Город вяземы. Большие вяземы. Большие Вяземы - история

  • Дата: 17.08.2022


Бывшая подмосковная усадьба Большие Вязёмы находится километрах в сорока к западу от Москвы, сразу за Голицыным. С левой стороны шоссе хорошо виден парк и старый усадебный дом.



Находившаяся на старой Смоленской дороге усадьба стала свидетельницей и участницей многих важнейших событий российской истории, она принимала под свой кров Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, Кутузова, Наполеона...


В конце 16-го столетия Большие Вязёмы были загородной резиденцией Бориса Годунова. Когда поместье попало в руки всесильного боярина, точно неизвестно, но первое упоминание об этом факте относится к 1585-му году. Годунов любил свою подмосковную усадьбу и обустроил её красиво и основательно. При нём были отстроены большой деревянный дворец, церковь, многочисленные хозяйственные постройки, разбиты фруктовые сады, выкопан пруд с каменной плотиной на речке Вязёмке.




Деревянный дворец сгорел в 1618-м году, когда к Москве подступали польские войска, а вот великолепная годуновская церковь Живоначальной Троицы, позже переименованная в Преображенскую, сохранилась.




Четырёхстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трёх сторон окружён крытыми двухъярусными галереями.







Стены здания сложены из белого камня, а венчающие части и галереи - из кирпича.




Внутри сохранились фрески конца 16-го столетия.


У восточной стены храма в 1807-м году был похоронен шестилетний Николай Пушкин, младший брат поэта.



Рядом с церковью на высокой террасе стоит совершенно уникальная для Подмосковья звонница.





К середине 19-го века годуновская звонница сильно обветшала, и её уже было вознамерились разобрать. К счастью, владелец Больших Вязём князь Голицын не допустил расправы с историческим памятником, правда, в качестве компенсации он разрешил пристроить к древнему храму новую колокольню. Эту новодельную колокольню разобрали во время реставрационных работ в 1950-хх.


Живописную группу храмовых построек окружает копия ограды 18-го века.








К одному из углов ограды примыкает маленький дом причта.




После смерти Годунова Большие Вязёмы числились дворцовым селом. В 1694-м году Пётр I пожаловал бывшие годуновские владения своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В 1766-м году владельцем поместья стал его правнук Николай Михайлович Голицын, который в 1770/1780-е г.г. отстроил новый усадебный комплекс, с некоторыми изменениями доживший до наших дней.


Первыми в 1771-м году были возведены парные кирпичные корпуса: гостевой и кухонный флигели.






Стоящее чуть поодаль ещё одно двухэтажное, похожее на флигель здание никакого отношения к старой усадьбе не имеет, оно было построено в 1930-х для Школы искусств.




В 1784-м году между флигелями вырос главный усадебный дом, построенный в стиле французского классицизма.






Особенно хорош дом со стороны старого пруда.




Наверху на аттиках - картуши с фамильным гербом Голицыных.




За церковью сохранились некоторые хозяйственные постройки усадьбы. Большой конный двор конца 18-го века был сильно искажён переделками, и сейчас идёт его реставрация.




В главном усадебном доме работает музей. Надо сказать, что музей этот совсем молодой, он возник в конце 1980-х, и своим существованием обязан энтузиастам-подвижникам. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились, и музейным работникам для создания экспозиции пришлось в буквальном смысле собирать с миру по нитке. В залах главного дома музейные сотрудники попытались частично реконструировать голицынские комнаты. В части помещений размещены экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых персонах, так или иначе связанных с ней.


Парадная столовая представляет мебель и посуду 18/19 столетий.











За столовой находится круглая комната-ротонда, из которой был выход в сад.







На старых фотографиях можно посмотреть, как выглядели комнаты в начале 20-го столетия.




Парадная спальня обставлена мебелью светлого дерева.










В доме было две библиотеки. На первом этаже находилось собрание иностранных книг. В 1812-м году в этой большой комнате после Бородинского сражения жил сначала Кутузов, а через день после его отъезда в той же библиотеке, на том же диване спал Наполеон.









На втором этаже при Голицыных находилась библиотека русской литературы.










Во всех залах находятся милые бытовые вещицы, предметы интерьера, портреты.









В бывшей гостиной на втором этаже - постоянно действующая выставка "Мир детства в дворянской усадьбе".
















В одном уже отремонтированном флигеле находится касса музея, киоск с неплохим выбором исторической и краеведческой литературы и выставочные залы.








Также во флигеле размещены переданные в дар музею работы скульптора Нины Конёнковой.




И конечно, часть музейной экспозиции посвящена Пушкину, бывавшему в Больших Вязёмах и проведшему в детстве немало времени в соседнем Захарове.




Расположенное в двух километрах от Больших Вязём сельцо Захарово в 1804-м году купила бабушка будущего поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Каждое лето, с мая по октябрь, в течение шести лет всё семейство Пушкиных проводило в Захарове. Здесь же Пушкины прожили и зиму 1808/1809 г.г.




От усадьбы пушкинского времени сейчас в Захарове остался лишь огромный пруд да несколько вековых деревьев, всё остальное в этом очень юном музее абсолютно новое.








В 1904-м году на фундаменте старого усадебного дома тогдашний владелец Захарова выстроил новое жилище. В 1993-м году при проведении реставрационных работ (!!!) этот дом сгорел. Историкам и реставраторам не удалось найти ни чертежей, ни рисунков, ни даже словесных описаний дома М. А. Ганнибал. Поэтому при воссоздании усадьбы архитекторы взяли за основу типовой проект усадебного дома 18-го века. В 1999-м году к 200-летию со дня рождения Пушкина всего за три месяца в Захарове был отстроен "дом М. А. Ганнибал" и открыт музей.








Очень скромных размеров захаровский дом двухэтажный, второй этаж низкий, антресольный.










В первом этаже дома, в парадных комнатах воссозданы интерьеры пушкинского времени.


Комнаты захаровского дома невелики. В самом просторном помещении, окна которого выходят на террасу с колонным портиком, представлена обстановка Большой гостиной.








Мебель и предметы интерьера, разумеется, никакого отношения к семье Пушкиных-Ганнибалов не имеют, они собраны из различных музейных фондов.











В небольшой угловой комнатке показано, как мог бы выглядеть кабинет хозяйки усадьбы.










В коридоре - небольшая коллекция старых сундуков.





Ещё одно, тоже весьма скромных размеров угловое помещение с альковом представляет собой реконструкцию детской игровой и классной комнаты.



Тут можно увидеть и парту, и наглядные учебные пособия.








Несколько бóльших размеров комната отведена под столовую.









И, наконец, в последнем помещении экспозиции, как дань памяти Арины Родионовны, собраны предметы крестьянского быта.










Конечно жаль, что в экспозиции нет мемориальных предметов. Тем не менее, музей даёт посетителям возможность узнать, как жили небогатые дворянские семейства - а ведь их было несравнимо больше, чем представителей громких аристократических фамилий с огромными состояниями - в своих подмосковных, калужских, псковских, пензенских и прочих имениях.


Конечно, сам Александр Сергеевич считал, что "Отечество нам Царское Село", тем не менее, в 1830-м году накануне своей свадьбы поэт отправился не куда-нибудь, а именно в Захарово. Видимо, накануне кардинальных жизненных перемен душа потребовала совершить сентиментальное путешествие в детство.


Заехал поэт и в Большие Вязёмы, вдохновившие его в своё время и на "Бориса Годунова", и на "Пиковую даму", прототипом героини которой послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, частенько жившая в усадьбе своего сына.


Логично, что ещё в конце 19-го века родилась идея создания пушкинского заповедника в этом уголке Подмосковья, но лишь столетие спустя благодаря группе энтузиастов на территории Больших Вязём и Захарова появился Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Да, в обеих усадьбах очень много новоделов и очень мало подлинно "вязёмско-захаровских" экспонатов, тем не менее, музей дарит ещё одну возможность окунуться в нашу историю. А кроме того, в обеих усадьбах регулярно устраиваются тематические праздники, концерты, лекции, встречи с писателями и художниками.

После экскурсии по усадьбе бабушки А.С. Пушкина в Захарово мы отправились в соседние Большие Вяземы. Это бывшее имение князей Голицыных, которое помнит Бориса Годунова, Марину Мнишек, Кутузова и Наполеона. Часто бывал здесь и А. С. Пушкин, который посещал местный храм и пользовался богатой библиотекой Голицыных.

Музей Бориса Годунова в Больших Вяземах

Мы подъехали как раз к двум часам дня, когда начинается дежурная экскурсия. Осмотр начался с восстановленного здания конного двора, где размещается сейчас музей Бориса Годунова.



Именно ему, как царскому родственнику, в XVI веке были пожалованы эти земли. Он построил на месте нынешнего конного двора огромный деревянный терем и заложил в 1598 г. храм Живоначальной Троицы, который позже стал Спасо-Преображенским.



Удивительно, что эта необычная для Подмосковья церковь сохранилась с тех времен. Ее звонница сейчас находится на реставрации также как и верхний храм с уникальными фресками конца XVI века. Их копии мы увидели на втором этаже музея Бориса Годунова.



Кроме того, там выставлены археологические находки, обнаруженные на месте бывшего княжеского терема и костюмы к опере «Борис Годунов».

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Май 11 2017 в 1:06 PDT



Здесь нам рассказали о том, что в смутное время останавливалась в Вяземах Марина Мнишек, на пути к своему жениху Дмитрию Ивановичу. Здесь она принимала дары от него. После ее посещения многие царские постройки в Вяземах сгорели, в том числе и деревянный терем.

Усадьба Большие Вяземы

От конного двора мы направились к Спасо-Преображенскому собору.



Как я уже говорила в рассказе об усадьбе Захарово, возле него был похоронен брат А.С. Пушкина Николай, который скоропостижно скончался в возрасте ше-сти лет. В верхний храм сейчас можно попасть только во время праздника Преображения Господня 19 августа.
Во времена Петра Великого Вяземы считались дворцовым имением. В 1694 г. император подарил эти владения своему воспитателю князю Борису Алексее-вичу Голицыну, который владел также усадьбой Дубровицы. Петр Первый дважды проездом бывал в этих местах. Большие Вяземы принадлежали роду Голицыных вплоть до революции 1917 г. Правнук Бориса Алексеевича Николай Михайлович Голицын после многолетней военной службы получает в свое распоряжение довольно крупную усадьбу Вяземы. Здесь он решает заняться сельским хозяйством и обустройством имения. Сначала в 1771 и 1772 гг. строятся два каменных флигеля. В одном размещалась кухня, а в другом людские покои. Сейчас один из них находится на реставрации, а второй как раз недавно открыли для посещений.



Между флигелями был разбит сад. Позже в 1784 г. на высоком берегу верхнего пруда был построен строгий прямоугольный каменный дом с бельведером.



В это же время возводится каменная ограда вокруг храма, а рядом с главным домом разбивается парк с тремя лучевыми аллеями, расходящимися в разные стороны.



В усадебном парке высаживают липы, вязы, лиственницы и сосны.



Кроме того, Николай Михайлович строит оранжерею, где выращивают абрикосы, сливы и вишни. Большие Вяземы были летней резиденцией Голицына, приезжал сюда он обычно в мае, а уезжал глубокой осенью. Кроме заслуженного отдыха в деревне он старался постоянно пополнять свои знания в области садоводства и овощеводства, читал статьи по агротехнике возделывания различных культур и тут же применял эти знания на практике. Пытался он улуч-шить и быт местных крестьян, построив им избы со стеклянными окнами и отоплением через печную трубу. Именно Николай Михайлович положил начало знаменитой библиотеке в Больших Вяземах и начал собирать картины и различные предметы искусства, которые после революции разошлись по музеям нашей страны.



В 1797 г. в усадьбе побывал император Павел Первый со своей свитой. По случаю визита августейшей особы в Вяземах был устроен пышный обед в парадной столовой.



Детей у Николая Михайловича не было, поэтому усадьба перешла к его брату, а затем к племянникам Борису Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Голицыным. Их мать Наталья Петровна была удивительной для своего времени женщиной и считается, что именно она служила прототипом знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Наталья Петровна родилась и много жила за границей, была очень образованной и заметной дамой, одной из любимых фрейлин Екатерины Великой. Род Голицыных она считала самым знатным и именитым и очень гордилась, что ей удалось породниться с ним, выйдя замуж. Говорят, что ее восхищение фамилией было настолько сильным, что когда она стала хвалить внучке Иисуса Христа, та спросила, не из их ли рода Голицыных был спаситель. Наталья Петровна пользовалась уважением всех императоров и царственных особ, которые поздравляли ее со всеми важными датами в жизни и оказывали ей особое почтение. Была она знакома и с европейскими монархами, некоторые даже активно ухаживали за ней, ведь в молодости она была необычайна красива. Однако с возрастом у нее появились усы и борода, и Наталья Петровна получила прозвище «усатая княгиня». Голицына была очень властной и жесткой женщиной, детей воспитывала в строгости и ее сын, московский генерал-губернатор даже в преклонном возрасте, имея внуков, не смел сесть без позволения матери. Прожила княгиня аж 93 года и до конца жизни сохраняла ясность рассудка. Ее комната во дворце в Вяземах, пожалуй, самая красивая.



А.С. Пушкин был с ней знаком, а от своего друга, внучатого племянника Голи-цыной узнал легенду о комбинации трех карт, которые позволяли всегда выиг-рывать. Эту комбинацию ему якобы поведала Наталья Петровна. Так в голове поэта появился образ «Пиковой дамы».



Один из ее сыновей Борис Владимирович, судя по портретам, был редким красавцем, участвовал в войне 1812 г. и был тяжело ранен при Бородино.



Через какое то время, так и не оправившись от ран, он скончался, оставив двух незаконнорожденных дочерей от какой-то цыганки. Жена его брата приютила сирот у себя, но тщательно скрывала их существование от свекрови Натальи Петровны, которая бы точно не одобрила связь своего сына с женщиной со-мнительного происхождения. Большие Вяземы после войны 1812 г. перешли к Дмитрию Владимировичу Голицыну, памятник которому можно увидеть в усадебном парке.



Кроме того здесь есть памятный знак об остановке в Вяземах русской и французской армии.



После Бородинского сражения, когда наша армия двигалась к Москве, в усадьбе остановился главнокомандующий М.И. Кутузов. Для размещения он выбрал зал иностранной библиотеки. В Вяземах оказывали медицинскую помощь смертельно раненому Багратиону. После того, как русская армия оставила усадьбу, ее заняли французы. В том же зале библиотеки на первом этаже остановился император Наполеон. Сейчас в воссозданном помещении на од-ной из стен размещаются портреты героев войны 1812 г.



Во время нашей экскурсии в зале была репетиция симфонического концерта, который особенно гармонично звучит в стенах дворянской усадьбы. Французы не сильно разорили имение, возможно потому, что Голицын был масоном, как и Наполеон. А между представителями этого движения существовало определенное уважение друг к другу. Понять о принадлежности Голицыных к масонам можно по узору на печных изразцах, я даже не знала, что этот раститель-ный орнамент, оказывается, один из масонских символов.



В комнате перед иностранной библиотекой воссоздана приемная французского императора с портретами его генералов.



В каждом зале дворца множество интересных предметов и очень красивая мебель.



Когда мы поднимаемся на второй этаж, то уже на лестнице видим множество чучел животных.



Связано это с тем, что последний владелец Вязем из рода Голицыных Дмитрий Борисович был начальником царской охоты вплоть до революции, после которой вся семья эмигрировала. Большие Вяземы постигла обычная участь боль-шинства дворянских усадеб: сначала здесь разместилась колония для беспризорников, потом санаторий для партработников, аэродром и танковое училище. Во время Великой Отечественной войны немцы совсем чуть-чуть не дошли до Вязем, а наша армия разместила в главном доме госпиталь. Только в середине XX века задумались о том, чтобы создать в Больших Вяземах и Захарово пушкинский музей.



Восстановление построек и воссоздание интерьеров продолжается до сих пор, но уже сейчас это очень интересное и красивое место, связанное с множеством самых громких имен и событий в нашей истории. Кроме основной экспозиции во дворце выставлены исторические костюмы, фарфор и кружево.


Отдельные залы посвящены детскому уголку, где можно увидеть игрушки, книги и детские развлечения дореволюционного периода.


Внизу мы также осмотрели зал выставки деревянной скульптуры современного автора Г.Я. Буркова.


Парк и территория Больших Вязем

После посещения двух усадеб мы так проголодались и устали, что решили не-ного отдохнуть в местном буфете. Зато когда вышли, увидели, что погода улучшилась, и решили немного прогуляться по территории усадьбы. Подошли к прудам. На той стороне виден мост на плотине, построенной еще Борисом Годуновым.



Затем мы направились к парковке, бросив прощальный взгляд на величе-ственный и такой красивый Преображенский храм.


Усадьба Вязёмы (Россия, Московская область, Одинцовский район, Большие Вяземы), чуть в стороне от Можайского шоссе

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Белорусского вокзала электропоездом до станции Голицыно, далее автобусом №38, №39, №50 или маршрутным такси №38, №39, №79 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком (~ 1 км). На автобусе или автомашине: 44 км Можайского шоссе.

Схема проезда

Впервые данное название встречается в документах XVI века, начиная с 1556 года. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. В конце XVI в. здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» — сообщает Пискарёвский летописец. Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. Когда Вязёмы отошли к Борису Годунову, неизвестно; первое упоминание об этом приурочено к 1585—1586 гг. Был при Годунове в селе боярский дом, многочисленные службы, и фруктовые сады. Но своей известностью село все — таки обязано церкви Преображения Господня.
Монументальный, четырёхстолпный храм на высоком арочном подклете необычайно красив. По бокам здание имеет два придела, завершённые рядами кокошников и малыми главами. Фасады расчленены лопатками на три прясла и завершены полукруглыми закомарами. Щелевидные окна в профилированных амбразурах обрамляют архивольты. С трёх сторон здание огибает гульбище на аркадах. Завершён храм каноническим пятиглавием.

В конце XVII в., а точнее — в 1694 г. усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Б.А. Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Новый владелец не рассматривал Вязёмы как свою главную вотчину, основное внимание он отдавал другому пожалованному имению — Дубровицам.
Усадебный дом был выстроен «Мая 1-го дня 1784 года» правнуком Б.А. Голицына — отставным полковником Николаем Михайловичем. Строгая архитектура здания уже несколько архаична для конца XVIII в. и кажется скорее принадлежащей петровскому времени. Флигели построены ранее главного дома: левый — в 1771-м, правый — в 1772 году.
Местные жители нарекли голицынский дворец — «Дом Пиковой дамы». Прототипом героини пушкинской повести была княгиня Н.П. Голицына — властная женщина, пользовавшаяся исключительным влиянием при дворе, дожившая почти до столетнего возраста. Большими Вязёмами владел её сын — Борис Владимирович Голицын. Таким образом, «Пиковая дама», вопреки распространённому мнению, никогда не была хозяйкой Вязём. Но она часто наезжала сюда, осуществляя бдительный контроль за имуществом своего рода.
Ныне все усадебные постройки отремонтированы, в главном усадебном доме — музей, храм — отдан верующим.

  1. Главный дом
  2. Гостевой флигель
  3. Кухонные флигель
  4. Церковь
  5. Звонница
  6. Сторожка
  7. Ограда церкви
  8. Конный двор
  9. Флигели на конном дворе
  10. Памятник А.С. Пушкину
  11. Регулярный парк

План усадьбы 1949 г. по обмерам Е.П. Щукиной




Архивные материалы усадьбы Вяземы




Персоналии

Б.В. ГОЛИЦЫН, 1769-1813, сын бригадира князя Владимира Борисовича и княгини Натальи Петровны, рожденной графини Чернышевой, старший брат Московского генерал-губернатора, светлейшего князя Дмитрия Владимировича, родился 6 января 1769 г.; начал службу в 1781 г. в Семеновском полку, в котором и служил до 1796 г., до чина полковника. В Польскую войну 1794 г. награжден орденом св. Георгия 4-й ст. В 1798 г. произведен в генерал-майоры, а в следующем году в генерал-лейтенанты. Это была эпоха кратковременного, но богатого неожиданностями царствованья Павла I, в котором за необычайными милостями нередко следовала столь же быстрая опала лица, еще накануне пользовавшаяся почестями и влиянием. Князь Голицын, по видимому, не избег участи многих: 24 Марта 1800 г. он был уволен от службы, «за то, что приказал бить в барабан перед домом германского консула в Риге Тромповского так долго, что младенец оного Тромповского от испугу умер». По вступлении на престол Императора Александра, он снова принят на службу (26 Марта 1801 г.) и затем последовательно сделан шефом Павловского гренадерского полка (1802 г.) и инспектором по инфантерии Смоленской инспекции. Принимал участие в главнейших сражениях Отечественной войны 1812 г. и был ранен под Бородином; от этой раны он и умер в Вильне 6 Января 1813 г.; погребен в церкви села Большие Вязёмы, Московской губернии.
Князь Голицын был холост, но после него остались две дочери «Зеленские», из которых одна была замужем за профессором С.П. Шевыревым, а другая, Анна Борисовна, за Тверским губернатором Бакуниным. Княгиня Тат. Вас. Голицына, жена его брата, «по доброте, взяла этих сироток к себе и воспитывала, но от старой княгини (мать князя, „princesse moustache“) существование их скрывали».
В русской литературе князь Голицын известен как писатель — беллитрист, поэт и критик. Получив прекрасное домашнее образование, он превосходно изучил иностранную, особенно французскую, литературу и в совершенстве владея языком Мольера и Pacинa, о чем свидетельствует целый ряд литературно-критических его сочинений на французском языке.
В русской литературе Голицын писал под псевдонимом Дм. Пименова и печатал критические статьи и стихотворения в журналах того времени. В 1809 г. им изданы в Москве,Нравственные рассуждения герцога де-ла-Рошфуко, пер. с Французского", о которых С. Н. Глинка говорить: «Он очень удачно перевел Рошфукольдовы мысли и напечатал их под чужим именем».
По отзыву того же Глинки, князь Голицын был истинно -русским человеком в душе и по убеждениям. «Я хочу учиться в Poccии по-русски», говорил он, и быть русским. Много читал я по-французски и к стыду моему мало занимался русским. Катон Старший принялся за греческую азбуку; некоторые осуждали его за это, но не я. Приступая к русскому учению, скажу по-русски: «век живи, век учись». Он убедил Мерзлякова преподавать ему русскую словесность, Калайдовича - русскую историю. Князь Б. В. Голицын завел у себя pycские вечера, на которых читалось все русское, при чем хозяин дома прослыл, чтобы его останавливали, когда к русскому он примешает французское. Как великолепный танцор, он имел прозвище «Boris-Yestris»; по отзыву современницы, был «очень хорош собой, умен и по своему времени получил воспитание как немногие».

(С портрета, писанного Изабе; собственность князя Н. И. Оболенского, в Москве)

В.В. Суслов Церковь Преображения Господня и звонница, в селе Вяземах, Московской губернии, Звенигородского уезда

В.В. Суслов Памятники древне-русского зодчества, в. 2, Санкт-Петербург, 1896

Означенное село, Вяземскаго стана, находится в 15 верстах к Ю-В. от г. Звенигорода, близ Смоленскаго тракта, при реке Вяземке (1). Оно принадлежало Царю Борису Федоровичу Годунову (ум. 1605 г.), a после смерти его было причислено к Дворцовому ведомству.
В конце XVI ст. здесь существовала каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, время построения которой осталось неизвестным (2). В 1680 г. она была причислена к Загородской десятине.
Кроме Троицкой церкви, в селе Вяземах находились в XVI ст. храм во имя Николая Чудотворца с приделами (Афанасия Александрийского, Сергия Радонежского и благоверных князей Бориса и Глеба) и монастырь Иоанна Богослова. Оба храма уничтожены в XVII ст., вместе с крестьянскими дворами, Литвою.
В писцовых книгах 7139 — 7141 (1631—1633) г. — между прочим, упоминается: «... да под селом Вяземою государев пруд каменная плотина,...».
Под 7154 (1646) г. указывается, что «в селе Никольском, на Вяземе, церковь Живоначальная Троицы, да в пределе церковь Николы Чудотворца, а иные пределы стоят пусты без пения...» (3).
По писцовым книгам стольника Ивана Афросимова, да подъячего Ивана Васильева 183, 184 и 185 (1675 - 1677) гг.- «село Никольское, Вязема тож, по обе стороны речки Вяземы, а в селе церковь каменная во имя Живоначальная Троицы, да у той же церкви два предела каменные ж: предел Благовещения Пресвятой Богородицы, да предел Архистратига Михаила не освящены, да близ той церкви место, что был монастырь Иоанна Богослова, да место церковное Николы Чудотворца с пределы,...».
7202 (1694) г. Марта 23, по именному великих государей указу, дворцовое село Вяземы пожаловано боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну в вотчину, и в том же году утверждено за ним отказною книгою. В это время в селе, кроме Троицкой церкви, существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца со всякою церковного утварью (4). В 1701 г. князь Борис Алексеевич Голицын разделил вотчины между детьми своими князьями Алексеем, Сергеем и Василием. Последнему досталось село Никольское, - Вяземы, в котором находилась в 1702 г. каменная церковь во имя Преображения Господня.
После князя Василия Борисовича Голицына имением владел его сын, князь Михаил Васильевич (ум. 13 Января 1749 г.), а от него перешло к его вдове — кн. Авдотье Михайловне с детьми князьями Николаем, Василием и Александром. Последние в 1755 г.- разделили имение между собою, и село Вяземы досталось князю Николаю Михайловичу Голицыну (5).
Некоторые указания о селе Вяземах встречаем, между прочим, в дневнике Марины Мнишек (6), где говорится: «2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе, в 6 милях от Москвы. Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы». В другом месте описывается, что «дворец деревянный, но красивый и даже великолепный. Дверные замки в нем вызолоченные червонным золотом; печки зеленые, а некоторые обведены серебряными решетками». В дневнике послов польских Олесницкого и Гонсевского (16o6 г.) указывается, что «в Вяземе — есть каменная церковь; ограда оной, с шестью острыми деревянными башнями, похожа на крепость» (7).
В существующих описаниях села Вяземы является странным то обстоятельство, что ранее 1702 г. о церкви Преображения Господня не упоминается. Время построения её, таким образом, становится гадательным. Местные жители приписывают постройку этой церкви царю Борису Годунову и относят к одному времени с постройкою колокольни Ивана Великого в Москве. Это предание, судя по общим архитектурным формам и деталям храма, является вполне вероятным, на что отчасти указывает и корона, сохранившаяся на средней главe.
Церковь Преображения Господня уцелела почти в первобытном её виде, — уничтожена только лестница, ведущая во второй этаж церкви. На основании местных указаний, она была открытою и вела прямо к средней арке верхней галереи. По этим указаниям, лестница на чертежах реставрирована.
Рассматриваемая церковь имеет обычное, по своему времени, устройство; с двумя приделами, подцерковьем и двухэтажною открытою галереей. Сложена она, видимо, вся из белого камня, по крайней мере лицевые стороны церкви, за исключением барабанов и закомар главного четырехугольника, облицованы белым камнем. Верхняя части сложены из кирпича без облицовки. Была ли покрыта церковь первоначально по сводам, или, как в настоящее время, четырехскатною крышею, сказать трудно. По аналогии с другими церковными памятниками того же периода, приходится высказаться за первое.
Наружные украшения имеют довольно мелкие профили, которые по характеру своему, как и впадинки на пилястрах (выше галереи), указывают на некоторое влияние в постройке итальянской архитектуры.
Западная часть храма несколько вытянута и потому под малыми барабанами устроены особые арочки. В церковных приделах барабаны поставлены каждый на четырех арочках, из которых одни идут по северо-южному направлению, а другие (ползучие) в обратном порядке и опираются в щековые поверхности первых. Дверь из галереи в северный придел расширена. Стенки, отделяющие алтарь от церкви, к которым приставлен иконостас - низенькие и имеют вид преграды. Построение церкви довольно правильное в отношении симметрии и точности размеров, что в древне-русских храмах встречается сравнительно редко.
В нескольких саженях от храма, на северо-запад, находится очень интересная каменная звонница. Она совершенно сохранилась в первобытном виде, за исключением верхнего покрытия стен, совсем не уцелевшего. Реставрация крыш показана в перспективном виде постройки. Помост звонницы и лестница поддерживаются открытым извне коробовым сводом. С площадки звонницы проведены сквозь перила каменные желоба. Звонница сложена из кирпича; горизонтальные карнизики сделаны из каменных плит и профили их напоминают наличники самой церкви. По общему впечатление, звонница кажется одновременной постройки с церковью. Колоколов на звоннице в настоящее время не находится и здание представляется несколько запущенным.

  1. Семенов «Географическо-Статистический словарь» т. I 1862 г. стр. 585
  2. Об этой церкви находим указание в приходных книгах Патриаршего Каз. Приказа за 7136 (1628 г.) и в переписных книгах из города Дмитрова, Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима. В и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.», вып. III
  3. Под 7164 (1655) г., говорится что «декабря 8 патриарх (Никон) ходил в государево дворцовое село Вязему встречать государя...»
  4. Выше было указано, что храм Николая Чудотворца был уничтожен Литвою; здесь же снова говорится о существующей церкви Николая Чудотворца; была ли церковь только разорена или построена вновь, из дела не видно
  5. В. и Г. Холмогоровых «Историчесте материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.», вып. III, стр. 195 - 200
  6. Устрялов «Сказание современников о Димитрии Самозванце»
  7. Там же стр. 123 Означенного дворца и башен в настоящее время не существует

С. Веселовский Усадьба Большие Вяземы

Живя в Захарове, Пушкины часто посещали находящиеся вблизи Большие Вяземы. Здесь все было овеяно древними преданиями о бывшем владельце этих мест Борисе Годунове. «Там указывают еще на пруды, будто бы вырытые по его по велению... Вероятно, молодому Пушкину часто говорили о прежнем царе - владетеле села. Таким образом, мы встречаемся, - отмечает П.В. Анненков, - еще в детстве Пушкина с предметами, которые впоследствии оживлены были его гением».
Одним из источников при работе поэта над «Борисом Годуновым» была «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В ней упомянуты и Большие Вяземы. Читая о происходивших здесь «воинских потехах» Лжедмитрия, о проезде через эту местность Марины Мнишек, Пушкин мог дополнять эти описания своими воспоминаниями об этой местности.

Посетитель Больших Вязем и ныне может обратить внимание на небольшую колонну из серого камня, стоящую у интересной по рисунку церковной ограды. Это памятник на могиле Н.С. Пушкина, умершего в Захарове в 1807 г. Смерть младшего брата - одно из тяжелых впечатлений детства великого поэта. Он упоминает о ней в набросках плана к на меченным им автобиографическим запискам.
В пушкинское время (с 1803 г.) Большие Вяземы принадлежали Б.В. Голицыну. Получив блестящее образование за границей, Голицын сделал военную карьеру, в частности, сражаясь под знаменами Суворова. Однако в царствование Павла, дослужившись до чина генерал-лейтенанта, он вынужден, был выйти в отставку.

Поселившись в Москве, Б. В. Голицын изучает русскую историю, увлекается собиранием древних рукописей, большую часть года проводя в Больших Вяземах.
Английский путешественник, посетивший Москву в 1805 г., пишет: «Вечер мы провели у кн. Бориса Владимировича Голицына. Тут я видел всю вашу поэзию: Жуковского, Кокошкина, Мерзлякова и многих, многих других ваших поэтов и прозаиков. Хозяин необыкновенно был любезен, ласков и приветлив со всеми... Иногда думаю, откуда Москва набрала столько людей приветливых!» В 1811 г. Б.В. Голицын принимал у себя бежавшую из Франции противницу Наполеона известную писательницу де Сталь.

Он был очень близок с И.И. Дмитриевым, а А.Ф. Мерзляков принадлежал к кругу его друзей и часто гостил в Больших Вяземах. Мерзляков пробудил у Б.В. Голицына интерес к памятникам русской литературы и народной словесности. По инициативе Б.В. Голицына А.Ф. Мерзляков в начале г. приступил в его московском доме к публичным чтениям по литературе и теории изящных искусств. Эти чтения были большим общественным событием и первыми общедоступными лекциями в России. Их прервала война с Наполеоном.
С начала военных действий Б.В. Голицын уехал в армию. Во время Бородинской битвы он находился при М.И. Кутузове и, передавая его распоряжения войскам, был тяжело ранен. Прах Б.В. Голицына, умершего от ранения в январе 1813 г., перевезен в Большие Вяземы и похоронен в местной церкви.
После Бородинской битвы русская армия остановилась в Больших Вяземах на ночлег. В усадебном доме жил М.И. Кутузов. В одном из писем он сообщает: «Я нахожусь при Вяземе, но так как здесь позиции никакой нет, то отправился генерал Бенигсен назад приискать место, где бы удобнее еще дать баталию».

В Больших Вяземах неоднократно бывала мать Б. В. Голицына Наталья Петровна - «Пиковая дама». Она действительно, как рассказывает Томский в повести А.С. Пушкина, «ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть «La Venus moscovite» (Московская Венера). Дочь П.Г. Чернышева, посланника при английском и французском дворах, Н. П. Голицына провела молодость за границей, участвовала в придворных вечерах. Н.П. Голицына была безмерно властолюбива и надменна. Как пишет А.С. Пушкин, «у себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо». В то же время Н.П. Голицына, по отзыву современников, была «великая мастерица устраивать свои дела», значительно увеличила со стояние семьи, и управление хозяйством Больших Вязем в большей мере подчинялось ей, чем владельцу усадьбы Б.В. Голицыну.

7 апреля 1834 г., через месяц после опубликования повести, А. С. Пушкин записал в дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» Н.П. Голицына пережила великого поэта всего на несколько месяцев. Она умерла в декабре 1837 г. в возрасте 97 лет.
В близких отношениях с семьей Голицыных находился вы дающийся терапевт профессор М. Я. Мудров. Он часто про водил лето в Больших Вяземах. Мудров был одним из прославленных врачей Москвы и считался непревзойденным диагностом. Л.Н. Толстой пишет в «Войне и мире», что, посетив больную Наташу Ростову, «Мудров еще лучше определил болезнь», чем другие знаменитости Москвы.

Большие Вяземы расположены на большой Смоленской дороге. По объяснению известного историка И.Е. Забелина, это название означает «вообще вязь или связь, союз одной местности с другою, или, вернее, одного пути с другим». Эта дорога исстари связывала Москву с Западом, по ней проезжали послы, торговые люди. В Больших Вяземах помещалась последняя ямская станция перед въездом в Москву. В пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островский упоминает о пребывании здесь отца Марины Мнишек.
По этой оживленной дороге каждое лето в годы юности проезжал А.И. Герцен. Рассказывая в «Былом и думах» о поездках в Васильевское, он вспоминает, как «в нескольких верстах от Вяземы князя Голицына дожидался васильевский староста, верхом, на опушке леса, и провожал проселком».

Большие Вяземы связаны и с Н.В. Гоголем, который летом 1849 г. посетил жившего здесь профессора Московского университета С.П. Шевырева и читал ему первые главы второго тома «Мертвых душ».

В один из погожих осенних дней, поехали мы в Большие Вязёмы, посмотреть на величественный Спасо-Преображенский храм, обстановку усадебного дома, здание конюшни и окружающие все это ландшафты. Происхождение слова «Вязёмы» точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского «вязкий», возможно это связано с вязкими берегами речки протекающей по территории усадьбы носящей схожее с усадьбой название Большая Вяземка. Другая теория относит слово «вязема» к финно-угорским корням, характерное для гидронимики Русского Севера (реки Кама, Лакшма, Лекшма, Падма).







Памятник А.С. Пушкину. 1999 год.
скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин.


Усадебный парк. Осень.

В далеком 1585 году, царь Федор Иоаннович пожаловал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века в имении был выстроен пятиглавый храм во имя Преображения Господня со звонницей.

Весь комплекс усадебных построек, был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс представлял собой хорошо защищенную, мощную крепость. До нащих дней оборонительные сооружения усадьбы не дошли, оно и понятно, надобность в них отпала давным давно.


Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы



В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия – здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.


Домик причта


Церковно-приходская школа. Здание современное.


Нижний Голицынский пруд, на реке Большая Вяземка. Также известен под названием Государев пруд.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству. А в 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, "за спасение во время стрелецкого бунта". Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, считая своим главным имением Дубровицы, князь приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 годах. Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома.


Дальше будет много снимков внутреннего убранства усадебного дома, который наверное правильнее называть виллой.












Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен дракунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.


Знак в память остановки в Вязёмах двух армий во время Отечественной войны 1812 года.

В 1882 году в имении появляется новый владелец – сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году новый владелец устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорого. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.
Перемены, которые принес в Россию 1917 год, не обошли стороной и усадьбу Голицыных.


Поднимаемся на второй этаж. Еще много снимков внутреннего убранства усадебного дома.












Осенью 1918 года и весной 1919 года из усадьбы в Национальный музейный фонд было вывезено более 60 предметов представляющих культурно-историческую ценность, среди которых была гравюра с изображением родословного древа князей Голицыных. Фамильные драгоценности семьи Голицыных были позднее переданы в Оружейную палату. Была роздано по библиотекам уникальная коллекция книг, более 30 тысяч томов, собранная Дмитрием Владимировичем Голицыным. Усадьба использовалась как колония для беспризорных, потом как санаторий для старых большевиков, училище летчиков и парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь. К слову сказать, во время Первой Мировой войны, здесь так же располагался лазарет на 50 коек.


Бывшая конюшня. В настоящее время идет ее реставрация.

После закрытия госпиталя на территории усадьбы разместился учебный зоотехнический институт коневодства, который курировал лично Семен Михайлович Буденный, неоднократно приезжавший в усадьбу. В 1952 г. он заложил первый камень в фундамент нового здания института.


Школа искусств, в прошлом здание института коневодства.

Недалеко от Больших Вязём расположена усадьба Захарово – бывшее имение бабушки великого русского поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь, в подмосковной бабушкиной усадьбе будущий поэт впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, познакомился с крестьянским бытом. Эти первые детские впечатления формировали его жизненные взгляды. В этих подмосковных местах он начал писать свои первые стихи.


Могила брата Пушкина - Николая, который умер в шестилетнем возрасте.


Рядом еще несколько старинных надгробий.

С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы – стали основой для описания имения Онегина. Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба Захарово, входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Во дворце Голицыных, среди интерьеров XVIII -XIX вв. проводятся Голицынские чтения «История Отечества». Добраться до усадьбы можно от Белорусского вокзала эектричкой до остановки "Стация Голицыно". От станции пешком около 1 км. От станции можно добираться также автобусом или маршрутными такси. Не вздумайте выходить на станции «Малые Вяземы» заплутаете и потеряетесь. На автомобиле надо выезжать по Можайскому шоссе. Не заезжая в сам поселок Вяземы, перед мостом повернуть налево, и через приблизительно 200 метров повернуть направо к автостоянке у Преображенской церкви.