Черные калмыки. Расселение алтайцев. Храм «Золотая обитель Будды»

  • Дата: 05.07.2023
От Тамерлана до исхода
Три века назад английский историк Гиббон уверял, что именно калмыки остановили продвижение Александра Македонского по Центральной Азии. Версия эта яркая, но путаная и малообоснованная.
Реально подтвержденная история калмыков начинается с 13-го века. В частности, биографы Тамерлана отмечают, что юность знаменитого полководца прошла в насыщенной приключениями борьбе с оккупировавшими его Родину калмыками.
Немудрено, что, разобравшись с «оккупантами», натренированный Тамерлан разгулялся по всей Средней Азии не на шутку…

В то время, когда эмир-Тамерлан обосновывался в своей новой столице – Самарканде – в запуганной им Монголии разворачивалась междоусобная чехарда. По степям и долам текли ручьи крови, ханы побеждали ханов. Всеобщая хана оказалась столь серьезной, что Монголия разделилась на две части: Западную и Восточную. Восток продолжал разбрасывать стрелы и камни, на Западе же войны прекратились: день победы настал для смекалистых калмыков.
Западные триумфаторы, как выяснилось, оказались не только смекалистыми, но и деятельными, а потому вскоре они сплотили вокруг себя соседние монголо- и тюркоязычные племена (кстати, по-тюркски калмыки – это ойраты).
Калмыки жили и, в основном, не тужили: как только начинали тужить, так сразу двигались в грабительские походы на феодальные племена Востока. Или отправлялись южнее – в Китай.
К середине 15-го века калмыки осмелели настолько, что в одном из южных походов пленили незадачливого китайского императора – Ин-цзуна.
К этому времени уже безо всяких условностей сложилась калмыцкая (ойратская) народность, обладающая общим языком, единым культурным и экономическим пространством.
В конце 16-го – начале 17-го века калмыкам стало и скучно, и тесно (по степным понятиях), а потому они начали мощную экспансию по направлению к Европе. Они небыстро, но верно перемещались через южную Сибирь, Урал и Среднюю Азию к Волге и Дону. К середине 17-го века экспансивные кочевники занимали поистине огромную территорию: от Енисея до Дона (с востока на запад) и от Урала до Индии (с севера на юг). В 1640 году на съезде калмыцких ханов было принято Великое Степное Уложение – общекалмыцкий свод законов, который устанавливал единое правовое пространство. Величайшая империя кочевников была именована Джунгарским ханством.
Но время единой империи было недолгим: от Джунгарского ханства откололась самая западная его часть – поволжская. Она и была названа Калмыцким ханством. В настоящее время поволжских калмыков принято именовать именно калмыками, а прочих калмыков – ойратами.
Перед вами карта Джунгарии, датированная 1720 годом:

Как видно, Калмыцкое ханство в Джунгарию не вошло, больше того, оно и в районе Поволжья никак не обозначено. Казус? Нисколько: признание российских властей эта автономия получила несколько позднее, во времена императрицы Елизаветы Петровны.
Поволжские калмыки… Вскоре после своего признания они стали исправно служить русским самодержцам и защищать южные границы России – от турок и прочих горячих парней. Однако несмотря на все свои достойные дела, взаимности московских властей они не снискали, размеры же «налогов» неотступно увеличивались. В результате к 1771 году возникла ситуация, весьма напоминавшая обстановку перед исходом евреев из Египта.
Обиды – обидами, но выживать-то как-то надо… И, попрятав свою гордость по кисетам и карманам, большая часть калмыков (без резни младенцев и прочей противной буддизму мсти) двинулась по направлению к остаткам Джунгарии.
Вот как об этом написал Сергей Есенин:

Вам не снился тележный свист?
Нынче ночью на заре жидкой
Тридцать тысяч калмыцких кибиток
От Самары проползло на Иргис.
От российской чиновничьей неволи,
Оттого, что как куропаток их щипали
На наших лугах,
Потянулись они в свою Монголию
Стадом деревянных черепах.

Замечу, что «своей Монголией» Есенин по ошибке назвал Джунгарию (территория современного северного Китая).
Но калмыки ушли далеко не все. Часть из них осталась, о чем свидетельствуют, например, показания других поэтов (в данном случае современников): Александра Пушкина, проговорившегося фразой «И друг степей калмык» и Федора Глинки: «Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык» – это о событиях 1813 года.

«Людоедов, людоедов везут!»
Европейская калмыцкая автономия была возрождена в 1920 году. Сделано это было, понятно, Советской властью. Но та же Советская власть устроила и повторный калмыцкий исход, точнее насильственный увоз: 27 декабря 1943 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой СССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»:

Из текста указа:
Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, – Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…
Председатель Президиума Верховного Совета СССР – (М.Калинин).
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР – (А.Горкин).

Подоплека указа такова: 11 февраля 1943 года на заседании ГКО товарищ Берия доложил, что будто бы летом 1942 года бойцы 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии в массовом порядке переходили на сторону немцев.
Это было сознательной неправдой. Факты перехода калмыцких кавалеристов на сторону немцев, безусловно, были. Но в целом эта дивизия сражалась достойно.
Самопожертвенный героизм калмыков признавали даже фашисты. Цитата из книги американской писательницы Анны-Луизы Стронг: «По странной иронии судьбы первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за сумасшедший героизм, были не русские, а калмыки.
Нацистская высшая раса должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей» расы вышли герои войны».
К национальной дивизии и без того отмечалось особое отношение (например, ее выставляли «пушечным мясом» против танковых подразделений), а после бериевского навета ее и вовсе расформировали… Это переполнило чашу терпения недовольных Советской властью, и, как следствие, мнение какой-то части калмыков о Советах стало сугубо негативным. И, тем не менее, на оккупированной территории не прекращали действовать калмыцкие партизанские отряды, тысячи калмыцких воинов продолжали самозабвенно сражаться в рядах Красной Армии.
А в это время фашисты занялись активным формированием одной из своих антисоветских надежд и опор – Калмыцкого Кавалерийского Корпуса. В корпус удалось привлечь более шести тысяч солдат и офицеров. И он начал заинтересованно воевать. Нет, в настоящих боевых действиях он участвовал лишь дважды. Этот корпус «воевал» с населением захваченных немцами Украины и юга России – ему поставили задачу поддерживать порядок в тылу.
Есть сотни свидетельских показаний о бесчинствах калмыков-предателей. Например, ради веселья калмыцко-фашисткий кавалерист мог бросить гранату в телегу, везущую мирных украинок.
В отместку Советская власть без разбору наказала весь этнос. Операция называлась "Улусы"…
Через несколько недель после издания указа – зимой 1944 года – все калмыцкие города, хотоны и поселки опустели. Кроме мирного населения в Сибирь были сосланы и многие калмыки-красноармейцы – их массово отзывали из воюющих частей. В этих случаях сердитым Советам приходилось быть безжалостно-циничными, например вот этот человек был отозван с руководящей должности в СМЕРШ с формулировкой: "За несоответствие занимаемой должности в связи с умственной неполноценностью":

А раз такое несоответствие, то в Сибири ему было поручено валить лес. О судьбе Михаила Кекедеевича нам рассказала жена его родного брата, в свое время тоже депортированная в Омскую область, ныне – смотрительница Калмыцкого краеведческого музея.
Также она рассказала о том, как депортированных встречали местные жители ("людоедов, людоедов везут!"), о том, как, вскоре разобравшись, омичи, новосибирцы и красноярцы помогали растерянным и неприспособленным к холодам южанам элементарно выживать, о том, что, несмотря на такое участие, при депортации и во время сибирских тягот (тяжелая работа, недоедание, проживание в бараках и помещениях для скота) погибла большая часть сосланных.

Экспозиция "О калмыцком сибирском быте":

Подписка переселенки:

Но мы никого не виним, – говорит эта мудрая женщина. Такое было время, такие порядки. А о сибиряках у нас вообще очень хорошие воспоминания. И сейчас мы особенно чутко ценим добрые отношения с народами, рядом с которыми живем.
В 1957 году, во времена хрущевской оттепели, калмыкам разрешили-таки вернуться на южную Волгу. Знакомая доктор, которая с 51 по 57 годы жила в селе Садовом и работала терапевтом и дерматовенерологом, рассказывала, что возвращались калмыки хоть и окрыленными надеждами, но изможденными и болезненными, например, более чем у половины из них были кожные заболевания, в частности, чесотка. Селились возвращенцы в свободные дома, зачастую не в те, которые покинули (там жили русские), а где-нибудь по соседству, что не могло не сказаться на межэтнических отношениях.
И Александра Федоровна с мужем, как и многие русские, уехала – "пора пришла".
Долгие годы ситуация в республике не могла прийти в норму: не было полноценной реабилитации. А в 60-80-х Советская власть вдруг вздумала проводить пропагандистскую кампанию с целью вызвать у калмыков стойкое чувство вины – за бесчинства Калмыцкого Кавалерийского Корпуса. Ведь виноватый – он послушный и хорошо управляемый.
Дело доходило до смешного. Напомню об анекдотичной истории 80-х, которую наперебой пересказывали "вражеские голоса".
Восточная Украина. Очередной показательный процесс против участников ККК. На скамье подсудимых несколько немолодых офицеров кавалерийского корпуса. На трибуне пострадавший – энергичный хохол, который во времена войны был еще безусым подростком. В зале поддержка обвинения – делегация калмыцких прокуроров и много-много публики.
Судья обращается к пострадавшему:
- Товарищ Растакойко, Вы узнаете обвиняемых?
- Да ваша честь, – отвечает украинец и показывает рукой на калмыцких прокуроров. – Я их узнаю.

От молодости батыра до зрелости Кирсана
С началом перестройки Стране Советов стало не до национальной политики. А потому Калмыкию оставили в покое. Затем в Москве появился Ельцин на броневике, и вскоре кто-то из них (то ли Ельцин, то ли броневик) пророкотал: "Берите независимости столько, сколько заходите!".
Фраза была обращена к национальным образованиям.
Понятно, что тут же развернулось соревнование "кто возьмет больше, что возьмет лучше". Понятно, что самым ухватистым образованием оказалась Чечня. Но Калмыкия отставала ненамного: вместе с Татарстаном она входила в призовую тройку.
В 1992 году Калмыцкая АССР была названа Республикой Калмыкия. Через год в РК прошли выборы президента, на которых убедительно победил обаятельный молодой человек с сомнительной предпринимательской репутацией – Кирсан Илюмжинов.
С этого события пошел отсчет параллельного взросления – президента и молодой республики.
Первые годы правления Илюмжинова сопровождались загадочными смертями его бывших коллег по бизнесу (Архаков, Баянов) и политических оппонентов (Юдина), неслучайными встречами с россиененавистниками, например, Басаевым, неразрешенной эмиссией местным Хальмг Тачин Келн Усин банком, что российский Центробанк приравнял к хищению…

Калмыцкая пресса представляла Илюмжинова новым Джангаром – легендарным народным героем. Простые люди рассказывали о том, какой он могущественный, проницательный и заботливый.
Помню, как в 98-м году хозяйка элистинского ресторанчика уверяла меня, что батыр-Кирсан через пару лет построит в Калмыкии настоящую Джунгарию, что он мудр, как Будда, и справедлив, как Солнце, что в этом мире извечных реинкарнаций он не забывает ни о ком. Например, когда калмык выходит из тюрьмы, Кирсан ему ррраз! – и ключи от квартиры: мол, живи добрый человек и о воровстве забудь.
Я не удержался от вопроса:
- Так что, для того чтобы калмыку получить квартиру, нужно сначала сесть в тюрьму?
Глаза хозяйки забегали, и она поспешила меня заверить:
- Вовсе нет. Он и не сидевшим квартиры дает…
Апофеозом сложного этапа взросления Кирсана стало объявление о вероятности выхода Калмыкии из России и установление памятника Великому комбинатору, то есть, что понятно и без подстрочника – себе любимому, точнее – своей важной ипостаси.
И тут федеральная власть рассердилась, ох рассердилась…
Хан Кирсан оказался очень догадливым и потому буффонаду свою оперативно уменьшил до приемлемого уровня.
Москва не менее оперативно заметила положительные перемены и наградила Илюмжинова возможностью благоустройства республики, Калмыкии было позволено активничать в роли свободной экономической зоны (уже закрыта), а кроме этого – жить в большой-пребольшой кредит (нынешний долг – 13,5 миллиардов рублей).
Неприятные Кирсану уголовные дела были успешно развалены, патронированием шахмат ему разрешили заниматься настолько, насколько организаторских способностей хватит.
Приветствовались и буддийские начинания, в результате то здесь, то там засияли крыши хурулов и ротонд.
Республика стала взрослее и увереннее в себе, таким же стал и ее харизматичный глава. И даже не верится в то, о чем написано в Компромат.ру, тем более что сайт этот любит лукаво ошибаться.
А верится, понимается и чувствуется, что людям калмыцким сейчас живется вольготнее, честнее и лучше, нежели несколько лет назад.
Им, последние несколько веков культивирующим дружелюбие и симпатию ко всему живому, бояться почти нечего: уровень преступности – один из самых низких в Южном федеральном округе. В центре вечерней Элисты курящего или пьющего пиво подростка ссыкать довольно сложно – подобной картины я не видел ни в одном из российских и прочих европейских городов.
Национальные и буддийские традиции возобновляются не столько для внешнего эффекта (что для большинства калмыков противоестественно), сколько для себя, для семьи, для будущего.

Зеленая, навеки золотистая и пурпурная Элиста радует и хозяев, и все более многочисленных приезжих, на ровных и чистых улицах множество цветов, памятников и улыбок. История Калмыкии вышла из своего последнего виража и начала вращение вперед.
Степь, в степи люди, у людей спокойная радость. Она зовет, а ей навстречу степь, в степи люди, у людей спокойная радость…

1578 г. г. начала распространения буддизма-ламаизма. 1587 г. ойраты разбивают войско Шолой-Убаши-хунтайджи. 1591 г. сибирский хан Кучум «… от неначаяния рати русской утече на калмытский рубеж, на вершины рек Ишима и Нор-Ишима… похитил у калмыков коней многое число. Калмыки же гнаша во след его…». 1594 г. ойраты оказываются в верховьях рек Ишим и Оми, чем было и вызвано появление русского города Тары. 1599 г. родился Зая-пандита.

XVII век

Максимальная территория кочевий калмыцких племён на Нижней Волге и Северном Прикаспии имела границы: на юге - до реки Терек , на севере - до города Самары , на западе - до реки Дон и на востоке - до реки Яик (Урал) (позже ареал проживания уменьшался и примерно стал соответствовать границам современной республики Калмыкия).

Причины такого перемещения части ойратов (в основном торгоутов) не известны, ряд исследователей предполагает что они вызваны внутрекалмыцкими конфликтами в Джунгарском ханстве . Так пришедший на русские границы торгоутский тайши Хо-Урлюк , первый хан образовавшегося на Нижней Волге калмыцкого государства , конфликтовал и даже имел сражение с дербетским Далай-батыром (который был в услужении у Хо Урлюка) и хошутcким Гуши-ханом . Возможно эти (или какие-то другие) причины вынудили Хо-Урлюка перекочевать на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий , где он вместе с сыновьями и внуками стал вести активную военно-политическую экспансию.

Эта перекочевка калмыков совершалась, несомненно, с общего ведома и согласия джунгарских князей и велась она последовательно. Занятие ими берегов Волги приходится на период 1630-1632 гг. Главный юрт их в эту пору постоянно находился за Уралом, и отсюда в 1640 году Хо-Урлюк ездил в Джунгарию на сейм князей. По возвращении его калмыки начали предпринимать разбойнические движения к Поволжью. После смерти Хо-Урлюка владычество над калмыками перешло в руки старшего сына его, Шукур-Дайчина, и последний в 1645 году отправился в Тибет , чтобы получить от Далай-ламы утверждение в своём звании. Между тем в 1646 году некоторые из мелких калмыцких князьков отправили посольства в Астрахань и просили покровительства России. В наказе, данном астраханским воеводам в том же 1646 г., говорилось поэтому, что «великий государь калмыцких Шукур-Дайчина и прочих калмыцких таштей с их улусы изволит держать в своем государском милостивом призрении», между тем, первым делом Шукур-Дайчина по возвращении его из Тибета () было нападение на русские земли.

Правление Дай-чяна, как и сына его Пунцука, замечательно в истории калмыков, главным образом, объединением и сплочением многочисленных калмыцких племен, перекочевавших из Джунгарии. В 1672 году вступил в управление Аюка , разбил своего дядю Дугара, захватил его вместе с сыном его Цэрэном, завладел их улусами. Аюка продолжал распространять свою власть и обессиливать прочих калмыцких владельцев. Два брата его возбудили междоусобную распрю, и один из них просил для защиты стрелецкий полк. Близ Чёрного Яра они сошлись для битвы, но Аюка убедил их помириться, после чего все трое, соединив свои войска, напали на стрельцов и всех их перерубили. В 1674 году русские просили Аюку помочь в их «промысле над Азовом и неприятельскими крымскими юртами», но Аюка этой просьбы не исполнил. Калмыки и подвластные им татары постоянно производили нападения на русских, «брали их в полон и учуги разоряли». Сообщение с Астраханью было в эти годы крайне затруднительно: от Царицына до Астрахани ездили только многочисленными компаниями, да и то лишь водяным путем. С 1684 года Аюка перенес свои военные действия за Урал: воевал с киргиз-кайсаками, потом покорил туркменов мангышлакских; к этому же периоду относятся его войны с дагестанцами, кумыками, кабардинцами и кубанцами.

В Азии, калмыки ведут непрекращающиеся войны с маньчжурским Китаем и вставшими на китайскую сторону монголами за контроль над Тибетом и территорией нынешней Монголии. Россия снабжает ойратов оружием.

В Европе, волжские калмыки участвуют во всех войнах, которые ведёт Россия.

Дата Основные события
сент. 1724 г. Калмыками была дана шерть на верность, которую они признали первой данной ими России .
1724 г. Cмерть Аюки-хана . Российское правительство вмешалось в вопрос о наследии наместничества в Калмыцком ханстве между его сыновьями, поддержанный Россией Доржи Назаров (младший сын Аюки, незаконный наследник) в итоге отказался отдавать в Россию аманатом (заложником) своего сына и ханом стал Цэрэн-Дондук (законный наследник - старший сын Аюки) .
1735 – 1739 гг.
  • Калмыки участвуют в русско-турецкой войне 1735 – 1739 гг.
  • калмыцкие войска совершают успешные походы на Кубань и Крым
1737 г.
1741 – 1742 гг.
  • калмыцкие отряды участвовали в русско-шведской войне

Калмыки участвуют во всех войнах России

XIX век

Калмыцкая борьба. 1803 г.

XX век

Великая Отечественная Война

Калмыцкий вопрос. Тема участия калмыцкого народа в Великой Отечественной войне долгое время в СССР и некоторое время в Российской Федерации была под неким негласным политическим табу в связи с проблемой «калмыцкого вопроса» - перехода части населения на сторону фашистской Германии . Мнимость такого запрета очевидна, поскольку, несмотря на имевший место коллаборационизм (например, Калмыцкий кавалерийский корпус), большая часть калмыков героически защищала свою родину в рядах Красной Армии (среди калмыков много получивших различные награды за боевые заслуги, из них 8 Героев Советского Союза ). :5

Бадмаев Эренцен Лиджиевич
(15.12.1918 - 07.08.1992)
старший лейтенант
9 августа 1945 г. с бойцами вверенной ему роты, перейдя границу, атаковал укреплённую японцами высоту Верблюд (Северный Китай), овладел ею и водрузил на высоте красный флаг (уничтожено 35 солдат и офицеров противника, захвачено 2 пушки, 5 пулемётов, много другой боевой техники). В боях под городом Муданьцзян (Маньчжурия) его рота обеспечила продвижение стрелковых подразделений к городу, будучи тяжело раненым, он не оставил поля боя до полного выполнения боевой задачи (награждён «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм», указ от 5.5.1990, медаль № 11604).
Басанов Батор Манджиевич
(05.05.1911 - 10.08.1982)
гвардии старший сержант
В июле 1944 г. бойцы его отделения первыми ворвались в село Духново (Псковская область), где размещался штаб 19-й дивизии СС , захватили полковое знамя и документы противника, преследуя отступающего врага, отбили четыре орудия и самоходную пушку. Будучи тяжело ранен, продолжал вести огонь и командовать отделением (награждён указом от 24.03.1945, медаль № 8959).
Городовиков Басан Бадьминович
(15.11.1910 - 17.08.1983)
генерал-майор
Командуя 251-й стрелковой дивизией (31-я армия), участвовал в Ржевско-Вяземской операции (1943 г.) , в ходе которой его дивизия 8 марта освободила город Сычёвку (Смоленская область). Командуя 184-й стрелковой дивизией (5-я армия), умело организовал на своем участке выполнение задачи по окружению войск противника в районе города Витебска (Белоруссия), а также по разгрому вражеской группировки, шедшей на помощь окружённому гарнизону в городе Вильнюсе (Литва). 12 июля 1944 года его дивизия совместно с воинами 45-го стрелкового корпуса освободила город Тракай (Литва). 17 августа 1944 года форсировав реку Неман , его дивизия первой из советских соединений вышла к Государственной границе СССР и 16 октября освободила город Кудиркос Науместис (Восточная Пруссия) (награждён «за умелое командование дивизией и проявленные при этом мужество и героизм», указ от 19.04.1945, медаль № 7110)
Городовиков Ока Иванович
(01.10.1879 - 26.02.1960)
генерал-полковник в отставке
Руководил формированием кавалерийских частей и соединений. В июле 1941 г. был представителем Ставки ВГК на Северо-Западном фронте , исполнял обязанности командующего 8-й армией . Летом 1941 г. и в период битвы под Сталинградом (1942 г.) находился на фронтах как представитель Ставки ВГК по использованию кавалерии. В -47 гг. - заместитель командующего кавалерией Советской Армии (награждён «за выдающиеся заслуги в деле создания Вооружённых Сил СССР и защиты Советского государства от врагов нашей Родины и проявленный при этом героизм», указ от 10.03.1958, медаль № 10826).
Деликов Эрдни Теледжиевич
(22.11.1914 - 21.07.1942)
сержант
21 июля 1942 г. командовал расчётом ПТР 273-го кавалерийского полка (51-я армия), обороняя переправу через реку Дон в районе хутора Пухляковский (Ростовская область), обеспечив тем самым бесперебойную эвакуацию населения, скота и отход войск Южного фронта (подбил 3 броневика и 4 а/м). Был смертельно ранен (осколком авиационной бомбы ему оторвало ногу), но продолжал сражаться (награждён «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм», указ от 31.03.1943, посмертно).
Манджиев Лиджи Исмаилович
(27.09.1919 - 30.03.1985)
сержант
В ночь с на 27 сентября 1943 г. с орудийным расчетом одним из первых форсировал реку Днепр в районе села Губенское (Запорожская область). При налёте авиации противника организовал стрельбу по пикирующим самолётам. Когда был подожжён катер, сумел отцепить его, тем самым предотвратил пожар парома и спас команду катера. В бою за плацдарм его орудийный расчёт отразил 13 контратак врага. В критический момент боя первым поднялся в атаку и увлёк за собой остальных, был ранен в голову, но поле боя оставил только по приказу командира (награждён указом от 19.03.1944, медаль № 8598).
Сельгиков Михаил Арыкович
(17.12.1920 - 16.05.1985)
старший лейтенант
С декабря 1941 г. - участник партизанского движения (партизанский отряд имени Д. А. Фурманова, действовал на Брянщине), был заместителем командира по разведке и диверсиям, под его руководством проведён ряд успешных боевых операций. Лично подорвал 6 вражеских эшелонов, 2 железнодорожных моста (награждён указом от 08.05.1965, медаль № 10702).
Хечеев Биембель Манджиевич
(26.12.1917 - 10.07.1954)
гвардии лейтенант
30 апреля 1945 г. на подступах к городу Фривак (Германия) первым со своим взводом переправился через канал Хафаллендитер-Гроссер. Захватив выгодные позиции, обеспечил переправу основных сил полка, одновременно отбивая контратаки противника. В ходе дальнейшего наступления во главе взвода выдвинулся к траншеям врага и личным примером поднял бойцов в атаку, штурмуя населенный пункт Бредиков (уничтожено десятки солдат и офицеров, подавлено 10 огневых точек противника) (награждён указом от 15.05.1946, медаль № 2877).

Калмыцкий участок фронта. Боевые действия на территории Калмыцкой АССР происходили в период с августа 1942 г. по январь 1943 г. и имели специфический характер, сходный с характером военных действий на североафриканском театре . Линия фронта здесь не была сплошной, театр военных действий представлял собой две зоны, одну - оккупированную германскими войсками (16-я моторизованная дивизия - автономное соединение, входящее в группу армий «А»), и вторую - под советским контролем (28-я армия - наспех объединённые, необстрелянные формирования в составе Сталинградского фронта). Границей между ними были простирающиеся на многие сотни километров степи и полупустыни (кроме небольшого участка у Хулхуты) с отсутствием естественных укрытий и малым количеством источников пресной воды. Длительное время боевые действия сводились к тому, что противники, опираясь на отдельные пункты, совершали диверсионные набеги на коммуникации и базы друг друга. :5-6

Калмыцкий участок фронта находился на стыке между Сталинградским и Кавказским направлениями и являлся второстепенным, обе противоборствующие стороны неактивно использовали его просто из-за нехватки сил. Стратегическая его важность заключалась в том, что если бы фашистским войскам удалось прорваться на Астрахань (например, направив сюда не одну, а 2-3 моторизованные дивизии, пока направление не было прикрыто гвардейской 34-й стрелковой дивизией), то последствиями была бы потеря волжской водной и ж/д трассы, по которой с Северного Кавказа и Закавказья поставлялось важнейшее для промышленности и транспорта СССР сырьё (в тот период добыча в этих регионах нефти - 86 %, газа - 65 %, марганца - 56 %). Серьёзной ошибкой германского ОКВ был план «Фишрейтер» («Серая цапля»), предусматривающий захват Астрахани не с запада из Калмыкии, а с севера из предполагаемого захваченного Сталинграда. :7-8, 23

Хронология боевых действий
1942 г.
июль
август

Следствием репрессий стала гибель свыше 1/3 выселенного народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры.

Административно-территориальные изменения. Переселения.

На протяжения XX в. в области проживания большей части калмыков (Нижнем Поволжье) была создана, переформирована, упразднена и снова восстановлена калмыцкая автономия в составе СССР (РСФСР), а позже РФ.

Дата Основные события
1917 г.
  • 25 марта калмыцкие нойоны и зайсанги созвали съезд представителей калмыцкого народа в Астрахани, который ходатайствовал перед Временным Правительством России о создании калмыцкого казачьего войска и автономии калмыцкого народа.
  • 1 июля решением Временного Правительства была образована «Степная Область калмыцкого народа» .
  • В сентябре создано отдельное Калмыцкое казачье войско.
1920 г.
1925 г.
  • 25 мая от Калмыцкой АО отчуждён Ремонтненский уезд (Калмыцкий район) в пользу Сальского округа (позже Калмыцкий район отошёл к Ростовской области).
1935 г.
  • 20 октября Калмыцкая АО преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику (Калмыцкая АССР).
1943 г.
  • Территория Калмыцкой АССР освобождена от частичной германской оккупации.
  • Органы государственной власти и автономия не были восстановлены, так как в декабре Указом Президиума Верховного Совета СССР Калмыцкая АССР упразднена и её территория присоединена к Астраханской области (город Элиста был переименован в Степной).
  • 28 декабря - 31 декабря значительная часть калмыков была депортирована в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая (операция НКВД «Улусы», под руководством Б. З. Кобулова и И. А. Серова).
1957 г.
1958 г.
  • Восстановлен статус Калмыцкой АССР.

Правительство (правители). Политика. Законодательство.

Дата Основные события
1937 г.
  • 23 июня принята Конституция Калмыцкой АССР.
-78 гг.
  • Главой Калмыцкой АССР был, участник Великой Отечественной войны , военачальник, Герой Советского Союза Б. Б. Городовиков .
1990 г.
  • В октябре Калмыцкая АССР была переименована в Калмыцкую ССР, получившей некоторый суверенитет .
1991 г.
  • 26 апреля принят закон «О реабилитации репрессированных народов».
  • 18 октября принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий»
1992 г.
  • 31 марта Калмыцкая ССР переименована в Республику Калмыкию - Хальмг Тангч.
1993 г.
  • 11 апреля К. Н. Илюмжинов избран первым президентом Республики Калмыкия (1-й срок).
  • 12 апреля Калмыкия стала президентской республикой.
1994 г.
  • 5 апреля Республика Калмыкия приняла Степное Уложение (Конституцию) .
  • Со стороны калмыцкой администрации в лице президента Республики Калмыкии последовал добровольный отказ от суверенитета.
1995 г.
  • 15 октября К. Н. Илюмжинов повторно избран президентом Республики Калмыкия на 7 лет (2-й срок).
  • Учрежден пост Полномочного представителя президента Российской Федерации в Республике Калмыкия.

Культура. Общество. Религия. Спорт.

Дата Основные события

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

Калмаки. Анализ источников позволяет сказать, что слово калмак, по-видимому, впервые появляется в «Зафар-наме» Шереф ад-дина Йезди, где пишется, что после изгнания ханов династии Юань из Пекина, в их владении остались только коренные области – Каракорум и Калмак. В той же летописи сообщается, что на приеме у амира Тимура, когда его ставка находилась в Отраре, среди иностранных послов был представитель от калмаков Тайзи- оглан – потомок Угедай-каана. В трудах Мирза Мухаммад Хайдара со ссылкой на более ранние источники отмечалось, что Чингис-хан свои исконные земли, состоящие из Каракорума и Калмака, передал Угедею. А из летописей Рашид-ад-дина известно, что Угедею достались земли от Кангая до Тарбагатая, т.е. бывшие владения найманов.

Следующие по времени сведения о калмаках содержатся в «Шаджарат ал-атрак» (родословие тюрков), составленном в 1457 г. где пишется, что святой Сейид-Ата всех подданных Султан-Мухаммед Узбек-хана, принявших ислам, «привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались… и остались там, стали называться калмак, что значит «обреченный оставаться». …По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там, – калмаками». Конфликт, возникший в Золотой Орде на религиозной почве, излагается в сочинении «Продолжение «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, написанном примерно в то же время: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясык) Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?» Он (Узбек) настаивал на своем, они же, вследствие этого, чувствовали к нему вражду и отвращение и старались устранить его…». В итоге, Узбек-хан, скрытно собрав войско, одержал победу над своими противниками. Имеется также короткое известие в сочинении Абд-ар-раззак Самарканди о прибытии в январе 1460 г. к хулагиду Абу-Са’ид хану в г. Герат послов из Калмыцкой земли и Дешт-и-Кипчака. В других источниках сообщается о крупном поражении, нанесенном в 1461–1462 гг. калымакским тайши Уз-Тимуром шайбаниду Абулхайр-хану. Некоторые подробности о взаимоотношениях моголов и калмаков (ойратов) приводятся в сочинении Мирза Мухаммад Хайдара «Та’рих-и Рашиди». Следующие сведения о калмаках и соседних с ними народах имеются в сочинении османского писателя Сейфи Челеби. Они в основном относятся к 50–70-м гг. XVI в. Страна калмаков, как он писал, «расположена на одной из сторон Хитая. Имя правителя Угтай, по прозванию Алтун». Итак, слово калмак (и его варианты) появилось в сочинениях мусульманских авторов не позднее конца XIV столетия. Для сравнения: в работах европейских путешественников 2-й половины XIII в. (Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло) употреблялись названия татар, монгол (моал) и также ойрат (в формах гориат, войрат), калмак не встречается. В географическом значении тюркский термин «кал-мак», в сочетании со словами «земля, становище», использовалось в отношении Улуса Угедея, куда входила территория Алтая, являющаяся прародиной древних тюркских племен. В этническом значении слово калмак первоначально применялось в отношении людей, живущих на исконной, коренной земле предков (Алтае-Кангае). В сочинениях мусульманских авторов оно использовалось также в отношении народов (племен), которые придерживались старых норм и обычаев, унаследованных со времен Чингис- хана. Так, в период обострения политической борьбы в Золотой Орде, это слово применялось к представителям старой степной аристократии. Примерно с середины XV в. термин калмак (калмык) закрепилось за ойратами и другими немусульманскими народами Джунгарии и соседних областей Монголии. В сочинениях российских авторов слово калмак (калмык) стало употребляться с XVI в. После основания городов Тобольска и Томска русские воеводы вступили в прямые контакты с ойратскими («калмакскими, зенгорскими») тайшами, кочевья которых доходили до низовья Иртыша и левобережья Оби. С тех пор в официальных российских документах в отношении верхне-обских теленгутов и других племен междуречья Оби и Иртыша стали использовать термины «белые калмаки» и «чёрные калмаки)». Белыми называли верхнеобских теленгутов, князья которых периодически заключали своеобразные военно-политические договора с западносибирскими воеводами, как с представителями «белого царя». После переселения в 1710-х гг. большинства при-обских теленгутов вглубь территории Джунгарского ханства стали использовать термины зенгорские (зонгарские) калмаки, зенгорские канкаракольские калмаки и т.п. После присоединения Горного Алтая к Российскому государству в 1756–1757 гг. алтайцы (теленгуты, уран-хайцы), бывшие джунгарские подданные, в официальных документах и литературе назывались алтайскими калмыками. Однако они себя продолжали называть теленгетами и ойротами, наряду с локально-территориальными наименованиями. Парадоксы истории Парадоксы истории таковы, что этноним калмыки (хальмг) закрепился за потомками торгоутов и дербентов, переселившихся в начале XVII в. с Джунгарии на Нижнее Поволжье. А, ёмким и овеянным славой, словом ойрат (ойрот) сейчас ни один народ себя официально не называет. Однако историческая память жива, и теперь под словом ойраты воспринимается этнокультурное сообщество ряда монголоязычных народов, живущих в Монголии, Китае и России.

Николай ЕКЕЕВ, директор Бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова», Республики Алтай, РФ

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.