Из сингапура в джохор бару на автобусе. Как мы пытались попасть в сингапур. Автобусы Малакка – Сингапур

  • Дата: 05.03.2023

В последнее время летать до Сингапура стало ощутимо дороже, особенно если не успеваешь заранее купить билет на распродаже. Что можно посоветовать путешественникам? Экономить на транспорте. Например, можно лететь до Куала Лумпур, а оттуда ехать на автобусе до Сингапура . Маршрут достаточно простой, стоит дешево. Самое сложное – разобраться с пересадками на автобусы при переходе границы между Малайзией и Сингапуром. Рассказываю по порядку.

Перед поездкой убедитесь, что у вас сделана. Если нет, дальше можно не читать.

Поездка из Куала Лумпур в Сингапур на автобусе займет около 5-6 часов (при условии, что границу вы пройдете быстро). В Джохор Бару ехать чуть больше 4-х часов.

Откуда едут автобусы из Куала Лумпур в Сингапур

Из Куала Лумпур в Сингапур автобусы едут с Berjaya Times Square, KL Sentral, однако больше всего автобусов – с автовокзала TBS. Подробней, как доехать до TBS, уже писал .

Как купить билеты до Сингапура

Предварительно билеты можно купить онлайн на сайтах:

(мне больше понравился EasyBook),

Однако, если хотите уехать на текущее время, тогда придется покупать билеты или в кассе TBS, или в билетном автомате. Как покупать автобусные билеты из Куала Лумпур подробно рассказывал .

На фото: при покупке билетов на автобус обращайте внимание на станцию отъезда и приезда, а также цены бывают в рингиттах и сингадолларах

Стоимость билетов на автобус Куала Лумпур – Сингапур зависит от конкретных дат и автобусных компаний, от 40 рингитт на человека. На сайте можно посмотреть фото салона автобуса и дополнительную инфрмацию.

Обратите внимание, что на сайте цены будут в сингапурских долларах (S$) и малайских рингитах (RM) – выгоднее брать в рингитах. Например, RM 45 = примерно S$ 15.


На фото: покупка билетов на автобус до Джахор Бару на сайте busonlineticket, Малайзия

Вам нужно решить главное, – брать ли билеты напрямую в Сингапур или брать билеты до пограничного города Джохор Бару . По цене получается примерно одинаково (т.к. из Джохор Бару потом еще добавится стоимость билета до Сингапура), но каждый из этих вариантов имеет плюсы и минусы:

  1. Прямой билет из Куала Лумпур в Сингапур.
    Плюс такого варианта – прямой рейс.
    Минусы: нет никакой гарантии, что на границе автобус вас дождется. Как правило такие автобусы ждут только 20 минут. Если простоите в очереди на таможне дольше – автобус уйдет.
  2. Взять билеты до пограничного города Джохор Бару , а затем сесть на рейсовый городской сингапурский автобус, потом пересесть на .
    Плюсы: можно не бояться упустить автобус.
    Минус: придется посетить бестолковый автовокзал Ларкин и сделать две пересадки.

Тем не менее, по своему опыту скажу, что очереди на таможне длинные и уложиться в 20 минут сложно, поэтому второй способ более предсказуемый – далее расскажу о нем. Однако, если вы выбираете первый способ, то рекомендую дочитать до конца и взять на заметку, как добраться на автобусе до Сингапура от таможни, если автобус вас не дождется на границе.

Как добраться из Джохор Бару в Сингапур и правильно перейти границу

Если вы взяли билеты до Джохор Бару, автобус привезет вас на автовокзал Ларкин, который на гуглокарте расположен .

По прибытию в Ларкин даже не заходите в здание автовокзала, а сразу идите на платформу №1 и садитесь на автобус “SBS Transit” номер 170 , – это уже сингапурский городской маршрут. Автобус ходит каждые 10-15 минут. Маршрут со всеми остановками этого автобуса . Платить водителю на входе. Можно сразу взять билет до нужной станции в Сингапуре или выйти на станции метро.


Этот автобус довезет вас до Woodland Checkpoint – это огромное угловатое здание пограничной службы.

На этой остановке все пассажиры выйдут из автобуса (не забудьте взять багаж!), поднимутся на верхний уровень, чтобы пройти паспортный контроль.

Сохраните купленные в Ларкине билеты на sbs-автобус, – они еще пригодятся!

Сначала проходите малайских пограничников, делаете скан отпечатков пальцев, получаете выездной штамп в загранпаспорт.


На фото: прохождение малайской границы в Джохор Бару, Малайзия

В целом прохождение сингапурского контроля может занять разное время. Одни пробегают контроль за 15 минут, другим не везет и они тратят на прохождение границы целый час.

После прохождения границы опять спускаетесь на автобусную платформу, которая уже будет считаться сингапурской стороной. Там находите очередь, которая ждет автобус 170. Не пытайтесь найти именно тот автобус, на котором вы сюда приехали, просто садитесь в любой следующий 170-й автобус, показывайте билетик и все, – автобусы идут подряд один за другим.


Johor Bahru, formerly known as Tanjung Puteri or Iskandar Puteri, is the capital of the state of Johor in Peninsular Malaysia. Johor Bahru has a population of 497,097. It is a part of Iskandar Malaysia with an estimated population of 1.805 million, one of the country"s three largest metropolitan areas, and is the southernmost city in the Malay Peninsula. - Wikipedia

Things to do in Johor Bahru

  • Singapore Zoo

    The Singapore Zoo, formerly known as the Singapore Zoological Gardens and commonly known locally as the Mandai Zoo, occupies 28 ha on the margins of Upper Seletar Reservoir within Singapore"s heavily forested central catchment area. The zoo was built at a cost of $9 million granted by the government of Singapore and opened on 27 June 1973. It is operated by Wildlife Reserves Singapore, who also manage the neighbouring Night Safari, River Safari and the Jurong BirdPark. There are about 315 species of animal in the zoo, of which some 16 percent are considered to be threatened species. The zoo attracts 1.7 million visitors each year.

  • Sungei Buloh Wetland Reserve

    The Sungei Buloh Wetland Reserve (Chinese: 双溪布洛湿地保护区) is a nature reserve in the northwest area of Singapore. It is the first wetlands reserve to be gazetted in Singapore (2002), and its global importance as a stop-over point for migratory birds was recognised by the inclusion of the reserve into the East Asian Australasian Shorebird Site Network. The reserve, with an area of 130 hectares, was listed as an ASEAN Heritage Park in 2003.

  • Kranji War Memorial

    The Kranji War Memorial (Chinese: 克兰芝阵亡战士公坟; Malay: Tanah Perkuburan Perang Kranji; Tamil: கிராஞ்சி போர் நினைவு) is located at 9 Woodlands Road, in Kranji in northern Singapore. Dedicated to the men and women from the United Kingdom, Australia, Canada, Sri Lanka, India, Malaya, the Netherlands and New Zealand who died defending Singapore and Malaya against the invading Japanese forces during World War II, it comprises the War Graves, the Memorial Walls, the State Cemetery, and the Military Graves.

  • Singapore Botanic Gardens

    The Singapore Botanic Gardens is a 158-year-old tropical garden located at the fringe of Singapore"s Orchard Road shopping district. It is one of three gardens, and the only tropical garden, to be honoured as a UNESCO World Heritage Site. The Botanic Gardens has been ranked Asia"s top park attraction since 2013, by TripAdvisor Travellers" Choice Awards. It was declared the inaugural Garden of the Year, International Garden Tourism Awards in 2012, and received Michelin"s three-star rating in 2008.

Из разговора с таксистом:

— Моя жена работает в госпитале медсестрой и получает 5000 ринггит (около 50000рублей) в месяц
— У нас нет коррупции, если только где-то высоко, и мы о ней не знаем
— Я люблю своих детей. Они как ураган. Много детей – много проблем, но и много любви.
— У нас хорошие дороги.
— Я не хотел бы жить в другом месте.
— Вот моя жена, – показывает фото на телефоне – красавица…
— У вас там Путин?



Малайзия многонациональная страна. И вот мы попали в машину к англоговорящему индусу – отцу пятерых детей. Выше несколько выдержек из разговора с ним о стране и семье.

Кажется, что эти фразы отражают настроение простого человека в Малайзии. Скорее всего, тут есть недовольные страной, не сомневаюсь, что их не мало, но тем не менее людям комфортно жить в стране и растить детей.

Я раскрою небольшую тайну, путешествуя по странам, я постоянно примеряю их на себя и размышляю, где бы нам комфортно было бы жить. В каждой стране за короткое время пребывания мне открываются плюсы и минусы, конечно, не сомневаюсь, что живя долго, таких плюсов и минусов стало бы больше, но все же есть какие-то общие черты, которые меня привлекают или нет. Малайзия мне показалась достаточно спокойной и приятной страной для жизни, особенно если рассматривать города, где уровень цивилизации высок. Но вот, какая-то она скучноватая для постоянной жизни что ли…

Джохор-Бару

Джохор-Бару — странный (любимое слово моего сына) город. С одной стороны он развит в достаточной мере в рамках общества потребления, а с другой, кажется, что там совершенно нечего делать кроме, как ходить в парки развлечений и сидеть в ресторанах.

Но все по порядку. Сначала мы выехали на очередном автобусе из и отправились в город с неведанным мне до этого момента названием – Джохор-Бару.

В этот раз не могу обойти стороной описание автобуса. Он был уж совсем какой-то нереальный. Обычный рейсовый межгородской автобус за 20 ринггит/чел (около 200 рублей), если мне не изменяет память. Но внутри! На сидениях можно включать функцию массажа, сидишь себе, а оно тебя массажирует. Из столика выходит телевизор и показывает фильмы (знаете как в самолетах столики на первых сидениях – выходят из ручки кресла?). Волшебство какое-то! Правда, мне вся эта блажь была не нужна, потому что на моих руках тусовалась активная девочка, которая не хотела засыпать и желала попробовать весь мир на вкус, зато Костя с Демой оценили автобус по достоинству.

Джохор –Бару – это столица султаната Джохор. Город, честно говоря, особо ничем не знаменательный кроме, парков развлечений и того, что он граничит с Сингапуром. А еще магазины есть. В Джохобару есть Леголенд, который мы посетили, а так же парк развлечений имени розовой кошечки –Хэллоу Китти и еще несколько тематических парков развлечений. Можно, кончено, еще что-то интересное на трипадвайзере поискать, но нас это не впечатлило.

Кстати, этого нет на трипадвизаре, но в блоге у Наталья Косенко нашла интересное место, в которое мы не успели съездить – это самая южная точка Евразии «Мыс Пиай». Если вдруг нелегкая когда-нибудь занесет опять в Джохор-Бару мы обязательно заедем в культовую точку.

Граница с Сингапуром выгодно отличает местных жителей от других частей Малайзии. Не уверена, что по культуре, но по возможности работать в Сингапуре точно. Все более-менее амбициозные джохо-баруйцы пользуются такой возможностью и получают зарплаты, в несколько раз превышающие обычный заработок обычного жителя Малайзии. Их даже не пугают огромные очереди на границе с Сингапуром по утрам и в вечернее время.

В общем и целом, нам это место показалось скучным и нечего там делать кроме, как в парки развлечений ходить и шопиться. Что-то типа в Китае.

Отель Джохор-Бару- Silka Johor Bahru

Мы заселились в отеле Silka Johor Bahru. Заказывали отель через hotellok . Там по какой-то акции через Тревл.ру мы заказали номер за 1100 в сутки. Очень уж хотелось, чтобы Дема поплавал в бассейне и у нас был нормальный завтрак. Правда, мелким шрифтом не прочитали, что номер-то без окна. А еще мы немного переживали, что отель находится далеко от цивилизации. Правда, уже на месте поняли, что в Джохор- Бару, где не заселяйся – все одна скукота.

По приезду в отель выяснилось, что номер без окна и что бассейн закрыт на ремонт. Факт закрытого бассейна помог нам уговорить персонал на ресепшене дать номер выше категорией с балконом за туже же цену. Пришлось ссылаться на водные страдания ребенка и дезинформацию на официальном сайте. После некоторых стараний и уговоров номер нам все-таки дали лучше и мы весело зажили в отеле. Завтраки были неплохие с фруктами, яйцами и другими радостями, которые необходимы детям в путешествиях. А вот с цивилизацией засада. Недалеко от отеля (недалеко –это, значит, видно с балкона, а так идти минут 20 под палящим солнцем) нашелся Теско-Лотос, любимый нами по Таиланду. Там мы и закупались стратегической съедобной и гигиенической провизией. Кстати, вполне неплохие каши для детей в малайском Теско-Лотосе местного производства. А вот фудкор там ужасный. Все острое и невкусное. Бюджетными кафешками в округе даже не пахло.

Рядом с отелем есть кондо от этого отеля. Там, кстати, как раз бассейн, который оказался закрыт. Постояльцы отеля могут пользоваться тренажерным залом в кондо, детской площадкой прям на крыше парковки и маленьким магазинчиком, где можно купить воду и печеньки.

В следующий раз я начну рассказывать про Борнео, где мы сейчас и находимся. А непосредственно про сам Леголенд расскажу позднее чтобы не потерять впечатления от Борнео. И наконец, я почти закончу месячную поездку на автобусах по Малайзии от до Сингапура с двумя детьми. Впереди, конечно, еще город – картинка Сингапур. А дальше чудо остров Бали. Но все это будет после Борнео.

Участок трассы №3 между Куантаном и Джохор-Бару уже более оживлённый и автостоп там быстрее. При выезде из Куантана удобно поймать машину идущую в Пекан или дальше. Пекан находится в 40 км уже на прямой трассе, после всех пригородов и поворотов. Трассу окружают леса, которые из-за высокой температуры и засухи в момент нашей поездки местами горели и вокруг была дымка, сразу вспомнился 2010 год, когда леса горели в центральной России. В целом трасса хорошая и быстро проезжабельная, если не считать некоторые небольшие городки которые она проходит насквозь, в них можно зависнуть.
При въезде в Джохор-Бару, есть Tesco , где как обычно имеются все блага для путешественника скидки, туалет,Wi -Fi и возможность оставить рюкзаки. Только расположен он в самом начале городской черты и до центра города от него весьма далеко, окало 13 км. Можно доехать автостопом, но позицию найти сложно, очень большой поток машин и отсутствие обочины автостоп там затрудняют. Мы решили поехать на автобусе, большинство автобусов имеют зональную стоимость проезда и идут на центральный вокзал. Проезд нам обошёлся 2,40 MYR на человека, это окало 26 RUB . Автобус кондиционированный, большой вместимости, оплата водителю. Деньги нужно давать без сдачи, если без сдачи нет, то платишь сколько есть, сдачу водитель не даст. Автобус приходит на центральный вокзал, это большой вокзальный комплекс, включающий в себя авто, ЖД вокзалы, множество магазинов, кафе и погранпереход на Сингапур. С этого вокзала отправляется и весь транспорт в Сингапур, который расположен всего в километре от него через пролив. Вообще сам по себе Джохор-Бару мало интересный город, все иностранцы в основном здесь бывают транзитом в Сингапур, но мы в Сингапур ехать не планировали по причине его визовости для граждан РФ. Без визы россиянам можно попасть на территорию этой страны только с целью транзита на срок до 96 часов, в качестве доказательства которого нужно иметь выкупленный авиабилет в третью страну из Сингапура. Правда в интернете есть сведения о том, что не всех пускают даже при наличии авиабилета, но нашим друзьям, спустя месяц в начале апреля 2014 года удалось заехать через эту границу в Сингапур, предъявив билеты из Сингапура в Индонезию. Мы же возможно посетим Сингапур в следующем году, улетев оттуда в Индонезию на дом для всех. Пешком пересечь эту границу нельзя, есть автобус, который вас через неё провезёт, стоит он относительно недорого 4 MYR , но от границы до самого города Сингапур ехать ещё окало 20 км. Поэтому посмотреть из Малайзии на знаменитые сингапурские небоскрёбы не удастся, видно только сам остров, но ничего особо интересного там не наблюдается.

Что же касается самого Джохор-Бару, то все интересные места, пожалуй сосредоточены в центре неподалёку от вокзала. Есть индийский и китайский квартал и соответственно рынки, цены средние, выбор есть. В городе очень много индусов, бирманцев и прочих мигрантов из более бедных стран. Так же есть большой сикхский храм, в котором кормят каждый день два или три раза. Наверняка есть расписание обедов, но мы его не узнали, потому что всегда когда мы приходили и спрашивали: будет ли сегодня ланч? - они отвечали будет, мы спрашивали когда? - они говорили прямо сейчас и звали нас кушать. Отношение очень гостеприимное, приглашали даже вписаться на ночлег, но мы уже в этот день уезжали из города, поэтому все кто будете в Джохор-Бару, обязательно посещайте Сикхов обретёте пищу и ночлег. Путешественники к ним судя по всему почему то заходят не часто, поэтому они им рады. Так же можно у них оставить рюкзаки на день, если нет желания платить 10 MYR (104 руб.) за камеру хранения на вокзале. Расположен храм в паре сот метров от вокзала на параллельной улице Trus . Рядом с ним имеются китайский и индийский храмы. Обменять валюту можно в китайском квартале и в здании вокзала, курс примерно одинаковый, но мелкие долларовые купюры, номиналом в5,10,20 $ меняют по заниженному курсу везде, в среднем курс меньше на 3-5%. (Это так в большинстве стран Азии, поэтому если вы храните свои деньги в мелких купюрах берите в Азию с собой только евро! Их курс обмена не зависит от купюры) Курс на 12.03.2014 3,20 MYR за 1 $, крупной купюрой 50, 100 $. И от 3 до 3,10 MYR мелкой 5,10,20 $. А вот тайские баты здесь в отличии от Куала-Лумпура и других городов Севера Малайзии лучше не менять их курс покупки тут совсем низкий. Самой известной достопримечательностью города считается дворец Султана Ибрагима, который находится западнее вокзала и сикхского храма на горе. Сейчас во дворце музей, мы его не посещали. Снаружи ничего особенного он из себя не представляет, зато на южном склоне этой горы можно ночевать с палаткой, туда почти никто не ходит и там нет освещения. В центре города это самое удобное место, но остерегайтесь муравьёв их там много, ночью они атаковали нашу палатку и нашли запакованную в рюкзаке еду, это случилось с нами впервые в ЮВА, несмотря на частые ночёвки в палатке.

Джохор-Бару является самым южным городом Евразии, а чуть западнее от него в 70 км, находится самая южная точка Евразии - мыс Пиай, но мы туда не поехали, т.к. ничего особо интересного там нет, кроме знака, но в самом южном городе Евразии побывали.
В Джохор-Бару мы были 12 марта 2014 года спустя четыре дня после изчезновения самолёта Boeng-777 авиакомпании Malaysia Airlines , совершавшего рейс МН370 Куала-Лумпур - Пекин и во многих торговых центрах видели вот такие доски поддержки/памяти или соболезнования пассажирам этого рейса. Самолёт не нашли до сих пор, хотя прошло уже 2 месяца с того момента... В тот момент я думал что он упал, потом были мысли что его угнали и посадили где-нибудь в степях Казахстана, но это было бы маловероятно нужна серьёзная взлётно-посадочная полоса, а сейчас даже и не знаю что думать мистика с ним какая-то...




) с прямыми рейсами из Куала-Лумпур (аэропорт Султан Абдул Азиз Шах) и Кота-Бару.

Как добраться с аэропорта

С аэропорта Сенаи, автобус аэропорта Causeway Link (белого цвета) идет до железнодорожного вокзала (JB Sentral) в центре города.

Другой автобус Causeway Link № 333 идет до автобусного терминала Ларкин (5 км от центра города). Поездка по времени займет около 1 часа (если нет пробок).

Пассажиры компании Air Asia, начиная с 1 августа 2013 года, имеют право на бесплатный проезд автобусами Causeway Link от аэропорта до города Джохор Бару.

Поездка на такси занимает около 30 мин. Такси работают на купонной системе - приобретаете купон на стойке такси внутри терминала (рядом со стойкой аренды автомобилей). Определить стоимость такси из аэропорта по этой ссылке

Обратитесь к сайту компании Causeway Link (www.causewaylink.com.my) для расписание автобусов и дополнительной информации.

Как добраться от Сингапура на автобусе

Полный список автобусных компаний, совершающих пассажирские перевозки от Сингапура в Джохор-Бару (и обратно) можно найти на этом сайте http://singaporebuspage.wordpress.com

Поездом из Сингапура в Джохор-Бару

Старая железнодорожная станция Сингапура была окончательно закрыта 30 июня 2011 года. С 1 июля 2011 года все поезда в Малайзию отправляются от контрольно пропускного пункта Woodlands Train Checkpoint. Вудлендс (Woodlands) находится примерно в 26 км к северу от города Сингапур и 700 м от начала моста-дамбы Джохор-Сингапур.

Паспорт и таможенные формальности при отбытии или прибытии в Вудлендс. Вы должны прибыть в Woodlands, по крайней мере, за 30 минут до отправления поезда для проверки документов. Проверка документов начинается за 30 минут до отправления каждого поезда. Сначала вы проходите проверку сингапурских, затем малайских таможенников в Вудлендсе перед посадкой на поезд. Если направляетесь из Джохор-Бару в Сингапур, малайский иммиграционный контроль осуществляется на борту поезда в Джохор-Бару, сингапурские паспортные и таможенные процедуры предпринимаются на контрольно-пропускном пункте в Woodlands, после того как выходите из поезда.

Билет . На станции Woodlands есть касса малайской железной дороги KTM, так что вы можете купить билеты там. Принимаются только наличные, никаких кредитных карт. Если вам нужны наличные деньги, есть банкоматы через улицу в районе рыночной площади в 5 минутах ходьбы от станции. Кассы не будут продавать билеты менее чем за 20 минут до отправления поезда. Продуктовых точек внутри железнодорожной станции Woodlands нет, но есть небольшой супермаркет через дорогу, или запаситесь перед отъездом в центре Сингапура.

Как добраться из центральной части Сингапура до КПП Woodlands. На метро (MRT) и автобусе. С любой станции метро (Mass Rapid Transit metro) от центра города Сингапур до станции метро Woodlands MRT station. Поезда метро ходят через каждые несколько минут, расстояние от центра города 26 км, время в пути около 45 минут. Станция метро Woodlands MRT station находится 3 км от контрольно пропускного пункта Woodlands Train Checkpoint.

Автобусная станция Вудлендс находится на первом этаже. По прибытии на станцию метро Woodlands MRT station, спуститесь вниз и возьмите автобус 911 или 913 от до контрольно пропускного пункта Woodlands Train Checkpoint. Расстояние 3.3 км, время в пути 10 минут, автобусы ходят каждые 3 - 10 минут в течение всего дня (интервал увеличивается до 15 минут после 19:00). Весь путь от центра Сингапура до Woodlands Train Checkpoint займет около 65 минут, но планируйте прибыть, по крайней мере, за полчаса до отправления вашего поезда для паспортных формальностей.

Аналогично вы можете добраться к Woodlands Train Checkpoint от станций метро Marsiling MRT station или Kranji MRT station

3 ежедневных поезда из Woodland в Малайзию:

Отправление из Woodland в 08:45 утра, прибывает в Куала-Лумпур в 15:00 и продолжает в Баттерворт (Пенанг);
отправление из Woodland в 13:45, прибывает в Куала-Лумпур в 20:25;
отправление из Woodland в 23:30, ночной поезд, прибывает в Куала-Лумпур в 06:30.

Для дополнительной информации посетите сайтwww.ktmb.com.my (официальный сайт малазийской железной дороги KTM). Покупка билета в интернете только в течение 30 дней до даты отправления, но не менее чем 48 часов до времени отправления поезда. Все поезда пересекают мост-дамбу Джохор-Сингапур.

Некоторые автобусные компании, обслуживающие терминал Ларкин:

До автобусного терминала на улице Квин-Стрит (Queen Street) и аэропорту Чанги (Changi Airport) в Сингапуре. Сингапурским такси разрешается только перемещаться до терминала Котарая II в Джохор-Бару . Сингапурские такси могут отправиться от терминала Kotaraya II в любую точку в Сингапуре, и малазийское такси может отправиться от терминала Квин-стрит в любой пункт Джохор-Бару.

Основным преимуществом перед автобусом состоит в том, что вам не нужно тащить свои вещи через таможню на обоих концах пограничного контроля, вы можете просто сидеть в машине. Эта услуга также доступна 24 часа в сутки, в отличие от автобуса.

Пешком

Сразу же после открытия в декабре 2008 года нового Таможенного комплекса (CIQ), пересечение моста-дамбы (Causeway) из Сингапура в Джохор-Бару пешком официально запретили власти Сингапура. После прохождения сингапурского иммиграционного контроля на Woodlands Checkpoint, вы должны взять любой автобус, ожидающий на автобусных платформах, чтобы пересечь моста-дамбу (Causeway). Отдел полиции Сингапура находится на въезде в Causeway и контролирует, чтобы никто не пересекал моста-дамбу пешком. Власти Малайзии планируют построить новый иммиграционный и таможенный пункт в самом конце малазийского «Causeway», который будет использоваться исключительно для людей, желающих пересечь мост-дамбу пешком (только от Сингапура в