Интерактивный музей театр в таллине. Неизвестные легенды и привидения старого таллинна. Казненные на Ратушной площади

  • Дата: 17.08.2022

Мои рассказы о круизе по Северной Европе:

В некотором царстве, в датском государстве жил-был король со своей королевой. И была у них дочь: красавица, капризница, строптивица. Отец-король был человеком решительным, властным, не терпевшим неповиновения ни от кого, даже от собственной дочери. Ну и дочь недалеко ушла нравом от своего отца, вот только власти пока никакой не имела, а потому и поплатилась за свой характер — строптивицу было велено посадить на корабль и отправить его, без руля и без ветрил, куда вывезет. Повезет дочери — выберется она из плена суровых северных вод. А не повезет… Что ж, так тому и бывать, чтоб другим неповадно было. Долго ли, коротко ли блуждал одинокий корабль по волнам, то никому неведомо. Но сжалились морские боги над строптивицей и вынесли корабль к пустынному берегу, аккуратно посадив на мель и судно, и скучавшую на нем принцессу. Оказавшись на долгожданной земле, девица не стала стенать и заламывать руки, а решительно принялась за дело, и в скором времени появился на безымянном берегу новый город, названный в честь родины принцессы — «Датская крепость» или, как всем нам привычнее, Taani-Linn, Таллин.

15


Скажите мне, если путешествие начинается с такой сказки, что можно ждать от города, кроме новых сказок, «преданий старины глубокой», легенд и прочих побасенок? Правильно, ждать нужно чего-то сказочного и волшебного! И мы, не сильно заморачиваясь с маршрутами, решили поступить просто — обойти Старый город, переходя от легенде к легенде, чтобы забыть, какой нынче век на дворе и погрузиться в далекое Средневековье, со всеми его прелестями, но без всех его жестокостей (все-таки современность облагораживает некогда суровые нравы). Оглядываясь назад, я понимаю — это было самое правильное решение, позволившее прожить целый день в старой-старой сказке, у которой так много названий и неизбежно счастливый финал…

9


Выяснив заранее, что в этот день в таллинский порт приходило несколько кораблей, не считая нашу «Аиду» (одна «Принцесса» запросто могла гарантировать сутолоку и давку на узеньких улицах Старого города), на берег мы постарались сойти как можно раньше, чтобы хотя бы утром насладиться пустынными улицами и тишиной просыпающегося города. И это нам почти удалось.

Морские ворота встречают тех, кто пришел в город морем. Поэтому и маршрут наш получился в обратную сторону, а не как у всех, и не избежал небольшой путаницы, когда соблазн вильнуть в ту или другую сторону был уж очень велик. Ну, а как тут идти не сворачивая, когда сразу за воротами начинается самая настоящая сказка, которую побоялись испортить современные новостройки, спутниковые тарелки и прочие приметы нашего века. Правда, пришлось закрывать глаза на многочисленные машины, перекрывающие и без того узкие улицы, но я списала это на раннее утро…

2


Где Морские ворота, там и Толстая Маргарита, башня солидная, осанистая, основательная, такая же старая, как и легенда ее появления…

6


В стародавние времена все было иначе, чем сейчас — другая жизнь, другие нравы, другие критерии красоты. Наши субтильные красотки, изнывающие на диетах и умирающие в спортзале, не смогли бы завладеть сердцем средневекового красавца — ну за что такую обнять? Вот и старались девицы, как могли, чтобы выглядеть попышнее — надевали кучу юбок, вязали чулки потолще и пытались как-то налиться щеками, которые никакой одеждой не прикроешь. Зелья варили, к колдуньям ходили, заговоры заговаривали — для красоты все средства хороши (ну почти как в наше время, правда, для совершенно противоположного результата). Вот и Маргарита, девица аппетитная и без всякого колдовства (но когда женщина бывает довольна своими формами?), решила попросить колдунью о помощи. Та не долго отнекивалась — наварила чего-то поволшебнее, нашептала заговоров посильнее и дала заветное питье девице, взяв с нее слово не гулять после полуночи в качестве расплаты за услугу. Маргарита обрадовалась такой небольшой цене и не раздумывая пообещала все исполнить. И подействовало зелье-то! Расцвела Маргарита — не обнять одному, все парни оглядывались, когда сопя и тяжело дыша, ковыляла она по узеньким улочкам на свидание к любимому своему Герману. И завертелась у них такая любовь, что потеряли они оба голову от счастья, а заодно и напрочь забыли, что за часами следить надо. И вот однажды, когда на колокольне начали отбивать полночь, вспомнила Маргарита предостережение колдуньи, да поздно было — колдунья взяла свою плату. Теперь на одном конце Старого города стоит башня Толстая Маргарита, а на другом — Длинный Герман, и не быть им никогда ни вместе, ни в человеческом обличье.

Не знаю, насколько правдива эта история, да и обросла она подробностями за все эти века, растеряв толику правды, но пусть будет — в Таллине без сказок у нас гулять не получилось…

Погоревав о незавидной судьбе Маргариты и полюбовавшись башней, мы было отправились дальше, но через пару шагов остановились перед следующей сказкой, про «Трех сестер» .

7

Было у отца три дочери: умница и красавица старшая, так себе средняя и совсем уж никакая младшая. Когда пришло время выдавать их замуж, отец построил три дома им в приданное: совсем никакой для старшей, так себе для средней и шикарный для младшей, уравновесив шансы сестер на ярмарке невест. И не прогадал! Тут история замолкает, решив оставить финал недосказанным. Но додумать-то никто не мешает! И пока мы любовались домами, прослушали эту легенду на нескольких языках, начиная от русского и заканчивая бодрым испанским (что говорил китайский гид, нам неведомо, но обилие китайцев, облепивших дома, мешало всем страшно).

Если бы мы приехали в Таллин на несколько дней, остановились бы в «Трех сестрах», чтобы жить в легенде, среди старых стен, слушать, как засыпают и просыпаются сказки Старого города и смотреть, как призрачные тени скользят по блестящим от дождя мостовым…

Церковь Святого Олафа увидеть во всей красе не удалось — реставрация, про которую мы не знали, заставила немножко изменить планы и постараться не брать ее в кадр, до того непонятно она смотрелась. Самое высокое здание Старого города пришлось отложить «на потом», равно как и вид со смотровой площадки.

3

Улица Пикк настойчиво звала идти по ней дальше, обещая показывать чудеса и рассказывать сказки, крепостная стена уговаривала свернуть в сторону и полюбоваться ее башнями, которых в Таллине сохранилось немало — ну о какой стройности рассказа может идти речь, когда ноги сами уводят туда, куда зовут глаза! И свернув к стене, мы отправились знакомиться поближе с башнями, совершенно очаровательными в своей старине, солидности и прищуре узеньких бойниц. Эти башни, как и остальные, такие же высокие и надежные, стали для меня одним из символов Старого города и тем самым порталом, что переносит в прошлое, независимо от того, хочешь ты этого, или нет. Крепостная стена обнимает узкие улочки, «собирая» в кучу дома, заставляет петлять мостовые и сама решает, как широки будут дороги и как просторны тротуары, а башни следят, чтобы никто не своевольничал, пытаясь выбраться из крепких каменных объятий…

13

Свернув на улицу Лай, мы отправились туда, где стоят «Три брата», не столь известные, как «Три сестры», но тоже симпатичные, на мой взгляд. Тем временем, начали просыпаться туристы, потихоньку заполняющие улицы и сбивающиеся в группки у любого более-менее симпатичного домика. Приходилось пережидать и пытаться фотографировать в паузах, когда одна группа отойдет, а другая еще не подойдет. Напрягало это страшно, зато услышали столько разнообразных версий городских легенд, что поневоле задумаешься, какая из них правдивая…

15

Да и не в легендах дело, хотя в Таллине их видимо-не видимо! Пожалуй, нет такого второго города, где можно бродить бесцельно и бездумно, погрузившись в атмосферу настоящего, живого прошлого, где совсем не удивишься, встретив спешащего куда-то трубочиста, где на башнях вертятся старые флюгеры, пытаясь поймать переменчивый ветер, где под ноги стелется вытертая многими веками брусчатка, где каждый дом просится то ли в кадр, то ли в сказку и где так просто забыть, какой сейчас век. Удивительно даже не это, если хорошенько покопаться, старину можно найти и в других городах. Удивительно то, что вся эта история живет обычной жизнью, не скатываясь в привычную нашему времени бутафорию — в окнах мелькают силуэты людей, по брусчатке ползут машины, звонят колокола церквей, распахиваются двери магазинчиков, хозяйки поливают цветы у порога, а вся туристическая суета живет отдельно от настоящей жизни, не мешая сказке оставаться сказкой, а были — былью. И как ты не поглядывай на часы, помня, что корабль никого ждать не будет, все равно замираешь удивленный и пытаешься понять, в чем секрет Старого города, сумевшего сохранить все то, чем был богат и чем по праву гордился Ревель…

15


Вернувшись на улицу Пикк, к Никольской часовне , до того скромной и неприметной, что не знай, где она расположена, запросто можно проскочить мимо, приняв ее за небольшое кафе, мы продолжили наш путь. Удивительно, что уцелела она, пережив немало смутных времен и по-прежнему остается часовней.

7

Дом Черноголовых — достопримечательность весьма заметная и очень симпатичная. Даже не зная, что это за дом, мимо не пробежишь, зацепившись взглядом за живописную дверь. Дом сохранил тот облик, что был у него во время расцвета «братства Черноголовых», эдаких рыцарей от купечества. Братство, основанное в 14 веке, принимало только молодых купцов, еще не обзаведшихся семьями, да иностранцев, временно живших в Таллине. Основатель братства, Святой Маврикий, чернокожий африканец, до сих пор украшает герб гильдии.

13


Кстати, именно братство Черноголовых впервые установило рождественскую ель в Таллине на Ратушной площади, и было это в 15 веке, задолго до того, как елка стала символом Рождества в других городах Европы, что делает их вклад в историю в моих глазах бесценным…

Опуская биографию ордена и подробное архитектурное описание дома, не могу не отметить красоту двери и фасада вокруг нее, цепляющую даже дилетанта. Очень красивый дом и многочисленные туристы вокруг самое яркое тому подтверждение.

11

Дальше — еще интереснее! Почти друг напротив друга стоят два дома, один другого краше — «Дом с драконами» и «Дом с лорнетом», относительно современные и не очень старые (начало 20 века). Я отдала свои симпатии «Дому с лорнетом», мужу больше понравился «Дом с драконами» — о вкусах не спорят, уж в нашей семье точно.

«Дом с лорнетом» красив даже без легенды и похож на пышный свадебный торт, украшенный финтифлюшками и узорами. Чудака с лорнетом еще надо найти и можно долго ходить вокруг да около, тщетно пытаясь разыскать за какой башенкой он спрятан. Есть даже легенда, что раньше здесь стоял дом, в котором жил не очень скромный, но очень пожилой джентльмен, любивший поглядывать через свой лорнет за девицами, мелькавшими в окнах дома напротив. Архитектор, строивший новый дом, историю эту знал и спрятал джентльмена за одной из башен, смотрящих на улицу Пикк. Когда мы остановились фотографировать лорнирующего жуира, народ начал недоуменно озираться, пытаясь понять, что же нас так привлекло — достопримечательность не самая заметная, но очень интересная.

16

Кроме джентльмена, есть на доме немало других украшений — рыба-флюгер, причудливые башенки, маскароны, украшающие простенки между окнами, резные фонари на фасаде и даже черный кот на крыше, разглядеть которого совсем не просто, даже зная, где искать (надо отойти в переулок направо).

9

«Дом с драконом» — сочетание египтянок, фараонов и драконов. Нет здесь марципановой легкости «Дома с лорнетом» и впечатление совершенно иное: увесистое, солидное, осанистое. Но достопримечательность, а потому проходить мимо не совсем правильно. И мы решили — каждый любуется своим, честно поделив симпатии между двумя домами…

10

Дальше улица Пикк привела к небольшой площади, где можно полакомиться марципаном в старом кафе и посмотреть историю лакомства в музее. Здесь же есть церковь Святого Духа, которая нам показалась намного интереснее марципанового рая.

Марципан мы отложили, решив, что если успеем все посмотреть и останется время, зайдем сюда на обратной дороге, чтобы купить подарки. Правда, лакомство это настолько своеобразное, что далеко не всем по вкусу его невыносимая сладость. Я, отведав одну марципановую конфету, могу обходиться без сладкого месяц, а то и два, живя воспоминаниями о его редкостной приторности. Поэтому могу смело сказать — марципан люблю, с ним хорошо худеется!

3


В магазин мы зашли в конце, по дороге в порт, и успели полюбоваться марципановыми фигурками и букетами, продегустировать разные виды лакомства, купить подарков и даже беспрепятственно пофотографировать марципановые чудеса, украшающие витрину. На музей времени просто не хватило, о чем я до сих пор жалею…

Маленькая площадь Гильди-платс, это не только музей марципана. Дом Большой Гильдии , расположенный напротив церкви Святого Духа — память о тех временах, когда Ревель входил в Ганзейский союз (15 век). Фонарь над входом и солидная дверь — то, что мне понравилось больше всего. А крыльцо словно не заметило промелькнувших столетий, сохранив солидность, присущую Гильдейскому дому богатого Ревеля.

В отличие от братства Черноголовых, состоящего исключительно из холостых купцов, в Гильдию входили только женатые и богатые, и в доме существовала специальная «комната невесты», где молодожены проводили свою первую брачную ночь.

Церковь Святого Духа (14 век) примечательна своей древностью и скромностью, а ее башня заметна издалека и в моих глазах выглядит ничуть не хуже ратушной, хотя официально считается самой низкой в Старом городе.

8

Часы 17 века единственное украшение церкви снаружи, увлекшись разглядыванием, я чуть было не забыла их сфотографировать.

7


Внутри довольно скромно, практически нет туристов и пройти внутрь можно за небольшую плату. Алтарь, витражи на окнах, висячая кафедра и деревянная резьба хоров — где еще такое можно увидеть! За внешней скромностью скрывается настоящее сокровище, пленяющее не вычурностью, а возрастом и сдержанностью. Зайдите, вы не пожалеете…

5


Если от Дома Гильдии свернуть в неприметную арку, именуемую Биржевым переулком , можно по каменным плитам, вмонтированным в тротуар, узнать историю Эстонии, не подробно, но основные вехи, эдакая «лента времени». Можно даже узнать, что будет в будущем — последняя плита датирована 2418 годом. Туристов не очень много, мы гуляли и вовсе в одиночестве, если не считать редких прохожих. Если интересно, что там указано кроме будущего, зайдите сами…

5


Дальше дорога повела вверх, из Нижнего города в Вышгород, из кварталов, где жили купцы туда, где селилась знать. Правда, приходилось проявлять чудеса выдержки и дисциплины, игнорируя соблазны, выглядывающие из каждого переулка и заманивающие свернуть с дороги, махнув рукой на все наши планы. Уговаривая себя, что Ратушная площадь никуда от нас не денется, а попав туда, можно пропасть надолго, наш коллектив медленно, но верно двигался в сторону улицы Длинной ноги .

12

Вымощенные камнем стены улицы — это уже не крепость, а просто подпорные стены, укрепляющие грунт и предотвращающие его от оползания. Но время и дожди сделали свое дело и смотрится все симпатично и очень древне, особенно хороша была трава, прибивающая себе дорогу к свету сквозь замшелые камни. Художников со своими творениями в этот день практически не было, хотя я вынашивала план купить себе виды Старого города…

6

4


Собор Александра Невского , к которому нас вывела улица Длинной ноги, был построен в начале 20 века, в благодарность за спасение Александра Третьего и его семьи во время катастрофы в Борках. Собор красивый, его купола возвышаются над Вышгородом и заметны с разных точек. Но внутри творилось что-то ужасное — таких спрессованных толп туристов я давненько не встречала, к тому же категорический запрет на фотосъемку не оставил на память ни единого кадра. За вход надо заплатить, но увидев толпу, нам резко расхотелось заходить и смотреть. Как-нибудь в другой раз…

9

Надо сказать, что к собору мы попали в самое «пиковое» время, когда выпустили всех туристов с кораблей (четыре лайнера на один Старый город это очень и очень много!), подтянулись те, кто приехал на паромах и те, кто добрался на самолетах или автобусах. Не то, что фотографировать, протиснуться было невозможно! Группы с гидами, свободно гуляющие туристы, тьма китайских товарищей, умеющих создавать хаос, как никто другой, вопли на всех языках сразу — не удивительно, что внутри собора творился такой ажиотаж. И я поняла, что вся прелесть Старого города откроется тем, кто не поленится встать рано утром и погулять по полусонным улицам, где еще бродят недосмотренные сны. Или выйти поздно вечером на отполированную дождем брусчатку и гулять вместе со сказками, прогоняя тишину неосторожными шагами и догоняя робкие тени, убегающие в темные переулки. А днем… Нет, днем сказки прячутся, и я их очень понимаю!

6

От всей этой кутерьмы мы сбежали на смотровую площадку холма Тоомпеа , где (удивительное дело) почти не было туристов. Очевидно, виды на обычный город никого не вдохновили и мы полюбовались в одиночестве, нарушаемом лишь ветром и чайками.

2


5

Что-то я совсем забыла про легенды, засмотревшись на красивые улочки и залюбовавшись домами. А между тем, Домский собор очень даже располагает ко всяким преданьям старины. Могильная плита у порога, через который перешагивают все входящие в собор, положена на место, где покоится местный Дон Жуан. Вроде бы велел он похоронить себя именно в этом месте, чтобы каждый входящий наступал на плиту и тем самым помогал очищению от великого множества грехов, совершенных им при жизни. Но есть и другая версия — перешагивающие через порог дамы позволяли усопшему любоваться запретным даже после его смерти. Вот только бедняга никак не мог предвидеть, что современные дамы предпочитают носить джинсы, сквозь которые ничегошеньки не разглядишь, а не пышные соблазнительные юбки, дающие простор воображению умершего соблазнителя.

Ну и из серьезного — в соборе покоится прах И. Ф. Крузенштерна, первого русского кругосветного мореплавателя, известного даже детям «человека и парохода».

Попасть в Домский собор оказалось еще сложнее — очередь на входе, сплошь сформированная из китайских групп, наглухо блокировала надежду увидеть место, где покоится Крузенштерн и показать Дон Жуану свои джинсы с самого пикантного ракурса…

Смотровая площадка Паткуля, на которую мы отправились, обойдя Домский собор, оказалась чуть оживленнее, а виды с нее чуть красивее. Тут мы задержались подольше, любуясь городом с высоты и позируя друг другу на фоне крыш и переменчивого неба. Почему туристов было так мало — для меня большая загадка, но факт остается фактом.

20


Третья смотровая площадка — Кохтуотса , повергла меня в уныние и печаль. Пробиваться к парапету пришлось с боями, протискиваться через плотные ряды китайцев пришлось наплевав на все правила приличия, а возможность сделать кадр приходилось долго ждать в надежде, что вздернутые вверх планшеты и телефоны когда-нибудь да опустят. Фотография жуткого столпотворения будет мне всегда напоминать, как плохо оказаться в одном месте с организованными группами туристов с четырех круизных кораблей одновременно.

12


Вид с площадки стал утешением, позволившим мгновенно забыть хаос, царящий за спиной и насладиться красотой, открывающейся с высоты. Черепичные крыши, высокие башни, петлящие улицы, малюсенькие люди, гуляющие где-то там, внизу и бесконечное небо, словно рамка, обрамляющая совершенную по красоте картину…

13


Назад пришлось пробиваться опять с боем, чертыхаясь и ругая все круизы сразу.

Выйдя по совершенно очаровательным и милейшим улицам снова к собору Александра Невского, мы свернули в Сад Датского короля , весьма богатый на достопримечательности, да и на легенды, что уж тут скрывать.

2


Тихий и уютный, несмотря на популярность у туристов уголок Старого города, прячется за крепостной стеной и охраняется тремя высокими башнями — Конюшенной, Девичьей и Кик-ин-де-Кек. Сад — название преувеличенное: несколько старых деревьев, обещающих глубокую тень над скамейками, где всегда полно желающих дать ногам отдых, небольшая клумба с датским флагом из искусно высаженных цветов, да фигуры друидов, расставленные там и сям. Ах да! Еще вид сверху на крыши, дома и улицы, проигрывающий виду с площадки Кохтуотса, но тоже не лишенный своеобразной прелести.

4


Самое красивое в саду — это легенда. Датский король Вольдемар решил напасть на город, завладеть им и утвердить свое владычество на землях эстов. Поначалу все пошло гладко — побежденные эсты признали силу войска Вольдемара, принесли королю причитающиеся по протоколу дары и даже устроили пир в честь победителей, усыпив бдительность короля и его войска. А потом вероломно напали, тесня датчан. Победа вот-вот должна была обернуться поражением, и Вольдемар упал на колени, вознеся мольбы к равнодушным небесам, уговаривая всевышнего помочь победить взбунтовавшихся эстов. И случилось чудо! С разверзшихся небес в руки короля упал флаг с изображением белого креста на красном поле. Понятно, что после такого Вольдемар воспрял духом и победил снова, а флаг с той поры стал официальным флагом Дании, как символ надежды и победы даже в самой катастрофической ситуации. Датчане считают, что их флаг самый древний в мире и каждый год 15 сентября отмечают праздник Даннеброг.

Говорят, что если попросить в этом саду то, что вы давно и безуспешно пытаетесь получить или добиться от жизни, ваши слова будут услышаны и переданы лично создателю, после чего все несокрушимые преграды рухнут, а вы обретете долгожданную мечту…

Башни в этом саду тоже примечательные. Девичья (та, что со стеклами) служила узилищем для дам очень легкого поведения (а в каком портовом городе их нет — где моряк, там и шлюпки), Кик-ин-де-Кек — позволяла заглядывать в окна кухонь, но не для утоления праздного любопытства, а чтобы замечать, кто уклоняется от налогов.

12


Сад Датского короля, каким бы уютным и тихим он не был, нам пришлось покинуть, потому что дальше было еще интереснее. Улица Короткой ноги , забитая туристами под завязку, а потому не такая симпатичная, какой могла бы быть, приди мы сюда тихим вечером, вывела к церкви Святого Николая .

8

Церковь эта, несмотря на свою древность, была полностью разрушена во время второй мировой войны и после долго реставрировалась, то сгорая, то снова восставая из пепла. Говорят, что в Нигулисте двести лет хранилось нетленным тело мота, шулера и просто неудачника, генералиссимуса герцога де Круа. Многочисленные кредиторы, так и не дождавшиеся возвращения долгов, запретили предавать его тело земле до тех пор, пока не будут выплачены все долги. Чем закончилась эта история, мне так и не удалось выяснить…

2

Вернувшись в Нижний город, мы отправились в сторону Ратушной площади, по пути притормозив у Кошачьего колодца . Раньше тут и правда был колодец (в это охотно верю), в котором жил то ли водяной, то ли русалка (тут уже сомневаюсь), требующие от жителей города регулярной дани. Смекалистые горожане, чтобы не гневить того, кто живет в колодце, бросали вниз кошек, решив, что они вполне потянут на звание дани (в это я совсем не верю — котеек жалко!). Сейчас колодец у туристов не сильно популярен, хотя смотрится очень даже средневеково, если не думать о загубленных кошках…

2

От колодца рукой подать до Ратуши, если правда, не заглядываться по сторонам и не любоваться симпатичными улочками, которых здесь еще больше. Может у вас это и получится, а я застряла надолго, разглядывая вывески, окошки, двери, козырьки крыш и прижавшиеся друг к другу стены аккуратных домиков — нет, ну красиво же, жалко просто пробежать, ничего не замечая вокруг…

Ратушная площадь — красивое место, украшенное Ратушей, лучше всего сохранившейся во всей Северной Европе (поверила на слово). Знаменитый Старый Томас украшает верхушку башни и разглядеть его можно даже с высоты смотровых площадок, если фотоаппарат позволяет, конечно. Про Старого Томаса есть длинная легенда, объясняющая и любовь к нему жителей Таллина и то, почему он появился на верхушке башни. Но ее я, пожалуй, пропущу — сокращать не хочется, а длинная утомит тех, кто дочитает до этого места.

9


Мы угодили в самый разгар какой-то ярмарки, продававшей всякую всячину и обязательные для каждого туриста сувениры. Продавцы охотно переходили на русский, обещали скидки и приглашали на рождественскую ярмарку, обещая, что будет еще интереснее, хотя куда уж интереснее, не хватало только елки, остального было в избытке.

Из-за этой ярмарки мы так и не нашли нулевой километр Таллина, спрятанный под одной из палаток. Если встать на этот камень, можно увидеть сразу пять шпилей — Ратушу, церковь Святого Николая, Домский собор, церковь Святого Духа и церковь Святого Олафа. Не повезло нам, хоть возвращайся еще раз!

5


На площади можно провести очень много времени, любуясь Ратушей (а она того стоит!), домами, расположенными вокруг, да и ярмарка тоже потребует внимания — я накупила кучу подарков всем-всем-всем. Но самое-самое на площади (хотя это и не бесспорное утверждение) — это старейшая в Европе аптека, работающая почти 600 лет.

3


Найти ее просто — на углу Ратушной площади, где толпятся группы туристов с гидами, мимо не пройдешь. Раньше в аптеке продавали лекарства, действующие безотказно, а иногда и мгновенно — притирки из щучьих глаз или вытяжка из змеиной кожи, порошки из хвостов летучих мышей или рога единорогов, микстура из лягушачьих лапок или свежевыжатого сока мумии, «живая вода», именуемая в просторечье водкой и прочее, прочее, прочее, включая марципаны. Сейчас лекарства стали проще и вся та фармакология, что продается в любой аптеке мира, выставлена и на этих древних прилавках.

Таллиннские Легенды - увлекательное путешествие в прошлое

Таллинн с его длинной и увлекательной историей известен многими завораживающими легендами. Старинные истории пришли из далёких времён средневековья в наши дни, неся в себе как человеческое величие, так и дьявольскую низость. Однако впервые как горожане, так и гости города сами получат возможность попасть в средневековье, ощутить дыхание времени, пережить радости и печали людей тех незапамятных лет, почувствовать любовь и ненависть, как это чувствовали средневековые горожане.

Таллиннские Легенды объединяют городскую историю, оставшуюся за тенью столетий, живое мастерство актёров и спецэффекты, создаваемые по последнему слову техники - все это создает подлинную иллюзию путешествия во времени и каждый, кто войдёт в игровую действительность Таллиннских Легенд, окажется среди увлекательных событий, забыв обо всем прочем и став частью ожившей истории.

Таллиннские Легенды - это приключение, которое невозможно пересказать словами. Чувство, которое возникает при гонке в прошлое на машине времени, надо ощутить самому. Лишь в волшебном мире Таллиннских Легенд можно подняться на высокую башню только что выстроенной церкви Олевисте, пройти по улицам, разоренным эпидемией чумы, спуститься в глубокие подвалы суда инквизиции, послушать удивительную песню, доносящуюся из русалочьего колодца, вместе с девушкой, замурованной в Девичьей башне, всплакнуть о бренности ускользающей молодой жизни, поприсутствовать на казни высокомерного барона Йоханна фон Юкскюлля, обнаружить в мастерской мрачного алхимика сладострастного вкуса марципан, и вместе с наёмными солдатами спеть удалую боевую песню. Путешествие во времени делает особенным то обстоятельство, что в качестве гида гостей к мрачным тайнам древнего Таллинна будет сопровождать лично сам господин Сатана. Присутствие столь высокого и могущественного лица гарантирует незабываемое впечатление.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Таллиннские Легенды расположены прямо в сердце старого города, рядом со старейшей ратушей Европы, по адресу Кулласепа 7.

ЛЕГЕНДЫ

Строительство Олевисте и проклятие, наложенное на церковь

В свое время церковь Олевисте была самым высоким строением Европы. Этот удивительный, возносившийся к небу Божий храм начали строить в 1267 году и строительство продолжалось целых сто лет.

Современникам казалось, что работам как будто мешает Сам Нечистый. Возлагавший надежды на церковь и установивший краеугольный камень зодчий упал с высоких лесов и разбился насмерть. Не лучше обстояли дела и у следующих шестерых мастеров, которые связали свою судьбу с возведением величественного здания. Лишь восьмой строительных дел мастер, которого звали Олев, смог довести работу до конца. Но его век тоже оказался недолгим. Украшая церковную башню венком по случаю окончания строительства, Олев услышал, как кто-то окликает его снизу, наклонился, чтобы посмотреть, но упал и разбился, как и его предшественники.

29 июня 1625 в церковную башню ударила молния и гигантское здание загорелось. После этого стрелы молнии поражали Дом Господень ещё тринадцать раз.

Вы побываете в башне Олевисте, бросите оттуда взгляд на город и вместе со стрелами молний спуститесь вниз, попав в глубокое средневековье.

Страшная тайна Девичьей башни

В средневековой Европе существовало незыблемое представление, что если в крепостную башню или стену замка замуровать живую девушку, строение будет стоять незыблемо до конца времён. Не был в этом отношении исключением и Таллинн. Когда в 1360 году крепостную стену Таллинна стали дополнять новой четырёхугольной сторожевой башней, для ее усиления решили замуровать непорочную девушку в стену первого этажа башни. Несчастная дева должна была ценой своей жизни придать башне невиданную доселе прочность.

Жребий выпал на красавицу Грете, которая, несмотря на все старания родителей спасти дочь, была тайно уведена из дома и замурована в маленькую каменную нишу. Ещё несколько ночей проходящие мимо башни слышали тихий плач, но потом он прекратился, и людская молва стала называть новую сторожевую башню Девичьей башней. Башня и в самом деле выстояла во всех войнах и испытаниях, выпавших на долю города и по сей день украшает силуэт Таллинна.

Вы сочувствуете сомнениям и страху смерти молодой девушки и провожаете взглядом хрупкую фигуру красавицы, пока холодные камни не поглотят ее.

Чума

Как и большинство городов, Таллинн неоднократно посещала страшная эпидемия чумы, которая тысячами уничтожала людей. Ужасную болезнь считали карой господней, помощи от которой искали в постах и молитвах, запирая свои дома и убегая из города, очищая помещения дымом можжевельника и омывая себя травяными настоями, но ничто не помогало - от дома к дому, от улицы к улице двигалась Чёрная Смерть своим жутким путём, не оставляя нетронутым ни одного замка, ни одной хижины. Смерть уравняла людей. Но в то же самое время, когда улицы заполнялись трупами, между которыми лавировали облачённые в странные костюмы врачи, лечащие от чумы, в одном из домов собрались развратники и пьяницы, которые проводили дни в непристойностях и обильных возлияниях, однако чума не коснулась их. Очевидно, эти прожигатели жизни были слишком грешными даже для самой смерти.

Художник Берндт Нотке увековечил чудовищную чуму 14 века на картине, которую назвал «Пляской смерти». Эта известная картина находится в Таллинне в церкви Нигулисте и напоминает времена, когда вымерла половина жителей города, начиная с грудных детей и кончая высокородными господами.

Вы видите разорённые чумой улицы, покидающие город обозы с беженцами. И внезапно появляется сама Смерть, которая затягивает вас в смертельный танец, в конце которого зияет небытие.

Возмездие

Средневековые люди испытывали страх перед возмездием, которое ожидало всех грешных. Несчастные попадали в адский огонь, однако туда можно было попасть уже на земле, если ретивые слуги божьи считали, что ты нарушил церковные каноны.

На гербе доминиканцев изображена собака, несущая факел. Монахи считали себя псами господними, задачей которых было осветить путь для праведников и подвергнуть страданиям грешников. Попасть в опалу к святым отцам было несложно - стоило лишь какому-нибудь соседу отправить в монастырь донос - и отступника хватали, чтобы представить перед суровым судом святых отцов. Для тех же, кто хоть раз представал перед церковным судом, путь спасения был отрезан. Ведьмы горели на кострах, невест сатаны топили зимой в прорубях, вступившие в сговор с нечистыми силами горожане пропадали в полночь и больше никогда не возвращались домой.

Вы пройдёте через высокие монастырские ворота и предстанете перед святым судебным надзором, где всевидящий глаз взвесит и ваши грехи. К счастью, есть возможность сбежать из этого страшного места, и вы это совершите, слыша за спиной угрожающий лай собак и звон тюремных кандалов. На этот раз вы останетесь невредимыми - какая удача!

Алхимик

Когда вокруг свирепствует смерть и жизнь не стоит ни гроша, возникает желание найти формулу бессмертия. В 1420 году, когда население Европы уменьшилось наполовину в результате войн и эпидемий чумы и будущее казалось безрадостным, сотни алхимиков начали поиски формулы бессмертия.Один из таких учёных оказался и в Таллинне и истребовал у Таллиннской ратуши помещение, где можно было бы завершить научные изыскания и подарить горожанам вечную жизнь. Целую ночь, возился он со странными опытами и время от времени из окна виднелись языки пламени и из трубы валили облака дыма, но на утро алхимик исчез. На столе был обнаружен рецепт и по нему городской аптекарь изготовил невиданно вкусное вещество, которое начали продавать как средство, возбуждающее мужские способности. Вещество получило название марципан и действительно - в Таллинне стало рождаться множество детей и горожане унаследовали вечную жизнь.

Суеверные же до сих пор утверждают, что в помещении, где алхимик составлял свой невероятно полезный рецепт, справлял свадьбу сам Сатана. Властелин Зла, якобы оставил рецепт для того, чтобы заманить людей на путь греха. Ну что ж, каждый смотрит на мир со своей колокольни.

Вы поприсутствуете вместе с алхимиком при опасных опытах, в результате которых родится марципан. Если вам повезёт, вас тоже коснётся чудодейственная сила марципана, и ваша семейная жизнь станет небывало единодушной и плодотворной. Это бонус, который вы получите, посетив Таллиннские Легенды.

Русалка

До сего дня на улице Ратаскаэву можно увидеть старый колодец, с которым связана легенда о прекрасной девушке, найденной на морском берегу. Девушку привезли в город, нарядили, как принцессу и решили выдать замуж за богатого молодого человека, однако уже в первый вечер она исчезла из дома. Всю ночь звучало над городом неземное пение и утром, когда пошли посмотреть, что же случилось, девушку нашли в колодце. Вода призвала ее к себе. И на следующую ночь произошло то же самое, только теперь пение доносилось из города в сторону моря и звало на заре в пучину волн. Ибо тот, кто подарил себя водам, не избавится вовеки от тоски по тихим морским глубинам.

Больше в городе девушку никогда не видели. Но в сердце тех, кто слышал ее пение, осталась непонятная жажда любви, которую унаследовали все таллиннцы. И сегодня с любовью приходят на морской берег полюбоваться лунным светом, и одинокие души, превозмогая морские ветра, находят на берегу утешение и надежду на то, что встреча с любимым не за горами. Однако есть и те, кто выйдя на берег, никогда больше не возвращается назад, как это случилось с прекрасной русалкой.

Вы услышите восхитительную незабываемую песню и почувствуете дурманящий зов вод. С вами будет волшебная история о тоске и любви и вы сразу поймёте, что, несмотря на суровые времена, войны и болезни, были и в средние века такие моменты, когда люди чувствовали себя по-настоящему счастливыми.

Казнь Йоханна фон Юкскюлля

Время средневековья заканчивалось, и ценность человеческой жизни стала возрастать. Установление Любекского городского права значительно повысило самосознание жителей Таллинна. Здесь жили свободные ремесленники и торговцы, и крестьянин, которому удавалось спрятаться в город на один год и один день, освобождался от крепостного ига. Город рос и становился сильнее. Рыцарство более не подчинялось верховной власти, а было самостоятельным.

Тайно пробравшийся в 1535 году в Таллинн вместе с отрядом головорезов барон из Рийзипере Йоханн фон Юкскюлль нашёл здесь своего беглого крестьянина, силой увёз его прочь и убил. Горожане, возмущённые самоуправством, потребовали у ратуши справедливости, тогда городские власти арестовали барона и приговорили к смерти за убийство.

7 мая, когда судебный приговор хотели привести в исполнение на загородном холме с виселицей, на место прибыли приспешники барона с намерением освободить своего господина. Для того, чтобы предотвратить кровопролитное противостояние, Юкскюлль был казнён между опущенными городскими воротами. Палач отсек голову дворянина, и тем самым закон одержал верх над предубеждениями, а время средневековья в Таллинне закончилось.

Вы увидите гордого барона, насмехающегося на городским правом и то, как высокомерный человек будет сломлен перед лицом смерти. Вместе с жителями древнего Таллинна вы будете праздновать победу справедливости и переживёте момент, когда голова преступника будет воздета на кол.

Путешествие пройдёт по 9-ти векам, с самого начала средневековья, заканчивая первым судом, в результате которого был казнён Барон фон Юкскюлль. Что знаменует окончание средневековья в Эстонии. Эти 9 легенд, которые мы выбрали в Таллиннские Легенды, связаны с такими реальными местами как, например церкви Олевисте и Нигулисте. Также Марципановый домик и ведьмин колодец. Мы также поговорим о Понтусе Делагарди, который был наместником правителя Эстонии в средние века и победил в 7-летней северной войне.

Продолжительность представления - 40 минут

Представление может идти на одном из четырёх языков - русском, эстонском, английском или финском.

Количество человек в группе - до 15 человек.

Проходимость - новая группа каждые 15 минут.

Время работы - ежедневно, с 11:00 до 19:00 (последняя группа в 21:00)

Возрастные ограничения - детям до 10 лет не рекомендуется.

Стоимость билета - 15 евро / взрослый, 10 евро / ребёнок, 35 евро / семейный (2 взрослых и 1 ребёнок до 16 лет)






Таллин — город с тысячелетней историей, окутанный множеством мистических историй и легенд. Хотя в рассказах, передававшихся веками из уст в уста, содержится лишь доля правды, они неизменно вызывают интерес и помогают воссоздавать в воображении былые времена и нравы. Дождитесь наступления темноты и отправляйтесь на прогулку по улочкам средневекового Таллина. Я расскажу вам про самые загадочные места Старого города и поведаю о трагической истории любви Барбары фон Тизенхаузен, чей образ до сих пор появляется в их родовом особняке на Вышгороде.

Таинственные места Старого города

Приехав в Таллин впервые, многие замечают, что время за стенами средневекового города как будто остановилось и даже воздух пронизан историей. Со смотровых площадок открываются великолепные виды на шпили соборов и Ратуши, на черепичные крыши домов с печными трубами.

124-метровый шпиль башни церкви Святого Олафа (Олевисте) пронизывает низкое свинцовое небо над городом. Со строительством этого собора связана известная легенда, объясняющая, почему крест на шпиле церкви Олевисте был установлен криво.

Есть о чем рассказать и башням крепостной стены. Говорят, что Девичья башня настолько населена приведениями, что содержавшиеся в ней когда-то заключенные (девушки легкого поведения) умоляли перевести их в другое место. Присмотритесь внимательно к флюгеру Старый Тоомас, символ и верный страж города тоже хранит свою историю.

Спустимся вниз и дойдем до улицы Ратаскаэву (Rataskaevu). На ней находится красивый колодец, запечатленный во многих кинофильмах. «Кошачий колодец» закрыт и не используется с XIX века, согласно преданиям в нем жила русалка, которая портила воду. Чтобы её задобрить, горожане приносили в жертву кошек. Как можно догадаться, вода в колодце от этого лучше не стала, а тем более не улучшилась энергетика этого места.



На окраине Нижнего города можно увидеть дом, где в средние века жил городской палач, имеющий необычную романтическую привилегию. В Верхнем городе призракам тоже есть, что поведать о себе. Дурную славу приобрел один из особняков, в котором появляется образ молодой женщины, пугающей мужчин до полусмерти. Спросите гида, и он расскажет вам о леденящей душу истории полководца Понтуса де ла Гарди – торговца кожей.

Легенда о Барбаре фон Тизенхаузен

Я поведаю вам не такую известную, но основанную на реальных фактах историю дворянки Барбары фон Тизенхаузен. События происходили за пределами Таллина, в замке Поркуни, в Таллине сохранился особняк, принадлежавший роду Тизенхаузенов.



Это случилось в XVI веке, легенда свидетельствует о том, как велики были барьеры между сословиями в стародавние времена. Барбара была младшей сестрой в богатой, многодетной семье Тизенхаузенов. Девушка росла скромной и красивой, учила бедных детей грамоте и очень отличалась от своих братьев Юргена, Рейнхоллда и Бартоломеуса, кичащихся своим саном и родословной.

Как то в доме баронов Тизенхаузенов появился новый гость — писатель Франц Бонниус. Молодой человек привлек внимание Барбары своей добротой, великодушием и непосредственностью. Барбара и Франц стали проводить много времени вместе и вскоре поняли, что влюблены друг в друга. Скрывать свои чувства им удавалось не долго.

Узнав о любви Барбары и безродного Франца, братья были разгневаны, ведь такой союз считался мезальянсом. Законы того времени гласили, что если девушка высокого происхождения выйдет замуж за человека более низкого положения, то она и её близкие будут осуждены и лишатся своего статуса и богатства.

Барбара и Франц решают бежать, но далеко уйти от бросившихся за ними братьев им не удалось. В тот момент, когда Франц пошел менять коней, преследователи настигли Барбару. Девушка решила спасти любимого и сказала, что жених бросил ее и убежал. Барбару вернули домой. Поскольку она не отреклась от своей любви к Францу, братья решили сурово наказать свою сестру. По приговору семейного суда 20-летнюю Барбару утопили в ледяной воде озера Поркуни. С тех пор дух бедной девушки появляется в особняке, принадлежащем семье Тизенхаузен на Вышгороде и ищет своего любимого.

В 1969 году эта легенда вдохновила эстонского композитора Эдуарда Тубина и писателя Яана Кросса на создание одноименной оперы «Барбара фон Тизенхаузен».

Я приглашаю вас на экскурсию . Блуждая по улочкам Старого города, вы узнаете его историю и тайны и сами решите, что в них правда, а что вымысел.

Этот пост я решила сделать увлекательно познавательным. Здесь много историй, легенд и архитектурных особенностей Старого города в Таллине, так что если вам интересно, то заглядывайте под кат.


Вид на старый город с самой удобной смотровой площадки (на мой взгляд). Эта обзорная площадка - вершина лестницы Паткуля, ведущей с холма Тоомпеа вниз.



Лютеранская цероковь Олевисте является одним из наиболее красивых и исторически значимых памятников архитектуры. Она до сих пор является самым высоким сооружением Таллина и всей средневековой Европы. Ее высота 124 м, а точнее 123,7 м.

Причина по котрой она самая высокая -проста. Строить здания в центре выше ее - просто запрещено.



Есть легенда о строительстве этой церкви.

В седую старину Таллин был еще очень невелик. Рос он медленно, а жители его мечтали о том, чтобы город стал большой торговой гаванью. Но купеческие корабли не шли в Таллин. Это сильно огорчало таллинцев, и поэтому они все время думали, как бы прославить свой город.

Вдруг кому-то пришла в голову хорошая мысль построить большую церковь с такой высокой колокольней, какой свет еще не видывал: тогда корабли заметят ее в открытом море и пожалуют в Таллин с товарами. Мысль эта понравилась людям. Но где же взять такого мастера, который построит храм, затмевающий все другие своими размерами и великолепием? Искали его повсюду, да никак такого строителя найти не могли. Жители Таллина совсем было уже отчаялись, как вдруг откуда ни возьмись появился никому не известный богатырь и стал наниматься строителем церкви. Жители бы с радостью согласились - да вот беда, плату незнакомец просил больно высокую - десять бочонков золота. Правда, он добавил необычное условие: если горожане узнают его имя, он не возьмет с них ни гроша. Таллинцы пообещали богатырю заплатить все деньги сполна, если он построит им церковь с колокольней необычайной высоты, а сами понадеялись как-нибудь выведать его имя и увильнуть от оплаты.

Возник вопрос, где строить храм. Одни предлагали на Тоомпеа (прим. Вышгород, верхний город), другие - в Нижнем городе. Жители Нижнего города возражали против Тоомпеа как места строительства по той причине, что колокольня поднялась бы там до облаков, и если бы в нее ударила молния, церковь бы сгорела. Поэтому храм решили строить в Нижнем городе. Мастер приступил к работе. Кладет камень - стена поднялась, кладет другой - свод готов. И обувь на строителе волшебная - ступит шаг, а глядишь - целую версту прошел. Пытались люди с ним дружбу завести, чтобы узнать имя, но мастер был немногословен и ни с кем не знался. То ему надо в Нарву, то в Хальяла - там он подкреплялся и отдыхал, там у него жена жила. А строительство церкви приближалось к концу. Страх таллинцев рос. Никто еще не выведал имени строителя. Откуда взять бочонки с золотом? Делать нечего, выслал город лазутчика в Хальяла, к жене строителя, в надежде что-нибудь узнать. Сперва лазутчику не везло. Но вот однажды он проходил мимо дома жены строителя и услышал, как она баюкала младенца: Баю-баюшки, малышка,
Завтра Олев наш вернется
Десять бочек злата привезет!

Лазутчик поспешил в Таллин с радостной вестью: имя строителя - Олев! Строитель был как раз на вершине башни - устанавливал крест на шаре. Таллинцы давай снизу окликать его: - Олев, Олев, ты уж постарайся! Крест накренился! Ты уж его поправь! Мастера словно молнией пронзило. Горожане узнали его имя, не видать ему золота! В ужасе руки Олева разжались, отпустили крест, строительные леса прогнулись под его ногами, потерял он равновесие и полетел вниз. Долго падал мастер, пока не ударился оземь. В тот же миг тело его окаменело, а изо рта выскочила жаба и выползла змея. Их можно и сегодня увидеть у церкви застывшими в камне. А церковь в народе стали называть Олевисте, по имени мастера, построившего ее.

Народ ликовал и радовался. Новая церковь превратилась в гордость и красу города, маяк для торговых кораблей. В Таллин стало наведываться все больше заморских гостей. Но чем сильнее радовались горожане, тем пуще злился Нечистый. Колокольня Олевисте у него словно бельмо в глазу. Нечистый думал и так, и эдак, как бы разрушить колокольню. Недосуг ему было самому отправиться в Таллин. Ничего не оставалось - взял крепкую пращу и вложил в нее каменную глыбу. Но из-за тяжести камня праща разорвалась, и до Олевисте он не долетел, а упал на поля усадьбы Руйла у дороги из Пярну в Таллин.

В старину на камне якобы была серебряная чаша, куда стекала дождевая вода. Водой этой будто бы лечили некоторые болезни. По другим сведениям в церковь Олевисте запустил камнем не Нечистый, а Калевипоэг (прим. сын Калева), который строил в это время собор в Риге. Калевипоэг рассердился, что Олевисте получилась выше и больше, чем его собор, поэтому он и попытался уничтожить ее.

Легенды легендами, а факты говорят, что названа церковь в честь норвежского короля Олафа II Харальдсона, который принес в свою страну христианство в ХI веке и был за это впоследствии причислен к лику святых.



Церковь была невозмутимо высокой, ее видно было с моря за много километров, что было хорошим ориентиром для кораблей. Но тв свою очередь она была как мояк и для неприятностей. Восемь раз в нее ударяла молния, и трижды во время грозы, оно подверглась разрушительным пожарам.



Виды с церки просто потрясающие, поэтому обязательно поднимитесь на ее смотровую площадку, по винтовой лестнице, всего за 2 евро.



А это знаменитые "Три сестры" - здания 15 века, о них я писать не буду, так как ранее написала отдельный пост, который можно прочесть у меня в блоге.



А это улица Pühavaimu и еще один стильный 5* отель Schlossle Hotel в здании 13-14 века.



А так выглядит отель внутри.









Между зданиями виден шпиль Церкви Нигулисте. Это бывшая лютеранская церковь, сегодня в ней располагается музей/концертный зал. Этот храм, названный в честь покравителя всех мореходов - святого Николая, был основан немецкими купцами в 13 веке. Первоначально она использовалась еще и как хранилище товаров, к тому же в ней иногда заключались торговые сделки - так вообще было тогда принято в крупных центрах торговли. Укрепленные торговые церкви в районе Балтийского моря имели давние традиции. Странствующие купцы строили их уже с 12 векакак центры сезонно используемых торговых пунктов.

Церковь Нигулисте - одна из редчайших уцелевших в смутные дни Реформации. Местное предание утверждает, что когда разъяренная толпа подошла к ней, то обнаружила, что замки жверей были запаяны свинцом. Впрочем, здание было сильно повреждено во время Второй мировой, многие произведения искусства погибли.

Сегодня в Нигулисте, являющейся историческим музеем сакрального искусства, выставлены экспонаты, охватывающие более чем семисотлетний период средневековой и постреформаторской Эстонии.

Еще в ней можно увидеть: уникальную резьбу по дереву, старинные гербы, роскошные надгробия и подсвечники, интереснейшее собрание драгоценных металлов, а также сохранившийся фрагмент всемирно известной картины Берндта Нотке "Пляска смерти" - уникаотное трехметровое полотно фоторепотраж с ходом его рестоврации.

Эта церковь известна своей великолепной акустикой, благодаря чему в ней проводятся органные концерты.



Домский собор - или Собор Пресвятой Девы Марии. Он считается самой старой церковью Эстонии. Построен примерно в 13 веке - датчанами, однако неоднократно перестраивался. Эти стены видели и войны, и эпидемии, и грабежи, а даже собственный пожар. Тогда страшнейший пожар уничтожил весь Вышгород, а от собора остались лишь стены и надгробные плиты пола. Даже тесанные из камня детали скульптурного убранства оплавились. И теперь только надпись на главном колоколе Домского собора напоминает об этом пожаре " В лето 1684 жар огня расплавил меня, и я растекся, через год меня отлили в эту форму и назвали колоколом Святой Марии".

Первоначально в церковь входили, поднимаясь по лестнице, теперь, что бы попасть в собор, необходимо спуститься вниз по ступеням - и это наглядная демонстрация многовековой истории храма, выросшего вокруг его стен культурного слоя. До середины 18 века в церкви хоронили прихожан, плиты пола - это надгробные плиты. Самые старые располагаются в противоположном от алтаря конце центрального нефа, под органным балконом.Орган Домского соборо является одним из лучших по звучанию в Эстонии.

Паправляясь к выходу из собора обратите внимание на большую надгробную плиту почти у самых дверей. Под ней покоится Отто Йохан Туве, который, как гласит предание, был известным в городе кутилой, гулякой и большим любителем прекрасного пола. В народе его называют таллинским Дон Жуаном. Все, кто посещает Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Предание гласит, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане. Существует и другая версия, по которой Дон Жуан велел похоронить себя при входе в Домский собор, чтобы и после смерти регулярно заглядывать женщинам под юбки.



Девичья башня (эст. Neitsitorn, Megede torn) - крепостная башня в юго-западной части Таллинской оборонительной стены между надвратной башней Люхике ялг и Харьюскими воротами (эст.)русск.(не сохранились); расположена к северу от нынешней улицы Команданди. Согласно старинным документам от 1373 года получила своё наименование в честь капитана башни Хинсе Мегхе (нем. Hinse Meghe). Позже имя видоизменилось в нем. Mägdethurm, Mädchenthurm, из которого в переводе на эстонский появилось - Neitsitorn.

Предание гласит, что в стенах башни жили девушки-белошвейки, а согласно другой, противоположной легенде эта фортификация служила тюрьмой для девиц лёгкого поведения, женщин, уличённых в супружеской измене, и молодых невест, которые отказались от женихов, подобранных им родителями. Достоверно известно, что в качестве тюрьмы Девичья башня начала использоваться после Ливонской войны (1558 - 1583), когда пушкари Ивана Грозного нанесли зданию значительный урон. Разрушенный, четвёртый ярус башни и пирамидальную черепичную крышу, увенчанную флюгером, восстановили лишь в эпоху Эстонской ССР, в 1978 году. Начиная с 1842 года, более чем на 100 лет "Нейтситорн" превратилась в жилое помещение. С конца XIX века до 1960-х годов XX века в башне располагались ателье художников, в том числе Кристьяна и Пауля Раудов; после Второй мировой войны в башне много лет жил выдающийся архитектор Карл Бурман.

Разваливавшуюся башню стали приводить в порядок в 1968 году, существенно перестроив интерьер. Башню надстроили на полтора этажа и сделали выходящую на средневековый Нижний город стеклянную стену. В 1981 году в башне было открыто завоевавшее широкую популярность кафе "Neitsitorni". С 2004 по 2011 год башня была закрыта, и только с передачей ее в ведение Таллинского городского музея начался процесс ее обновления. Масштабные реновационные работы начались в мае 2012 года. Реконструкция обошлась почти в 1,2 миллиона евро.

Кстати с 10 июля 2013 года на трех этажах башни работает кафе с видом на старый город (вход по музейному билету). Ни разу не была там, если кто был, расскажите что дам за кафе?)



Улицы старого города очень красивые, по ним можно ходить днями напролет, и находить каждый раз что-то новое и интересное.



А это главная площадь города - Ратушная. Она является визитной карточкой города, и здесь почти всегда много туристов. Ратушная площадь в Таллине, как и во многих других городах, служила местом проведения торговых сделок, ярморок и народных и гуляний. Ратуша кстати прекрасно сохранилась, о ней вы прочтайне чуть ниже в статье.



Красивй домик на площади.



Слева паровозик, который возит туристов по старому городу. 16. А справа Департамент культурных ценностей (на Ратушной площади).



"OldeHansa" Средневековый ресторан в центре Таллина, одна из достопримечательностей эстонской столицы. Ресторан находится в Старом городе, в нескольких шагах от Ратушной площади по адресу: Вана-Тург, 1. К ресторану также относится средневековая лавка Крамбуде. Ресторан предлагает своим гостям оригинальное меню и интерьер, рассчитанный на то, чтобы посетители могли в полной мере ощутить все прелести "путешествия во времени". Здесь продаются очень вкусные орешки с разными кусами, которые вам обязательно стоит попробовать.



Этот же ресторан, только с другой стороны, здесь есть летняя терраса.



Laboor bar - говорят очень интересное место, где коктейли подают в пробирках, но мне абсолютно не хотелось туда идти.



Красивый полусовременный домик на выходе из старого города.



В Таллине очень много сувениров с тематикой овечек. Вот например как эти милашки, которые правда стоят от 20 евро самые дешевые ((



Пассаж Святой Екатерины (Katariina käik).

На карте Таллина эта улица появилась относительно недавно, хотя она одна из самых старых в городе. Просто она не была самостоятельной еденицей, и назвалась просто проходом. Он соединяет улицу Vene и Müürivahe, начинается под аркой. На реконструкцию этого переулка и обозначение его в улицы потребовалось ликвидировать завод среди монастырских строений. Кстати улицу легко пропустить, так что будьте внимательны (я в первой поездке тоже про нее забыла и пропустила, и только на 2 или 3 раз я ее таки увидела).



Сегодня переулок превратился в образцовый показатель средневековья. Кажется, что время здесь остановилось, а за средневековыми стенами, как и много веков назад, работают гончары, ткачи, стеклодувы и другие мастера. И до сих пор - в подвальчиках пассажа находятся магазинчики-мастерские, где прямо на ваших глазах сделают витражи, ювелирные и керамические изделия, а также кожаные сувениры.

На стенах переулка можно увидеть надгробные камни, перенесенные из ранее находившейся здесь Церкви Святой Екатерины. Хоронили в ней только влиятельных горожан, членов магистрата и купеческих объединений - Большой гильдии и Братства Черноголовых.

Кстати в домах на этой улице по прежнему живут люди! Хоть они и платят высокую арендную плату, но, какое удовольтвие жить здесь, работать, кушать и спать. Это же волшебно.

P.s. мой совет - приходить сюда попозже, ближе к вечеру (летом - часов в 7-8), тогда туристов практически не будет (а может и вовсе), и вы сможете наслодиться тишиной и погрузиться в мечты о средневековье.



Городская стена - еще одно из мест, куда обязательно стоит подняться. Можно порассматривать крыши домов и позаглядывать в окна.



Таллинская Ратуша - это здание городского управления, которому уже более 600 лет, и это единственная сохранившаяся готическая ратуша в Северной Европе.Летом, любой желающий (всего за пару евро) может облазить ее сверху донизу - начиная с подвала и заканчивая башней, на которую ведет 115 ступеней.

Изначально здание Ратуши было одноэтажным и из известняка. Но со временем ее перестраивали и расширяли.В ХVI веке на башне установили флюгер, получивший название (от местных жителей) - Старый Тоомас. И вот спустя почти 500 лет - он так же сторожит город, хотя не совсем, его сторожит копия, хранившаяся в подвале Ратуши.

Старый Тоомас так же имеет имеет легенду. По ней Тоомасом звали мальчишку из бедной семьи, который однажды влез в состязание лучников и метко поразил деревянного попугая, за что не был наказан, а взят в городскую стражу.



Ратуша днем.



Ратуша ночью



Таллин - это то место, которое просто необходимо увидеть. Это средневековый город, который прекрасно сохранился и дошел до наших дней почти в том же виде что и 5 веков назад. Особенно приято здесь гулять в отсутствии туристов, а это можно сделать во второй полоивне дня в дождливую погоду, или ранней осенью. Летом здесь не протолкнуться. Поэтому обязательно внесите его в ваш Wish list))

Ратушная площадь служила рынком, где кипела вся жизнь средневекового города Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин). Предположительно, название Ревель означает «лисий край».
Другое старинное название города - Колывань (Город Калева - мифического героя-прародителя). Первое упоминание об этом городе встречается в 1154 году.

Рыночная площадь старого Таллин а
На Ратушной площади проводились городские праздники и казнь преступников.
Наказывали розгами или привязывали к позорному столбу. Сквернословие и сплетни тоже считались в Ревеле наказуемыми преступлениями.

Городское управление (совет магистрата) находился в здании Ратуши.
Членами магистрата могли стать только состоятельные купцы. В 15 веке совет состоял из 14 ратманов и 4 бургомистров. Каждый ратман принимал на себя определенные управленческие обязанности.
Упоминание о ратуше города Ревеля встречается в 14 веке. Здание перестраивалось в 15 веке. В 2004 году Ратуше исполнилось 600 лет.


Здание Ратуши в наши дни


Ратуша в 19 веке


Так мог выглядеть ратман города Ревеля
Рис. Зиттов Михель, ревельский художник

Легенды о смертной казни
О смертной казни в легендах города Ревеля упоминается только дважды.

Легенда о пасторе-убийце. В средние века пастор Панике пришел в городской трактир и заказал себе омлет, который оказался подгоревшим. Пастор возмутился и велел сделать новое блюдо. Ему принесли другой омлет, который оказался еще хуже. В третий раз пастору сменили омлет, который снова оказался несъедобен.
Начал пастор ругаться, а трактирщица «на каждое его слово – пяток в ответ швыряет».


На площади расположилось много уютных кафе, на сервис которых пока не жалуются

Но за некачественный сервис нахальная служанка вскоре поплатилась.
«Рассвирепел пастор, дошел до белого каления. А когда в себя пришел, понял, что стоит посреди кухни с топором в руках, а служанка с переломленным черепом на полу лежит. Бросил пастор топор и в Ратушу направился. «Наказывайте, говорит, меня. Я средь воскресного дня человека убил»… Ну и казнили беднягу на Ратушной площади».
Судя по легенде, сервис общепита средневековья был очень похож на советский.


У Ратуши можно встретить людей в национальных костюмах
На площади проходят фольклорные концерты


На ступеньках Ратуши отдыхают туристы и артисты

Другая история смертной казни рассказана в легенде о «Болтливом ратмане» .
По закону города Ревеля ратманы не имели права рассказывать об обсуждениях, которые велись на совете магистрата.
Жена одного из ратманов оказалась очень любопытной. Хотелось ей знать, о чем говорили в Ратуше. Никакие отговорки не могли унять ее любопытства. Однажды ратман не выдержал и выдал жене тайну.
На следующее утро жена встретила соседку и все ей выболтала, вскоре о тайном обсуждении магистрата узнал весь город.

В наказание ратмана заставили пробежать на четвереньках вокруг Ратуши. Болтливой жене велели взять палку и залезть мужу на спину. После того как ратман с женой на спине обежал Ратушу, ему отрубили голову.
Говорят, что призраки казненных появляются по ночам на площади.


Таллинские музыканты

Здание ратуши
Каждый этаж Ратуши имел свое назначение.

В подвале - «подвальный зал» хранилось вино, продажа которого осуществлялась под контролем магистрата.
Первый этаж ратуши (Торговый зал) использовался как склад ценных товаров.
На втором этаже располагались Бюргерский зал и Зал магистрата.
В Бюргерском зале проводились приемы для знатных гостей города и праздники.


Вид на Ратушу

В Зале Магистрата принимались городские решения.
Над входом в Зал Магистрата есть надпись:
«От лета господня 1651. Ратман, кто бы ты ни был, входя в сей дом для исполнения твоего долга, оставь за порогом все личные треволнения: гнев, обиду, вражду, дружбу, лесть; себя самого и свои заботы посвяти обществу, ибо каков ты к другим - справедлив или несправедлив, таким ты предстанешь перед господним судом».


На площади расположилось русское кафе "Тройка"

Ратушная Аптека
На углу Ратушной площади расположена аптека, упоминание о которой встречается с 14 века.
Средневековые аптекари имели свои формулы лекарств.
От боли в желудке продавались молотые собачьи какашки. Для предания волосам шелковистости и мягкости дамы покупали перемолотых высушенных ёжиков.


Старинная аптека


Самым лучшим лекарством было средство от неразделенной любви – сладкий марципан. Свое название эта сладость получила от имени своего создателя, которого звали Март.
Аптекари исполняли также обязанности городских врачей.


Аптекари платили аренду городскому магистрату не только золотыми монетами, но и вином, сладостями и бумагой. Из-за дорогой аренды аптекари разорялись, и здание аптеки на площади занимали другие медики.
В конце 16 века аптекой управлял Иоганн Бурхардт, он стал родоначальником династии аптекарей ратуши. Бурхардт не покинул Таллинн даже при эпидемии чумы. Потомки аптекаря в 17 веке выкупили аптеку у совета магистрата за 600 тайлеров, но с обязанностью платить налог 30 тайлеров в год.
Говорят, в аптеке Бурхардта лечился русский царь Петр I во время своего приезда в Ревель. В 1725 году, умирая, царь велел послать за Бурхардтом, но аптекарь не успел приехать.

Легенда Старого Томаса
Говоря о Ратуше и Ратушной площади нельзя не упомянуть легенду о Старом Томасе.
Давным-давно, когда Старый Томас был еще не старым, а мальчиком, он любил наблюдать за турниром лучников в Попугаевом саду. Лучники должны были сбить фигурку попугая, победитель получил звания короля стрелков. Соревнования стрелков были любимым городским праздником.


Сейчас в Попугаевом саду у крепостной стены каждый может проявить себя в стрельбе из лука


По записям хрониста Бальтазара Руссова:
«Велики были увеселение и отрада граждан от стрельбищ в летние дни между Пасхой и Троицей. Одна гильдия за другой ходили стрелять «птичку». А происходило это таким образом, что прошлогодний победитель, нарекаемый «старым королем», направлялся во главе длинного шествия за город, «на птичку». Устраивалось это по воскресеньям, причем короля сопровождали городские трубачи и два старшины из самых почтенных членов общины. Вся община, и стар, и млад, сходилась к этому увеселению не без великой опасности от стрел с железными наконечниками, иногда кое-кого ранившими.

И когда они полдня метали стрелы по птичке и сбивали ее с шеста, нового короля поздравляли со всех сторон громкими возгласами. И возликовали все друзья короля и все те, кто заключил на него пари. Вскоре после этого новый король между двумя почтеннейшими был сопровожден всеми членами гильдии под звуки фанфар через город в зал гильдии. А перед зданием улицы были полны народу - мужчин, женщин, дев, детей и всяких, с великим изумлением и радостью глазевших на короля. А он должен был носить шест с привешенной серебряной птичкой.


Так выглядел "серебряный попугай" - переходящий приз "короля лучников"
Перед королем высоко держали его стальной арбалет и стрелу, коей была сбита деревянная птичка. И когда они входили в гильдию, там все было уже хорошо и роскошно изукрашено. К праздничной трапезе собирались также жены и дочери гильдейских братьев. Из самых красивых дев королю выбирали невесту, даже если он уже был женат. И эта самая королева должна была все время с ним сидеть и танцевать.

А такие состязания у шестов с птичкой длились после Пасхи три воскресенья подряд. По этим же воскресеньям после обеда даже священники были свободны от обычных обязанностей, поскольку всяк не в церковь, а на птичку шел...»

Победитель в знак почести получал в подарок серебряное блюдо и должен был угостить своих товарищей пивом и окороком.

Однажды участники турнира никак не могли попасть в мишень. Тогда юный Томас пустил свою стрелу, которая поразила мишень.
Проигравшие лучники хотели «побить палками» малолетнего хулигана, но горожане оценили талант Томаса - за счет городской казны обучили мальчика, который стал городским стражником. Повзрослев, Томас проявил себя как храбрый воин и снискал почтение горожан. Фигуркой Томаса украсили крышу ратуши.


Марка со Старым Томасом

Из хроник 1531 года:
«Маляру Иоахиму уплачено семь серебряных марок за позолочение воина и шара на башне Ратуши».


Наш обаятельный экскурсовод