Финские народные загадки. Карельские народные загадки Глядя на нетронутые леса, кристально чистые озера, горные кряжи и бурные реки невольно вспоминаешь, что Карелия считается одним из возможных мест существования мифической

  • Дата: 09.07.2023


Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.


Вообще, наверное, в России немного сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличного от современного «окультуренного» мировосприятия.

Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого - и самопознания, однако, не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество – прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству… Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.

Однако, возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несовместимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны.


В небольшой деревушке Суйсарь, что в нескольких десятках километров от Петрозаводска, в 90-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в самой деревне, но и во всей округе. В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в своей маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.


Икона 16-го века из церкви Ильи Пророка деревни Суйсарь

Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.

Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь – это моя песня. Кто хочет слушать – пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она.

Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании. Затем с молитвенною просьбою с низким поклоном обратилась «к лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет ее там», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно «закивал» своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и не верящим собственным глазам сопровождавшим. – Ждите»! А сама, не оглядываясь, пошла домой.


Дедушка-домовой в представлениях древних корел

Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне».

Смерть колдуньи была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.

В тех же 90-х годах в Пудожском районе Карелии из уст в уста передавали «сказы» о некоем странном человеке, которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек – Федор Иванович Дутов – был потомственный колдун, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного. Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревня дана без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но…не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.

Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище «оборотня». Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, воя боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей. А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик боли, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.

Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в то время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывали, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и…плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то волчьим воем.

Как относиться к рассказам о сверхъестественных силах, якобы обитающих в доме? Наука рассматривает их просто как вымысел, который не имеет под собой ничего, кроме чисто человеческого желания ВЕРИТЬ в эти силы. Например, легенды о домовом. Они передаются из поколения в поколение и для нас являются лишь сказочным мифом, сохранившимся со времен глубокой древности. Но то, что «встречи» с домовым происходят и в настоящее время и имеют какую-то реальную основу, об этом наука умалчивает. Появляется путаница из-за нежелания разобраться, как-то дифференцировать факты. А ведь их огромное множество.

В основу данной статьи положены собственные впечатления одного из авторов данного материала – Алексея Попова, полученные во время прохождения педагогической практики в 1983-м году в деревне Гридино Кемского района Карельской АССР, где мы явились свидетелями весьма интересных и любопытных событий, которым затрудняемся дать какое-либо привычное объяснение.


Деревня Гридино

Но прежде небольшая историко-мифологическая справка о происхождении домовых.

Бог при Вавилонском столпотворении наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну Его величия, смешением языков, а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы… Кто в момент наказания находился дома - сделался домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие черты и свойства.

По общим понятиям, домовой представляет собой дух без тела, без крыльев и без рогов, который живет в каждом доме и в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только проказит, шутит иногда, но нередко оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

В простом народе к домовому питают уважение, боятся чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а Дедушкой, Хозяином.

А теперь о наших приключениях в деревне Гридино.

Началось все с курьеза. Нас с Александром Старосветским, приехавшим вместе со мной для прохождения педагогической практики, поселили в доме на самом берегу залива Белого моря. Первое, что мы увидели, войдя в дом, был большой глаз, нарисованный на стене. Не имея ни малейшего представления, что сей символ означает, мы бы о нем забыли, если бы на следующий день нам не объяснил бы его значения председатель колхоза Иван Ипатьевич Мехнин. Оказывается, в этом доме незадолго до нашего прибытия жили две практикантки, которые вынуждены были обратиться к председателю с просьбой о переселении их, ибо они постоянно слышали в доме какие-то странные звуки, непонятное бормотание, удары в стену, тяжелые шаги на чердаке и жили поэтому в состоянии постоянного страха, не имея возможности объяснить происходящее. Обратившись за разъяснениями к местным жителям, они не успокоились, ибо им сказали, что «это проделки «Хозяина» и не стоит обращать на них внимания. Однако, девушки так и не смогли свыкнуться с таким положением дел и вынуждены были уехать до официального срока окончания педагогической практики.


Деревянная скульптура домового. 13-й век

Несколько позже мы убедились, что символ «глаза» наиболее точно передавал наше психологическое состояние: мы постоянно чувствовали чье-то незримое присутствие, было ощущение, что за нами кто-то постоянно наблюдает, хотя каких-либо «явных» свидетельств в пользу этого предположения не было. Все основывалось (ПОКА) только на нашем субъективном восприятии и следует заметить – это неприятное ощущение. Мы так же часто, особенно, по ночам или вечером, слышали глухое бормотание, доносившееся из-за стены, чьи-то размеренные шаги, плач, иногда четкие удары в стену. Создавалось впечатление, что у нас есть соседи, хотя мы были одни во всем доме. Мы также уже собирались обратиться за помощью к местным жителям, когда произошло событие, которое и послужило поводом для более серьезного отношения к этим явлениям.

Это случилось на пятый день нашего пребывания в Гридино. Было около 23 часов. Старосветский готовил чай, а я пошел в сени, чтобы набрать керосин для лампадки. Неожиданно послышались глухие удары, исходившие сверху, а вслед за ними испуганный возглас Старосветского. Я вернулся на кухню, но на мой вопрос он ничего вразумительного ответить не мог, но в ту же минуту послышались тяжелые размеренные шаги (шаги, несомненно, «человеческие») на чердаке. Но что это были за шаги! Трудно даже представить вес этого «существа», ибо тяжелые потолочные балки прогибались под тяжестью этих «шагов» и из образовавшихся щелей на нас сыпались опилки. Это длилось около минуты. «Кто-то» не просто топтался на месте, а ходил по чердаку, что мы явственно слышали и видели, а сыпавшиеся опилки лишь доказывали, что это не галлюцинации. «Он» сделал восемь или десять «шагов» и все прекратилось так же неожиданно, как и началось. У меня возникло желание подняться на чердак, но чисто физический страх был настолько силен, что я не смог перебороть себя.

Только на следующее утро мы поднялись наверх. Чердак был захламлен до последней степени: все покрылось пылью и обросло паутиной. Видно было, что здесь давно никто не бывал, никаких следов мы не обнаружили, что поразило меня еще в большей степени, нежели ночное событие. Если бы обнаружились пусть самые фантастические следы, это не удивило бы в такой степени, поскольку получило бы хоть какое-то логическое объяснение.

Между тем события развивались... Вечером 11 декабря, около 19 часов, когда А.Старосветский был на факультативных занятиях в школе, ко мне прибежал мальчишка-сосед из дома напротив и рассказал следующее:

«Буквально полчаса назад, когда я растапливал печь, моя собака, доселе мирно дремавшая в углу, заворчала, насторожилась и вдруг с громким лаем выскочила из кухни в сени. Я, недоумевая, вышел за ней. Крышку на чердак мы не закрывали, и теперь она лаяла, глядя в этот проем. Я подумал, что, может быть, туда зашла кошка, хотя никаких звуков оттуда не доносилось. Собака распалялась все больше, встала передними лапами на лестницу, ведущую на чердак, и лаяла все громче. Мне стало не по себе, однако желание разобраться в происходящем было сильнее. Я начал помогать собаке взбираться вверх по лестнице, и так, постепенно, она добралась до самого края чердака, когда произошло невероятное. Она продолжала все также неистово лаять, когда вдруг слетела вниз. Она не просто упала. Было впечатление, что ее просто «вышвырнули» оттуда, притом с такой силой, что она пролетела мимо меня и ударилась о входную дверь. Потом, жалобно заскулив, забилась в угол».

Мы вместе обследовали чердак, но никаких следов, которые могли бы дать хотя бы какой-нибудь намек на разгадку, не обнаружили.

А сейчас остановимся на очередном явлении, свидетелями которого мы явились, - наиболее сложного и интересного по своей динамике.

Это произошло незадолго до нашего отъезда - 19 декабря. Было около 20 часов. Мы только что отужинали, и я пошел в комнату, чтобы растопить печь, но меня тут же позвал Старосветский. Я вернулся на кухню, и мне сразу бросились в глаза наши шерстяные носки, доселе мирно сушившиеся на веревке над печкой. Теперь они медленно раскачивались в строго вертикальном направлении, причем амплитуда колебаний увеличивалась. В конце концов, они раскачались настолько сильно, что слетели с веревки и упали на пол. Веревка же продолжала совершать те же движения вверх-вниз пока, наконец, не «успокоилась». Не успели мы опомниться и как-то проанализировать случившееся, как неожиданно на пол полетела с кухонной полки вся находившаяся там посуда. Причем сама полка оставалась совершенно неподвижной. Создалось впечатление, что «КТО-ТО» или «ЧТО-ТО» огромной «рукой» смахнул все вниз. На этом все прекратилось так же неожиданно, как и началось. В ушах стояла звенящая тишина, а в душе - полный разлад: ни одного определенного чувства.

Вот так, в общих чертах, «выглядела» странная сила, которая называется «гридинским Хозяином». Все это, по нашему общему субъективному мнению, походило на хорошо подготовленный «спектакль», в котором мы оказались «зрителями».

Вывод, который непосредственно вытекал из наших наблюдений, был следующий. Видимо, во всех этих явлениях существует гораздо более сложная причинно-следственная связь. Трудность решения проблемы в том и состоит, что с одной стороны, она реальна, а с другой - не поддается тривиальному логическому объяснению и часто идет в разрез с известными нам физическими законами.

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены плетеными половиками. На центральной стене расположено окно деревенской избы, в котором видится карельский пейзаж.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка: На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

Нынче, все мы по - сусекам личных дач или квартир.

Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон , за дверью слышен шум.

Входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости!

Танец в кругу «ТАЛОН ПОЯН ТАНСИ» финск. нар. мел.

Воспитатель: Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка: И вам того же! (кланяется)

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Воспитатель: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки, сама садиться с ними

Хозяйка: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети: Я из Пудожа…Я из Чалны…Я из Косолмы... Я из Сортавалы…Я из Чупы…Я из

Лоух…Я из Кондопоги…Я из Вяртселя……

Хозяйка удивляется.

Воспитатель: Одним словом, это все…

Дети хором: Наша Карелия.

Дети встают и с места говорят стихи

Дети: 1. Сторона сторонушка синяя вода.

С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

2. Над лесом над озерами взлечу как птица я,

Волнуешь ты озерами Карелия моя.

3. На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

4. Любим край любимый, он краше с каждым днем.

О родной Карелии (о родной сторонке) песню мы споем.

Песня « МЫ В КАРЕЛИИ ЖИВЕМ» музыка и слова Пац С.В.

Хозяйка: Что ж, время пришло, пора и познакомиться!

Танец « ЧЕРНЫЙ КОТЕНОК» финская народная мелодия

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Воспитатель: А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка: (Достает копилку с загадками)

Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

Вот моя корзинка-копилка! (показывает детям)

Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

КАРЕЛЬСКИЕ ЗАГАДКИ


Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)
Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)
Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)
Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)
Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)
Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)
Кипит-бурлит - никогда через край не переливается. (Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)
Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Воспитатель: А мы знаем много карельских пословиц и поговорок . Подарим их

Хозяюшке? Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.
  2. Кукушка на радость лесу, ребенок - семье.
  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать - задумаешься.
  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.
  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

7. Гость радует дважды: приходя и уходя.

Воспитатель: А давайте, мы копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками.

Хозяйка: Ох, частушки я люблю! С вами тоже подпою!

Да и в копилочке моей найдется, чем порадовать гостей!

С погремушками частушки веселей!

Хозяйка предлагает детям музыкальные инструменты.

Карельские ЧАСТУШКИ

Дети поют частушки, подыгрывая на детских музыкальных инструментах.

  1. Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

  1. У мово миленочка худая кобыленочка,

Не доехал до горы, ее съели комары.

  1. Не садись милаша рядом, рядом будет тесно,

Ты другого завлекаешь, мне не интересно.

  1. Милый мой, милый мой, ты с деревни, я с другой,

Ты с деревни, я с другой, свиданья редко нам с тобой.

  1. Перед зеркалом стояла: чем же я не хороша?

Красотой своей довольна, только ростом не больша.

  1. Скоро, скоро снег сойдет, на нашей речке лед сойдет,

Сяду я на льдиночку, проведаю Мариночку.

  1. Хорошо частушки пели, хорошо старалися,

Очень рады, что хозяйка с нами улыбалася.

Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилка! Спасибо вам! (откладывает корзинку-копилку)

поет на мелодию русской народной песни « Из под дуба»

По тропиночке я шла,

Два колечика нашла (берет двух девочек под руки)

Два колечика нашла (подводит девочек к мальчикам)

Бери девица молодца! (они образуют пары).

встанут в пары.

Хозяйка: Ай да, пары, красивы!

Воспитатель: Что ж, порадуем хозяюшку финским танцем?

Дети: Порадуем!

Финская игра – танец « ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ»

Хозяйка: Здорово веселиться умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли?

Дети: Сможем, еще как!

Хозяйка: Тогда будем картошку варить!

Игра « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.

Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок: Я б калиточек картофельных поел,

Что б лежали на тарелочке горочкой,

Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

(национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка: Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

Они на блюде расписном с карельским рушником.

Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и

поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточку пою.

Чай пить, чай пить – приятно жить!

Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Воспитатель: Хозяйку уважим?

Дети : Уважим!

Воспитатель: Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Воспитатель: Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой в группу на чаепитие.


Карелия. Величественность горных кряжей, красота девственных лесов, устремляющихся высоко в небо, кристальность бесчисленного множества озер. Но вы даже не догадываетесь, что же скрывается за этим. Край, полный загадок и тайн. Отправляемся на поиски входа в параллельный мир по странным местам, окутанным множеством легенд.


ЗАГАДКИ КАРЕЛИИ

Пудожский район, поселок Шальский (390 км от столицы)
Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков. Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.
На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура - онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе - реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.
Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита . Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.
Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией. Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.
Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов, основная часть их иллюстрирует жизнь того времени (2-3 тысячелетие до нашей эры). Но среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых - "Пляшущий шаман". По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.
Прионежский район, поселок Косалма (в получасе от Петрозаводска)
Буквально в двух километрах от него возвышается Гора Сампо . В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Посещение этого места включается некоторыми туроператорами в обзорные экскурсии. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них - знак загаданных желаний.
Белое море. Кузоватовы острова ("kuusen" - ель)
Издали похожи на каменные шары, поросшие ельником и лишь слегка высовывающиеся из воды.
Остров Русский Кузов, Лысая гора. На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.
А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова , здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.
Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара - самом страшном и легендарном месте в Карелии (в 200 км от столицы). Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты. Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал. Многие убеждены в том, что гора обладает с мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов. Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь? Возможно, в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными возможностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры. Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?
Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.
Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты - закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами. Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним. До сих пор ни один ученый не расшифровал его значения.
Загадки Климецкого
В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий , протяженностью 30 км. В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь. В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях. По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей. Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.
Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях. У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.
Беломорский район,Река Охта, деревня Ушково (380 км от Петрозаводскаа)
Посреди болот на вершине скалы стал находкой поющий валун . От сильного ветра камень на подпорках покачивается и издает мелодичные звуки, похожие то на оркестр, то на свирель. Но и в безветрие эти звуки не прекращаются. Разве ветер в состоянии качнуть такой огромный монолит?
Остров Троицы, все та же река Охта и тот же Беломосркий район. Здесь произрастает священная Ель , посаженная еще в 14 веке. Ее ствол в диаметре достигает 4 метров. От этого дерева с помощью многочисленных сейдов словно кто-то обозначил таинственный путь к неисследованному, окруженному непроходимыми болотами озеру с не менее загадочным названием "Карма". Оно наверняка хранит в себе не одну тайну из прошлого.
Ольховая глушь, окрестности деревни Леппясюрья (трасса А131 Питкяранта - Суоярви)
Пожар уничтожил произраставшую здесь раньше священную рощу. А теперь всегда дуют ветра, так как ранее в доме на горе проживала колдунья и хозяйка ветров. Более того, это место притягивает к себе молнии, поэтому в округе можно увидеть деревья с сожженными верхушками от ее ударов.
Остров Дивный (250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага
Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов. При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил. Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова - кромлех , выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней. В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.
Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви, гора Кивакка
На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.
Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен , высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.
На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.
В этом же районе в деревне Пегрема , на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной - "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект. Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.
Запад Ладожских шхер. Кильпола
На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии: острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары. Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках. Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.
Жители до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район (200 км от Петрозаводска), озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.
Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.
Сегежский район, Сегозеро (270 км от Петрозаводска) - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.
Урозеро (Светлое) (25 км от столицы) наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.
Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе (50 км от столицы) . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.
Олонецкий район, деревня Еройла (150 км от Петрозаводска). Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой - у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.
Хранит в себе загадку и Ладожское озеро . Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут. О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.
На берегу залива Импилахти (180 км от столицы) стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.

Поспешите открыть для себя мистическую и удивительную Карелию! Возможно тогда, Вы сможете убедиться, что многие тайны вовсе не плод фантазий местных жителей!

Вот загадка: «Что у каждого есть?» Подумав, ребенок наверняка найдет правильный ответ: имя. У каждого человека есть имя, а у предмета - название. Круг предметов, употребляемых народом, как ничто другое отражает его быт. В повседневной жизни ребенок имеет дело в основном с современными понятиями и предметами и для него поневоле остаются незнакомыми многие стороны деревенской жизни. Вот почему мы хотим познакомить детей с загадками, бытовавшими в карельском крае в прошлом веке.

Некоторые загадки могут показаться трудными. Помните, что в этих загадках отражается образное мышление именно карелов и финнов, их близость к природе. Так, например, загадка о руке могла родиться только здесь, в краю озер, мысов и скал. А как много нового ты узнаешь из загадки о сосне: и то, что в Карелии, где росло мало хлеба, в муку подмешивали сосновую кору, и то, что полученную из сосны смолу продавали в город, а ствол кроме дров давал древесный уголь.

Заинтересовавшись прошлым этой земли, ребенок будет искать все новые книги, рассказывающие об этом чудесном Крае лесов и озер. Одна из них «Калевала», которую подарил миру Элиас Лённрот. Он же записал в прошлом веке загадки , которые Вы сейчас отгадаете.

Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)

Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (Сорока)

Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)

Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса. (Рука (пальцы))

Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)

У кого глаза в ушах? (Ушат)

Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)

Черная птица красные яйца высиживает. (Чайник на углях)

Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть. (Баня)

Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани)

Дятел в железных сапогах по дороге проскакал. (Лошадь)

Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается. (Корова)

Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (Поле)

Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)

Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен. (Гроза, гром и молния)

Железный мужичок огнем плюется. (Ружье)

Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют. (Сосна)

Кипит-бурлит - никогда через край не переливается. (Озеро)

Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)

Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает. (Сеть)

Дед старый, шуба новая - каждый год шьют, каждый год порют. (Лед на озере)

Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится. (Воз с сеном)

Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Сарай овечек полон, а посредине - баран остриженный. (Звезды и месяц)

Поэтому буду рассказывать про то, что знаю наверняка и что ещё не успели вытоптать много стадные полчища иностранных туристов и пенсионеров, от которых нет отбоя, что к сожалению не скажешь о наших старичках. В свете последних пенсионных реформ их вероятно будет ещё меньше. Но это тема, будоражащая Россию последний месяц, завуалированная чемпионатом мира по футболу, совершенно для другой статьи.

А мы с вами просто прошвырнёмся по виртуальной Карелии и раскроим некоторые вековые тайны древних капищ и "волшебных камней", загадочных лабиринтов и одного из самых красивых островов на Ладоге! Прикоснёмся к загадкам и красотам Карелии.

И так - в путь!

"...Каждый раз этот край удивлял и поражал меня своей красотой, загадочностью и невыразимым спокойствием. Древняя и величественная земля завоевывает сердце навсегда.

Глядя на нетронутые леса, кристально чистые озера, горные кряжи и бурные реки невольно вспоминаешь, что Карелия считается одним из возможных мест существования мифической .

Праздные туристы даже не догадываются, что скрывается за этой девственной красотой, какие тайны хранят эти камни. Но я проведу вас в параллельный мир по таинственным местам окутанным множеством легенд и сказаний.


Легенды, национальные эпосы, сказки и мифы создают вокруг страны "тысячи озер" ореол таинственности и сказочности.

И я тоже поддался на этот таинственный зов. На мой взгляд, я посетил самые выдающиеся с точки зрения эзотерики, мистицизма и православной культуры места.


Красоты и чудеса Онежского озера

Оне́жское о́зеро - на северо-западе Европейской части Российской Федерации, второй по величине пресноводный водоём в Европе после Ладожского озера.

Расположено на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана.

Около 80 % площади озера расположено в Республике Карелия, 20 % - в Ленинградской и Вологодской областях.

Общее количество островов в Онежском озере достигает 1650, а их площадь составляет 224 км². Одним из известнейших островов на озере является остров Кижи, на котором расположен одноимённый музей-заповедник с построенными в XVIII веке деревянными храмами: Спасо-Преображенским и Покровским.


Самый крупный остров - Большой Клименецкий (147 км²). На нём располагается несколько поселений, имеется школа. Другие острова: Большой Леликовский, Суйсари.

"Бесов Нос"


Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков.


Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.

На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура – онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе – реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.

Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита. Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.


Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией.


Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.


Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов. Среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых – "Пляшущий шаман".

По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.

Гора Сампо

В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них – знак загаданных желаний.


Древняя легенда гласит, что именно этой горе присуща необыкновенная энергетика, способная творить чудеса.

Стоит только подойти к дереву желаний (вековой сосне), завязать на его ветках ленточку или лоскуток ткани, произнести вслух свое заветное желание и оно обязательно исполнится.


Вдобавок скалы этого холма привлекают любителей экстрима. Поупражняться в скалолазании здесь можно как начинающим, так и опытным скалолазам. При этом не стоит забывать о возможности полюбоваться девственной природой Карелии.

Очутившись на волшебном холме, ощущаешь особую атмосферу среди могучих сосен и каменистых скал. Стоит взобраться к вершине во время заката, и удивлению не будет предела, когда увидишь верхушки деревьев в золотистых лучах солнца.


Здесь можно обрести настоящий душевный покой от гармонии с природой, зарядиться лечебным воздухом с запахом диких сосен. Половить рыбу и приготовить ароматную уху заварить чай из лекарственных трав на костре, ведь разбить палаточный лагерь с друзьями около горы Сампо - не проблема.

Что же такое Сампо? В соответствии с карело-финской мифологией так называют предмет, обладающий волшебством, который дарит его обладателю счастье, силу и достаток. В народном эпосе «Калевала» он представлен в виде мельницы, которая обеспечивает своего хозяина мукой, солью и золотом.

Остров Русский Кузов, Лысая гора.

На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.


А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова, здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.


Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара – самом страшном и легендарном месте в Карелии. Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты.


Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал.

Многие убеждены в том, что гора обладает мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов.


Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь?

Считают, что в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными способностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры.


Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?



Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.


Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты – закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами.


Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним.

До сих пор ни один "зашоренный" догмами и авторитетами ученый не расшифровал его значения.

Загадки Климецкого

В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий, протяженностью 30 км.


В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь.


В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях . По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей.

Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.

Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях.


У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.

Остров Дивный

(250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага

Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов.

При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил.

Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова – кромлех, выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней.

В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.

Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви,
гора Кивакка

На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра или ещё каких-то таинственных сил, эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.


Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен, высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.


На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.


В этом же районе в деревне Пегрема, на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной – "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект.


Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.

Запад Ладожских шхер. Кильпола


На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии:

Острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары.


Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках.

Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.

Жители все до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район, озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.


Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.


Сегежский район, Сегозеро - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.


Урозеро (Светлое) - наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.


Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.


Олонецкий район, деревня Еройла . Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой – у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.


Хранит в себе загадку и Ладожское озеро. Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут.

О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.


На берегу залива Импилахти стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.