми птицами, поскольку они весьма популярны у тибетцев, исповедующих буддизм. Эти птицы обычно проводят зиму в Тибете: в это время туристы могут увидеть их стаи на лугах. Помимо вышеупомянутых животных, здесь можно встретить и других представителей фауны, например, газель, тибетскую длиннорогую антилопу или водяного голубя.

История восхождения на гору: удалось ли покорение

В 20-х годах прошлого века британские альпинисты Хью Раттледж и Р.С. Уилсон совершили первую экспедицию на гору Кайлас, однако каждый из них выбрал свой собственный маршрут. Раттледж был убежден, что может подняться к вершине по северной стороне горы, но, как только оказался у подножия, понял, что намеченный им вариант провальный, поскольку путь предстоял бы чрезвычайно сложный. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, альпинист продолжил маршрут - только уже на восток и, наконец, нашел путь к вершине. Однако наступившая неожиданно низкая температура и нетипичный для этого времени года туман вынудили Раттледжа вернуться на базу.


Восхождение на гору Кайлас не удавалось по мистическим причинам, поэтому попытки оставили

С таким же опытом внезапного появления необъяснимо странной погоды столкнулся и полковник Уилсон, который отправился на противоположную сторону горы, на юго-запад. Как раз когда он обнаружил легкую тропу к вершине горы, начался сильный снегопад, сделавший восхождение невозможным.

Несколько лет спустя Герберт Тихи, австрийский геолог, попросил разрешения подняться на гору. Говорят, что ему было отказано со следующим объяснением: «Только абсолютно безгрешный человек может подняться на гору Кайлас, и такого человека не существует на Земле».

В 1980 году китайское правительство предоставило знаменитому Райнхольду Месснеру, которого называли «альпинист с двумя сердцами», возможность покорения необычного и манящего пика. По неизвестным причинам Месснер отказался от этой идеи в последний момент. Говорят, что итальянец изменил свое решение, будучи предупрежден высшими силами о том, что эта попытка может иметь неблагоприятные последствия для него. Также в 80-х годах группа американских альпинистов решилась взять непобедимый пик. Все были физически подготовлены и отлично экипированы, однако и их попытка оказалась неудачной.


Райнхольд Месснер - мог бы стать первым человеком, покорившим неприступный пик

«Если мы покорим эту гору, то мы покорим что-то в душах людей», - сказал Месснер в 2001 году, когда его спросили о плане испанской команды подняться на Кайлас. «Я бы посоветовал им пойти и подняться на что-то более сложное, ведь эта гора не такая высокая, хотя во многом и более жестокая, чем другие пики». После протеста верующих со всего мира испанские альпинисты отказались от плана. Администрация Китая приняла всеобщее негодование к сведению и запретила любые будущие попытки.

Есть ли у священной вершины история своего «кладбища» альпинистов

Официальных сведений о том, что во время восхождения на Кайлас кто-либо погиб, не существует. Однако священная гора, сакральное место четырех религий, все же забрала свою порцию жизней. В общем-то, этот случаи и положил конец массовым попыткам покорения. Это произошло через несколько лет после неудачного восхождения группы альпинистов из Америки. Согласно местным легендам, представители еще одной группы американских альпинистов, средний возраст которых составлял около 30 лет, после попытки восхождения в одночасье состарились. У них выросли неестественно длинные ногти, а волосы побелели всего за две недели. Что еще более страшно, все они умерли в течение следующего года от болезней, свойственных пожилым людям.

Таинственная история и легенды

Гора Кайлас считается священной в четырех религиях:

  • буддизм;
  • индуизм;
  • джайнизм.

Как долго люди приходят на эту священную возвышенность? Ответы теряются в далекой древности, еще до возникновения современных религий. Космологические мифы о происхождении каждой из этих религий говорят о Кайласе как о мифической вершине. Меру, Ось мира, центр и место рождения всего мира - вот основные ее сакральные характеристики. Она была легендарной еще до того, как были написаны великие индуистские эпосы, «Рамаяна» и «Махабхарата». Действительно, это место настолько глубоко укоренено в мифах древней Азии, что, возможно, считалось священным у другой эпохи, другой цивилизации, давно ушедшей и забытой.


Легенды таинственного пика уходят в глубокую древность

Индусы верят, что она является обителью Господа Шивы. Согласно легенде, бессмертный Бог живет на вершине возвышенности, где проводит время, практикуя медитацию и йогу, а также занимаясь любовью со своей божественной супругой Парвати и куря ганджу: священную траву, известную на западе, как марихуана.


История о жизни Бога Шивы на горе Кайлас заставляет паломников стремиться сюда вновь и вновь

Джайны называют гору Астапада и верят, что это место, где Ришаба, первый из двадцати четырех тиртханкаров, достиг просветления. Последователи Бон, буддистской, шаманистской религии Тибета, называют гору Тисе и считают, что она является местом обитания небесной богини Сипаймен. Тибетские буддисты рассматривают вершину как место обитания Демчога и его супруги Дордже Пагмо.

Достопримечательности и интересные места вблизи Кайласа

Одним из самых живописных мест региона выступает озеро Манасаровар с окружностью длиной около 88 км. Оно имеет кристально чистую воду и считается святым, поэтому тысячи паломников приезжают, чтобы искупаться в его водах. Озеро Манасаровар, которое находится на высоте 14 950 футов, считается самым высоко расположенным пресноводным водоемом в мире.


Озеро Манасаровар - высочайшее из числа пресноводных в мире

Стаи птиц - чаек и разных видов уток - населяют его берега, густо покрытые многочисленными цветами, растущими прямо на краю воды. Одним из наиболее распространенных здесь видов диких птиц является лебедь. Летом многочисленные стаи лебедей собираются на озере Манасаровар, оживляя этот район и делая его максимально живописным. Вид сотен грациозных лебедей, летящих над озером на фоне заснеженных вершин, привлекает тысячи туристов со всего мира.

Возвышенность окружена пятью монастырями, а именно:

  • Ньяри
  • Дирапук
  • Сунчу
  • Гянджа
  • Тайлун.

Каждый монастырь наделен различными легендами и историями, связанными с местными религиозными верованиями. Все постройки, хоть и достаточно сильно повреждены временем, украшены сакральными скульптурами, статуями, фресками и другими маркерами тибетской культуры. Монастыри могут предложить скромное размещение паломникам и путешественникам, предоставляя кров и пищу.

Как добраться до горы Кайлас

Для начала, стоит определиться, как вы хотели бы попасть в Тибет? Из материкового Китая или из Катманду в Непал?
Во-первых, единственный международный рейс, который прибывает в Лхасу, столицу Тибета, отправляется из Катманду. Поезда в Лхасу доступны из некоторых крупных городов материкового Китая, таких как Пекин, Чэнду, Чунцин, Шанхай и другие. Есть также ежедневные рейсы из Катманду в Лхасу.

Есть несколько способов добраться до горы Кайлас из Лхасы. Самым популярным и быстрым является путешествие по шоссе Непал-Тибет до города Лхаса, а оттуда по национальной дороге №219. Это хорошая асфальтированная дорога, и обычно требуется около 4 дней, чтобы добраться до цели.

Также есть ежедневный прямой рейс между Лхасой и Али, столицей префектуры Нагри, которая является ближайшим крупным городом к вершине и находится на расстоянии около 4-5 часов езды.

Восхождение на священную гору

Альпинисты со всего мира предприняли много попыток подняться в священную обитель Шивы, но ни одна из них не увенчалась успехом. В попытках прийти к разгадке этих неудач, версии выдвигались самые необыкновенные. Одним из самых популярных является вывод, что гора Кайлас действительно является осью и узловой точкой нашего мира.


Восхождение на гору не возможно по религиозным соображениям

Согласно другой идее, это построенная человеком пирамида, которая является центром целого комплекса меньших пирамид, в общей сложности сотни. Также некоторые ученые полагают, что этот горный массив также может быть центром всемирной системы, которая соединяет многие другие памятники или места, где наблюдались тайны и необъяснимые явления. Впрочем, так или иначе, восхождение на эту гору запрещено законодательно, поэтому паломники и любопытные туристы могут лишь совершать путешествие вокруг горы, в общем-то, тоже не самое простое.

Маршруты: возможно ли самостоятельное путешествие

Каждый год тысячи людей из Индии, Непала и Тибета совершают религиозное паломничество на гору Кайлас, следуя традиции, уходящей в глубь тысячелетий. Паломники нескольких религий считают, что обход горы вокруг пешком - это священный ритуал, который принесет удачу и очистит карму. Паломничество совершается индуистами и буддистами по часовой стрелке, в то время как джайны и боны обходят гору против часовой стрелки.


С этого места обычно начинается маршрут паломников

Длина маршрута вокруг горы Кайлас составляет 52 км. Некоторые паломники считают, что весь путь должен быть преодолен за один день, что особенно трудно, учитывая холод и большую высоту. Тибетцу, который находится в хорошей форме и быстро идет, потребуется около 15 часов, чтобы пройти весь путь. Однако многие верующие, совершая свое путешествие, кланяются к земле при каждом шаге. При такой скорости требуется не менее 16 дней, чтобы завершить весь круг. Но большинство иностранцев проходит этот путь за 3 дня, пересекая перевал Долма-Ла на высоте 5 636 м, начиная и заканчивая путешествие в крошечном городке Дарчен. Теоретически, пройти маршрут можно и самому: заблудиться не получится, поскольку людей не тропе встречается довольно много. Однако стоит воспользоваться услугами гида, присоединившись к группе, идущей по оптимальному трехдневному маршруту.

Получение разрешения на поездку может занять до 4 недель. Лучше всего связаться с туристическим агентством в Тибете минимум за 8 недель до того, как вы планируете приехать, чтобы иметь достаточно времени для организации путешествия. Вопреки распространенному мнению, групповые поездки в Тибет не являются обязательным условием, однако присоединение к небольшой группе может снизить расходы, так как обязательные траты на транспорт, водителя и гида будут поделены между всеми путешественниками.

Туризм - инфраструктура, как лучше подняться

Поскольку поход длится всего 3 дня, а вдоль трассы есть чайные, отели и кафе, путешественникам не нужно носить с собой слишком много снаряжения. Стоит взять с собой рюкзак на 50-80 литров, чтобы в нем уместился один теплый спальный мешок, питательные закуски, основные туалетные принадлежности и дополнительная одежда, например, носки или нижнее белье.


Туризм в регионе развит не слишком сильно, поэтому мест в отелях часто не хватает

Для тех, кто хочет немного уменьшить нагрузку, есть возможность нанять носильщика или вьючных животных в деревне Дарчен. Для этого заранее стоит найти местного гида или представительство туристической компании через интернет и обговорить с ними все детали маршрута. Также возможно совершить часть путешествия на лошади. Однако стоит обратить внимание, что верхом запрещено ехать по крутой задней стороне перевала Долма-Ла длиной около 3 км, поскольку это слишком рискованно: и путешественник, и лошадь могут получить травмы. В пиковые месяцы сезона индуистского паломничества (с июня по сентябрь) лошадей и номеров в отелях может не хватать, поскольку спрос на них выше.

Особенности подъема и путешествия вокруг горы

Лучший сезон для посещения горы Кайлас - с середины мая по июнь, а также с сентября по середину октября. Теоретически синоптики выделяют в этой местности сезон дождей, который приходится на июль и август. Однако это название скорее формальное: тропических ливней и ураганов здесь не случается, повышенная влажность не станет проблемой при визите. Температура начинает значительно повышаться с июня. Начиная с этого времени едва ли можно увидеть, что столбик термометра опускается ниже нуля. Также именно в этот период максимально велик шанс увидеть (пусть и издалека) вершину до наступления дождливых сезонов. Сезон дождей заканчивается в сентябре. В это время здесь еще относительно тепло, однако продержится это недолго: пока температура не опустится ниже нуля в октябре.


Поход вокруг горы не вызовет трудностей, если выбрать правильное время для путешествия

Если вы собираетесь в путешествие в июне или сентябре, лучше забронировать тур как минимум за месяц, потому что обычно очень большие группы индийских паломников иногда бронируют целые отели именно в этот период.
С апреля по октябрь рекомендуется брать с собой в поход теплую одежду, потому вокруг лежит снег, а погода может внезапно ухудшиться. Особенно если маршрут проходит через трудный перевал Долма-Ла на высоте 5 640 метров. Не рекомендуется посещать регион с третьей недели октября до начала апреля, поскольку погода в этот период максимально нестабильная.

  1. Считается, что паломник, совершивший 108 путешествий вокруг горы, становится просветленным.
  2. Согласно буддийским и индуистским писаниям, вокруг горы Меру существуют древние монастыри и пещеры, в которых святые мудрецы обитают в своих материальных и тонких телах. Увидеть их удается лишь просветленным.
  3. Считается, что Кайлас - это Аксис Мунди, иначе говоря, космическая ось, центр мира и точка, где небо встречается с землей.
  4. Озеро Манасаровар является одним из трех самых священных озер в Тибете и считается колыбелью мировой цивилизации. Кроме того, это еще и самое высокогорное пресное озеро в мире.
  5. Китайский контроль над Тибетом продолжает влиять на религиозную практику в регионе священного пика. Хотя китайская конституция допускает свободу религиозных убеждений, правительство жестко контролирует этот вопрос и быстро подавляет религиозные действия, которые можно рассматривать как способы политического инакомыслия. Из-за своих связей с Далай-ламой тибетский буддизм является особой мишенью правительственных подозрений.

Легенды горы Кайлас - видео

Высота горы Эверест составляет 8 848 метров, и ее вершину покорили более 4000 человек. Высота Кайласа составляет 6 638 метров, однако ее вершина до сих пор остается нетронутой. Из-за запретов путешественникам остается только ходить вокруг горы, снимая потрясающе красивые и атмосферные видео.

, .

На западе Тибетского нагорья в 200 км от границы с Непалом расположена гора Кайлас (Кайлаш, Kailash) . Ни географически, ни геологически она не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, она поднялась вместе с плато со дна океана, а затем вода и ветер отточили ее грани, придав ей пирамидальную форму.

Эта гора считается священной многие тысячелетия у всех народностей, проживающих в близлежащих странах. В Индии каждый индуист почитает за огромное счастье увидеть ее раз в жизни. В древних книгах – ведах – написано, что все Гималаи священны и считаются обителью Богов, но Кайлас – это излюбленное место пребывания Шивы. А Шива, согласно вере индуистов, мастер сжигания дурной кармы и разрушения иллюзий. Из его трезубца устремляются на землю потоки невидимого небесного огня, и грязь превращается в кристально чистый поток энергии. Многие йоги и искренние искатели истины провели здесь не один год в медитациях и молитвах. И сегодня здесь иногда можно встретить людей, из глаз которых словно горная река из ледника, непрерывно льется поток любви и благодати.

Согласно вере буддистов, если обойти эту гору с правильными мыслями и мотивацией, то возможно очистить карму, накопленную за несколько прошлых жизней. Тибетские буддисты почитают эту гору как обитель божества Чакрасамвары.

С точки зрения восточной космологии, гора Кайлас – это центр нашей мировой системы, через который проходит ось мироздания. Древние восточные космогонии во многом единообразно дают картину сотворения мира. И теория множественности миров Шкловского и «блинная» теория структуры Вселенной астрофизика Зельдовича выглядит лишь как частный случай на фоне общей картины мироздания древнего Востока. Их абстрактное мышление, не обремененное тоннами конкретных частных знаний, легко оперирует образами и аналогиями, выстраивая грандиозную картину Вселенной.

Вот один из космогонических мифов древней Индии: мир состоит из семи островов, главный из которых называется «Джамбудвипа». Посреди островов стоит золотая гора Меру. Она возвышается на 84000 йоджан над землей и уходит на 16000 йоджан под землю, ее диаметр на вершине равен 16000 йоджан, у основания 32000 йоджан, так что по форме она напоминает цветок лотоса. На вершине ее находится город Брахмы, а вокруг – сады Индры (согласно буддийской космологии, наверху – мир форм и без-форм, вокруг горы - великий океан). Под горой Меру – располагаются 28 миров ада. Над горой располагаются мир мудрецов (Большая Медведица), а над полярной звездой – центром системы, располагаются миры святых и богов, выше всех – Мир вечной Истины. Все миры окружены божественной оболочкой, вокруг которой располагаются сферы воды, огня, воздуха, разума и завершается мир субстанцией, которая является источником всего сущего. Все миры вращаются вокруг оси, проходящей через Меру и полярную звезду.

Меру, как главная ось мироздания, находит свое отражение и в текстах индийской тантры. По соответствие строения микрокосма макрокосму, существует основная ось человеческого тела, и проходит она через позвоночник. На центральный энергетический канал нанизаны миры – чакры, постепенно наполняя энергией каждую, поднимаясь от низших энергий к более высоким, человек продвигается к духовному пробуждению, состоянию сознания святых и богов. И согласно теории перевоплощения он возродится в следующей жизни в мире, соответствующем уровню сознания и энергии (т.е. чакре), которого человек достиг во время своей земной жизни. Таким образом, мифологическая гора Меру является символом оси Мира и содержит в себе все уровни бытия: от самых нижний до самых высоких.

Древняя религия Тибета – Бон, также считает Кайлас священным, местом источником возникновения жизни и расположения мистической страны Шанг-Шунг. На отвесных склонах горы бонцы различают священные знаки – свастику, символ, который в разных учениях трактуется по разному, но везде ему приписывают особое значение.

Во всех местных традициях несет смысл очищения от всех грехов, являющихся причиной рождения в адских мирах. А перевал Дролма-Ла – символизирует смерть и рождение в новую жизнь. Считается, что тот, кто хоть совершил парикраму (санскр. «обход вокруг святыни»), спасен на века и, самое плохое, что его может ожидать - это воплощение в человеческом мире. Вокруг Кайласа расположено несколько небольших буддистских храмов, куда приходят паломники во время коры (тиб.«обход вокруг святыни»). Они построены на местах силы, где медитировали Великие Учителя. По сей день мы можем увидеть отпечатки их рук и ступней в камне, которые они оставляли для того, чтобы продемонстрировать силу своей реализации и вдохновить людей встать на духовный путь.

Тысячи лет эта область считается самым святым местом. Сотни тысяч паломников: буддистов, индуистов, джайнистов, бонпо ежегодно совершают кору вокруг святыни. Им не преграда ни сотни километров, ни превратности погоды, ни политическое противостояние Китая и Индии.

Пронзительная тишина, будто невидимая тончайшая струна, натянутая рукой небесного Владыки, звенит в воздухе. И звук ее призывает слиться с божественными качествами Абсолюта.


Сcылки по теме:

Фотографии Тибета




Тибет: ближайшие туры

Cвятыни Тибета. Традиционная экспедиция к горе Кайлас 89 К (через Гуанчжоу)

Вылет: 21 августа 2020; 18 дней / 17 ночей
Гуанчжоу – Самье – Лхаса – Гьяндзе - Шигадзе – Сакья – Манасаровар – долина Гаруды – Ракшас – Кайлас – Пейку Тсо – Базовый лагерь Эвереста – Шигадзе – Гуанчжоу
В этой программе вас ждет 4-дневная кора вокруг Кайласа с выходом к Северной стене в день полнолуния, священные озера Ямдрок Тсо, Манасаровар, Ракшас и Пейку Тсо, горячий гейзер Тагьял Чутсе, трек к БЛ Эвереста и посещение заброшенной древней столицы государства Шангшунг - Долины Гаруды!
Совершение коры и выход к Северной стене Кайласа в полнолуние!
Гид и автор программы – .
От 2889 у.е. + а/б.

«В этом диком краю редко бывали чужеземцы.
Местами мы могли смотреть через границу Тибета и видеть гору Кайлас.
Хотя высота Кайласа всего 6666 метров, индуисты и буддисты
считают ее самой священной из всех гималайских вершин.
Возле нее находится большое озеро Манасаровар, также священное, и знаменитый монастырь.
Во все времена сюда приходили паломники из самых отдаленных частей Азии».
Тенцинг Ногрей, покоритель Эвереста.

Факт №1. Множество имен

Гора Кайлас (Кайлаш) является одной из самых таинственных мест на нашей планете.
Она известна и под другими именами: европейцы называется её Кайлас, китайцы - Гандисышань (冈底斯山) либо Ганжэньбоци (冈仁波齐), в традиции бон ее название - Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ; gangs rin p- che) – «Драгоценная снежная». Множество интересных тайн и легенд про Кайлас не оставляют равнодушными людей, как паломников, так и исследователей.



Факт №2. Центр 4-ех религий

Гора Кайлас - это священный центр 4х религий: индуизма, джайнизма, тибетской религии Бон и буддизма. Мечта каждого индуиста - хоть раз в жизни увидеть Кайлас собственными глазами. С этим желанием связаны серьезные ограничения визового плана, выдаваемые Китаем для индусов, желающих побывать в этих местах. В Ведах (древних текстах этой религии) гора Кайлас - излюбленное место пребывания Шивы (космического сознания, олицетворяющего собой мужское начало Вселенной).
Тибетская древняя религия Бон считает гору Кайлас местом возникновения жизни во Вселенной и средоточием силы. По их преданиям, именно здесь расположена мистическая страна Шангшунг (Шамбала), а первый мастер джайна Тонгпа Шенраб спустился в мир именно с Кайласа.

Буддисты почитают эту гору как обитель Будды в одной из главных инкарнаций - Самвара. Поэтому каждый год во время буддистского религиозного праздника Весак (другие названия - Сага Дава, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал), посвященного просветлению Будды Гаутамы, у подножия горы Кайлас со всего мира собираются тысячи паломников и туристов.

Факт №3. Начало 4-ех рек

Согласно индуистской мифологии на склонах горы Кайлас берут свое начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Брахмапутра, Сатледж и Карнали. Джайны считают, что у горы Кайлас их первый святой Джина Махавира достиг просветления, после чего основал собственное учение - джайнизм.



Факт №4. Символ свастики из тени

Гора свастики - еще одно название Кайласа. Появление этого названия связано с рисунком, который образуют две трещины на южной ее стороне. В вечернее время тень, отбрасываемая выступами скалы, вырисовывает на ней громадное изображение свастики. Свастика - священный символ для многих народов мира. В Индии, например, свастика рассматривается как солярный знак - символ жизни, света, щедрости и изобилия, тесно связанный с культом бога Агни. В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Свастика - один из символов Джайнизма.



Факт №5. Ориентация на стороны света

Гора Кайлас имеет пирамидальную форму, строго ориентированную по сторонам света. Имеются также данные, позволяющие предполагать наличие пустот как в самой горе, так и у ее подножия. Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением горы и ее тайн утверждают: Кайлас - неприродное искусственное образование, возведенное в далекой древности неизвестно кем и с какой целью. Возможно что это какой-то комплекс, пирамиды.

Факт №6. Освобождение от грехов

В религии Бон и индуизме существует легенда, которая гласит: обход вокруг Кайласа (кора) позволяет очиститься от всех грехов, совершенных в данной жизни. Если кора совершена 13 раз, совершивший ее паломник гарантированно не попадает в Ад, совершивший кору 108 раз – вырывается из круга перерождений и достигает степени просветления Будды. Кора, совершенная в полнолуние, считается за две. Именно поэтому вокруг горы сегодня всегда имеется множество паломников, совершающих свой путь искупления грехов.

Факт №6. Восхождение на Кайлас невозможно

Гора Кайлас - закрыта для альпинистов: ни один человек еще не побывал на ее вершине. Связано это не только с тем, что официально восхождения на нее запрещены. Ходят легенды о том, что Кайлас способен непостижимым образом изменять желание альпинистов о восхождении, тем самым никого к себе не допуская. Те, кто приближается к ней слишком близко, и те, кто намерен взобраться на ее вершину, внезапно получают установку идти в обратном направлении.
Так это или нет, но до сих пор вершина горы остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент.
В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение (пермит) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору так и не смогла. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа и испанцам пришлось отступить.

Факт №7. Зеркала Времени на поверхности Кайлас

Еще одной загадкой Кайласа, вокруг которой идут многочисленные споры и суждения, является зеркала времени. Под ними подразумевается множество скал, расположенных вблизи Кайласа, имеющих гладкую или вогнутую поверхность. Созданы ли эти поверхности искусственно в далекой древности или являются игрой природы, до сих пор не известно.

Существует предположение о том, что данные образования являются своеобразными «зеркалами Козырева» - вогнутые зеркала, в фокусе которых может изменяться скорость течения времени. Человек, попадающий в фокус такого зеркала, может испытывать различные аномальные и психофизические ощущения. По мнению Мулдашева, зеркала вокруг Кайласа размещены по определенной системе по отношению друг к другу, что создает нечто вроде «машины времени», способной переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры.


Факт №8. Озера Манасаровар и Ракшас Таль - такие близкие, но такие разные

Два озера, находящихся у подножия горы Ракшас Таль и Манасаровар расположены рядом и разделены между собой лишь небольшим перешейком. Тем не менее, оба этих озера разительно отличаются друг от друга, что представляет собой еще одну загадку Кайласа.




Воды озера Манасаровар, почитаемого тибетцами как священного, пресные. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Отсюда пошло и его название: на санскрите «Manas sarovara» означает «Озеро Сознания» от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). По одной из буддистских легенд это озеро является тем самым легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Манасаровар, также как и Кайлас, является местом паломничества, вокруг которого также совершается ритуальный обход – кора с целью очистки кармы. Паломники приезжают сюда, чтобы принять церемониальные ванны в очистительных водах Манасаровара. Считается, что это озеро - место, где обитает «чистота», в придонном его слое, у северо-западного берега, вода является живой. Тот, кто касается священной земли Манасаровара или купается в этом озере, обязательно попадет в рай. Тот, кто выпьет воды из озера - поднимется на небеса к Богу Шиве и очистится от своих грехов. Поэтому Манасаровар считается самым священным, почитаемым и известным озером во всей Азии. Кора вокруг священного озера составляет 100 км.


Озеро Манасаровар

Озеро Ракшас

Рядом с Манасаровар расположено соленоватое мертвое озеро Ракшас таль (также Лангак, Ракас, Ланга Цо (кит. упр. 拉昂错, пиньинь: Lā’áng Cuò) . В индуистской мифологии это озеро было создано повелителем ракшасов демоном Раваной и на этом озере находился специальный остров, где Равана каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов. На десятый день Шива дал Раване сверхсилы. Озеро Ланга Цо ставится в противопоставление созданному богами озеру Манасаровар. Манасаровар имеет круглую форму, а Ланга-Цо вытянуто в виде месяца, что символизирует свет и тьму соответственно. Касаться воды мертвого озера по местным обычаям запрещено, т.к. это может принести несчастье.
Количество легенд, историй и различных преданий, связанных с этим местом - просто огромно: вряд ли какое-то из других мест нашей планеты может похвастаться таким количеством тайн и загадок.