Действия без приказания при обнаружении забортной воды. Переносные средства борьбы с забортной водой. Оборудование на судах - для чего оно предназначено

  • Дата: 08.06.2023

Тема: Тактика борьбы за непотопляемость.

Должностные лица судна обязаны систематически контролировать водонепроницаемость корпуса. Не реже одного раза в 3 мес проверяют техническое состояние водонепроницаемых частей судна. Вахтенная служба ежедневно должна проверять закрытие водонепроницаемых дверей с механическим приводом и не реже одного раза в неделю - навесных водонепроницаемых дверей, используемых в море. При приближении шторма, при следовании в тумане, в узкостях и в других сложных условиях плавания экипаж обязан обеспечить надежное задраивание грузовых люков, иллюминаторов, дверей и других закрытий.

В качестве руководства для командного состава судна в ходовой рубке и в районе жилых кают вывешивают схемы, показывающие границы водонепроницаемых отсеков для каждой палубы, расположение входов в эти отсеки и средств для их закрывания, а также устройств для выравнивания аварийного крена. На каждом судне имеется документ, характеризующий степень обеспечения его непотопляемости, - Информация о непотопляемости судна для капитана. Рекомендуется иметь на мостике Информационную доску нагрузки и остойчивости судна, на которой представлена исходная информация, необходимая при выполнении расчетов по восстановлению остойчивости и плавучести поврежденного судна К

Борьбу экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна.

В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры:

Задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика, закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т» (задраиваемые по приказанию и по тревоге), и иллюминаторы;

Готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства;

Сосредоточивают аварийное имущество в районе аварии;

Аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.

После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. Обязательный доклад на мостик.

В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению его необходимой остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредоточивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна.

Восстанавливать остойчивость, выравнивать крен и дифферент надо только такими мерами, выполнение которых можно в любой момент приостановить.

Необходимо учитывать относительно большую опасность гибели судна от потери остойчивости, чем от потери плавучести. Но меры по увеличению остойчивости не должны приводить к уменьшению плавучести ниже допустимого значения. Собрав все данные об остойчивости аварийного судна, принимают меры к ее увеличению. Для этого рекомендуется следующий порядок действий:

· удаление воды из танков и цистерн, расположенных до аварии выше ватерлинии судна, начиная с тех, которые имеют большую свободную поверхность жидкости;

· удаление фильтрационной воды из смежных с затопленным больших отсеков, например трюмов;

· осушение затопленных отсеков после заделки пробоин;

· перекачка жидких грузов в междудонные отсеки;

· удаление за борт или перенос вниз высокорасположенных твердых грузов;

· заполнение балластных танков забортной водой;

· затопление или осушение отсеков и емкостей в целях выравнивания крена и дифферента.

Если фактическую остойчивость судна невозможно определить расчетным путем, ее нужно считать малой или даже отрицательной, когда:

· неполностью заполнены (затоплены) танки или помещения, имеющие большую площадь;

· при наличии пустых междудонных танков имеется большое количество воды в отсеках, расположенных выше второго дна;

· на ходу при перекладке руля судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при постановке руля прямо;

· крен судна внезапно изменяется с одного борта на другой.

При исправности и правильной эксплуатации водонепроницаемых закрытий течь на судне может появиться только в результате нарушения водонепроницаемости наружной обшивки и палубы. Чаще всего причиной появления течи являются повреждение корпуса вследствие посадки судна на мель, касания твердого грунта, столкновения, навала его на другое судно или береговое сооружение, ослабление прочности корпуса от местных перегрузок, Ледовые повреждения.

По расположению относительно ватерлинии повреждения корпуса подразделяют на подводные, надводные, частично подводные и частично надводные, а в зависимости от характера повреждений -- на пробоины, трещины, отверстия от выпавших заклепок и т. д.

Незначительная водотечность корпуса, появившаяся в результате трещины, нарушения шва или ослабления заклепки в обшивке корпуса, обнаруживается по результатам замера уровня воды в льялах. С этой целью замеры производятся систематически: на ходу судна -- в конце каждой вахты, на стоянке -- 2 раза в сутки (утром и вечером). При плавании во льдах уровень воды в льялах замеряется ежечасно и после каждого сильного удара судна о льдину, а при ледовом сжатии -- каждые 15 мин,

Незначительное поступление воды не представляет опасности для судна, оборудованного мощными водоотливными средствами. Однако при больших повреждениях корпуса (пробоинах, больших; трещинах и т. д.) водоотливные средства не в состоянии справиться с поступающей водой. В этом случае необходимо принять срочные меры к недопущению распространения воды по судну и к прекращению или, по крайней мере, к уменьшению поступления воды; внутрь него. Необходимо прежде всего определить поврежденный отсек. Это можно сделать поряду признаков: по фильтрации воды: в смежные отсеки через неплотности в переборках; по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки; по отпотеванию переборок и палуб в смежных отсеках; по пуску в действие осушительной системы и т. д. На судах некоторых типов устанавливаются системы автоматических указателей мест течи. При заполнении отсека водой на контрольном щите загорается сигнальная лампочка, а специальный прибор показывает, сколько воды: влилось в отсек.

С объявлением общесудовой тревоги указывают по трансляционной сети примерный район повреждения, например: «Течь по левому борту в районе грузового трюма № 1»- Группа разведки принимает меры к установлению точного места, размеров и характера повреждения корпуса судна; при незагруженном трюме -- путем осмотра, а при загруженном -- по шуму поступающей воды: и другим признакам. О месте и размерах пробоины старший группы докладывает немедленно командиру аварийной партии, а последний -- на ГКП. Для предотвращения поступления воды в смежные отсеки устанавливают наблюдение за переборками и в случае- необходимости подкрепляют их.

С объявлением тревоги задраиваются иллюминаторы, водонепроницаемые двери и.закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т», в районе повреждения сосредоточивается необходимое аварийное имущество.

При поступлении воды в смежные отсеки водоотливные средства переключаются на откачку воды из этих отсеков, чтобы предотвратить ее распространение по всему судну.

Чтобы откачать воду из затопленного отсека и устранить повреждение корпуса судна, на пробоину накладывается аварийный пластырь. Для устранения водотечности корпуса через разошедшиеся швы обшивки, выпавшие заклепки, малые пробоины и т, п. ; рекомендуется использовать парусиновый пластырь, так как работа по его постановке менее трудоемка. На пробоины размером 1,0--1,5 м 2 и более накладывают кольчужный или облегченный пластырь.

Установив место пробоины по длине судна, отмечают мелом на палубе ее границы. Останавливают судно или снижают его ход до самого малого. Пластырь раскатывают на палубе в очерченных границах пробоины. Члены экипажа, расписанные на подкильные концы, заводят их с носа судна (с кормы концы заводят обычно -только при стоянке судна на якоре. Первым опускают средней, частью под форштевень и проводят по бортам под днищем судна кормовой подкильный конец, вторым - носовой. Если пробоина широкая, то рекомендуется завести вслед за кормовым подкильным концом два-три стальных конца (фальшшпангоута) с огонами, которые при наложении на пробоину будут препятствовать затягиванию пластыря в пробоину при откачке воды из из затопленного отсека. Дополнительные подкильные концы не требуются, если на пробоину накладывается облегченный пластырь с распорными рейками. При использовании кольчужного пластыря заводятся три подкильных конца -- носовой, кормовой и средний. Подкильные концы, подведенные к месту пробоины, присоединяют скобами к коушам нижних углов пластыря. К коушам верхних углов пластыря присоединяют шкоты, а к коушу середины верхней шкаторины -- контрольный штерт.

Вооруженный пластырь вываливают за борт. Члены экипажа, стоящие на подкильных концах с противоположного борта, выбирают их. Одновременно без слабины потравливают контрольный штерт и шкоты, разнесенные к носу и корме судна под углом к вертикали примерно 45°. Когда по показаниям штерта пластырь будет наложен на пробоину, подкильные концы и шкоты обтягивают в тугую хват-талями или лебедками через канифас-блоки и крепят их на кнехт или другие приспособления.

При постановке облегчённого или кольчужного пластыря к коушам на боковых шкаторинах крепятся оттяжки, которые помогают установке и креплению пластыря на пробоине. После постановки пластыря оттяжки, разнесенные как можно дальше к носу и корме, обтягиваются и крепятся на палубе.

Заделка повреждений производится после того, как при помощи судовых водоотливных средств будет осушен затопленный отсек. Водотечность от одиночных выпавших заклепок устраняют при помощи болтов с поворотной головкой. Болт в сложенном виде; вводят в отверстие изнутри судна, а затем, когда головка болта под влиянием собственного веса или пружины откинется, заворачивают гайку болта, прижимая вплотную к обшивке подложенную под гайку резиновую шайбу. При отсутствии подобных болтов отверстия забиваются деревянными пробками--чопами. Для заделки трещин, разошедшихся швов и небольших узких разрывов в обшивке используют клинья, предварительно обмотанные просмоленной паклей. На забитые пробки и клинья изнутри отсека, накладывают доски или щиты и подкрепляют их упорами. При заделке трещин рекомендуется по их концам делать сверловку, чтобы предотвратить распространение трещины. Узкие трещины или «слезящиеся», швы можно заполнить эпоксидной мастикой в подогретом тестообразном состоянии или замазкой, составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы, перемешанных в расплавленном состояний добавлением гашеной извести до консистенции густого теста.

Заделка небольших пробоин, не имеющих равных краев изнутри, производится при помощи деревянных щитов, жестких пластырей или подушек из пакли. Эти аварийные материалы накладываются на пробоину и надежно раскрепляются упорами.

Наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна является бетонирование. Составными частями раствора бетона являются вяжущие вещество, заполнитель и пресная или морская вода. В качестве вяжущего вещества применяются различные виды цемента: портландский, глиноземный, водостойкий быстросхватывающийся цемент(ВБЦ). В качестве заполнителей используются природный песок, гравий, щебень.

Для приготовления раствора бетона цемент замешивают с песком и гравием в пропорции по: объему: 1:2:2 или только, с песком в соотношении 1:3. В зависимости от условий бетонирования возможны и другие пропорции. Раствор приготавливают в деревянном ящике. В него засыпают компоненты в указанных пропорциях и тщательно перемешивают. Затем в смесь небольшими порциями заливают воду в количестве, равном примерно половине объема цемента, и перемешивают раствор до тех пор, пока он не примет вид густого теста. Вода должна быть чистая, не загрязненная нефтью, маслами и жирами. Лучше, применять пресную воду; так как морская снижает прочность бетона примерно на 10%. Для быстрого схватывания бетона в него добавляют специальные ускорители затвердевания, в качестве которых могут использоваться жидкое стекло, хлористый кальций, сода техническая, соляная. кислота.

Для плотного соединения бетона с корпусом обшивку вокруг пробоины необходимо тщательно очистить от краски, грязи, ржавчины и промыть мылом и каустической содой. При больших размерах пробоины ее следует перекрыть арматурой в виде решетки из стальных прутков или трубок. Одновременно с приготовлением раствора бетона и подготовкой поверхностей к бетонированию в месте пробоины устанавливается опалубка -- цементный ящик с двумя открытыми сторонами. Одной, открытой стороной он прилегает по периметру к месту повреждения, а через другую (верхнюю) -- заполняется бетоном. Для отвода воды от пробоины во избежание размыва свежего бетона в цементном ящике устанавливают отводные трубки. После того как бетонным раствором, заполнят ящик и бетон затвердеет, отводные трубки глушат пробками.

Бетонирование повреждений не только устраняет полностью водотечность корпуса, но и частично восстанавливает его прочность в месте повреждения.

Непотопляемостью называется способность судна после затопления части помещений сохранять достаточную плавучесть и остойчивость. Непотопляемость, в отличие от плавучести и остойчивости, не является самостоятельным мореходным качеством судна. Непотопляемостью можно назвать свойство судна сохранять свои мореходные качества при затоплении части водонепроницаемого объема корпуса, а теорию непотопляемости можно характеризовать как теорию плавучести и остойчивости поврежденного судна.

Судно, обладающее хорошей непотопляемостью, при затоплении одного или нескольких отсеков должно, прежде всего, оставаться на плаву и обладать достаточной остойчивостью, не допускающей его опрокидывания. Кроме того, судно не должно утрачивать ходкость, которая зависит от осадки, крена и дифферента. Увеличение осадки, значительный крен и дифферент повышают сопротивление воды движению судна и ухудшают эффективность работы винтов и судовых механизмов. Судно должно также сохранять управляемость, которая при исправном рулевом устройстве зависит от крена и дифферента.

Непотопляемость является одним из элементов живучести судна, поскольку потеря непотопляемости связана с тяжелейшими последствиями – гибелью судна и людей, поэтому ее обеспечение является одной из важнейших задач, как для судостроителей, так и для экипажа. На практике непотопляемость обеспечивается на всех этапах жизни судна: судостроителями на стадиях проектирования, по-

стройки и ремонта судна; экипажем в процессе эксплуатации неповрежденного судна; экипажем непосредственно в аварийной ситуации. Из такого подразделения следует, что непотопляемость обеспечивается тремя комплексами мероприятий:

Конструктивными мероприятиями, которые проводятся при проектировании, постройке и ремонте судна;

    организационно-техническими мероприятиями, которые являются предупредительными и проводятся во время эксплуатации судна;

    мероприятиями по борьбе за непотопляемость после аварии, направленными на борьбу с поступлением воды, восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна.

§ 9.2. Принципы обеспечения непотопляемости

9.2.1. Конструктивные мероприятия. Эти мероприятия осуществляются на стадиях проектирования и постройки судна и сводятся к назначению таких запасов плавучести и остойчивости, чтобы при затоплении заданного числа отсеков изменение посадки и остойчивости аварийного судна не выходило из минимально допустимых пределов. Наиболее эффективным средством для использования запаса плавучести при повреждении корпуса, является деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками и палубами. Действительно, если судно не имеет внутреннего подразделения на отсеки, то при наличии подводной пробоины корпус заполнится водой и судно не сможет использовать запас плавучести. Деление судов на отсеки производится в соответствии с частьюV“ Правилклассификации и постройки морских судов”Морского Регистра Судоходства. Ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки, положение которой фиксируется в судовой документации, называетсягрузовой ватерлинией деления на отсеки . Ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких отеков называетсяаварийной ватерлинией . Судно утрачивает запас плавучести, если аварийная ватерлиния совпадает спредельной линией погружения – линией пересечения наружной поверхности настила палубы переборок с наружной поверхностью бортовой обшивки у борта. Наибольшая длина части судна, расположенной ниже предельной линии погружения представляет собойдлиной деления судна на отсеки . Подпалубой переборок понимают самую верхнюю палубу, до которой до-

водятся поперечные водонепроницаемые переборки по всей ширине судна.

Количество воды влившейся в поврежденный отсек судна определяется с помощью коэффициента проницаемости помещения μ – отношение объема, который может быть заполнен водой при затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения. Регламентируются следующие коэффициенты проницаемости:

Для помещений, занятых механизмами – 0,85;

Для помещений занятых грузами или запасами – 0,6;

Для жилых помещений и помещений, занятых грузами, имеющими высокую проницаемость (порожние контейнеры и др.) – 0,95;

Для пустых и балластных цистерн – 0,98.

Важной характеристикой непотопляемости судна является предельная длина затопления , под которой понимают наибольшую длину условного отсека после затопления которого, при коэффициенте проницаемости равном 0,80, при осадке соответствующей грузовой ватерлинии деления судна на отсеки и при отсутствии исходного дифферента, аварийная ватерлиния будет касаться предельной линии погружения.

Важным конструктивным мероприятием по обеспечению непотопляемости является создание прочных и водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин), установленных по контуру водонепроницаемого отсека, которые должны хорошо работать при крене, дифференте и морском волнении. Для всех дверей скользящего и навесного типа в водонепроницаемых переборках должны быть предусмотрены индикаторы, находящиеся на ходовом мостике и показывающие их положение. Водонепроницаемость и прочность судна должна быть обеспечена не только в подводной части, но и в надводной части корпуса, так как последняя определяет запас плавучести, расходуемый при повреждении.

Для активной борьбы экипажа за непотопляемость на судне также предусматривается:

Создание судовых систем (креновой, дифферентной, водоотливной, осушительной, перекачки жидких грузов, затопления, спускной и перепускной, балластировки);

Снабжение аварийным имуществом и материалами.

Такие закрытия, системы и механизмы должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их правильное использование с максимальной эффективностью. Места сосредоточения аварийных средств называются аварийными постами . Это могут быть специальные помещения или кладовые, ящики и щиты на палубе. К таким постам могут быть выведены устройства дистанционного пуска судовых систем.

9.2.2. Организационно-технические мероприятия. Организационно-технические мероприятия по обеспечению непотопляемости проводятся экипажем судна в процессе эксплуатации с целью предупреждения поступления воды в отсеки, а также сохранения посадки и остойчивости судна, предотвращающих его затопление или опрокидывание. К числу таких мероприятий относятся:

Правильная организация и систематическая подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость;

Поддержание всех технических средств борьбы за непотопляемость, аварийного снабжения в состоянии, гарантирующем возможность немедленного их использования;

Систематическое наблюдение за состоянием всех корпусных конструкций в целях проверки их износа (коррозии), замена отдельных элементов конструкций при текущем или среднем ремонте в случае превышения установленных норм износа;

Планомерная окраска корпусных конструкций;

Устранение перекосов и провисание водонепроницаемых дверей, люков и иллюминаторов, систематическое их расхаживание и поддержание всех задраивающих устройств в исправном состоянии;

Контроль забортных отверстий, особенно при доковании судна;

Строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких топлива;

Раскрепление грузов по-походному и предотвращение их перемещения при качки (особенно поперек судна);

Компенсация потерь остойчивости, вызванных обледенением судна, путем приема жидкого балласта и проведением мероприятий по удалению льда (скалывание, смывание горячей водой);

9.2.3. Борьба за непотопляемость. Под борьбой за непотопляемость понимается совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и возможное восстановление запасов плавучести и

остойчивости судна, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход и управляемость.

Борьба за непотопляемость осуществляется немедленно после получения судном повреждения и складывается из борьбы с поступающей водой, оценки его состояния и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению судна.

9
.2.3.1. Борьба с поступающей водой
состоит в обнаружении поступления воды внутрь судна, осуществлении возможных мероприятий по предотвращению или ограничению поступления и дальнейшего распространения забортной воды по судну, а также по ее удалению. При этом принимаются меры по восстановлению непроницаемости бортов, переборок, платформ, обеспечению герметичности аварийных отсеков.

Рис.73. Деревянные клинья и пробки: Рис.74. Прижимные болты:

а,б,в – клинья; г,д – пробки а – с откидной скобой;

б, в – крючковые

Малые пробоины, разошедшиеся швы, трещины заделывают деревянными клиньями и пробками - чопами (рис.73). На пробоины большего размера ставят жесткий металлический пластырь или мат, придавленный щитком. Для их крепления в комплект аварийного имущества входят специальные болты и струбцины, распорные брусья и клинья (рис.7477). Заделка пробоины описанными способами является временной мерой. После откачки воды окончательное восстановление герметичности осуществляется путем бетонирования пробоины - постановки цементного ящика. Успешность заделки пробоины малого размера зависит от места их расположения (надводные или подводные), от доступности пробоины изнутри судна, от ее формы и расположения краев разорванного металла (внутрь корпуса или наружу).

Рис.75. Металлические пластыри:

а
– клапанный; б – с прижимным болтом; 1 – коробчатый корпус; 2 – ребра жесткости; 3 – гнездо для раздвижного упора; 4 – патрубки с заглушками для стержней крючковых болтов; 5 – клапан; 6 – рымы для крепления подкильных концов; 7,8 – прижимной болт с откидной скобой; 9 – гайка с ручками; 10 – прижимной диск.

Рис.76. Металлический раздвижной упор:

1,8 – подпятники; 2,3 – гайки с рукоятками; 4 – штырь; 5 – наружная трубка; 6 – внутренняя трубка; 7 – шарнир

В смежные с аварийным отсеком помещения, вода может поступать в результате ее фильтрации через различные неплотности (нарушения герметичности переборочных сальников трубопроводов, кабелей и т.п.). В таких случаях герметичность восстанавливают конопаткой, клиньями или пробками, а сами переборки подкрепляют аварийными брусьями, чтобы предотвратить их выпучивание или разрушение.

Мягкие пластыри (рис.78) являются основным средством для временной заделки пробоин, так как могут плотно прилегать по обводам корпуса судна в любом месте.

Рис.77. Аварийная струбцина:

а
– с захватами за шпангоуты швеллерного типа; б – захват для шпангоутов бульбового типа; 1 – струбцина; 2 – прижимной винт; 3 – рукоятки прижимного винта; 4 – гайка-ползун; 5 – стопорные винты; 6 – болты, скрепляющие две планки швеллера; 7- захват

Рис.78. Пластыри:

а – учебный; 1- парусина; 2 – прошивка; 3 – ликтрос; 4 – угловые коуши; 5 – кренгельс для контрольного конца; б – шпигованный: 1 – парусиновая покрышка из двух слоев; 2 – мат шпигованный; 3 – прошивка; 4 – коуш угловой; в – облегченный: 1 – коуш угловой; 2 – ликтрос; 3 – карман для рейки; 4 – рейка распорная из трубы; 5,7 - слои парусины; 6 – войлочная прокладка; г – кальчужный: 1,2 – двойной слой парусиновой подушки; 3 – ликтрос пластыря; 4 – кольцо сетки; 5 – шайба парусиновая; 6 – ликтрос сетки

9.2.3.2. Оценка состояние поврежденного судна и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению производится в ходе борьбы за непотопляемость в целях определения угрожающей опасности, возможностей улучшения его положения и выработки способов борьбы за непотопляемость.

Восстановление остойчивости представляет комплекс мероприятий (удаление фильтрационной воды, прием водяного балласта и др.), которые обеспечивают устойчивое равновесие поврежденного судна и увеличивают сопротивляемость его наклонениям.

Спрямлением судна называется устранение или уменьшение до допустимых пределов крена и дифферента.

Судно при затоплении отсеков может потерять как плавучесть, так и остойчивость. Опрокидывание судна может произойти вследствие несимметричного затопления отсеков или наличия больших свободных поверхностей влившейся воды. Процесс гибели судна из-за потери плавучести протекает намного медленнее, чем при потере остойчивости. Потеря остойчивости происходит всегда внезапно и обычно связана с гибелью людей.

При должной организации борьбы за непотопляемость поврежденному судну, обеспечивают остойчивость вплоть до полного расходования запаса плавучести. В соответствии с образным выражением академика А.Н. Крылова, «… необходимо, чтобы корабль тонул, не опрокидываясь».

Для руководства вахтенного помощника капитана на ходовом мостике должна постоянно висеть или находиться под рукой схема, ясно показывающая для каждой палубы границы водонепроницаемых отсеков, расположение в них отверстий и средств их закрытий с указанием расположения органов управления этими средствами, а также устройства для выравнивания любого крена. Кроме того, в распоряжении командного состава должны иметься буклеты, содержащие упомянутую выше информацию

Полноценность руководства борьбой за непотопляемость судна определяет исход аварии. Все лица командного состава обязаны в совершенстве знать устройство и конструктивные особенности судна, мероприятия по обеспечению непотопляемости, действия в аварийных ситуациях и строго их выполнять.

БОРЬБА С ВОДОЙ НА АВАРИЙНОМ СУДНЕ.

2.1. ОСНОВЫ ТАКТИКИ БОРЬБЫ С ВОДОЙ НА СУДНЕ.

Поступление забортной воды внутрь корпуса судна приводит к снижению запаса плавучести и, как правило, к уменьшению остойчивости, выходу из строя оборудования, не предназначенного для работы под водой. Поэтому необходимо предпринимать все меры для предотвращения поступления забортной воды.

В основу борьбы с водой на судне положена тактика борьбы за непотопляемость, которая определяет организацию, порядок действий, способы и приемы выполнения мероприятий по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и запаса плавучести, спрямлению поврежденного судна.

При ведении борьбы за живучесть действия личного состава должны быть направлены на сохранение и восстановление непотопляемости судна.

Эффективность борьбы за непотопляемость обеспечивается:

Быстрыми и решительными действиями всего личного состава по ликвидации повреждений;

Концентрацией сил и средств на угрожаемом направлении по локализации аварии;

Сочетанием централизации руководства с инициативными действиями в аварийных помещениях;

Четким взаимодействием руководителей борьбы за непотопляемость.

Наибольшую угрозу гибели судна, оставшемуся на плаву, представляет дальнейшее распространение по нему воды (фильтрация и погружение надводного борта с пробоинами).

Поэтому, во всех случаях, первоочередной задачей в борьбе за непотопляемость являются мероприятия:

По прекращению распространения воды по судну;

Восстановление и поддержание непроницаемости и прочности переборок, палуб, заделка надводных пробоин;

Откачка фильтрационной воды и водоотлив.

Все эти мероприятия объединяются под названием «борьба с водой» .

Не следует тратить время и силы на бесплодные попытки удаления воды из затопленных отсеков, имеющих большие пробоины и на попытки их заделки.

Наоборот, удаление фильтрационной воды – это наиболее эффективное средство борьбы за сохранение остойчивости поврежденного судна.

Личный состав начинает борьбу с водой сразу по обнаружению повреждений и обязан выполнить действия без приказания.

Действия без приказания при поступлении воды в аварийный отсек:

Доложить на ходовой мостик о поступлении воды, а если это невозможно, в смежный отсек, с указанием источника и скорости затопления (быстро, медленно);

Заделывать повреждения всеми средствами для прекращения или ограничения поступления воды;

Загерметизировать помещение и перекрыть возможные пути распространения воды из него по судну;

Обследовать помещения для уточнения источника поступления воды, скорости и степени затопления, мест и характера повреждений корпуса;

Доложить о результатах обследования;

Прекратить подачу электрической энергии, пара и топлива на затапливаемые технические средства, не приспособленные для работы под водой. Под угрозой затопления могут оказаться и ГЭУ, и механизмы, обеспечивающие их работу. В этом случае останавливать их следует с разрешения капитана;

Приготовить к действию водоотливные и осушительные средства;

Приступить к заделке подводных пробоин.

Действия без приказания по аварийной тревоге в неаварийном отсеке:

Загерметизировать отсек и установить наблюдение за переборками, палубами, закрытиями;

Обследовать отсек, доложить;

заделать пробоина в надводном борту;

Приготовить водоотливные и осушительные средства;

Приготовить аварийно-спасательное имущество для своего отсека и для передачи в аварийное помещение;

Следить за возможным появлением воды, не допускать ее распространения из аварийного помещения;

Установить и поддерживать связь с личным составом аварийного отсека;

При необходимости поджать переборочные сальники валопроводов и отключить системы аварийного отсека, по которым возможно поступление воды;

При повреждении устанавливать подкрепления на корпусные конструкции.

Первичные мероприятия следует знать наизусть. Их отработка должна проводиться в ходе подготовки экипажа к борьбе за живучесть.

Действия экипажа по приказанию при борьбе с водой:

Включение водоотливных и осушительных средств;

Спуск фильтрационной воды в ниже расположенные помещения и перепуск в смежные помещения;

Изменение режима работы главных машин;

Перекачка жидких грузов;

Перемещение твердых грузов;

Обследование помещений в которых нет личного состава;

Разгерметизация помещений;

Передача аварийно-спасательного имущества на другие посты;

Затопление и осушение отсеков с целью восстановления остойчивости и спрямления судна;

Водолазные работы в отсеках и за бортом;

Аварийно-восстановительные и аварийно-спасательные работы.

Общий порядок ведения борьбы с водой:

Обнаружение поступления воды и оповещение об этом личного состава- - объявление аварийной тревоги;

обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установление границ затопленного района – «разведка поступления воды»;

Создание рубежей по борьбе с водой (РОВ-1, РОВ-2) для прекращения поступления воды внутрь корпуса заделкой пробоин и другими способами, удаление воды за борт;

Заделка пробоин всеми имеющимися средствами;

Заделка надводных пробоин в наружной обшивке;

Спуск, перепуск и откачка фильтрационной воды;

Контроль за водой и недопущение ее распространение по судну;

Поддержание общей и местной прочности корпуса поврежденного судна, подкрепление поврежденных переборок и закрытий.

Мероприятия по борьбе с водой являются первичными по всего комплекса действий по борьбе за непотопляемость.

2.2. ЗАДЕЛКА ПРОБОИН АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ.

2.1.1. Классификация пробоин.

Принята следующая классификация пробоин:

а) по расположению:

Надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

Надводные пробоины вблизи ватерлинии;

Подводные пробоины.

б) по размерам:

Малые, в том числе иллюминаторы и шпигаты, площадью до

Средние – до 0,20-0,50 м2;

Большие, в т. ч. лазы, двери, горловины, площадью до 2,0 м2;

Очень большие, площадью более 2,0 м2.

в) по влиянию на непотопляемость:

Большие в подводной части – быстрое (в течение нескольких сек.

или мин.) затапливание отсеков;

Мелкие – фильтрация, медленное распространение воды, поврежде-

ние систем;

Нарушение непроницаемости палуб, переборок в надводной части

(снижение запаса плавучести).

Выбор средств и способов заделки сквозных повреждений в корпусе зависит от их размеров и характера, от расположения относительно ватерлинии и возможностей доступа к ним.

Заделка больших пробоин производится снаружи корпуса при отсутствии хода и сильного волнения моря. Для заделки применяются мягкие и жесткие пластыри.

2.2.2. Средства и способы заделки пробоин.

Мелкие пробоины круглой или близкой к ней формы могут заделываться сосновыми пробками. Пробку, обмотанную просмоленной куделью или ветошью с густотертым суриком, забивают кувалдой в отверстие (рис. 2.1.). Неплотности, оставшиеся после забивания пробок, устраняют конопаткой, в отдельных случаях возможно забивание более мелких пробок.

Суда снабжаются остроконечными пробками с тупыми концами, размеры их различны, наибольший диаметр – 200 мм.. При тренировках допускается отступление от общего правила – кудель не применяется, так как после многократной заделки пробоин кудель скапливается на фильтрах водоотливных средств и выводит их из строя.

Там где это возможно, круглую пробоину небольшого диаметра лучше заделать болтом с резиновыми прокладками и шайбой.

Рис. 2.1. Заделка пробоины сосновой пробкой:

1-пробка; 2-обмотка; 3-обшивка корпуса.

Разошедшиеся швы и небольшие трещины в обшивке корпуса и на переборках заделываются клиньями и куделью (рис. 2.2.).

Во избежание увеличения размеров трещин при заделке их клиньями концы трещин рекомендуется засверливать. Диаметр сверла 10-15 мм. Устранение фильтрации воды при заделке трещин достигается забивкой мелких клиньев, пробок и конопаткой куделью.

Многочисленные небольшие трещины, пулевые и осколочные пробоины, находящиеся близко одна от другой и не имеющие загнутых кромок вовнутрь отсека, заделываются подушкой с куделью и деревянными досками (рис. 2.3.).

Рис. 2.2. Заделка трещин клиньями:

1-клинья; 2-пробка; 3-кудель.

Пробоины диаметром от 35 до 100 мм, с высотой рваных кромок до 15 мм могут быть заделаны металлическим пластырем с прижимным болтом ПБ-1. Пластырь может быть поставлен одним человеком и не требует дополнительного крепления после установки. Пластырь ПБ-1 (рис. 2.4.) состоит из прижимного болта 1, с поворотной скобой 5, гайки с рукоятками 2, прижимного диска 3, резинового уплотнения 4 и спиральной пружины 6.

Рис. 2.3. Заделка пробоины подушкой с куделью:

1-обшивка; 2-подушка с куделью; 3,4-доски;

5-упор; 6-клинья; 7-фундамент механизма.

На судне пластырь хранится в постоянной готовности к использованию, в собранном виде, гайка с рукоятками должна находиться в верхней нарезной части прижимного болта. Для установки пластыря на пробоину поворотную

скобу вставляют в пробоину так, чтобы она выйдя за обшивку, повернулась под действием пружины перпендикулярно оси прижимного болта, затем, удерживая пластырь за болт, вращением гайки поджимают к обшивке корпуса резиновое уплотнение с прижимным диском до устранения течи воды. Протечки возможны из-за неровности корпуса в районе пробоины или из-за выхода кромки за резиновое уплотнение.

Рис.2.4. Пластырь металлический с прижимным болтом

ПБ-1: 1-прижимной болт; 2-гайка; 3-прижимной диск;

4-резиновое уплотнение; 5-поворотная скоба;

6-спиральная пружина.

Пластырь клапанный металлический (рис 2.5.) предназначен для заделки малых и средних пробоин как снаружи, так и изнутри отсека. Клапан состоит из коробчатого корпуса 1 с днищем, усиленным ребрами жесткости 2, и гнездом 3 со стопорной пружиной 4 для закрепления пяты раздвижного упора. После постановки на подводную пробоину пластырь самоуплотняется парусиновым клапаном 6, прикрепленным к корпусу металлическими планками на винтах. Кромка парусинового клапана выступает как вовнутрь, так и наружу корпуса пластыря (рис.2.6.).

Благодаря этому, уплотнение пластыря обеспечивается гидростатическим давлением забортной воды независимо от того, поставлен пластырь снаружи корпуса судна или изнутри отсека. Для крепления пластыря на подкильных концах имеются рымы 7 (рис.2.5), а под заглушками 5 имеются патрубки, в которые могут быть вставлены крючковые болты. Так же для заделки пробоины пластырь может прижиматься к корпусу раздвижным упором или струбциной. Металлические пластыри применяются двух размеров: 75х250х350 мм и 100х400х600 мм.

Рис.2.5. Пластырь металлический клапанный:

1-коробчатый корпус; 2-ребра жесткости;

3-гнездо для упора; 4-стопорная пружина;

5-патрубок с заглушкой; 6-парусиновый

клапан; 7-рымы.

Рис.2.6. Схема работы парусинового Рис.2.7. Деревянный коробчатый

пластыря: а -при постановке снаружи пластырь: 1-щит пластыря; 2-стенка

судна; б - при постановке изнутри судна; коробки; 3-валик из промасленной

1-шкот; 2-упор. Кудели; 4-парусина.

Деревянные пластыри с мягкими бортами предназначаются для заделки малых и средних пробоин на плоских или имеющих незначительную кривизну участках обшивки. Прочность и жесткость пластыря обеспечиваются двумя слоями сосновых досок, стыки которых в слоях взаимно перпендикулярны. Прослойка из парусины придает пластырю водонепроницаемость. Припуски прослойки используются для создания мягких бортов, заполненных просмоленной куделью. Слои досок скрепляются между собой гвоздями.

При постановке пластыря мягкие борта обеспечивают плотное его прилегание к корпусу. В местах возможных неплотностей фильтрацию воды устраняют подбивкой в щели просмоленной кудели. Заусенцы, мешающие установке пластыря, отрубают кузнечным зубилом, срезают электрорезкой или отгибают с помощью кувалды. Если заусенцы убрать не удается, то пробоину можно заделать специально изготовленным деревянным коробчатым пластырем (рис. 2.7).

Пластыри, установленные на пробоины, крепят к борту раздвижными металлическими упорами (рис. 2.8), деревянными брусьями (рис. 2.9), болтом с откидной скобой (рис. 2.10), крючковыми болтами (рис. 2.11), универсальной струбциной (рис. 2.12), тросом (рис. 2.13) иди на подкильных концах (рис.2.14). На суда поставляются пластыри с мягкими бортами двух размеров: 55х250х250 мм и 125х400х600 мм.

Рис. 2.8. Раздвижной металлический упор: 1-подпятник; 2-круглая

гайка; 3-рукоятка; 4-штырь (чека); 5-наружная трубка;

6-внутренняя трубка; 7-шарнир; 8-подпятник.

Рис. 2.9. Крепление пластыря с помощью Рис. 2.10. Крепление пластыря

деревянных брусьев: 1-обшивка; 2-пластырь; болтом с откидной скобой: 1-обшивка;

3-доска; 4-брус; 5-клин; 6-доска; 7-строитель- 2-откидная скоба; 3-болт; 4-гайка с

ная скоба; 8-люк; 9-палуба. рукоятками; 5-пластырь.

Рис. 2.11. Крепление пластыря крючковым болтом: а –за кромку пробоины;

б –с помощью поперечины; 1-обшивка; 2-пластырь; 3-крючковый

болт; 4-гайка с рукоятками; 5-поперечина.

Рис 2.12. Крепление пластыря с помощью универсальной

струбцины: 1-струбцина; 2-пластырь; 3-деревянная

Рис. 2.13. Крепление пластыря тросом: 1-пластырь;

2-обшивка; 3-поперечина; 4-трос.

Рис. 2.14. Установка пластыря на подкильных концах:

1-обшивка; 2-пластырь; 3-подкильный конец

4-шкоты; 5-тали.

Брусья сосновые предназначены для крепления пластырей и других заделок, а также для подкрепления переборок, люков и других судовых конструкций. На судах применяются брусья, имеющие такие технические данные (табл.2.1).

Таблица 2.1

Брус, пригнанный по месту установки, называется упором. Для закрепления пластыря или подкрепления судовой конструкции необходимо один конец упора разместить по центру пластыря (люка или двери), а другой упереть в прочную часть набора корпуса. Для более равномерного распределения нагрузки под концы бруса подкладываются доски. Под один из концов бруса подкладываются клинья, которыми достигается расклинка бруса. Клинья вбиваются попарно синхронными ударами кувалд. При фактической заделке пробоины на судах расклиненный брус фиксируется гвоздями или строительными скобами.

Раздвижные металлические упоры ускоряют и облегчают заделку пробоин за счет того, что их не нужно пилить, подгонять по месту и расклинивать. Операция подкрепления выполняется так: подпятник наружной трубы упирают в какую-либо прочную конструкцию, внутреннюю трубу выдвигают из наружной с таким расчетом, чтобы ее подпятник подошел к пластырю, затем в ближайший овальный вырез внутренней трубы вставляют штырь и, вращая гайку, прижимают пластырь к пробоине. Раздвижные упоры применяются четырех модификаций (табл. 2.2).

Таблица 2.2

При проверке готовности упора к использованию следует обратить внимание на комплектность деталей, особенно штыря, на свободность хода гайки по всей нарезной части, на легкость хода внутренней трубы в наружной и на отсутствие заеданий в шаровых сочленениях. При размещении упора на БП гайка должна быть внизу.

Там где нет возможности установить упор, для крепления пластыря используют универсальную струбцину. Универсальные струбцины бывают с захватами для шпангоутов углового и бульбового профиля (рис. 2.15). Струбцина представляет собой балку, состоящую из двух швеллеров 1, соединенных между собой планками и болтами 3. Захваты 4 свободно передвигаются вдоль балки и фиксируются в определенном положении стопорными винтами. Также перемещаются гайка-ползун 5 с прижимным болтом 6, который имеет с одного конца подпятник 7 для упора в пластырь, а с другого – рукоятку 2 для вращения винта.

Рис.2.15. Универсальная струбцина: а – струбцина с угловыми захватами;

б - захват для шпангоутов бульбового профиля; 1-швеллер;

2-рукоятка; 3-болт; 4-съемный захват; 5-гайка-ползун;

6-прижимной винт; 7-подпятник.

При использовании струбцины захваты заводят за шпангоуты и прижимают винтом пластырь к обшивке.

Крепление пластыря с помощью крючковых болтов и болта с откидной скобой требует засверливания пластыря и поэтому применяется редко.

Большие пробоины площадью более 0,2 м2 не могут быть заделаны изнутри судна по причине воздействия на пластырь значительных сил гидростатического давления. Отсеки с большими пробоинами затапливаются водой за считанные секунды, поэтому заделывать такие пробоины приходится с внешней стороны борта при отсутствии расхода воды через пробоину.

Для временной заделки больших пробоин в различных местах корпуса судна, в том числе и со сложными очертаниями обшивки, предназначен кольчужный пластырь (рис. 2.16). Он является наиболее прочным из всех мяг-

Рис. 2.16. Пластырь кольчужный: 1-коуш; 2-ликтрос пластыря;

3-ликтрос сетки; 4-парусиновые шайбы; 5-колцо сетки.

ких пластырей и представляет собой сетку-кольчугу из стального гибкого троса диаметром 9 мм, обшитую с каждой стороны двумя слоями парусины. Внутрь каждой ячейки вставлены тройные парусиновые шайбы, через которые пластырь простегивается насквозь. Сетка-кольчуга препятствует вдавливанию парусины внутрь пробоины давлением воды. Масса пластыря 90 кг, длина и ширина – 3 м. Для учебных целей может использоваться облегченный пластырь.

Схема постановки пластыря представлена на рис.2.17.

Силами личного состава специально для заделки большой пробоины может быть изготовлен деревянный пластырь с мягкими бортами , размеры которого будут определяться конкретной пробоиной. На очень большие пробоины при отсутствии доков силами аварийно-спасательной службы могут устанавливаться кессоны (рис. 2.18).

Рис. 2.17. Схема постановки мягкого пластыря.

Рис. 2.18. Постановка бортового кессона: 1-кессон; 2-мягкие

подушки; 3-прижимные концы.

С помощью бетонирования можно не только устранить водотечность корпуса, но частично восстановить и местную прочность в районе повреждения корпуса. Бетонированием можно заделывать пробоины изнутри отсека в днище или скуловой части корпуса. Бетон плохо переносит вибрацию и обладает малым сопротивлением растяжению. Нужно стремиться бетонировать в сухом отсеке, поскольку подводное бетонирование труднее и менее надежно.

На схватывание глиноземного цемента нужно 8 ч, портланд-цемента – 12 ч, а достаточную прочность бетон приобретает только через 2-3 суток. При заделке бетонированием на пробоину предварительно ставят пластырь и осушают отсек. Место вокруг пробоины тщательно очищают от краски, грязи, ржавчины и от нефтепродуктов. На пробоину устанавливается опалубка из деревянных досок (рис. 2.19) и готовится бетонный раствор. Для предотвращения размыва бетона фильтрационную воду от пробоины отводят через водоотливные трубки. Внутрь опалубки укладывают бетон толщиной 150-200 мм, когда он затвердеет, водоотливные трубки забиваются пробками.

Рис. 2.19. Бетонирование пробоины: 1-бетон; 2-внутренняя опалубка;

3-наружная опалубка; 4-брус; 5-водоотливная трубка;

6-пластырь.

Повреждения в неметаллических корпусах заделываются аналогичным образом, но использование клиньев и пробок для заделки трещин и мелких пробоин не рекомендуется, так как это может привести к дальнейшему разрушению корпуса. Мелкие пробоины в деревянном корпусе можно заделывать заплатами из жести или фанеры, под которые подкладывают просуриченную парусину. Заплаты и деревянные пластыри допускается прибивать гвоздями к деревянному корпусу.

На судах штатные аварийные брусья, доски, клинья, пробки должны иметь светло-серый цвет окраски, а раздвижные упоры и аварийный инструмент – красный, рабочие части не окрашиваются, а смазываются консистентной смазкой.

Переносные средства борьбы с забортной водой.

Переносные средства водоотлива используются на судах при поступлениях небольших количеств забортной воды или после заделки пробоин. Особенно они эффективны при удалении фильтрационной воды, в том числе и при тушении пожара. Как правило, на судах используются водоотливные мотонасосы, электронасосы и водоструйные эжекторы.

Переносные водоотливные мотонасосы НОБ-220/8 иНОБ-70/7 имеют

Рассматриваемые мотонасосы представляют собой автономные водоотливные агрегаты, состоящие из смонтированных на одной жесткой раме самовсасывающего одноступенчатого центробежного насоса и приводного карбюраторного четырехтактного двигателя. У мотонасосов НОБ-220/8 установлен четырехцилиндровый двигатель марки 408 («Москвич»), у НОБ-70/7 – двухцилиндровый двигатель УД-2 с воздушным охлаждением.

Засасывание воды в период пуска обоих насосов происходит за счет рециркуляции первоначально залитой в корпус насоса воды.

Перед пуском мотонасос следует установить как можно ближе к уровню воды. При установке мотонасоса в помещении во избежание отравления личного состава к глушителю присоединяют гибкий металлический рукав для отвода за борт выпускных газов.

Переносные погружные электронасосы имеют следующие характеристики (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Погружные переносные электронасосы представляют собой одноступенчатые центробежные насосы, смонтированные заодно с электродвигателями. Приспособлены для работы под водой ВПЭН-1 и ЭСН-1/11 с приемными рукавами могут работать и над водой. Электропитание к насосам подают по кабелям от силовой сети.

Во время работы электронасоса необходимо следить за бесперебойной откачкой воды. В случае прекращения подачи воды насос останавливают. Перед работой в надводном положении насос с приемным рукавом заливают водой, затем присоединяют отливной рукав и только после этого запускают насос. При таком варианте работы температура корпуса насоса не должна превышать 70 град. С. Использовать погружные электронасосы для откачки горячей воды, масла, керосина и бензина запрещается.

Переносные водоотливные эжекторы ВЭЖ-П25, ВЭЖ-П63, ВЭЖ-140/10 и ВЭЖ-19, применяемые на судах, имеют следующие характеристики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Переносные водоотливные эжекторы работают при подаче рабочей воды от системы водяного пожаротушения. К эжекторам ВЭЖ-П25 и ВЭЖ-П63 присоединяют выкидные рукава от пожарных рожков, приемные и отливные рукава. Сами эжекторы во время работы находятся выше уровня откачиваемой воды (лежат на палубе), и вода засасывается по приемному рукаву.

При отсутствии давления в противопожарной водяной системе рабочую воду на эжекторы можно подавать от переносного мотонасоса НПБ-40/7.

Для непрерывной работы переносных водоструйных эжекторов необходимы правильное положение сопел, герметичность соединений на всасывающем шланге, достаточное давление рабочей воды – не ниже 6 кгс/см2 (0,6 МПа) и чистота приемных сеток. Подача рабочей воды меньшего давления приводит к затоплению осушаемого отсека.

Эжекторы ВЭЖ-149,10 и ВЭЖ-19 работают только в погруженном состоянии и при подаче воды давлением соответственно не менее 1 и 1,5 МПа (10-15 кгс/см2).

«Живучесть корабля» Тема № 2 «Организация борьбы за живучесть корабля» Лекция № 2 -2 Учебные вопросы: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. Литература 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ НК 81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов 1

Основные положения по организации БЗЖ n Живучестью корабля называется его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность. Составными элементами живучести корабля являются: n n n n взрывопожаробезопасность непотопляемость живучесть оружия и технических средств защищенность личного состава. Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров, приводящих к выходу из строя корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса. Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои ТТХ. Защищенность личного состава корабля – это способность корабельных коллективных и индивидуальных средств защиты исключать или ослаблять воздействие на личный состав оружия противника, а также поражающих факторов, возникающих при повреждениях. 2

Взрывопожаробезопасность корабля 3 Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров до размеров, приводящих к выходу из строя корабля. Взрыво- и пожаробезопасность корабля обеспечивается: - конструктивными мероприятиями; - организационно-техническими или предупредительными мероприятиями; - действиями личного состава по борьбе с пожарами, по предупреждению взрывов на корабле. К конструктивным мероприятиям, осуществляемым при проектировании и постройке корабля, относятся: - деление корабля на противопожарные отсеки и отделения; - ограничение применения горючих материалов и применение огнестойких или пропитанных огнестойкими составами материалов; - рациональное расположение по кораблю опасных во взрывопожарном отношении материалов и обеспечение соответствующего их хранения; - применение средств предупреждения, обнаружения и ограничения распространения взрывов и пожаров; - обеспечение кораблей эффективными, надежно действующими средствами борьбы с пожарами, взрывоопасными концентрациями, дымом, токсичными газами и высокой температурой; - рациональное размещение средств борьбы с пожарами.

Организационно-технические мероприятия К организационно-техническим мероприятиям предупреждения взрывов и пожаров на корабле относятся: - соблюдение правил обращения с открытым огнем; - удаление с корабля всех лишних взрыво- и пожароопасных материалов; - постоянный контроль за хранением и соблюдением правил обращения с горючими и взрывоопасными материалами; - контроль за исправностью и поддержанием в готовности к использованию противопожарных средств; - обучение личного состава правилам предупреждения взрывов и пожаров и использованию средств пожаротушения; покраска корабля огнестойкими и негорючими красками. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С КОРАБЕЛЬНЫМИ ПОЖАРАМИ. Борьбой с пожарами на корабле руководит командир корабля с ГКП. Непосредственное руководство борьбы с пожаром обеспечивает командир электромеханической боевой части. Личный состав боевых постов ведет борьбу с пожарами под руководством командиров боевых постов. В случаях когда личный состав боевых постов не может самостоятельно справится с пожаром, командир электромеханической боевой части направляет к месту пожара аварийную партию.

Борьба с пожаром включает: оповещение личного состава о пожаре; разведку очагов и определение характера, масштаба и вида пожара; герметизацию помещений, отсеков; приведение в готовность противопожарных средств; отключение электроэнергии в районе пожара; локализацию пожара; тушение огня, борьбу с дымом; удаление воды, скапливающейся при тушении пожара; установление контроля за помещениями, в которых велась борьба с огнем. Прибыв на свои КП и БП, л/с обследует помещения, приводит в готовность к немедленному действию противопожарное имущество, о готовности поста докладывает на командный пункт своей БЧ. Л/с авари ного помещения выясняет характер и размеры повреждения, доклады вает об этом на КП своей БЧ, одновременно принимая все меры к локализации и ликвидации пожара. В дальнейшем л/с БП действует согласно расписанию по борьбе с пожаром или по приказанию с КП. В ходе борьбы с пожаром руководитель тушения должен уделять особое внимание обеспечению безопасности л/с; не допускать электро травм, отравлений продуктами горения, поражения огнем. Для тушения пожаров на корабле применяются стационарные и переносные средства. В качестве переносных средств пожаротушения на кораблях используют огнетушители ОП М, ОВПМ 8, ОУ 2, ОУ 5, АО 5 и порошковые.

Предупреждение взрывов и пожаров на корабле. Весь личный состав корабля обязан точно и своевременно выполнять мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров. В целях предупреждения взрывов и пожаров на корабле запрещается: 1. выполнять работы с открытым огнем без разрешения командира БЧ 5; 2. работать с легковоспламеняющимися жидкостями, а также с красками и лаками вблизи работающих электроме ханизмов; 3. применять легковоспламеняющиеся жидкости для про тирки палуб, линолеума, переборок и оборудования по мещений; 4. использовать бензин для промывки и протирки техниче ских средств; 5. хранить горючее и смазочные материалы в открытой таре; 6. хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном ви де и в плохо вентилируемых помещениях; 7. хранить лакокрасочные материалы на катерах; 8. принимать на корабль и хранить на нем с истекшими сроками хранения РП и ПДУ, негерметичные, имеющие вмятины и ржавчину, а также поврежденные пусковые уст ройства к ним; 9. хранить легковоспламеняющиеся жидкости, краски и лаки совместно с обтирочными и другими волокнистыми материалами; 10. использовать переносные светильники и электрифицированный инструмент напряжением выше 27 В; 11. использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях; 12. хранить и демонстрировать кинофильмы, выполненные на горючих пленках. Курение на корабле разрешается только в местах, определенных приказом командира корабля. В местах курения должны находиться пепельницы или сосуды с водой.

Непотопляемость корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении и затоплении одного или нескольких отсеков, вследствие боевых или аварийных повреждений. Смысл непотопляемости заключается в том, что пока корабль не утратил плавучесть и остойчивость, он обладает непотопляемостью. Пример требований: при заполнении любых двух автономных отсеков высота надводного борта не должна быть менее 0, 8 м, крен не должен превосходить 8°, начальная остойчивость должна оставаться положительной. Непотопляемость в целом обеспечивается: конструктивными мероприятиями, осуществляемыми при постройке корабля; организационно техническими мероприятиями, проводимыми в течение всей его службы; действиями личного состава по борьбе за непотопляемость, ведущейся после получения кораблём повреждений. Мероприятия по конструктивному обеспечению непотопляемости корабля можно разделить на следующие три группы: 1. придание кораблю достаточных запасов плавучести, остойчивости, прочности и бескреновости; 2. конструктивное ограничение потерь запаса плавучести и остойчивости при повреждении корабля; 3. конструктивное и материально техническое обеспечение борьбы за непотопляемость.

Основные организационно технические мероприятия. 1. содержание корпуса корабля, переборок, палуб, платформ и непроницаемых закрытий в исправности и постоянный контроль их состояния: 2. контроль за запасом плавучести и остойчивостью корабля; 3. содержание средств борьбы за непотопляемость в готовности к действию; 4. маркировка непроницаемых помещений, нумерация корабельных помещений и ограничение доступа в запираемые помещения 5. систематическая и целеустремленная подготовка всего личного состава корабля к борьбе за непотопляемость и повседневное обеспечение непотопляемости корабля; 6. оборудование и обеспечение командных пунктов и БП средствами борьбы за живучесть, приборами и документацией по непотопляемости. Тактика борьбы за непотопляемость. Борьба за непотопляемость – это совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление плавучести, остойчивости и прочности поврежденного корабля, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход, управляемость и использование оружия. Непосредственными задачами борьбы за непотопляемость являются: 1. удержание корабля на плаву; 2. восстановление запасов плавучести и остойчивости; 3. уменьшение крена и дифферента.

Мероприятия по борьбе с водой Борьба с водой заключается в выявлении повреждений корпуса и мест поступления воды, в недопущении распространения воды, в восста новлении и поддержании непроницаемости и прочности корпуса и его разделительных элементов, в удалении фильтрационной воды из отсеков с заделанными пробоинами. Восстановление остойчивости предусматривает снижение центра тяжести поврежденного корабля за счет перемещения, приема и откачки жидких грузов, удаление проникшей внутрь корабля забортной воды и уменьшения потерь остойчивости из за наличия свободной поверхности. Спрямление это устранение или уменьшение в возможной мере крена и дифферента поврежденного корабля. Борьба с водой должна предшествовать мероприятиям по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля и лишь в отдельных случаях проводится параллельно с ними. Мероприятия по борьбе с водой включают: 1. оповещение л/с о поступлении воды внутрь корпуса корабля; 2. обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установления границ затопленного района корабля; 3. принятие мер по ограничению распространения воды по кораблю; 4. устранение поступления воды заделкой пробоин и удаление ее за борт; 5. заделку надводных пробоин в наружной обшивке; 6. подкрепление поврежденных непроницаемых переборок, палуб (платформ) и непроницаемых закрытий, а так же поддержание и восстановление в возможной степени прочности корпусных конструкций;

Первичные мероприятия по борьбе с водой 1. Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на К должен уметь: доложить о поступлении воды и ходе борьбы с ней на ГКП, ДК (вахтенному офицеру), а также на свой КП и в ПЭЖ; определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (простукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т. д.); подкрепить переборку, дверь, крышку люка и горловины, поставить щит на пробоину; устранить фильтрацию воды через различные неплотности, трещины и разошедшиеся швы разными способами (обжатием сальников, уплотнением свинцом, проконопачиванием); заделать выше и ниже ватерлинии пробоину в корпусе корабля, рваную щель с помощью различных средств (щитов, мешков с паклей, матрацев, подушек, клиньев и др.). 2 Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на своем БП, КП, в кубрике, заведуемых помещениях должен уметь: приготовить и ввести в действие водоотливную и осушительную системы, а также переносные водоотливные и осушительные средства; использовать средства для спуска воды в нижние и перепуска воды в смежные помещения. 3. Каждый офицер, мичман, старшина, кроме того, должен уметь руководить действиями л/с по борьбе с водой на рубежах обороны в районе своего боевого поста, командного пункта, заведуемых помещениях, смежных с ними помещениях и вблизи них.

Живучесть оружия и технических средств Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои тактико технические характеристики. Технические средства корабля представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных инженерных средств: энергетического оборудования, механизмов, систем, приборов и других элементов. Технические средства обеспечивают: движение и маневрирование корабля на всех режимах; использование и устойчивое функционирование боевых средств; снабжение корабельных потребителей всеми видами энергии; живучесть корабля при различных состояниях и готовностях; условия для эксплуатации оборудования и жизнедеятельности личного состава. Боеспособность и живучесть корабля наиболее чувствительны к нарушению работоспособности таких технических средств, как главная энергетическая установка, электроэнергетическая установка, рулевое устройство, системы обеспечения непотопляемости и взрыво и пожаробезопасности корабля. Живучесть оружия и технических средств обеспечивается: конструктивными мероприятиями; организационно техническими мероприятиями; действиями личного состава по поддержанию и восстановлению работоспособности технических средств при отказах и повреждениях.

Конструктивные мероприятия придают техническим средствам защищенность, надежность, резервирование и боевую ремонтопригодность. Организационно технические мероприятия по обеспечению живучести технических средств проводятся личным составом корабля повседневно. Эти мероприятия направлены на поддержание качеств и свойств, которые были заложены в технические средства при их проектировании и изготовлении. Кроме того, они позволяют предотвратить преждевременный выход из строя материальной части и предупредить несчастные случаи при эксплуатации и ремонте технических средств и устройств корабля. Обслуживание оружия и технических средств проводят в соответствии с действующими инструкциями. Все оружие и технические средства на корабле должны иметь наименование. Оружию и техническим средствам одинакового назначения кроме наименования присваивается номер. Паропроводы и трубопроводы, выключатели и штепсельные розетки аккумуляторного (аварийного) и дежурного освещения, средства аварийного назначения должны иметь отличительную окраску. Каждый корабль должен быть обеспечен документацией по боевому использованию оружия и технических средств, а также укомплектован запасными частями, инструментом, приборами и расходными материалами для исправления боевых и аварийных повреждений технических средств.

Организация борьбы за живучесть оружия и технических средств. Борьба за живучесть оружия и технических средств корабля должна быть направлена на восстановление утраченных или пониженных тактико технических свойств механизмов, систем и устройств корабля при боевых и эксплуатационных повреждениях Целью борьбы за живучесть ТС является обеспечение живучести и боеспособности корабля при авариях и боевых повреждениях, связанных с потерей хода, маневренности, управляемости, возможности использования оружия и других качеств корабля. Содержанием борьбы за живучесть технических средств являются обнаружение аварии и оповещение о ней, ограничение распространения и ликвидации аварии, восстановление живучести и боеспособности корабля. Руководство борьбой за живучесть ТС осуществляют командиры БЧ, начальники служб со своих КП. При обнаружении повреждений командиры подразделений и боевых постов принимают меры к исправлению механизмов, не прекращая их работы. Повреждение или неисправность материальной части необходимо устранять полностью. Если это невозможно, повреждение устранять в степени, позволяющей кораблю выполнить поставленную задачу. Переключение технических средств осуществляется в соответствии с действующими документами по использованию технических средств. При выходе из строя механизмов в первую очередь восстанавливаются механизмы, системы и устройства, от которых зависят живучесть и боеспособность корабля. Немедленно восстанавливаются освещение, средства связи, управления и сигнализации, удаляются обломки корпусных конструкций и технических средств, загромождающие палубы, площадки, помещения и мешающие действию других

Борьба за живучесть технических средств предусматривает действия личного состава, выполняемые без приказания и по приказанию. К действиям, выполняемым без приказания, относятся: отключение поврежденных механизмов, систем и устройств; включение резервных (дублирующих) механизмов для использования в бою оружия и сохранения заданного режима работы основных технических средств; изменение режима работы технических средств в целях обеспечения использования оружия, хода и управляемости корабля. Действия личного состава, выполняемые по приказанию: остановка главных двигателей; переход на резервные средства управления кораблем; отключение технических средств, обеспечивающих использование оружия, ход и управляемость корабля, если возникла угроза выхода из строя. О всех переключениях технических средств, выполняемых личным составом при повреждениях или при необходимости таких переключений, командир БП или старший по должности немедленно докладывает по команде.

Защищенность личного состав. С точки зрения влияния на жизнедеятельность л/состава в поврежденных помещениях могут возникнуть также варианты аварийной обстановки: частичное или полное затопление помещения водой; повышенная температура воздуха; заполнение вредными парами и газами. Возможны случаи, при которых условия жизнедеятельности личного состава при повреждении отсека не изменяются. В таких помещениях никаких дополнительных мероприятий по защите личного состава проводить не требуется. Может случиться, что в результате повреждений создается сложная обстановка, например повышение температуры в помещении и заполнение его вредными парами и газами. В таких помещениях требуется проведение мероприятий по защите л/состава от высоких температур и от воздействия вредных паров и газов. В полностью затопленном помещении жизнедеятельность людей может быть обеспечена только в водолазном снаряжении. Продолжительность жизнедеятельности людей в данном случае определяется максимальным временем работы в водолазном снаряжении и температурой забортной воды. При температуре забортной воды ниже 15°С потеря сознания у человека от переохлаждения наступает раньше, чем будет израсходован воздух из баллонов дыхательного аппарата. Для борьбы с переохлаждением организма полезно иметь как можно больше слоев одежды, которая по возможности должна плотнее прилегать к телу. Хотя изолирующие свойства намокшей одежды уменьшаются, она тем не менее может обеспечить тепловую защиту, особенно шерстяная одежда.

В полностью затопленном помещении могут оказаться не обесточенными электрокабели и силовое оборудование. Приближаться к ним опасно: морская вода электропроводна, можно через воду получить электрический удар. В частично затопленном отсеке люди обычно находятся в воздушной подушке. Отсек сверху загерметизирован. Если он не будет вентилироваться, время жизнедеятельности л/с в отсеке определяется из расчета, что каждый кубический метр воздушной подушки в состоянии обеспечить жизнь одного человека в течение 2 часов. Истории известны случаи, когда люди находились в воздушной подушке несколько дней. Неконтролируемое повышение температуры в помещении может произойти из за пожара или прорыва парового трубопровода. Средняя темпе ратура в помещении может подняться до 200 400°С. Длительное пребывание при температуре 50 60°С вызывает у человека тягчайшие последствия. При большом поступлении пара или при большом пожаре незащищенный л/состав должен уйти в трюм. В этих случаях попытки покинуть помещение через верхний люк приводят к ожогам и гибели. Выход личного состава через верхний люк возможен после включения системы орошения сходов. Для защиты от высоких температур вахтенных у действующих механиков имеется система орошения вахт, которая включается вместе с системой орошения сходов. Обе эти системы являются средством коллективной защиты личного состава от действия высоких температур, вода для их работы подается от противопожарной водяной системы.

Индивидуальными средствами защиты от высоких температур явля ются термостойкие и термоотражательные костюмы, асбестовые рукавицы, каски и костюм пожарника. Средствами индивидуальной защиты от дыма и других вредных газов является портативное дыхательное устройство (ПДУ) и изолирующие противогазы (ИП 6). ПДУ предназначено для экстренной защиты органов дыхания и зрения человека в аварийной ситуации при выполнении первичных мероприятий по борьбе с аварией. Использование ПДУ предусматривает последующее пере ключение в другое табельное средство защиты или выход из аварийного по мещения. Оно является средством защиты одноразового действия и выпуска ется в готовом к немедленному использованию виде. Время пребывания в ПДУ не более 30 мин. , оно надежно работает при температуре от 0 до +50°С. Масса ПДУ не более 2 кг. ИП-6 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица от любых вредных примесей в воздухе независимо от их концентрации, а также в условиях недостатка кислорода в воздушной среде помещений. Максимальное время нахождения в противогазе при температуре до 40°С и нормальном давлении не должно превышать в покое (сидя) – 2, 5 ч, при выполнении работ – 40 мин. .

18 Задание на самоподготовку Изучить: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. l l 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ-НК-81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов