Кафедральный Собор Марии де ла Седе в Севилье. Гид в Севилье. Севильский кафедральный собор в испании Севильский кафедральный собор описание

  • Дата: 22.06.2023

Севильский собор - это самый большой Готический собор и третья по величине церковь в мире, служит местом захоронения Христофора Колумба

Построенный на месте великой мечети Альмохад, Севильский собор был призван продемонстрировать мощь и богатство города. Во время проектирования один из архитекторов сказал: "у нас будет такая церковь, что те, кто ее увидит, будет считать нас безумцами."

Деньги собирали всем городом, каноны Севильи отказались от всех доходов, чтобы финансировать строительство собора. В отличие от многих других подобных долгостроев (к примеру, Кельнский собор возводился 6 столетий), Собор был закончен через сто лет (1402-1506), что было настоящим достижением, учитывая его размер и потрясающий готический стиль

После завершения его строительства в 16-ом столетии, сооружение вытеснило Софийский собор в Константинополе, на тот момент являвшийся самым большим в мире. Наряду с Севильским Алькасаром, Севильский Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987

Севильский Собор был построен по тому же плану, что и стоявшая тут мечеть, но христианские архитекторы добавили множество архитектурных новшеств. в результате получилось удивительно большое здание, побившее несколько рекордов по размеру. Если измерять по занимаемой площади, то Севильский собор третий по величине в Европе, после Собора Св. Павла в Лондоне и Собора Святого Петра в Риме, но по объему он превосходит оба эти собора

Общая площадь покрывает 11 520 квадратных метров. Центральный неф возвышается на 42 метра, и даже часовни кажутся настолько большими, чтобы по размерам схожи с отдельной церковью

Главный вход в собор находится с южной стороны, там же расположена могила Христофора Колумба. Останки Колумба неоднократно перемещались, потому некоторые предполагают, что из-за ошибки перевозчиков в Севильском соборе находятся останки не Христофора, а его сына Диего

Примечательна также знаменитая Хиральда, колокольня высотой 114 метров с яркими узорами и орнаментами, и 22 гармонично настроенными колоколами. В северо-восточной части расположена Королевская часовня, но она редко бывает открыта для посещения туристами. Там, в шикарной серебряной гробнице, похоронен Фернандо III (El Santo). Могилы с обеих сторон принадлежат жене Фернандо, Беатрис, и его сыну, Альфонсо Мудрому. Также стоит подняться на вершину прекрасного Мавританского минарета Ла Джиральда, который является колокольней собора. И тогда вам откроется вот такой вот великолепный вид на всю Севилью:

Из исторических романов и фильмов, все знают, что Испания, всегда была опорой и поддержкой для католической церкви, порой эта неистовая вера испанцев, доходила до фанатизма, и порождала такие жестокие реалии, как «Священная Инквизиция», зверствовавшая почти четыре века. Но сегодня речь пойдет не об этом, а о необычайной религиозности и набожности испанской нации. Веками, католические священники и епископы считались в чрезвычайно авторитетными и могущественными людьми, имевшими влияние на принятие важных для страны решений, которые затрагивали жизни множества людей. Огромным бонусом тех времен является то, что мы можем воочию полюбоваться на самые красивые соборы Испании, отлично сохранившиеся немые свидетели прошедших эпох. О наиболее прекрасных христианских храмах страны, мы и расскажем в нашей статье.

1. Кафедральный собор в Сантьяго-де-Компостела – грандиозный собор Испании, который считался в Средневековье очень важным и значимым местом христианской жизни. Существует легенда, согласно которой, останки апостола Иакова, обезглавленного в Иерусалиме в сорок четвертом году нашей эры, перенесли в Сантьяго-де-Компостела. Говорили, что они были помещены в лодку, которую вел сам Ангел. Так или иначе, но в 814 году, отшельниками-монахами на самом деле была обнаружена гробница апостола, что побудило, правящего тогда короля на возведение скромной церкви, которая со временем выросла до грандиозного Собора Сантьяго. Этот католический кафедральный собор – самое известное место паломничества не только Испании, но и Европы. Он действительно совершенно потрясающий: его фасад выполнен в прекрасном барочном стиле. Собор долго достраивался и украшался великими мастерами архитектуры и зодчества, это было в период с 1075 до 1211 года. До сих пор, Кафедральный Собор Сантьяго-де-Компостела - самый большой на всем Пиренейском полуострове. Этот храм освятили в 1211 году, в присутствии короля Альфонсо Девятого. Шли годы, а в собор все вносили изменения и дополнения: возвели башни в стиле барокко, добавили декоративные дверные проемы, пристроили часовню. В архитектуре собора Сантьяго-де- Компостела можно заметить элементы французского зодчества. У собора - три нефа. Снаружи, к алтарной стене прилегают пять капелл: центральная – квадратной формы, другие - круглые. По центру санктуария расположен высокий алтарь, под которым находится крипта с мощами апостола Иакова, поклониться которому, веками в Сантьяго-де-Компостела стекаются многочисленные паломники со всех концов света. Внутри, собор Сантьяго-де-Компостела погружен в легкий полумрак, свет проникает лишь через окна в боковых нефах, центральную башню, галереи. Здание Собора Сантьяго-де-Компостела в Испании – не только самая большая романская церковь страны, а еще и крупнейшая европейская постройка в романском стиле. И сегодня, он, благодаря великолепному наружному убранству восхищает всех, кто его видит и производит неизгладимое впечатление на паломников.

2. Кафедральный Собор в Севилье – начали строить еще в 1401 году, разрушив, стоявшую на этом месте ранее мавританскую мечеть. По старинной местной легенде, фундамент для здания собора заложили настолько большой, что, увидевшие его люди, шептались, что скорее всего строители храма - безумцы. По летописям тех лет, один из членов капитула - церковной коллегии при епископе, при обсуждении строительства собора, сказал, что церковь должна быть такой огромной, чтобы потомки не просто восторгались ею после возведения, а еще и говорили, что люди, осмелившиеся ее построить, были «не в себе». Но, глаза боятся, а руки делают, и уже в 1507 году, Церковь Санта-Мария-де-ла-Седе распахнула свои двери для верующих прихожан, став третьим по величине собором, в готическом стиле, Европы, уступив первенство только римской Церкви Святого Петра и лондонской Церкви Святого Павла. У здания собора невероятно высокий потолок, поэтому храм имеет больший объем среди всех существующих церквей. Длина церкви – сто двадцать пять с половиной метров, ширина – восемьдесят два с половиной метра, а высота – тридцать с половиной метров. Окончательно строительство этого собора было завершено через три века после проведения освящения. Собор получил официальный сертификат от «Книги рекордов Гиннеса», назвавшей его «самым большим по площади в мире». Запрестольный образ на главном алтаре севильского собора, имеющий двадцать метров в длину и десять метров в ширину, тоже самый крупный в мире. На двадцати восьми его нишах повествуется о жизни Христа. Алтарь украшен скульптурами, в количестве 189 штук. На четырех центральных сценах показано: Рождение Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы, Воскресение, Вознесение Господне. Алтарь имеет готический стиль и несколько элементов в стиле эпохи Возрождения. Над этим произведением искусства трудились такие мастера, как: Питер Дункант, Хорхе Фернандес Алеман, Алехо Фернандес, Роке-де-Балдуке, Хуан Баутиста Васкес. В соборе - семь нефов. Здание внутри украшено семьюдесятью пятью витражами, скульптурными порталами, изящными решетками из кованого железа, мраморными полами, бронзовыми канделябрами. Хор отделяет от нефа огромная решетка, работы Фрай Франсиско де Саламанка. Сиденья для хоров сделаны из черного дерева, в готическом стиле, с элементами «мудехар», всего тут шестьдесят семь стульев с балдахином и пятьдесят низких мест для сидения. Над этим великолепием трудились такие художники, как: Нуфро Санчес, Петер Данкарт, Гонсало Гомес, Диего Гильен. В соборе есть великолепная статуя Богоматери, держащей на руках младенца Иисуса, которую создал Баутиста Васкес. В Севильском Кафедральном соборе – одном из красивейших в Испании, хранятся бесценные сокровища: прекрасные картины, огромная серебряная дароносица, прочие уникальные произведения искусства. В передней части собора, в углу, находится могила знаменитого путешественника - Христофора Колумба, которая располагается на статуях воинов. Долгое время, у прихожан собора были сомнения, действительно ли это останки Колумба, но, недавно проведенный анализ ДНК подтвердил этот факт. Было доказано, что ДНК этих останков совпадает с ДНК-материалом останков его сына - Фернандо Колумба, он тоже захоронен в этом соборе, в нефе на западе. Кроме того, тут покоится прах брата Колумба – Диего, останки которого тоже были использованы для проведения экспертизы, установившей принадлежность костей - первооткрывателю Америки. В благодарность за упокоение членов семьи под сенью знаменитого севильского собора, еще один сын Колумба – Эрнандо, завещал церковной библиотеке, обширную коллекцию иллюстрированных рукописей, кодексов. Библиотека севильского собора была основана в тринадцатом столетие, большая часть, хранимых тут рукописей и документов, посвящаются открытию Америки. А помимо этого, в соборе хранятся полтысячи бесценных произведений искусства, в том числе, картины художников Мурильо, Сурбарана, Франсиско де Гойя. Кафедральный собор в , находится в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО и находится под охраной этой организации. Около храма стоит девяносто трехметровая Колокольня Хиральда - символ Севильи. Раньше тут был минарет старой мечети, разработанный и возведенный Абу Якубом, в далеком 1184 году. Затем, в 1568 году, христиане решили увенчать старинный минарет пятиэтажной колокольней, водрузив на ее вершину флюгер, в виде статуи, которую местные прозвали – «Хиральда». Поднявшись в башню, наверху которой висят двадцать четыре колокола, можно разглядеть весь город. Загляните в «Patio de los Naranjos» - раньше это был двор мечети, который использовали для омовений. Тут растут несколько десятков чудесных апельсиновых деревьев, украшающих двор своей красотой и, обволакивающих вошедших, волнующими ароматами.

3. Кафедральный Собор в Бургосе – тоже заслуженно считается одним из самых красивых соборов Испании. Он был возведен в тринадцатом столетие в изящном готическом стиле, но достраивался вплоть до конца восемнадцатого века. На протяжении веков, в здание храма вносились какие-то переделки и новшества, согласно меняющимся архитектурным тенденциям. Тут оставили свой след архитекторы из Франции и Германии, вот почему, Бургосский собор имеет неуловимое сходство с Кафедральными соборами Франции и других центрально-европейских стран. Здание собора в Бургосе, является третьим по величине в стране, уступая храму в Севилье и в . Собор возвели из белого известняка, очень похожего на мрамор. Над входной дверью Санта-Мария находится прекрасное окно-розетка, над которым размещены восемь статуй царей. Внутри и за пределами собор украшен многочисленными готическими статуями. Увидев Бургосский собор, испанский король Филипп Второй сказал, что его скорее построили ангелы, чем люди. Внутренняя длина собора – восемьдесят четыре метра, а за его нефом находится восьмиугольный фонарь, высота которого пятьдесят девять метров – это истинный шедевр платересского искусства. В основной часовне находится позолоченный алтарь, исполненный в 1580 году мастерами Родриго и Мартином де-ла-Хая. На верхнем этаже работает Музей, где можно увидеть изумительную коллекцию гобеленов шестнадцатого-семнадцатого веков, золотые шедевры средневековых ювелиров: чаши, кубки, католические кресты и прочие церковные реликвии. В Часовне Тела Господня, вы можете увидеть деревянный сундук – дар знаменитого Эль Сида - Родриго Диаса, как плата за кредит. Говорят, что Сид заполнил этот сундук камнями, чтобы использовать его в качестве залога, обманув таким образом своих кредиторов. К слову, Эль Сид родился здесь, в городе Бургосе, поэтому и похоронен в этом соборе со своей супругой - доньей Хименой Диас. Их могила расположена под фонарем, на полу можно прочитать их имена. В Бургосском соборе семнадцать часовен, в них имеются великолепные алтари и выдающиеся произведения искусства. «Часовню посещений», построили в 1442 году, ее заказал епископ Алонсо де Картахена, там находится могила этого епископа, исполненная из алебастра мастером Жилем де Силое. «Демонстрационную часовню», построил в 1524 году Хуан де Матьенсо, по заказу Канона Гонсало де Лерма, сейчас там расположена его гробница, исполненная из алебастра мастером Филипе де Вигарн. В «Часовне констеблей», находятся гробницы констебля Кастилии - Педро Фернандеса и его супруги - Менсии де Мендоса, они исполнены из каррадского мрамора в 1534 году. Туристам очень удобно ориентироваться в Бургосском соборе, так как здание хорошо организовано в плане ознакомления с ним посетителей: во всех часовнях имеются имена, захороненных тут людей, везде имеются указатели направления и обозначения всех важных мест.

4. Кафедральный Собор в Кордове – «Мескита», еще одно название этого восхитительного храма, построенного в тринадцатом столетии, являющегося одним из самых красивых соборов Испании. Соборная мечеть Кордовы –огромная и великолепная мавританская мечеть во всей Испании, стоит в центре города, около набережной реки Гвадалквивир, окруженная старыми мавританскими и еврейскими кварталами. Кафедральный Собор Кордовы возник прямо в сердце Великой мечети Кордовы, датируемой восьмым веком. Зайдя на ее территорию, ничего не подозревающие туристы, прогуливаясь среди целого леса колонн, внезапно видят, возникший ниоткуда, величественный католический собор. Уникальность этого культового сооружения в том, что это одновременно святыня для различных культур - мечеть Мескита и главная церковь епархий. Само здание Мечети-собора зиждется на развалинах древнего вестготского храма, что было доказано, после проведенных здесь археологических раскопок и находки остатков мозаики древнего христианского храма – «Базилики Сан-Висенте», разрушенной мусульманами, для возведения тут мечети. Мечеть стала главной святыней ислама в период, когда Кордова была столицей Аль-Андалуса - «мусульманской Испании» или «Кордовского халифата». Строительством величественного здания занимались несколько, сменивших друг друга эмиров. Когда работы были завершены, Мескиту украсили тысяча двести девяносто три колонны, тысяча четыреста сорок пять светильников, двести восемьдесят люстр. В архитектуре здания можно отследить испано-романское влияние. После отвоевания Кордовы христианами, храм было решено очистить от мусульманского наследия, сделав несколько преобразований, которые начались в 1523 году, под руководством архитектора Эрнана Руиса с сыновьями. Но, стоит рассказать и о том, что испанский король Карлос Пятый, посетивший Мечеть, во время перестройки ее в Собор, искренне раскаялся и сказал, что не знал, насколько Мечеть Мескита была великолепна, что зря было разрушено множество уникальных ее элементов, а собор можно было бы построить и в другом месте».

5. Кафедральный Собор в испанском – еще один красивейший собор Испании, известный под именем «Собор Санта-Дария-де-ла-Регла». Это настоящий шедевр ранней готики, возведенный в период с 1205 по 1301 годы. Длина здания собора – девяносто один метр. Строительство собора началось по указу епископа Мартина Фернандеса, он поручил работу Энрике де Бунгосу и Хуану Пересу. Архитектура помещения Леонского собора формировалась под сильным влиянием стилей характерных для северной Франции. В пятнадцатом веке была возведена башня с часами. В семнадцатом веке, в здание колокольни попала молния, поэтому ее перестроили. Западный фасад Собора – основной, тут много интересных скульптур: Белой Богородицы, Святого Иоанна, Святого Джеймса, Святого Петра. Каждую входную дверь венчает тимпан, также оформленный впечатляющими скульптурами. Внутри Леонский собор хорошо освещен через обширные окна, датируемые тринадцатым – четырнадцатым столетиями. Всего в соборе семьсот тридцать семь окон, в том числе три крупных окна-розетки, занимающих 1800 квадратных метров площади. На витражах изображена праведная жизнь Иисуса Христа, Девы Марии, пророков. Эти витражи особо ценные, не только в Испании, но и в Европе. В главном алтаре стоит серебряная урна с останками Святого Фроилана, работы мастера Энрике де Арфе, созданная в шестнадцатом веке. Церковные хоры вырезаны из дерева грецкого ореха, над ними трудились художники Хкан де Малинас и голландец Копин. В соборе находится крупный музей, известный своей богатой коллекцией сакрального искусства, в том числе Мосарабской библией, датируемой 920 годом, написанной Хуаном Диаконо, а также романскими и готическими скульптурами Богоматери с младенцем. Еще в музее хранятся уникальные римские археологические памятники.

6. Кафедральный Собор в Толедо - входит в число самых красивых соборов Испании. По старинному преданию, собор было решено возводить на том месте, где Дева Мария чудесным образом явилась Святому Ильдефонсо. Строительство велось с 1227 года по 1493 годы. Заказчиками этого величественного собора были архиепископ Хименес де Рада и испанский король Фернандо Третий. Готический стиль здания был выбран первым архитектором Толедского собора - Алваром Мартинес. В плане церкви - латинский крест, а бока храма являются висячей опорой. Северную восьмиугольную башню собора возвели в 1380 году, она имеет в высоту – девяносто метров, на ней висит семнадцати тонный колокол «Кампанья-Горда». С западной стороны собора находятся три входа, которые украшены величественными скульптурами и барельефами, работы художника Хуана Алемана. Центральный вход – «Врата Прощения» -«Пуэрта де Пердон», украшает резное изображение Пречистой Девы. Южный трансепт завершают прекрасные «Львиные врата», исполненные в готическом стиле. С северной стороны стоят самые старые врата «Пуэрта де ла Чапинерия». В главной храмовой часовне находится колоссальный готический алтарь, выполненный из дерева и золотых пластин. На четырех уровнях панелей изображены сцены из Нового Завета, которые были выполнены бургундскими, испанскими и фландрскими художниками, работавшими над ними в период с 1497 по 1504 годы. За главным алтарем находится большой алтарь Транспоренте из мрамора, который посвящен Пречистой Деве и построенный в восемнадцатом столетие. Его венчает купол. Алтарь создал Нарсисо Томе, его украшает великолепная отделка скульптурами, живописью. Это – настоящее произведение искусства в стиле барокко в стране. Чуть ниже алтаря Транспаренте находится Часовня Санто-Сепулькро, тут покоятся останки Святой Урсулы, признанной мученицей, в четвертом веке. Собор в Толедо славится прекрасными деревянными хорами, с потрясающей красоты резными скамьями в готическом стиле. На этих скамьях можно увидеть пятьдесят четыре барельефа, на которых изображены исторические сцены завоевания мусульманской Гранады Католическими королями. Над хорами находятся два органа. В Толедском соборе находится сокровищница, расположенная в часовне под башней, тут посетители могут посмотреть изящные золотые и серебряные украшения с различными драгоценными камнями. Тут хранится Дароносица, работы Энрике де Арфе. Она достигает двух с половиной метров в высоту, и имеет вес – сто семьдесят два килограмма. Внутри Дароносицы находятся золотые Священные Пути, принадлежащие католическим испанским королям. В следующей комнате вы сможете увидеть знаменитые картины мастеров, таких как Гойя, Ван Дейк, Сурбаран, Тициан, Рубенс, Бассано, Моралес, Караваджо, и шестнадцать картин апостолов, работы Эль Греко. Художник Хуан-де-Вргонья написал для собора фрески, которые украшают стены «Главы дома», а художником Лукасом Джордано был украшен потолок ризницы. В соборе хранятся большие фрески Франсиско Байя и Маела. У ризницы есть Капелла дель-Саграрио, ее покрывает купол, а внутри она отделана мрамором. В ней можно увидеть старое изображение Девы дель-Саграрио, которая является небесной покровительницы города Толедо. Собор Толедо - второй по величине собор Испании, и исторически важное для католицизма место, так как тут многие века жили особо важные прелаты, а город Толедо являлся столицей испанской католической веры.

7. Кафедральный Собор в Кадисе – эта прекрасная римско-католическая церковь, расположенная в испанской провинции Кадис, на юге страны. Собор строили в период с 1722 по 1838 годы на месте старого сгоревшего храма, возведенного в 1260 году и простоявшего до 1596 года. Реконструкцию и новое строительство возглавлял архитектор Висенте Асеро, построивший великолепный Кафедральный собор Гранады. Прекрасный Кафедральный собор в барочном стиле строили сто шестнадцать лет. Но из-за долгого процесса, в стиль барокко были внесены некоторые поправки: элементы украшения в стиле рококо и в неоклассическом стиле. В часовнях Кадисского собора находятся многочисленные картины, бесценные реликвии, спасенные из старого сгоревшего собора и разных монастырей Испании. В склепе собора нашли упокоение композитор Мануэль де Фалья, поэт-драматург Хосе Мария Пеман – знаменитые уроженцы Кадиса. Собор в Кадисе узнаваем многочисленными путешественниками со всего мира, благодаря, изящному золотому куполу. Стоит обязательно подняться на колокольню собора – самую высокую точку в Кадисе, чтобы полюбоваться изумительными видами города, открывающимися оттуда.

8. Кафедральный Собор в Гранаде – один из самых впечатляющих и красивых соборов Испании, строительство которого шло с 1521 по 1714 годы. В плане церкви заложен готический стиль, но фасад и многие другие архитектурные детали были выполнены в стиле ренессанса. Интерьер украшен великолепной белой, с золотом, отделкой. Главную часовню, покрытую сорока пятиметровым куполом, диаметр которого – двадцать два метра, возводил Диего де Силое, а главный зал украсил своими картинами и скульптурами – мастер Алонсо Кано. За Гранадским собором стоит Королевская часовня – место захоронения королевы Изабеллы и короля Фердинанда, которые завещали быть захороненными здесь, в Гранаде, а не в усыпальнице Эскориала в Сан-Лоренцо, как другие короли Испании. Эта часовня возведена в стиле платересско и изабеллине, она строилась с 1506 по 1521 годы. На стенах часовни можно увидеть отпечатки рук католических королей, завоевателей Гранады. В алтаре расположен Музей Изабеллы и Фердинанда, их дочери Хуаны ла-Лока -«Безумной» и ее супруга французского короля Филиппа Красивого. Там же стоят их скульптуры. В Гранадском соборе находится обширная коллекция произведений искусства, принадлежавших королеве Изабелле, в том числе бесценные картины фламандских и итальянских художников: Боттичелли, Роджера ванн дер-Вейдена, Мемлинга. А еще посетители могут увидеть меч короля Фердинанда, корону и скипетр королевы Изабеллы.

9. Кафедральный Собор Альмудена в Мадриде - крупнейший собор в испанской столице - , который строился сто лет. Этот храм – очень любят осматривать туристы, приехавшие познакомиться с прекрасными произведениями испанской архитектуры. Собор Альмудена – это отличный образчик сочетания современных европейских ценностей с истинной и традиционной красотой. Место, где начали возводить Кафедральный собор Альмудена предназначалось для строительства самой первой мусульманской мечети в Мадриде. План строительства собора был разработан еще в 1561 году, когда Мадрид был выбран испанским королем Филиппом Вторым, столицей страны, но по ряду причин, строительство откладывалось, вплоть до 1868 года, пока группа деятельных прихожан не встретилась с архиепископом Толедо, и не испросила у него разрешение на строительство собора в честь Девы Альмудена - покровительницы Мадрида. Строительные работы начались только в 1883 году, но шли они очень медленно, несколько раз останавливались, так как в период Гражданской войны здание собора было повреждено, затем в 1944 году случился пожар, и здание пришлось опять перестраивать. В новый архитектурный план включили массу интересных неоклассических элементов. Строительство кафедрального собора Альмудена закончилось недавно - в 1999 году, хотя он был освящен еще в 1993 году Папой Римским - Иоанном Павлом Вторым. В честь этого важного события с внешней стороны собора установили величественную статую Папы Римского - Иоанна Павла Второго.

10. Кафедральный Собор в городе Овьедо – один из самых красивейших соборов Испании, с высоким шпилем, простирающимся к небу и доминирующем в исторической части города. Собор начали строить в тринадцатом веке, на месте старинной базилики, в честь Святого Сальвадора. Строительство продолжалось до шестнадцатого столетия. Овьедский Кафедральный собор Сан-Сальвадор - настоящее испанское достояние, так как тут хранятся христианские реликвии из многих других церквей, эвакуированные сюда, в период вторжения мавров в центральную и южную части Испании. Фасад собора оформляли Хуан де Бадахос и Педро де Буйерес. Собор в Овьедо, выполнен в прекрасном готическом стиле, но с элементами барочного стиля и стиля эпохи Возрождения. Столбы, поддерживающие крышу украшены растительными узорами. В главном алтаре имеется несколько ниш с картинами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа. Часовня короля Кастро – место расположения Королевского Пантеон, где захоронены тела австрийских монахов. В монастыре имеется Епархиальный музей с очень редкими и важными археологическими экспонатами, в том числе тут есть «Крест ангелов», подаренный королем Альфонсо Вторым, а также «Крест победы» - символ Астурии, имеющей долгую и важную историю происхождения.

Мы рассказали вам о самых красивых и интересных, на наш взгляд, кафедральных соборах Испании – архитектурной и исторической гордости страны. Надеемся, что смогли вас заинтересовать, и вы отправитесь познакомиться с этими удивительными произведениями испанского зодчества.

Кафедральный собор Севильи (исп. Catedral de Sevilla), известный также как Собор Мария-де-ла-Седе (исп. Catedral de Santa María de la Sede), считается гордостью и одной из главных достопримечательностей не только Андалусии , но и Испании в целом. Даже спустя 5 столетий, прошедших с момента его основания, он поражает своими внушительными размерами и роскошью архитектурной композиции. Общепризнано, что этот грандиозный храм является самым крупным готическим собором в мире, а, по мнению некоторых экспертов, он даже является самым большим по кубатуре католическим собором, опережая по этому показателю соборы Святого Павла в Англии и Святого Петра в Ватикане. Кроме всего прочего, именно в нем находится самый дорогой алтарь среди всех готических соборов в мире: на его украшение ушло 3 тонны золота.

Кафедральный собор Севильи: история создания

После отвоевания в ходе Реконкисты в 1248 году Севильи войсками христианских королей, город стал одним из важнейших политических и экономических центров Андалусии. Соответственно, Севилье был необходим роскошный кафедральный собор, который бы соответствовал новому статусу города. Как и в большинстве других городов Испании его решили построить на месте мусульманской мечети, которая сильно пострадала во время землетрясения 1356 года и находилась в ужасном состоянии. Строительство храма началось в 1402 году, а закончилось в 1506. Материалы, которые остались от разрушенной мечети, значительно упростили строительство Севильского кафедрального собора Мария-де-ла-Седе, поэтому он был построен в рекордные для того времени сроки - 100 лет.

Масштабы строительства просто поражали современников, а жители и гости Севильи говорили: «Потомки сочтут нас безумцами за то, что мы решили построить храм такой красоты и таких размеров».

После завершения строительства вид кафедрального собора Севильи, действительно, поражал взгляды горожан и гостей Севильи: длина здания составила 126 метров, ширина 82 метра, а его центральный неф достиг высоты 42 метров, что сделало его самым высоким кафедральным собором Испании.

Стоит отметить, что работы по строительству, закончившиеся в 1506 году не были окончательными. К сожалению, в расчетах архитекторов были допущены некоторые ошибки и всего через 5 лет, в 1511 году, купол здания начал разрушаться. Проведенные работы по реконструкции позволили простоять кафедральному собору Мария-де-ла-Седе без какого-либо крупного ремонта до 1888 года, когда в Севилье произошло сильное землетрясение, в результате которого вновь серьезно пострадал купол храма. Работы по его восстановлению продолжались вплоть до 1903 года.

Кафедральный собор Севильи: архитектурные особенности

Архитектурный план Севильского кафедрального собора абсолютно не похож на классические образцы, которые встречаются в королевских кафедральных соборах других стран, например Франции. Он имеет свою, неповторимую и оригинальную архитектуру. План храма похож на огромный, просторный зал с прямоугольным основанием, которое базируется на фундаменте арабской мечети. Длина сооружения, состоящего из 5 нефов, в сумме составляет 126 метров. Центральный неф, боковые приделы и капеллы находятся между подпорными стенами, обеспечивая ширину, которую нельзя встретить больше ни в какой другой церкви - 82 метра.

Роскошные хор и главная капелла кафедрального собора находятся в центральном нефе к востоку и западу от центрального купола, придавая нефу вид отдельной, колоссальной конструкции, своей роскошью и формой похожей на сокровищницу. Последующие расширения проводились в разных стилях, в основном, в стиле Ренессанс, например, Королевская капелла, Главная ризница, Зал Капитула. В восточной части здания Карл V на месте старой капеллы построил Королевскую капеллу (исп. Capilla Real). В XVI веке в храме была построена Главная ризница (исп. Sacrista Mayor), а в XVII и XVIII веках к юго-западной части Севильского собора было пристроена административная часть здания, выполненная в лучших традициях испанского барокко.

Интерьер Севильского кафедрального собора

Как и в других городах Испании при строительстве кафедрального собора Севильи одной из главных задач архитекторов было добиться максимального ощущения пространства. И, надо признать, что воплотить этот замысел в соборе Мария-де-ла-Седе архитекторам удалось просто блестяще. Пожалуй, самое яркое впечатление, которое Вы получаете, попав внутрь храма - это безграничность окружающего Вас пространства.

Высота центрального нефа Севильского кафедрального собора просто колоссальна и составляет 42 метра, высота каждого из боковых нефов достигает 24 метров. Поражают воображения посетителей и сложные резные колонны храма с восьмиугольными основаниями и изящными пилястрами . В его интерьере встречаются элементы, относящиеся к различным архитектурным стилям: например, крестообразные своды храма выполнены в готическом стиле, подсвечивающие их цветные окна сделаны в стиле Ренессанс в XVI веке. При этом хотелось бы отметить, что все эти элементы сплетаются в единый гармоничный архитектурный ансамбль.

Работа Хуана Мартинеса "Христос”

Одной из наиболее ярких и интересных работ, представленных в Севильском соборе является работа выдающегося скульптора севильской школы Хуана Мартинеса (исп. Juan Martinez) "Христос, представляющая собой распятие, выполненное в 1603 году. Работа "Христос” находится в капелле San Andres в западной части Севильского кафедрального собора (Catedral de Sevilla).

Перед Хуаном Мартинесом была поставлена задача изобразить Христа максимально приближенно к живому человеку, дабы создавалось впечатление, будто он беседует с молящимися е его ног людьми. И великий скульптор, чьим работам всегда была свойственна пластичность и живописная красота, с успехом справился с этой задачей. Сегодня находящаяся в Севильском соборе работа Хуана Мартинеса "Христос” является одной из лучших и ярчайших скульптур в стиле раннего Испанского Барокко.

Если верить надписи на тыльной стороне королевского места в хоре Севильского собора, его сиденья, которые сейчас считаются одними из самых изящных в Испании, были сделаны в 1478 году испанским мастером Нуфро Санчесом. Тончайшая резьба и инкрустация, декорирующие деревянные сиденья хора, сочетают в себе черты стилей платереско, мудехар , а также готического стиля. Все 117 сидений вырезаны из дуба и имеют вставки из других видов древесины.

В верхней секции хора кафедрального собора Севильи находятся богато украшенные сиденья для духовенства, а в нижней части сидения для пребендариев. На тыльной стороне сидений в нижней части хора изображена Хиральда, считающаяся одним из символов Севильи. Подголовники сидений украшены библейскими сюжетами, а на стульях изображены человеческие грехи и пороки. Сидения, находящиеся в верхней секции хора выполнены в том же стиле, но сверху увенчаны арками, которые держат на себе вырезанные из древесины статуэтки. Статуэтки, в свою очередь, поддерживают балдахин, на котором филигранная резьба по дереву изображает небольшие религиозные фигурки.

Главная капелла

Алтарь, находящийся в Главной капелле Севильского собора достигает 18.2 метров в длину и 27.8 метров в высоту, что делает его самым большим алтарем в Испании. Он был спроектирован и сделан фламандским скульптором Питером Данкартом. Алтарь считается не только самым большим, но одним из самых красивых в стране и неудивительно, ведь работа по его конструированию была настолько филигранной и кропотливой, что заняла почти 100 лет. Алтарь представляет собой вырезанную из дерева грецкого ореха, каштана и лиственницы композицию из трех сюжетов, которую увенчивает роскошный балдахин. Кроме всего прочего алтарь кафедрального собора Севильи является самым дорогим алтарем среди всех готических соборов мира, ведь он содержит 3 тонны чистого золота.

Внутри украшенной прекрасным орнаментом архитектурной рамки находится ретабль, включающий композицию из 45 фигур, каждая из которых (за исключением тех, которые находятся на возвышении для алтаря) имеет площадь в один квадратный метр. В центре ретабля находятся фигуры, посвященные жизни Иисуса и Марии, а в боковых секциях изображены сцены, связанные с созданием Мира и с жизнью в Раю. Фигуры, расположенные на возвышении для алтаря изображают эпизоды из жизни севильских святых, а так же вид самого города. Пожалуй, самой интересной из этих картин, является та, что изображает восточный фасад Севильского собора и Хиральду, в том виде, как они выглядели в XV - XVI веке до того, как был поврежден и перестроен купол кафедрального собора, а Хиральда была реконструирована. Верхняя часть ретабля является работой Пиеты и изображает 12 апостолов, а так же сцены мучений Христа.

Все вырезанные из дерева сюжеты разделены пилястрами, на которых техникой, требующей особой тонкости и кропотливости работы, вырезаны маленькие деревянные скульптуры. Для того, чтобы добиться правильной, гармоничной перспективы, фигуры, находящиеся в верхней части ретабля сделаны крупнее. Поэтому, при взгляде снизу создается панорама, на которой все фигуры кажутся одного размера.

Общий вид главного ретабля Севильского кафедрального собора просто поражает своими масштабами, роскошью и тончайшей проработкой каждой детали орнамента. Один англичанин, побывавший в Севильском соборе, Генри Волллам, сказал про этот алтарь: «здесь собрано население целого среднего по размеру готического города».

Гробница Христофора Колумба

В центре южного трансепта Севильского кафедрального собора находится гробница великого первооткрывателя, Христофора Колумба, которая была установлена здесь в 1900 году. Гроб, в котором предположительно хранятся останки Колумба, несут аллегорические фигуры четырех королей, каждый из которых символизирует одно из христианских королевств старой Испании. В руках одного из королей копье, пронизывающее плод граната, символизирующий последний арабский эмират в Испании - Гранаду.

Существует довольно интересная версия, объясняющая то, почему композицию выполнено именно так, чтобы гроб находился на весу за счет несущих его фигур. Как известно, открыватель Америки, к концу своей жизни находился в плохих отношениях с испанской короной, поэтому завещал, чтобы его ни в коем случае не хоронили на испанской земле. Севильские власти осуществили желание Колумба, расположив его гроб в воздухе.

Сейчас существуют различные версии насчет того, находятся ли в саркофаге Севильского собора действительно останки самого Христофора. О том, какие существуют версии относительно этого, Вы можете прочитать в нашей статье «Где действительно похоронен Колумб?». Как бы то ни было, на саркофаге в Севильском кафедральном соборе находится надпись «Когда остров Куба получил независимость от его властителя, Испании, в Севилью были доставлены останки Христофора Колумба, и городские власти возвели этот монумент». Вне зависимости от того, что находится внутри, сам по себе монумент интересен с архитектурной точки зрения и впечатляет изящной работой, выполнявших его мастеров.

Королевская капелла

Королевская капелла (исп. Capilla Real) в Севильском соборе была построена Карлом V примерно в 1555 году и была посвящена христианскому королю - освободителю города от мусульман, Фердинанду III . В настоящий момент останки великого короля и воина хранятся в серебряной урне XVIII века, которая стоит на гробе, в котором он был изначально похоронен. Стенки гроба исписаны арабскими, латинскими, староиспанскими и древнееврейскими надписями, которые увековечивают слава сказанные Альфонсо X о своем отце: «Самый храбрый, самый правдивый, самый благородный, самый бесстрашный, самый достойный, самый прославленный, самый верный, самый скромный, самый богобоязненный, и самый преданный слуга Бога и освободитель города Севилья, глава всей Испании».

Королевская капелла севильского кафедрального собора в основании имеет форму прямоугольника, но одна стена выполнена в форме полукруга, что придает ей достаточно необычный вид. Центральная ниша стены разделена 8 пилястрами, в ее центре под роскошным серебряным балдахином находится вырезанная из дерева лиственницы, богато украшенная драгоценными камнями фигура покровительницы города, Virgen de los Reyes (Королевской Мадонны). Эта фигура примечательна тем, что была сделана еще в XII веке, а так же тем, что имеет механизм, который приводит в движение голову и руки святой. К большому сожалению, в настоящий момент механизм уже не работает.

Сокровищница

Одним из самых интересных и удивительных экспонатов сокровищницы Севильского кафедрального собора является инкрустированная самоцветами золотая корона, украшенная драгоценными камнями и увенчанная фигурками четырех ангелов. Самым удивительным элементом этой ювелирной работы является фигурка одного из ангелов, держащего корону.

Дело в том, что торс ангела сделан из огромной настоящей жемчужины, полностью повторяющей очертания человеческого тела. При этом мастер не правил и не обрабатывал жемчужину, а просто использовал это чудо природы в своей работе. Сегодня золотая корона является одним из самых ценных экспонатов сокровищницы Севильского собора.

Севильский кафедральный собор, или собор Мария-де-ла-Седе стал воплощением в камне могущества Реконкисты - завоевания христианами земель на Пиренейском полуострове. Построенный на месте мечети, Севильский собор является третьим по величине и имеет крупнейший алтарь в мире. В 1987 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

По замыслу основателей, собор в Севилье должен был продемонстрировать власть города и его богатства. Приступая к строительству в 1401 году, член коллегии заявил: "Мы должны построить такой храм, чтоб те, кто увидит его, восторгались им после завершения и сказали, что те, кто осмелился задумать эту работу, были сумасшедшими». Вдохновленные этой целью, каноны Севильи отказалась от всех своих доходов для финансирования строительства. Собор был завершен чуть более века спустя в 1506 году, что было большим достижением того времени.

Севильский собор построен на том же прямоугольном фундаменте, где была мечеть. Но христианские архитекторы увеличили высоту, получив в результате удивительно большое здание. Собор Севильи является третьим по величине в Европе после и , но по объему, он превосходит оба. Общая площадь составляет 11520 кв.м, центральный неф поднимается на 42 м.

Что посмотреть

В соборе сохранились два фрагмента прежней мечети: мавританский вход (Патио-де-лос Нараньес) и минарет (Хиральда) преобразованный в колокольню. Огромный интерьер собора, с центрального нефа до четырех боковых проходов щедро украшен золотом, привезенным Колумбом.

Южный вход (Пуэрта-де-Сан-Кристобаль) ведет к могиле Христофора Колумба. Существует мнение, что Колумб на самом деле покоится в Санто-Доминго, а в Севильском соборе находится его сын – Диего. В настоящее время проводятся ДНК-тесты, чтобы узнать, кому принадлежат останки.

В центре большого зала Коро (хор) находится главный шедевр собора – алтарь работы Питера Флеминга. Он состоит из 45 резных сцен из жизни Христа. Скульптуры вырезаны из дерева и покрыты ошеломляющим количеством золота. Это крупнейший и богатейший алтарь в мире.

К другим достопримечательностям относятся витражи XV века, серебряные реликварии, картины Гойи, Мурильо, Сурбарана и коллекция черепов. Слева от Капилья Реаль вход в прекрасный мавританский минарет Хиральда, где теперь действует колокольня высотой 114 метров с 22 гармонично настроенными колоколами.

Путешествуя по Испании, посетите также - крупнейший готический собор Европы и - фантастическое современное сооружение, которое строится в наши дни. В Испании также находится один из самых необычных замков - , где находится античный музей. Любимым замком королей Испании был , где вы найдете уникальную коллекцию оружия.

Севильский собор (Catedral de Santa María de la Sede) открыт ежедневно с 11.00 до 17.30, в июле и августе с 9.30 до 16.30, по восресеньям с 14.30 до 18.30. Время работы может меняться в связи с праздничными богослужениями и культурными мероприятиями. Стоимость входа: 8 евро, для студентов и пенсионеров - 2 евро, бесплатно: дети до 15 лет (в сопровождении взрослых), инвалиды и безработные.
Официальный сайт:

«Человек на своем жизненном пути должен когда-то остановиться, обдумать пройденное, задуматься.
На его пути встает Храм...
Однако Храм возникает на пути человека вовсе не для того, чтобы остановка казалась ему местом отдохновения или неким препятствием, человек, идущий к Храму, начинает свой новый Путь уже в Храме»

Ш.М. Шукуров. Образ Храм а

Кафедральный собор Севильи —

— Санта Мария де ла Седе — это самый большой храм, построенный в готическом стиле. Его ансамбль занимает гектар площади и внесен в книгу рекордов Гиннеcса (The Guinness Book of Records).

Собор такой большой, что его осмотр больше похож на прогулку по лесу из 36 колонн, с переходами между пятью нефами и под 68 крестовыми сводами. Грандиозные размеры собора связаны с тем, что для его возведения использовался фундамент мечети (XII).

Бывшая мечеть Альмохадов. 1184—1198

Элементы старой постройки сохранились: колокольня севильского собора — это бывший минарет мечети, знаменитая башня Хиральда.

Врата Прощения в сегодняшнем христианском храме Севильи. В XII веке это был вход в мечеть.

Апельсиновый дворик сейчас — это бывший двор для ритуальных омовений в мечети династии Альмохадов.

Готический собор Севильи. 1434—1517

Строительство собора началось с западного фасада в начале XV века.

Главный фасад собора — это три входа. Главный вход посвящен Вознесению Девы Марии, именем которой назван собор Севильи.

Вход со сценой "Рождества Христова" на тимпане.

Вход «Крещение Господне» в Севильском соборе строят в XVI веке по проекту Лоренцо Меркаденте де Бретанья и украшают скульптурами его работы. Лоренцо де Бретанья был загадочным человеком, мистиком, масоном и каббалистом. По этой причине в соборе множество тайных эзотерических знаков и посланий. О многих я рассказываю на своих экскурсиях в соборе Севильи.

Западный фасад любого готического храма украшает роза.

Витражное окно-роза Севильского кафедрального собора изображает четырех евангелистов.

Дата изготовления витража — 1577 год; очень позднее изделие для готики. Автор — Висенте Менардо.

Коллекция витражей собора в Севилье — одна из самых богатых в Европе. Есть витражи, датируемые XV веком, работы Энрике Алемана; есть и современные.

Этот материал — только небольшая часть того, о чем я рассказываю и показываю на экскурсии по Севильскому собору. Многие и многие гости Севильи не могут принять решение: «A надо нам посещать еще один собор?»

«Чем он отличается от тех, что мы уже видели в Толедо или Гранаде?»

Севилья в эпоху торговли с Новым Светом была главным портом Европы, принимавшим огромные богатства.

Именно этот факт отличает Севильский кафедральный собор от других: драгоценности, живопись, витражи, скульптура, решетки, дорогие ткани, предметы для церковной службы, книги — это иллюстрация могущества и расцвета города и его Храма.

У западного фасада собора в часовне хранится один из шедевров: "Ангел-хранитель" Эстебанa Бартоломе Мурильо, 1665—1669.

В часовне святого Эрменехильда находится великолепная работа мастера Лоренцо Меркаденте де Бретанья — алебастровое надгробие кардинала Хуана де Сервантеса и Боканегра. Был архиепископом Севильи с 1449 по 1453 год.

Происходил из семьи аристократов, получил хорошее образование, стал доктором юриспуденции. Многое сделал для завершения строительства собора в Севилье, основал госпиталь имени Святого Эрменехильдо и еще при жизни заказал надгробие у знаменитого Лоренцо де Бретанья.

В севильском Кафедральном соборе на службе можно услышать чарующие звуки двух оргáнов.

Деревянные ящики, в которых находятся трубы оргáна, украшают скульптуры из красного дерева работы великого Дуке Корнехо — внука известного севильского скульптора Педро Ролдана.

Храмом в Храме называют часовню святой Девы Марии Антигуа.

Деньги на строительство этого непревзойденного шедевра выделил архиепископ Севильи. Здесь же он и похоронен (справа), в гробнице из генуэзского мрамора. Автор работы — Доменико Фанцелли.

В этой часовне находятся работы севильского художника Доминго Мартинеса.

На выходе из часовни Девы Марии Антигуа, справа, в часовне Зачатия, или по-народному «ла Гамба», - работа одного из художников севильской школы живописи Луиса Варгаса (Luis de Vargas).

Имя этого художника связано с символом Севильи — флюгером на башне Хиральда.

Гробница Великого мореплавателя Христофора Колумба расположилась в трансепте собора.

Автор великолепной работы — Артуро Мелида. Его замысел объединил и историю королевства, и судьбу адмирала Колумба. Гроб Колумба несут на плечах четыре короля - Арагона, Наварры, Кастилии и Леона. Подлинность останков Христофора Колумба, хранящихся под сводами Севильского собора, доказана экспертизой.

В центральной части Севильского собора, представляющей часть латинского креста, находятся хоры, занимающие 20 метров в длину. 67 высоких стульев с балдахином и 50 низких стульев — работа мастера Руфо Санчеса в 1478 году.

Золотой алтарь Севильского собора

— в 28 нишах рассказывает историю жизни Иисуса Христа.

Каждая из них представляет один из сюжетов Святого писания. Проект этого шедевра принадлежит фламандскому мастеру Пьеру Данкарту; начало работ датируется 1482 годом.

Барокко в Севильcком соборе. 1618—1758

Севильский собор — это еще и огромное музейное пространство разных эпох, разных стилей. — это стиль, подчеркивающий богатство и могущество церкви.

Алтарь Девы Марии Скорбящей (XVII), автор — Педро де Мена. Cкульптор, резчик по дереву, к сожалению, мало известен за пределами Испании. Его работы можно видеть в соборах Гранады, Малаги, Толедо, Вальядолида, в монастыре Босоногих кармелиток в Мадриде.

Резные деревянные элементы алтаря. Барокко.

В пространстве ризницы можно увидеть великолепные работы:

Алехо Фернандеса — триптих «Рождество Богородицы»; Франциско Гойя - «Санта Хуста и Санта Руфина», святые покровительницы города Севилья. Две девушки, торговавшие керамикой в районе Триана, приняли мученическую смерть за христианство в римском Испалисе времен императора Диоклетиана. Канонизированы. Стали святыми покровительницами Севильи и всех гончаров.

Хуан Санчес де Сан Роман — «Распятие», XV век, и работа анонимного автора конца XV века — «Поцелуй Иуды и Христос перед Понтием Пилатом».

Ренессансные работы в Севильском соборе. 1528—1601

Еще один важный этап в Севильском соборе — испанский Ренессанс, получивший название платереско.

Главная ризница собора в форме греческого креста строится в середине XVI века архитекторами Диего Риано, Диего де Силоэ, Эрнаном Руисом. Филипп II сказал о ней:"Ваша ризница лучше, чем вся моя церковь"

Серебряная дарохранительница (авт. Хуан де Арфе) весом 300 кг - одна из самых значительных работ в стиле платереско. Один раз в году она участвует в процессии на улицах Севильи в день праздника Тела и Крови Христова — Corpus Cristi.

«Снятие с Креста» - работа кисти фламандского художника Педро де Кампанья. Художник, ставший одним из основателей севильской школы живописи эпохи Возрождения.

Вестибюль, как зал для ожидания перед началом собраний севильской Епархии. Стены вестибюля украшают мраморные фигуры главных добродетелей:
Справедливости, Благоразумия, Стойкости, Умеренности.

Мраморные барельефы со сценами: Моисей, ведущий народ Израиля, наказание Амона, Моисей, творящий чудеса перед фараоном, строительство Вавилонской башни.

Зал заседаний севильской Епархии имеет форму овала, — это один из ярких примеров архитектуры эпохи ренессанса в Испании в XVI веке.

Живопись в верхней части свода — это работы Эстебана Бартоломе Мурильо.
Художник, которого называли испанским Рафаэлем. Он стал основателем Академии художеств в Севилье. За работу «Видение Святого Антонио Падуанского», хранящуюся в Севильском соборе от получил фантастическую сумму 10 тысяч золотых реалов. Но после смерти жены, переживая горе, оставил все свое богатство церкви, умирает в бедности

Еще одна комната с сокровищами собора хранит корону Девы Марии де лос Рейeс, которая была изготовлена для коронации Девы Марии.

Расписание работы кафедрального собора для осмотра туристами:

В понедельник с 11:00 — 15:30.
Во вторник и до субботы с 11:00 до 17:00
В воскресенье с 15:00 до 18:00
Стоимость входа для взрослых — 9Е.
Примечание:
В понедельник с 16:00 - 18:00 вход в собор бесплатный.